СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как сердцу высказать себя" .Подготовка к сочинению по картине Ф.А.Васильева "Мокрый луг"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок учит словесному описанию картины, формирует восприятие произведений искусства.

Просмотр содержимого документа
«"Как сердцу высказать себя" .Подготовка к сочинению по картине Ф.А.Васильева "Мокрый луг"»

Методическая разработка урока развития речи

(Подготовка к сочинению по картине Ф.А Васильева « Мокрый луг»)



Разработала:

Учитель русского языка и литературы МКОУ

«Червленно- бурунская сош им. З.М.Акмурзаева»

Акмурзаева У.А.

Цели и задачи урока:

Образовательные: - активизировать познавательный интерес учащихся; - расширить навыки описания картины;

Обучающие: постепенно приобщать учащихся к миру искусства, формировать художественный вкус: Воспитательные: -развивать черты прекрасного в духовном облике ребенка, привить любовь к живописи

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. ---- Ребята. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Поддержите друг друга, обогрейте взглядом. Подарите радость общения словами и без слов…(Звучит музыка И.Крутого «Зеркало души») - Я думаю, что музыка известного всем композитора И.Крутого не оставила вас равнодушными и оказала на вас глубокое эстетическое воздействие. Откройте черновики. Напишите число и тему урока.

2. Эпиграф к уроку (на экране интерактивной доски)- слайд №3.

Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.

Леонардо да Винчи.

- Осознание любого вида искусства может произойти в результате глубокого переживания произведения. Для того, чтобы лучше понять высказывание Леонардо да Винчи, попытаемся объяснить тезисы ( слайды 1 и 2). - Согласны вы с его словами? Докажите тезис, используя наборы, изображенные на экране. ( Художник благодаря краскам создает шедевр живописи. Писатель с помощью слов пишет художественное произведение. А композитор посредством нот сочиняет музыку. Можно написать картину с помощью кисти, а можно описать ее словами.)

3. Первичная проверка понимания цели урока. Формулировка цели.

- Какая важная задача стоит сегодня перед нами? ( Информацию, переданную на языке живописи, мы должны перевести на язык словесный, т.е. от одной знаковой системы перейти к другой.) - А вы пробовали переводить с языка одного искусства на другой? ( Да. Рисовали иллюстрации к изученным произведениям, описывали картины.) - Об этом свидетельствуют ваши рисунки, посредством которых вы выразили свое



2

отношение к дождю. ( На экране демонстрируются работы ребят на тему « Дождь и мое настроение»)

- Что можно сказать о вашем отношении к дождю? ( Каждый из нас постарался передать свое отношение к дождю. У большинства он вызывает положительные эмоции, несмотря на то, что доставляет некоторые неприятности. )

-Как бы то ни было, независимо от всего, мы ласково называем его « дождик», « дождичек». И тогда слово « оживает». И в каждом из дождей заключается своя поэзия.

- А известно ли вам, что Б. Пастернак считал, что «после дождя приходит вдохновение», а Марина Цветаева говорила, что «дождь успокаивает и излечивает душевные раны»? Сегодня мы с вами попытаемся определить, какое воздействие оказывал дождь на художника Федора Васильева.

4. Актуализация знаний. Словарная работа.

- Заглянем в толково-сочетаемостный словарь живописи ( слайд №4)

Колорит, свет, цвет, тон, композиция, антитеза, контраст.

-Подберите синонимы к словам : картина ( полотно, работа, шедевр, произведение искусства,холст)

Художник ( автор, живописец, мастер )

-Какие тона мы называем «теплыми»? ( все оттенки красного цвета)

А какие «холодными»? ( все оттенки синего)

-Что мы называем контрастом? (Противопоставление)

-Что такое композиция произведения? ( Это его построение)

5. Работа по картине Ф.А. Васильева « Мокрый луг». (на ИД репродукция картины)

- Как вы думаете, почему картина так названа?

- Какой ключевой вопрос можно поставить к картине? ( Что рассказал нам художник о себе? Каково его личностное отношение к миру?)

- Что может служить объектом описания? ( Человек, животное, памятники архитектуры, природа)

- Как называется жанр искусства, в котором предметом изображения является природа? (Пейзаж)

3

- В каких еще видах искусства мы можем увидеть пейзаж? ( В музыке, литературе)

6. Релаксация. (Под музыку Шопена « Вальс дождя» ученики знакомятся с другими произведениями художника Ф.Васильева. Слайды 5-12)

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

7. Исследовательская работа ( Ученик рассказывает краткую биографию художника. На экране портрет живописца Ф. Васильева.)

