Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников
с разным типом мотивации к учебе
В плане текущего контроля на учебный год есть новинка – раздел для работы с разномотивированными учениками. По такому плану вы сможете в вашей школе реализовать федеральный проект «Успех каждого ребенка» как часть нацпроекта «Образование». Также в плане текущего контроля учтены все последние требования Рособрнадзора, в том числе оценка качества по заданиям PISA и TIMSS, а также новые НИКО, ВПР, ГИА.
Чтобы все ученики успешно освоили образовательную программу, в плане текущего контроля по четвертям учитывайте разную мотивацию школьников. Включите в план новые задачи: подготовку к оценке качества по заданиям PISA и TIMSS, к ОГЭ, задания для которого впервые будут по ФГОС, к ЕГЭ, НИКО и подготовку новых классов к ВПР. Не забудьте и традиционные задачи: проверить готовность к итоговым собеседованию и сочинению, к олимпиадам.
В I четверти проконтролируйте, как школьники готовы к новой оценке качества и НИКО
В план на I четверть внесите новые задачи – подготовку учеников к тестам PISA и TIMSS, к НИКО. Из традиционных ежегодных задач – провести работу со школьниками по итогам стартовых диагностик.
Новая оценка качества по заданиям PISA и TIMSS
С 2019 года Рособрнадзор обязал школы участвовать в оценке качества по модели PISA и TIMSS. Запланируйте мероприятия, чтобы проверить математическую, читательскую и естественно-научную грамотность.
Что включить в план текущего контроля:
Работа с высокомотивированными учениками - Понаблюдайте на уроках, как 15-летние школьники анализируют сложную информацию из разных источников, разрабатывают план, работают с гипертекстовым документом, опираются при анализе текста на внетекстовые знания.
Работа с низкомотивированными учениками - Предложите учителям научить школьников выполнять одношаговые процедуры: распознать факты, термины, найти единственную точку с нужной информацией на графике или в таблице, оценить содержание текста с помощью закрытых вопросов с выбором ответов.
Предусмотрите проверочную работу с заданиями по модели PISA и TIMSS прошлых лет (centeroko.ru, fioco.ru/примеры-задач-pisa). Пока заданий для новой оценки качества нет. Но их готовит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит PISA, по договору с Рособрнадзором. Задания разрабатывают в формате PISA-for-Schools, то есть PISA для школ. Подготовьте педагогов к новой оценке качества. Воспользуйтесь инфографикой и тремя картами контроля.
Спланируйте подготовку к новой оценке качества по картам контроля (см. папки)
Естественно-научная грамотность
Математическая грамотность
Читательская грамотность
НИКО по технологии для учеников 5, 8-х классов
Если школа попала в выборку НИКО, то в начале октября срочно проверьте уроки технологии. У вас есть еще полмесяца, чтобы подготовить учителей и учеников. НИКО пройдет 15 октября в 5-х классах, а 17 октября – в 8-х классах. Посмотрите письмо Рособрнадзора о НИКО. Процедура оценит теоретические знания школьников и практические умения. Помогите учителю технологии составить разноуровневые задания для подготовки школьников к НИКО. Используйте предметное содержание образовательной программы по технологии.
Что включить в план текущего контроля:
Работа с высокомотивированными учениками - Понаблюдайте, как ученики оценивают и прогнозируют развитие технологий в сферах медицины, производства, машиностроения и др. Проверьте, как выявляют проблему, для которой нужно технологическое решение, оценивают коммерческий потенциал продукта, предлагают варианты траекторий своего профобразования.
Работа с низкомотивированными учениками - Оцените, как школьники выполняют технику безопасности, технологическую последовательность производства изделий, используют инструменты, выполняют эскизы и схемы с помощью чертежных инструментов, характеризуют мир профессий.
Стартовые диагностики
После сентябрьских стартовых диагностик проверьте, как педагоги включили в уроки задания, в которых школьники ошиблись. В конце I четверти в проверочные работы включите задания, аналогичные трудным заданиям стартовых диагностик, чтобы проверить, как ученики усвоили материал. Для учеников 1-х классов с низкой степенью готовности к обучению порекомендуйте педагогу-психологу разработать план психолого-педагогической поддержки. В I четверти посетите занятия с первоклассниками, чтобы оценить прогресс в результатах.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками - Проконтролируйте, как педагоги учат, а школьники 5, 10-х классов выполняют задания повышенного уровня сложности, аналогичные заданиям стартовых диагностик.
