СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников с разным типом мотивации к учебе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников

с разным типом мотивации к учебе

Просмотр содержимого документа
«Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников с разным типом мотивации к учебе»

Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников

с разным типом мотивации к учебе


В плане текущего контроля на учебный год есть новинка – раздел для работы с разномотивированными учениками. По такому плану вы сможете в вашей школе реализовать федеральный проект «Успех каждого ребенка» как часть нацпроекта «Образование». Также в плане текущего контроля учтены все последние требования Рособрнадзора, в том числе оценка качества по заданиям PISA и TIMSS, а также новые НИКО, ВПР, ГИА.

Чтобы все ученики успешно освоили образовательную программу, в плане текущего контроля по четвертям учитывайте разную мотивацию школьников. Включите в план новые задачи: подготовку к оценке качества по заданиям PISA и TIMSS, к ОГЭ, задания для которого впервые будут по ФГОС, к ЕГЭ, НИКО и подготовку новых классов к ВПР. Не забудьте и традиционные задачи: проверить готовность к итоговым собеседованию и сочинению, к олимпиадам.


В I четверти проконтролируйте, как школьники готовы к новой оценке качества и НИКО

В план на I четверть внесите новые задачи – подготовку учеников к тестам PISA и TIMSS, к НИКО. Из традиционных ежегодных задач – провести работу со школьниками по итогам стартовых диагностик.


Новая оценка качества по заданиям PISA и TIMSS

С 2019 года Рособрнадзор обязал школы участвовать в оценке качества по модели PISA и TIMSS. Запланируйте мероприятия, чтобы проверить математическую, читательскую и естественно-научную грамотность.


Что включить в план текущего контроля:

Работа с высокомотивированными учениками - Понаблюдайте на уроках, как 15-летние школьники анализируют сложную информацию из разных источников, разрабатывают план, работают с гипертекстовым документом, опираются при анализе текста на внетекстовые знания.

Работа с низкомотивированными учениками - Предложите учителям научить школьников выполнять одношаговые процедуры: распознать факты, термины, найти единственную точку с нужной информацией на графике или в таблице, оценить содержание текста с помощью закрытых вопросов с выбором ответов.

Предусмотрите проверочную работу с заданиями по модели PISA и TIMSS прошлых лет (centeroko.rufioco.ru/примеры-задач-pisa). Пока заданий для новой оценки качества нет. Но их готовит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит PISA, по договору с Рособрнадзором. Задания разрабатывают в формате PISA-for-Schools, то есть PISA для школ. Подготовьте педагогов к новой оценке качества. Воспользуйтесь инфографикой и тремя картами контроля.


Спланируйте подготовку к новой оценке качества по картам контроля (см. папки)

Естественно-научная грамотность

Математическая грамотность

Читательская грамотность


НИКО по технологии для учеников 5, 8-х классов

Если школа попала в выборку НИКО, то в начале октября срочно проверьте уроки технологии. У вас есть еще полмесяца, чтобы подготовить учителей и учеников. НИКО пройдет 15 октября в 5-х классах, а 17 октября – в 8-х классах. Посмотрите письмо Рособрнадзора о НИКО. Процедура оценит теоретические знания школьников и практические умения. Помогите учителю технологии составить разноуровневые задания для подготовки школьников к НИКО. Используйте предметное содержание образовательной программы по технологии.




Что включить в план текущего контроля:

Работа с высокомотивированными учениками - Понаблюдайте, как ученики оценивают и прогнозируют развитие технологий в сферах медицины, производства, машиностроения и др. Проверьте, как выявляют проблему, для которой нужно технологическое решение, оценивают коммерческий потенциал продукта, предлагают варианты траекторий своего профобразования.

Работа с низкомотивированными учениками - Оцените, как школьники выполняют технику безопасности, технологическую последовательность производства изделий, используют инструменты, выполняют эскизы и схемы с помощью чертежных инструментов, характеризуют мир профессий.


Стартовые диагностики

После сентябрьских стартовых диагностик проверьте, как педагоги включили в уроки задания, в которых школьники ошиблись. В конце I четверти в проверочные работы включите задания, аналогичные трудным заданиям стартовых диагностик, чтобы проверить, как ученики усвоили материал. Для учеников 1-х классов с низкой степенью готовности к обучению порекомендуйте педагогу-психологу разработать план психолого-педагогической поддержки. В I четверти посетите занятия с первоклассниками, чтобы оценить прогресс в результатах.


Что включить в план текущего контроля 

Работа с высокомотивированными учениками - Проконтролируйте, как педагоги учат, а школьники 5, 10-х классов выполняют задания повышенного уровня сложности, аналогичные заданиям стартовых диагностик.

Работа с низкомотивированными учениками - Предложите педагогам разработать план ликвидации низких результатов стартовой диагностики. Проверьте, как учителя и ученики выполнили план.

Если вы не успели провести в сентябре стартовые диагностики, то срочно проведите их в первые дни октября. По результатам вы определите готовность 1, 5, 10-х классов учиться на новом уровне общего образования. Воспользуйтесь диагностическими материалами в электронной таблице.

Воспользуйтесь материалами для стартовых диагностик (см. папку)

образец стартовой диагностики по русскому языку. математике и ключ к подсчету 5, 10 кл.


Во II четверти оцените подготовку к ОГЭ, к итоговому сочинению и ВПР

Есть две новые задачи. Первая – контроль образовательных достижений учеников 9-х классов в соответствии с требованиями ОГЭ-2020, которое впервые пройдет по ФГОС. Вторая – подготовка учеников 8-х классов к ВПР, которые они будут выполнять первый раз. Традиционная ежегодная задача – проверить результаты выпускников 11-х классов перед итоговым сочинением.


ОГЭ с заданиями по требованиям ФГОС

С октября запланируйте открытые уроки, чтобы проверить, как учителя химии, биологии, информатики, физики используют лабораторное и мультимедийное оборудование и учат решать практические задания в 9-х классах. В новых КИМ главное – практико-ориентированные задания. Оцените, могут ли выпускники пользоваться различными измерительными приборами, правильно снимать их показания, планировать и проводить наблюдение и опыт, делать выводы.


Что включить в план текущего контроля

Работа с высокомотивированными учениками - Проверьте, как педагоги учат выпускников анализировать этапы исследования и делать выводы на основе его описания, интерпретировать результаты наблюдений и опытов, проводить опыты и несложные эксперименты, выполнять эксперимент на реальном оборудовании, соблюдать технику безопасности.

Работа с низкомотивированными учениками - Проконтролируйте, чтобы школьники смогли проводить прямые измерения физических величин по приборам, серию измерений с помощью аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов, умели готовить химические растворы, знали правила безопасной работы в школьной лаборатории.



Что включить в план текущего контроля

Работа с высокомотивированными учениками - Проверьте, как на повышенном уровне сложности школьники строят цепочки умозаключений по правилам логики; вычисляют с использованием рациональных приемов, выполняют преобразования алгебраических выражений при решении задач.

Работа с низкомотивированными учениками - Проконтролируйте, как педагоги научили школьников выполнять арифметические действия, тождественные преобразования, решать уравнения и неравенства, простейшие комбинаторные, текстовые задачи, оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, выполнять измерения и вычисления.

Для учеников 7-х классов ВПР станут обязательными, без режима апробации, как и для остальных классов. Поэтому проконтролируйте повторение сложных заданий ВПР в 4-7-х классах на основе прошлогодних проверочных работ.

Раздайте учителям расписание ВПР и памятки для подготовки учеников (см. папку)

Чтобы подготовить учеников 8-х классов к проверочным работам, запланируйте посетить уроки по восьми предметам: математике, русскому языку, биологии, истории, обществознанию, географии, физике, химии. К примеру, в декабре проконтролируйте, как на уроках обществознания в 8-х классах педагоги учат анализировать событие, составлять сообщение с использованием личного социального опыта. Отдельно проверьте результаты школьников по всем предметам на основе разноуровневых заданий. Ниже – пример по математике.


Итоговое сочинение в декабре

В ноябре сходите на уроки русского языка и литературы. Спросите у школьников, знают ли они критерии оценки. К примеру, выпускники должны понимать объем сочинения – минимум 250 слов, иначе работу не зачтут. Для разномотивированных выпускников требования одинаковые. Мероприятия посмотрите в плане.


В III четверти проверьте готовность к ЕГЭ и к итоговому собеседованию, проведите ВПР

Новая задача в III четверти – проверить подготовку к ЕГЭ по измененным заданиям и критериям оценки. Ежегодная традиционная задача – проконтролировать готовность девятиклассников к итоговому собеседованию и провести ВПР для 11-х классов.