-Обратите внимание на глаза портретируемого. Не кажется ли вам, что в них угадывается трагический знак судьбы? Болезнь черным крылом уже коснулась юноши. Туберкулез. Тогда еще неизлечимая болезнь. Вот почему вынужден был художник покинуть родных, друзей и отправиться в Крым. После непродолжительного улучшения Ф. Васильев окажется в таком состоянии, что врачи запретят ему передвигаться по комнате, писать картины. В 23 года, оставив миру свои холсты, он уйдет из жизни. За два последних года он создаст столько картин, сколько не сделает ни один здоровый художник.

8. Работа по содержанию картины «Мокрый луг»( на экране изображение картины)

-Как вы думаете, почему художник назвал свою картину « Мокрый луг»? (Потому что дождь уже прошел)

-Какой формат он выбрал? (Горизонтальный)

- С какой целью он это сделал? ( Чтобы передать ширь русского пейзажа).

- Да, ребята, русская равнина продиктовала художнику и большие размеры холста- 70х114 см.

-Что прежде всего привлекает в пейзаже? ( Светлое пятно, сдвинутое влево)

- А что составляет центр картины? ( Сверкающая гладь, в которой отражается небесный свет.)

- Почему это сверкающее, золотистое пятно нам кажется светлым? Какой закон света и тени проявляется при этом? ( Потому что это пятно обрамляют темные пятна, земля, высокий берег, трава. Художник применил закон контраста, т.е. противопоставления)

- Назовите приметы дождя.(Гром, молния, ласточки низко летают. Серп луны расположен так, что на нем не удержится ведро – к дождю – народная примета).

-С чем ассоциируется у вас слово «дождь»?

-А какие бывают дожди?( грибной дождь ,спорый дождь, слепой дождь, косой дождь, кислотный дождь).

4

- Охарактеризуйте коротко каждый из этих дождей.

-А что такое кислотный дождь? Почему он так называется?

- Некоторые считают, что дожди, кроме неприятностей, неудобств, ничего не приносят. Как бы то ни было, независимо от всего, дождь ласково называют «дождик», «дождик собрался». И тогда слово оживает. Ведь в каждом из этих дождей заключается своя поэзия…

- Дома вы должны были выучить небольшие стихотворения о дожде. Эти слова вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.

- Что может быть объектом описания? (человек, животное, памятник, архитектурное сооружение, природа ).

- А как называется жанр искусства, в котором предметом изображения является природа? (пейзаж)

- Давайте послушаем, как композиторы с помощью звуков передают свое восприятие дождя. Заодно посмотрим, что больше всего любил изображать на своих полотнах художник Ф.А. Васильев. (На фоне музыки Шопена « Вальс дождя» ребята рассматривают картины Ф.А. Васильева, посвященные дождю )- слайды 5-13.

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

- Какую картину рисует ваше воображение?

6. Беседа по выставке рисунков учащихся на тему « Дождь и моё настроение».

- Чем вы любите заниматься в дождливую погоду?

7. Творческая группа ребят должна была подготовить небольшое сообщение о художнике. (ученики рассказывают о художнике). – слайд 4 – портрет художника Ф.А. Васильева .

- Ребята, Ф.А. Васильев прожил всего 23 года, но за свою короткую жизнь он оставил миру огромное количество полотен. Его картины и по сей день волнуют души людей. Тяжело больной , он за последние 2 года своей жизни написал столько работ, сколько не смог бы сделать вполне здоровый художник.

- Давайте вернемся к нашему ключевому вопросу и напишем в черновиках ваше первое впечатление о картине. Конечно, репродукция – это всего лишь бледный отпечаток, но и по нему можно судить о достоинствах картины.

- Какой формат выбрал художник для своей работы? ( Горизонтальный )

- С какой целью он это сделал? (Чтобы передать ширь русского пейзажа.)

5

-Что прежде всего привлекает в пейзаже?

- Какова его композиция ?( т.е. построение)(Светлое пятно, несколько сдвинутое влево. Центр картины - сверкающая гладь, в которой отражается небесный свет.

- Почему это сверкающее золотистое пятно кажется нам светлым? ( Потому что справа, слева, снизу его обрамляют темные пятна : земля, трава, высокий берег.)

- Какой закон света и тени проявляется при этом? (Закон контраста, т.е. противопоставления)

- Как в литературе называется такой прием? ( Антитеза)

- Великая тайна неба всегда волновала живущих на земле. Его сложная жизнь. Его подвижная красота. А какая часть картинного пространства отдана небу: большая или меньшая? ( Большая)

- Почему? ( Небо дает земле свет, и в этом его величие)

- Удалось ли художнику изобразить движение неба? ( Да. Туча как будто уходит за пространство картины, уходит гроза, но небо еще бурлит, кипит, кажется, что еще слышны раскаты грома).

