Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | - Доброе утро, ребята! Садитесь. У нас урок окружающего мира. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик. Молодцы! | Настраиваться на работу. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
2. Актуализация знаний. | Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов) - О каком храме говорится в стихотворении Смирнова? - Как вы думаете, какую роль играет человек в этом храме природы? (он является частью природы) - О чем просит поэт? (не осквернять природу) Другими словами он просит ее беречь. - Назовите тему нашего урока. (Тема урока: Как сберечь природу России) | Актуализировать знания | Познавательные – Строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные - уметь слушать и слышать. |
3. Постановка учебной задачи и ее решение | - Оказывает ли влияние деятельность человека на природу? Посмотрите на слайд и сделайте вывод (вырубка лесов, мусор, перепашка земель) - Нередко человек отрицательно влияет на природу. Из – за этого возникают экологические проблемы в каждой природной зоне. - Давайте вспомним, что такое экология? (это наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком) - Если человек бездумно будет использовать богатство лесов, степей, водоёмов, полезных ископаемых, последствия будут печальными. На протяжении нескольких уроков мы с вами заглядывали в разные уголки нашей страны, изучая природные зоны. Мы увидели, что существуют различные нарушения в жизни природы каждой зоны, а значит, и разные экологические проблемы России. - Сформулируйте цель нашего урока? (какие экологические проблемы есть в России в разных природных зонах) | Отвечать на вопросы учителя. Формулировать тему и цель урока. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | - Давайте рассмотрим экологические проблемы в каждой природной зоне. - Для этого мы объединились в группы. И теперь вы не просто ученики, а юные экологи. У каждой группы лежит листок, на котором дана схема и название природной зоны. Как называется схема на листке? Голова – это проблема. На верхних косточках мы будем фиксировать причины, которые привели к проблеме. На нижних косточках факты, подтверждающие эти причины. Хвост – это вывод, решение экологической проблемы. - Все записи должны быть краткими, точными и отображать только суть понятий. - Не забываем о правилах работы в группе. Вы должны выбрать руководителя группы, текст читает каждый с. 110 - 113, а затем вы заполнение схемы. - Перед выступлением каждой группы вы должны будете догадаться об экологических проблемах, какой природной зоны пойдет речь. (Игра «Угадай природную зону») - Эта зона находится в Севером Ледовитом океане и на островах, которые покрыты льдами. Здесь из растений встречаются мхи и лишайники. Животных этой зоны кормит море и они все практически хищники (Зона Арктических пустынь) Покажите ее на карте. - Выступает первая группа. Проблема: Экологические проблемы Арктики. Причины и факты: Разлив нефти и мазут – загрязнение северных морей; браконьерство – гибель животных. Вывод: беречь зону Арктических пустынь. - Год этой природной зоны делится на две части: мокрую и снежную. Здесь растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. (Тундра). Покажите на карте. - Выступает вторая группа. Проблема: Экологические проблемы Тундры. Причины и факты: добыча нефти – загрязнение окружающей местности; использование вездеходов и тракторов – разрушение почвы, гибель растений; браконьерство – гибель животных. Вывод: беречь зону тундры. | Ответы на вопросы Работа в группах Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений) | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя. |
5. Физ. Минутка | Мы работаем отлично, Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
6. Первичное усвоение новых знаний. | - Следующая природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Очень разнообразен животный и растительный мир. (Зона лесов) Покажите ее на карте. - Выступает третья группа. Проблема: Экологические проблемы зоны лесов. Причины и факты: вырубка леса – захламляется местность, образование болот; лесные пожары – гибнут животные и растения, гибель растений; браконьерство – гибель животных; мусор – загрязнение окружающей местности. Вывод: беречь зону лесов. - Эта зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. Там находятся самые плодородные почвы – чернозёмы. (Это степи). Покажите на карте. - Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды. (Зона пустынь). Покажите на карте. - Какая зона находится южнее зоны степей? (Зона пустынь) Покажите ее на карте. - Выступление четвертой группы. Проблема: Экологические проблемы Степей и пустынь. Причины и факты: распашка земель – гибнут растения и животные; перевыпас – гибнут растения, становится больше подвижных песков, опустынивание; браконьерство – гибель животных; неумелое орошение – накапливаются соли в почве. Вывод: беречь зоны степей и пустынь. - Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. Там не бывает такого количества снега, как у нас и таких долгих морозов и метелей. Солнце за лето нагревает море, а затем зимой море отдаёт побережью тёплый воздух (Субтропические леса) Покажите ее на карте. - Выступает пятая группа. Проблема: Экологические проблемы субтропической зоны. Причины и факты: незаконная вырубка горных лесов – нарушение экологического равновесия; сточные воды – загрязнение водоемов; браконьерство – гибель животных; мусор - загрязнение окружающей местности. Вывод: беречь зону тундры. - Молодцы! - Подумайте, как решить данные экологические проблемы каждой природной зоны. | Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений). | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя. |
7. Первичное закрепление | - Наш урок подходит к завершению. Вы поработали отлично. Давайте с вами вернемся к цели нашего урока. - Мы достигли цели? (Мы выяснили какие экологические проблемы встречаются в каждой природной зоне) - С чем связаны экологические проблемы природных зон? (с деятельностью человека) - Каким природным зонам особенно угрожает загрязнение окружающей среды, а каким перевыпас и опустынивание? - Какие меры по охране природы необходимы для решения этих проблем? Какие проблемы существуют в нашем крае? | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
8. Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Творческое задание: подготовить небольшое сообщение об экологических проблемах нашего края и как вы можете поучаствовать в их решении. Учебник с. 110-113, вопросы. | Записывают Д/З | |
9. Рефлексия | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. | Отвечать на вопросы учителя. Формулировать тему и цель урока. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |