| | Слайд | Виды работ | Ответы учеников |
I.Организационный момент. |
II.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. |
| - Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. | 1 | Беседа | Лента времени |
-Вспомните, на прошлом уроке мы с вами говорили о времени. Каком? | О прошлом |
- Да мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее. | |
-У вас на партах находится лента времени. На ленте времени правильно расположите таблички прошлое, настоящее, будущее. - Что такое настоящее? Будущее? Прошлое? - Поставьте человечка в то место на ленту времени, где мы с вами сейчас находимся. - Почему лента времени начинается с прошлого и устремляется в будущее? | Работа в парах (одна пара у доски) | |
- Можем ли мы с вами знать, что будет в будущем? | | Беседа | (Нет, можем только предположить) |
- А можем ли мы узнать, что было в прошлом? | (Да, изучив прошлое, мы можем узнать о нём) |
-Какая наука изучает людей в прошлом? | история |
- Люди, каких профессий изучают прошлое? | Археологи (занимаются раскопками); историки (изучают летописи) |
-Всегда ли наша страна была такой как сейчас? | нет |
-А как раньше жили люди? | Высказывания детей |
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и постараемся узнать о нём как можно больше. | |
III.Формирование новых знаний и умений |
| - Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока. | 2 | Беседа | «Как Русь начиналась» |
-Подумайте и скажите, что можно узнать, изучив прошлое? | Высказывания детей |
- А вы хотели бы больше узнать о наших предках, их жизни? | Высказывания детей |
- Тогда я предлагаю вам поработать над темой «Наши предки». | |
- Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время нашего урока. Используйте следующие вопросительные слова: КТО? были наши предки ГДЕ? они жили ЧЕМ? Занимались наши предки КАК? Жили наши предки КАКИЕ? Они были | 3 | Формулировка вопросов учащимися |
- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы. | |
IV. Открытие новых знаний |
1. | Кто были наши предки? | | Работа в группах | |
1-2 группы |
Вы узнаете, разгадав ребус. Корень от слова «Славный» Суффикс от слова «Ледяной» Окончание от слова «поле». | | | Славяне |
3 -4 группы |
Прочитайте в учебнике на стр. 107, 2 абзац | | | |
4 -5 группы | |
Прочитайте в словаре | |
- На какой вопрос мы нашли ответ? | | Кто наши предки? |
2. | Где жили наши предки? - В старину не было таких городов, как Санкт–Петербург, Москва, Новгород, Архангельск и др. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете и играете, некогда были непроходимые леса, топкие болота. Лишь местами по берегам рек возникали города да деревни. |
| 1 – 2 группы | | Работа в группах | |
| Где селились славяне? Прочитайте в учебнике на с. 108, 2 абзац | На высоких берегах больших озер и рек |
| 3 группы | |
| Представьте себя древними славянами, плывущими по реке. Выберите картинку, где жили славяне. Какое место вам кажется лучшим для поселения? Почему? | |
| 4 группа | |
| Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Из чего строили свои дома древние славяне? Изба – очень древний вид жилища. Наши предки строили дома из дерева, поскольку большая часть территорий древней Руси покрывали леса. А дерево как материал является достаточно прочным и долговечным и при этом легко поддаётся обработке. · Рубили избу из бревен, хорошо обструганных и пригнанных друг к другу. Использовались чаще всего деревья хвойных пород (сосна, ель) · Дом называли «срубом», потому что брёвна для него предпочитали именно рубить. Вот почему слово «рубить» в старину означало «строить» | Из леса |
| 5 группа | |
| -Зачем славяне строили большие заборы, выкапывали глубокий и широкий ров? Прочитайте в учебнике на с. 108, 3 абзац | Для защиты от врагов. |
| 6 группа | | |
| Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Из каких деревьев строили свои дома славяне? Изба – очень древний вид жилища. Наши предки строили дома из дерева, поскольку большая часть территорий древней Руси покрывали леса. А дерево как материал является достаточно прочным и долговечным и при этом легко поддаётся обработке. · Рубили избу из бревен, хорошо обструганных и пригнанных друг к другу. Использовались чаще всего деревья хвойных пород (сосна, ель) · Дом называли «срубом», потому что брёвна для него предпочитали именно рубить. Вот почему слово «рубить» в старину означало «строить» | | Сосна, ель |