Работа с низкомотивированными учениками - Предложите педагогам разработать план ликвидации низких результатов стартовой диагностики. Проверьте, как учителя и ученики выполнили план.
Если вы не успели провести в сентябре стартовые диагностики, то срочно проведите их в первые дни октября. По результатам вы определите готовность 1, 5, 10-х классов учиться на новом уровне общего образования. Воспользуйтесь диагностическими материалами в электронной таблице.
Воспользуйтесь материалами для стартовых диагностик (см. папку)
образец стартовой диагностики по русскому языку. математике и ключ к подсчету 5, 10 кл.
Во II четверти оцените подготовку к ОГЭ, к итоговому сочинению и ВПР
Есть две новые задачи. Первая – контроль образовательных достижений учеников 9-х классов в соответствии с требованиями ОГЭ-2020, которое впервые пройдет по ФГОС. Вторая – подготовка учеников 8-х классов к ВПР, которые они будут выполнять первый раз. Традиционная ежегодная задача – проверить результаты выпускников 11-х классов перед итоговым сочинением.
ОГЭ с заданиями по требованиям ФГОС
С октября запланируйте открытые уроки, чтобы проверить, как учителя химии, биологии, информатики, физики используют лабораторное и мультимедийное оборудование и учат решать практические задания в 9-х классах. В новых КИМ главное – практико-ориентированные задания. Оцените, могут ли выпускники пользоваться различными измерительными приборами, правильно снимать их показания, планировать и проводить наблюдение и опыт, делать выводы.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками - Проверьте, как педагоги учат выпускников анализировать этапы исследования и делать выводы на основе его описания, интерпретировать результаты наблюдений и опытов, проводить опыты и несложные эксперименты, выполнять эксперимент на реальном оборудовании, соблюдать технику безопасности.
Работа с низкомотивированными учениками - Проконтролируйте, чтобы школьники смогли проводить прямые измерения физических величин по приборам, серию измерений с помощью аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов, умели готовить химические растворы, знали правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками - Проверьте, как на повышенном уровне сложности школьники строят цепочки умозаключений по правилам логики; вычисляют с использованием рациональных приемов, выполняют преобразования алгебраических выражений при решении задач.
Работа с низкомотивированными учениками - Проконтролируйте, как педагоги научили школьников выполнять арифметические действия, тождественные преобразования, решать уравнения и неравенства, простейшие комбинаторные, текстовые задачи, оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, выполнять измерения и вычисления.
Для учеников 7-х классов ВПР станут обязательными, без режима апробации, как и для остальных классов. Поэтому проконтролируйте повторение сложных заданий ВПР в 4-7-х классах на основе прошлогодних проверочных работ.
Раздайте учителям расписание ВПР и памятки для подготовки учеников (см. папку)
Чтобы подготовить учеников 8-х классов к проверочным работам, запланируйте посетить уроки по восьми предметам: математике, русскому языку, биологии, истории, обществознанию, географии, физике, химии. К примеру, в декабре проконтролируйте, как на уроках обществознания в 8-х классах педагоги учат анализировать событие, составлять сообщение с использованием личного социального опыта. Отдельно проверьте результаты школьников по всем предметам на основе разноуровневых заданий. Ниже – пример по математике.
Итоговое сочинение в декабре
В ноябре сходите на уроки русского языка и литературы. Спросите у школьников, знают ли они критерии оценки. К примеру, выпускники должны понимать объем сочинения – минимум 250 слов, иначе работу не зачтут. Для разномотивированных выпускников требования одинаковые. Мероприятия посмотрите в плане.
В III четверти проверьте готовность к ЕГЭ и к итоговому собеседованию, проведите ВПР
Новая задача в III четверти – проверить подготовку к ЕГЭ по измененным заданиям и критериям оценки. Ежегодная традиционная задача – проконтролировать готовность девятиклассников к итоговому собеседованию и провести ВПР для 11-х классов.
ЕГЭ с обновленными КИМ
В марте посетите уроки русского языка и математики – обязательные предметы для сдачи на ЕГЭ. Проверьте результаты выпускников – претендентов на аттестаты с отличием, и выпускников, которым нужны баллы, чтобы только получить аттестат. Ниже – пример для контроля качества подготовки по русскому языку.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками – Посетите уроки и проверьте, как выпускники проводят комплексный анализ языковых единиц в тексте, выступают перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; критически оценивают устный монологический и диалогический текст, используют языковые средства с учетом вариативности современного русского языка.