ЕГЭ с обновленными КИМ

В марте посетите уроки русского языка и математики – обязательные предметы для сдачи на ЕГЭ. Проверьте результаты выпускников – претендентов на аттестаты с отличием, и выпускников, которым нужны баллы, чтобы только получить аттестат. Ниже – пример для контроля качества подготовки по русскому языку.


Что включить в план текущего контроля 

Работа с высокомотивированными учениками – Посетите уроки и проверьте, как выпускники проводят комплексный анализ языковых единиц в тексте, выступают перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; критически оценивают устный монологический и диалогический текст, используют языковые средства с учетом вариативности современного русского языка.


Работа с низкомотивированными учениками - На уроках проконтролируйте, чтобы выпускники умели создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты по типам и жанрам, выбирали средства выразительности в зависимости от типа текста, грамотно строили предложения.

 

Итоговое собеседование в феврале

В январе и феврале до итогового собеседования обязательно проверьте готовность девятиклассников. Запланируйте посетить уроки русского языка и литературы в 9-х классах, чтобы выяснить, как учащиеся готовы к итоговому собеседованию.


Что включить в план текущего контроля

Работа с высокомотивированными учениками - Проконтролируйте, чтобы учащиеся с повышенной мотивацией прочитали текст без ошибок и искажений слов, ответили на все вопросы по тексту, не допустили фактических ошибок, последовательно излагали мысли в монологическом высказывании, свободно вели диалог, используя разнообразные синтаксические конструкции.

Работа с низкомотивированными учениками - Понаблюдайте, как ученики группы риска читают вслух текст, соблюдают интонацию, пересказывают текст и сохраняют в нем микротемы, допускают не более трех речевых ошибок или искажений, умеют монологически высказывать мысль, дают ответы на вопросы в диалоге.

Девятиклассник получит зачет, только если за работу он набрал 8 или более баллов. Общее количество баллов за итоговое собеседование – 14. Учитывайте эти критерии для подготовки разномотивированных учащихся. Чтобы выпускники 9-х классов лучше сдали собеседование, запланируйте и проведите пробное тренировочное собеседование в конце января, а после него проконтролируйте индивидуальную работу с учениками.

Скачайте задания, чтобы педагоги подготовили учеников к собеседованию

Вариант задания 1: выразительно прочитайте вслух текст о советском конструкторе, создателе первого в мире искусственного спутника Земли Глебе Юрьевиче Максимове (1906–2001).

Скачать пример текста из задания 1 о советском конструкторе.

Вариант задания 2: перескажите текст о Г.Ю. Максимове, включив в пересказ слова К.П. Феоктистова, руководителя группы проектировщиков космических кораблей: «Талантливый инженер работ по автоматическим аппаратам для исследования планет». Где лучше использовать слова К.П. Феоктистова в пересказе? Используйте любые способы цитирования.

Вариант задания 3: выберите одну из предложенных тем для беседы.
Темы:
1. Семейная ссора: на основе описания фотографии.
2. Любимый город: повествование на основе жизненного опыта.
3. Что влияет на выбор будущей профессии? Рассуждение по вопросу.
Чтобы подготовить монолог по теме, ученик использует карточку, которая есть в контрольно-измерительных материалах (КИМ). К примеру, ученику надо описать фотографию «Семейная ссора». На ней изображены ссорящиеся родители и маленькая девочка, которая руками зажимает уши. Карточка напоминает ученику, что он должен в монологе описать:
– кто изображен;
– место действия;
– что делают родители;
– что чувствует девочка.

Вариант задания 4: во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. Если ученик выбрал описание фотографии в задании 3, то он продолжает беседовать по тематике этой фотографии. В нашем случае это фотография по теме «Семейная ссора». Собеседник задаст ученику вопросы:
– На каких принципах должны строиться отношения между всеми членами семьи?
– Как можно избежать конфликтов в семье?
– Могут ли родители ссориться при детях?
– Какие чувства испытывают при этом дети?

ПРИМЕР 5

Учитель на уроках русского языка и литературы, на внеурочных занятиях просит учащихся прочитать по одному предложению и анализирует интонацию и темп чтения. Такие задания занимают от пяти до семи минут, поэтому их можно включить в «пятиминутку» на каждом уроке или внеурочном занятии.

ПРИМЕР 6

Задание для учащихся: расскажите об уроке, который запомнился вам больше всего. Не забудьте рассказать о чем шла речь на уроке, как реагировали одноклассники на рассказ учителя, что заинтересовало вас в рассказе учителя, что запомнилось больше всего.