-Какая часть картины наиболее кажется напряженной? ( Та часть, где изображено небо)

-Можно сказать, что жизнь неба и земли противопоставлены? (Да)

- Но Ф. Васильев нашел в ней гармонию, чистоту, согрел и одухотворил глубоким чувством.

- Что составляет зрительный центр картины? ( Тень могучих деревьев, два развесистых дерева в глубине широкой низины, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь. О задуманном сюжете художник писал своему учителю Крамскому : «Я желаю изобразить утро над болотистым местом. Впрочем, не думайте, что это настоящее болото, - нет, настоящее - то впереди, а это только приготовления. О болото, болото! Если бы вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия!... »

- Каково личностное отношение художника к миру? ( Художник очень хотел быть понятым. Он хотел, чтобы зритель мысленно мог « войти » в картину, ощутить себя внутри пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны)

- Вот поэтому – то он просил Крамского позаботиться о том , чтобы посланная на конкурс картина была повешена точно по указанной линии: тогда столь тщательно прописанные им предметы становятся для зрителя близкими и почти реальными. )

6

- Представим, что мы стоим здесь, на мокром лугу, и вдыхаем свежий, влажный воздух…

Нет, не вместе, коллективно, а каждый, в одиночку пришел сюда.

Куда ты встал? Что чувствуешь? А на душе как? ПОСЛУШАЙ СЕБЯ…

Ступить негде. Везде вязко, сыро, грязно.

А НА ДУШЕ КАК? Неспокойно.

-Художник завлекает нас в пространство, зеркало воды завораживает, притягивает. Глаз скользит по световой дорожке .

- А вдруг резкое движение? ( Путь преграждает темная полоса, отсекающая свет : справа, слева, снизу, сверху – повсюду темная полоса.)

-А вода какая? (Вода стоячая, неподвижная)

-Место какое? Есть кто – нибудь? (Никого. Место безлюдное. Болото.)

-Каково человеку здесь? (Неуютно, одиноко здесь человеку…)



9..Заключение.

- Так что же рассказал нам художник о мире и о себе ? ( Чувства Ф.А. Васильева противоречивы ).

- Что он чувствует с одной стороны? ( Силу жизни, проявляющуюся в свете, жизнь неба в движении от мрака к миру).

- А с другой стороны? ( Сжимающие тиски тьмы, существование природы самой по себе , без человека, над человеком).

- А может художник так понимал Россию, ее проблемы? А может здесь отразился дух смертельно больного человека, жаждущего жизни? А может и то, и другое? Каждый из нас по – своему воспринимает мысли и чувства художника.

- А НА ЧТО ОТКЛИКНЕТСЯ ВАША ДУША?

Художник, творящий в области искусства, имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. Однако истинный мастер сумеет через это остановленное мгновение показать жизнь в ее естественном течении, измерении, и зритель , рассматривая картину, угадывает, что было ДО и ПОСЛЕ изображенного временного отрезка. Главное – увидеть и почувствовать красоту.



7

Великий педагог В.Сухомлинский так определял красоту: « Красота – это чудо. Нет. Красота – это совершенство. Тоже нет. Красота – это истина. Вот точно: красота – это любовь!»

А впрочем, что такое красота? Художник своей картиной утверждает свое понимание красоты. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов…

ОСТАНОВИСЬ И ТЫ ПЕРЕД ЭТОЙ КРАСОТОЙ – И В ТВОЕМ СЕРДЦЕ РАСЦВЕТЕТ БЛАГОРОДСТВО !

10. Работа с алгоритмом сочинения. (Слайд № 18)

- Ребята. Что помогает нам писать любое сочинение?

- Из каких частей состоит сочинение?

- Что такое идея произведения?

10.Советы (слайды 25,26)

- Попробуйте и вы записать свои чувства, мысли, представить «свой» дождь. Да, дождь у каждого свой! Как нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет людей с одинаковым восприятием дождя, тяжелых капель, зонтика на антресоли, детских босых ног в лужах…

11. Составление синквейна со словом «картина».

( Вспоминаем, что такое «синквейн»)

12. Итог урока. Рефлексия. ( Работа с карточками самооценки)

- Ребята, вам осталось домыслить идею художника Ф.А.Васильева . Вы можете выразить ее в форме ассоциации, описания, этюда. Думаю, вполне возможно, что ваши мысли совпадут со словами Марии Дубровиной :

Дожди, как жизнь, всегда разнообразные,

Нет в жизни одинаковых путей.

Как судьбы у людей такие разные,

Так и характер разный у дождей…

- А какой он, ваш дождь? Я хочу, чтобы он был теплым, добрым , согревающим…

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!