Работа с низкомотивированными учениками - На уроках проконтролируйте, чтобы выпускники умели создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты по типам и жанрам, выбирали средства выразительности в зависимости от типа текста, грамотно строили предложения.
Итоговое собеседование в феврале
В январе и феврале до итогового собеседования обязательно проверьте готовность девятиклассников. Запланируйте посетить уроки русского языка и литературы в 9-х классах, чтобы выяснить, как учащиеся готовы к итоговому собеседованию.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками - Проконтролируйте, чтобы учащиеся с повышенной мотивацией прочитали текст без ошибок и искажений слов, ответили на все вопросы по тексту, не допустили фактических ошибок, последовательно излагали мысли в монологическом высказывании, свободно вели диалог, используя разнообразные синтаксические конструкции.
Работа с низкомотивированными учениками - Понаблюдайте, как ученики группы риска читают вслух текст, соблюдают интонацию, пересказывают текст и сохраняют в нем микротемы, допускают не более трех речевых ошибок или искажений, умеют монологически высказывать мысль, дают ответы на вопросы в диалоге.
Девятиклассник получит зачет, только если за работу он набрал 8 или более баллов. Общее количество баллов за итоговое собеседование – 14. Учитывайте эти критерии для подготовки разномотивированных учащихся. Чтобы выпускники 9-х классов лучше сдали собеседование, запланируйте и проведите пробное тренировочное собеседование в конце января, а после него проконтролируйте индивидуальную работу с учениками.
Скачайте задания, чтобы педагоги подготовили учеников к собеседованию
Вариант задания 1: выразительно прочитайте вслух текст о советском конструкторе, создателе первого в мире искусственного спутника Земли Глебе Юрьевиче Максимове (1906–2001).
Скачать пример текста из задания 1 о советском конструкторе.
Вариант задания 2: перескажите текст о Г.Ю. Максимове, включив в пересказ слова К.П. Феоктистова, руководителя группы проектировщиков космических кораблей: «Талантливый инженер работ по автоматическим аппаратам для исследования планет». Где лучше использовать слова К.П. Феоктистова в пересказе? Используйте любые способы цитирования.
Вариант задания 3: выберите одну из предложенных тем для беседы.
Темы:
1. Семейная ссора: на основе описания фотографии.
2. Любимый город: повествование на основе жизненного опыта.
3. Что влияет на выбор будущей профессии? Рассуждение по вопросу.
Чтобы подготовить монолог по теме, ученик использует карточку, которая есть в контрольно-измерительных материалах (КИМ). К примеру, ученику надо описать фотографию «Семейная ссора». На ней изображены ссорящиеся родители и маленькая девочка, которая руками зажимает уши. Карточка напоминает ученику, что он должен в монологе описать:
– кто изображен;
– место действия;
– что делают родители;
– что чувствует девочка.
Вариант задания 4: во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. Если ученик выбрал описание фотографии в задании 3, то он продолжает беседовать по тематике этой фотографии. В нашем случае это фотография по теме «Семейная ссора». Собеседник задаст ученику вопросы:
– На каких принципах должны строиться отношения между всеми членами семьи?
– Как можно избежать конфликтов в семье?
– Могут ли родители ссориться при детях?
– Какие чувства испытывают при этом дети?
ПРИМЕР 5
Учитель на уроках русского языка и литературы, на внеурочных занятиях просит учащихся прочитать по одному предложению и анализирует интонацию и темп чтения. Такие задания занимают от пяти до семи минут, поэтому их можно включить в «пятиминутку» на каждом уроке или внеурочном занятии.
ПРИМЕР 6
Задание для учащихся: расскажите об уроке, который запомнился вам больше всего. Не забудьте рассказать о чем шла речь на уроке, как реагировали одноклассники на рассказ учителя, что заинтересовало вас в рассказе учителя, что запомнилось больше всего.
ПРИМЕР 7
Задание для учащихся: примите участие в интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы:
1. Есть ли у вас в школе форма?
2. Чем удобна школьная форма?
3. Почему ученики часто не любят носить форму?
4. Согласны ли вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
5. Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в свое
ПРИМЕР 8
Работа в парах. Ваш друг только что вернулся из интересного путешествия. Расспросите его о поездке. Составьте диалог с соседом по парте.
