СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Как сберечь природу России» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Как сберечь природу России» 4 класс»

Технологическая карта урока


Учитель:

А.В.Сысоева

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

Тема урока:

«Как сберечь природу России»

Тип урока по ФГОС

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока:

обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать; выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.



Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

- Доброе утро, ребята! Садитесь. У нас урок окружающего мира. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик. Молодцы!

Настраиваться на работу.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

2. Актуализация знаний.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

- О каком храме говорится в стихотворении Смирнова?

- Как вы думаете, какую роль играет человек в этом храме природы? (он является частью природы)

- О чем просит поэт? (не осквернять природу) Другими словами он просит ее беречь.

- Назовите тему нашего урока. (Тема урока: Как сберечь природу России)


Актуализировать знания


Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные - уметь слушать и слышать.


3. Постановка учебной задачи и ее решение


- Оказывает ли влияние деятельность человека на природу? Посмотрите на слайд и сделайте вывод (вырубка лесов, мусор, перепашка земель)

- Нередко человек отрицательно влияет на природу. Из – за этого возникают экологические проблемы в каждой природной зоне.

- Давайте вспомним, что такое экология? (это наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком)

- Если человек бездумно будет использовать богатство лесов, степей, водоёмов, полезных ископаемых, последствия будут печальными. На протяжении нескольких уроков мы с вами заглядывали в разные уголки нашей страны, изучая природные зоны. Мы увидели, что существуют различные нарушения в жизни природы каждой зоны, а значит, и разные экологические проблемы России.

- Сформулируйте цель нашего урока? (какие экологические проблемы есть в России в разных природных зонах)

Отвечать на вопросы учителя.















Формулировать тему и цель урока.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте рассмотрим экологические проблемы в каждой природной зоне.

- Для этого мы объединились в группы. И теперь вы не просто ученики, а юные экологи. У каждой группы лежит листок, на котором дана схема и название природной зоны. Как называется схема на листке?

Голова – это проблема. На верхних косточках мы будем фиксировать причины, которые привели к проблеме. На нижних косточках факты, подтверждающие эти причины. Хвост – это вывод, решение экологической проблемы.

- Все записи должны быть краткими, точными и отображать только суть понятий.

- Не забываем о правилах работы в группе. Вы должны выбрать руководителя группы, текст читает каждый с. 110 - 113, а затем вы заполнение схемы.

- Перед выступлением каждой группы вы должны будете догадаться об экологических проблемах, какой природной зоны пойдет речь. (Игра «Угадай природную зону»)

- Эта зона находится в Севером Ледовитом океане и на островах, которые покрыты льдами. Здесь из растений встречаются мхи и лишайники. Животных этой зоны кормит море и они все практически хищники (Зона Арктических пустынь) Покажите ее на карте.

- Выступает первая группа.

Проблема: Экологические проблемы Арктики.

Причины и факты: Разлив нефти и мазут – загрязнение северных морей; браконьерство – гибель животных.

Вывод: беречь зону Арктических пустынь.

- Год этой природной зоны делится на две части: мокрую и снежную. Здесь растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. (Тундра). Покажите на карте.

- Выступает вторая группа.

Проблема: Экологические проблемы Тундры.

Причины и факты: добыча нефти – загрязнение окружающей местности; использование вездеходов и тракторов – разрушение почвы, гибель растений; браконьерство – гибель животных.

Вывод: беречь зону тундры.


Ответы на вопросы


















Работа в группах




Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений)

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

5. Физ. Минутка

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное усвоение новых знаний.

- Следующая природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Очень разнообразен животный и растительный мир. (Зона лесов) Покажите ее на карте.

- Выступает третья группа.

Проблема: Экологические проблемы зоны лесов.

Причины и факты: вырубка леса – захламляется местность, образование болот; лесные пожары – гибнут животные и растения, гибель растений; браконьерство – гибель животных; мусор – загрязнение окружающей местности.

Вывод: беречь зону лесов.

- Эта зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. Там находятся самые плодородные почвы – чернозёмы. (Это степи). Покажите на карте.

- Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды. (Зона пустынь). Покажите на карте.

- Какая зона находится южнее зоны степей? (Зона пустынь) Покажите ее на карте.

- Выступление четвертой группы.

Проблема: Экологические проблемы Степей и пустынь.

Причины и факты: распашка земель – гибнут растения и животные; перевыпас – гибнут растения, становится больше подвижных песков, опустынивание; браконьерство – гибель животных; неумелое орошение – накапливаются соли в почве.

Вывод: беречь зоны степей и пустынь.

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. Там не бывает такого количества снега, как у нас и таких долгих морозов и метелей. Солнце за лето нагревает море, а затем зимой море отдаёт побережью тёплый воздух (Субтропические леса) Покажите ее на карте.

- Выступает пятая группа.

Проблема: Экологические проблемы субтропической зоны.

Причины и факты: незаконная вырубка горных лесов – нарушение экологического равновесия; сточные воды – загрязнение водоемов; браконьерство – гибель животных; мусор - загрязнение окружающей местности.

Вывод: беречь зону тундры.

- Молодцы!

- Подумайте, как решить данные экологические проблемы каждой природной зоны.

Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений).

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

7. Первичное закрепление

- Наш урок подходит к завершению. Вы поработали отлично. Давайте с вами вернемся к цели нашего урока.

- Мы достигли цели? (Мы выяснили какие экологические проблемы встречаются в каждой природной зоне)

- С чем связаны экологические проблемы природных зон? (с деятельностью человека)

- Каким природным зонам особенно угрожает загрязнение окружающей среды, а каким перевыпас и опустынивание?

- Какие меры по охране природы необходимы для решения этих проблем?

Какие проблемы существуют в нашем крае?

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.

8. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Творческое задание: подготовить небольшое сообщение об экологических проблемах нашего края и как вы можете поучаствовать в их решении. Учебник с. 110-113, вопросы.

Записывают Д/З


9. Рефлексия

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке.


Отвечать на вопросы учителя.


Формулировать тему и цель урока.


Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!