| - На какой вопрос мы нашли ответ? | | Где жили наши предки? |
| Физминутка | | | |
3. | Чем занимались наши предки? Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности. Рассмотрите внимательно иллюстрации и постарайтесь найти ответ. |
| 1 группа | | Работа в группах | |
| -Подумайте, чем могли заниматься наши предки, если они жили по берегам рек? | | В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. |
| 2 группа | | | |
| - Подумайте, чем могли заниматься наши предки, если они жили в лесах? | | Охотой. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. |
| 3 группа | | | |
| - Подумайте, чем могли заниматься наши предки? | | Земледелие. Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали, после этого поле рыхлили, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. |
| 4 группа | | | |
| - Подумайте, чем могли заниматься наши предки? | | Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. |
| 5 группа |
| . - Подумайте, чем могли заниматься наши предки? | | | В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). |
| 6 группа | | | |
| - Подумайте, чем могли заниматься наши предки? | | | Скотоводством. Они разводили овец, коров, свиней, лошадей |
| - На какой вопрос мы получили ответ? | | | Чем занимались наши предки? |
VI. Физминутка - игра |
| - Чем же ещё занимались наши предки? Я предлагаю вам сейчас со мной сыграть в игру «Занятия славян». Правила: я называю вид деятельности, а вы хлопаете в ладоши, если наши предки могли этим заниматься; если - не могли, то руки у вас остаются на коленях. (ШИТЬ, ИГРАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ, ЛЕПИТЬ ПОСУДУ, ГОТОВИТЬ ПИЩУ, ЛЕТАТЬ НА САМОЛЁТЕ, ДОИТЬ КОРОВУ, РУБИТЬ ДРОВА, СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С ДИСКА, ПЛЯСАТЬ, ПЕТЬ ПЕСНИ, ВОДИТЬ ХОРОВОДЫ, РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ) | | | |
4 | Как жили наши предки? Прочитаем на с. 107 – 108 учебника, последний абзац. | | | Как жили? (племенами). Что такое племя? (большие объединения людей). Кто стоял во главе племени? (вождь) Какие вопросы решал вождь? (он судил соплеменников и возглавлял племе во время военных походов) |
| -На какой вопрос мы получили ответ? | | | КАК жили наши предки славяне? |
5 | Какими были славяне? Каждый из вас понимает, что значит слава, славный, прославленный, славно. Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу |
| Предлагаю вам ответить на этот вопрос. Перед вами таблица. В первом столбике характеристика качеств славян. А второй столбик– качества славян. На отдельных листочках лежат возможные варианты ответов. Попробуйте выбрать правильный ответ для каждой группы и приклеить его в соответствующую ячейку. | | Работа в группах | |
| Характеристика качеств славян | Качества славян | Славяне были известны как хорошие воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Они бились до последней капли крови. О каких качествах славян говорится? | Храбрость Смелость Терпеливость | Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша. Назовите качество, которым обладали славяне. | Сообразительность. | Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки. О каком качестве славян здесь говорится? | Гостеприимство | Даже пленных они не превращали в рабов, а заставив их отработать несколько лет, отпускали домой. | любовь к свободе. | | | |
| - На какой вопрос мы получили ответ? | | | КАКИМИ были славяне? |
VII. Итог урока |
| Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Но можно узнавать о прошлом, изучив историю. Ведь история объясняет, что происходило очень давно и недавно, как жили люди в разные времена, как изменялась их жизнь. Сегодня на уроке мы изучали историю и узнали о жизни наших предков в давние времена. | | | |
VIII. Рефлексия |
| Поднимите руку, кто может сказать, что узнал сегодня на уроке что-то новое? А, кто из вас, ребята, хочет нам рассказать, что именно новое или интересное он узнал? | | | |
IX. | Домашняя работа. | | | |
| Как одевались древние славяне? |
| У. с.107-108, прочитать |