ПРИМЕР 9
Работа в парах. Расскажите о подготовке школьного проекта. Не забудьте отметить:
– в каком научном мероприятии вы участвовали;
– какие исследования проводили;
– что нового узнали;
– какой опыт получили.
ПРИМЕР 10
Обсудите вопрос «Книга или фильм?». Расскажите: лучше прочитать книгу или посмотреть экранизацию, какие преимущества есть у книги, какими возможностями обладает кино, может ли просмотр фильма заменить чтение книги. Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.
Запланируйте и проведите в конце января пробное собеседование. Вам пригодятся: задания для учеников; критерии оценки для эксперта; форма черновика эксперта и протокола для оценивания ответов девятиклассников.
Мартовские ВПР
Первые ВПР в 10-11-х классах начинают писать со 2 по 6 марта, а последние – с 16 по 20 марта. Весной 2019 года все школы для 4-х классов опробовали график работ, когда сами выбирали дату, а неделю для ВПР определял Рособрнадзор. С 2020 года Рособрнадзор планирует скользящие графики для остальных классов по всем предметам (новость от 19.06.2019 на obrnadzor.gov.ru). У педагогов есть время непосредственно перед ВПР повторить сложные задания с учениками. Оцените уроки по листам контроля: английский язык, биология, география, физика, химия.
В IV четверти проверьте готовность учеников к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
В последней четверти – только новые задачи. Вам необходимо организовать ВПР, проверить подготовку школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Апрельские ВПР
Чтобы вашу школу Рособрнадзор не включил в список школ с необъективными результатами, сопоставьте текущую успеваемость учеников, результаты каждой четверти или полугодия, итоги независимой оценки качества на муниципальном, региональном уровнях и результаты ВПР прошлого года. Скорректируйте завышенные или заниженные оценки до ВПР-2020.
Что включить в план текущего контроля
Работа с высокомотивированными учениками - Оцените, как школьники на повышенном уровне сложности распознают различные выразительные средства языка; пишут текст различных жанров и стилей; анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; используют этимологию, чтобы объяснить правописание и лексическое значение слова.
Работа с низкомотивированными учениками - Проверьте, как школьники на базовом уровне создают и редактируют письменные тексты разных стилей и жанров, соблюдают нормы современного русского литературного языка, анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; применяют знания, чтобы грамотно писать текст.
Проверочные работы в 4-8-х классах начинаются с самой первой недели, то есть с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Последняя неделя ВПР будет с 20 по 24 апреля 2020 года. Как и с 11-ми классами, из-за скользящего графика у педагогов есть шанс повторить сложные задания перед ВПР, а у вас – проверить результаты школьников. Самая частая ошибка на ВПР бывает в заданиях, где нужно прочитать информацию в разных знаковых системах: текст, карта, схема, таблица, рисунок, а потом сопоставить данные или написать вывод. Ниже – пример контроля уроков русского языка.
Выберите предмет и класс, нажмите на Результат и проверьте самые сложные задания
Проверьте, повторили ли учителя самые сложные задания
Предмет: Русский язык
Класс: 5-й
Номер задания: 8
Какой процент процентов учеников выполнили задание: 46%
Что проверяет:
Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации
Содержание задания:
Предмет: Русский язык
Класс: 6-й
Номер задания: 14 (2)
Какой процент процентов учеников выполнили задание: 39%
Что проверяет:
Распознавать значение фразеологической единицы; на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации
Содержание задания:
Предмет: Русский язык
Класс: 7-й
Номер задания: 1 К2
Какой процент процентов учеников выполнили задание: 34%
Что проверяет:
Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
Содержание задания:
Диагностические работы перед ГИА
В начале апреля проверьте результаты школьников перед экзаменами и проведите диагностические работы. Проанализируйте результаты, чтобы до экзаменов в оставшиеся два месяца помочь ученикам преодолеть трудности.
В мае проведите пробные ЕГЭ и ОГЭ. Еще раз проконтролируйте баллы претендентов на аттестат с отличием. По русскому языку и профильной математике у выпускника должно быть минимум 140 баллов. Если сдает базовую математику, то пятерка.
Скачайте примеры диагностических работ
Чтобы организовать текущий контроль, воспользуйтесь образцом плана. В нем мы учли задачи контроля, сроки, ответственных и результаты для разномотивированных учеников. (см. папку Диагностические работы перед ГИА)
Кликните на кнопку с номером четверти, посмотрите мероприятия плана, кликая на стрелочку сбоку