ПРИМЕР 7

Задание для учащихся: примите участие в интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы:
1. Есть ли у вас в школе форма?
2. Чем удобна школьная форма?
3. Почему ученики часто не любят носить форму?
4. Согласны ли вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
5. Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в свое

ПРИМЕР 8

Работа в парах. Ваш друг только что вернулся из интересного путешествия. Расспросите его о поездке. Составьте диалог с соседом по парте.

ПРИМЕР 9

Работа в парах. Расскажите о подготовке школьного проекта. Не забудьте отметить:
– в каком научном мероприятии вы участвовали;
– какие исследования проводили;
– что нового узнали;
– какой опыт получили.

ПРИМЕР 10

Обсудите вопрос «Книга или фильм?». Расскажите: лучше прочитать книгу или посмотреть экранизацию, какие преимущества есть у книги, какими возможностями обладает кино, может ли просмотр фильма заменить чтение книги. Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.

Запланируйте и проведите в конце января пробное собеседование. Вам пригодятся: задания для учеников; критерии оценки для эксперта; форма черновика эксперта и протокола для оценивания ответов девятиклассников.


Мартовские ВПР

Первые ВПР в 10-11-х классах начинают писать со 2 по 6 марта, а последние – с 16 по 20 марта. Весной 2019 года все школы для 4-х классов опробовали график работ, когда сами выбирали дату, а неделю для ВПР определял Рособрнадзор. С 2020 года Рособрнадзор планирует скользящие графики для остальных классов по всем предметам (новость от 19.06.2019 на obrnadzor.gov.ru). У педагогов есть время непосредственно перед ВПР повторить сложные задания с учениками. Оцените уроки по листам контроля: английский язык, биология, география, физика, химия.


В IV четверти проверьте готовность учеников к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

В последней четверти – только новые задачи. Вам необходимо организовать ВПР, проверить подготовку школьников к ОГЭ и ЕГЭ.


Апрельские ВПР

Чтобы вашу школу Рособрнадзор не включил в список школ с необъективными результатами, сопоставьте текущую успеваемость учеников, результаты каждой четверти или полугодия, итоги независимой оценки качества на муниципальном, региональном уровнях и результаты ВПР прошлого года. Скорректируйте завышенные или заниженные оценки до ВПР-2020.


Что включить в план текущего контроля

Работа с высокомотивированными учениками - Оцените, как школьники на повышенном уровне сложности распознают различные выразительные средства языка; пишут текст различных жанров и стилей; анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; используют этимологию, чтобы объяснить правописание и лексическое значение слова.

Работа с низкомотивированными учениками - Проверьте, как школьники на базовом уровне создают и редактируют письменные тексты разных стилей и жанров, соблюдают нормы современного русского литературного языка, анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; применяют знания, чтобы грамотно писать текст.

Проверочные работы в 4-8-х классах начинаются с самой первой недели, то есть с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Последняя неделя ВПР будет с 20 по 24 апреля 2020 года. Как и с 11-ми классами, из-за скользящего графика у педагогов есть шанс повторить сложные задания перед ВПР, а у вас – проверить результаты школьников. Самая частая ошибка на ВПР бывает в заданиях, где нужно прочитать информацию в разных знаковых системах: текст, карта, схема, таблица, рисунок, а потом сопоставить данные или написать вывод. Ниже – пример контроля уроков русского языка.


Выберите предмет и класс, нажмите на Результат и проверьте самые сложные задания

Проверьте, повторили ли учителя самые сложные задания

Предмет: Русский язык

Класс: 5-й

Номер задания: 8

Какой процент процентов учеников выполнили задание: 46%

Что проверяет:

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации

Содержание задания:


Предмет: Русский язык

Класс: 6-й

Номер задания: 14 (2)

Какой процент процентов учеников выполнили задание: 39%

Что проверяет:

Распознавать значение фразеологической единицы; на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации

Содержание задания:


Предмет: Русский язык

Класс: 7-й

Номер задания: 1 К2

Какой процент процентов учеников выполнили задание: 34%

Что проверяет:

Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания

Содержание задания:

Диагностические работы перед ГИА

В начале апреля проверьте результаты школьников перед экзаменами и проведите диагностические работы. Проанализируйте результаты, чтобы до экзаменов в оставшиеся два месяца помочь ученикам преодолеть трудности.

В мае проведите пробные ЕГЭ и ОГЭ. Еще раз проконтролируйте баллы претендентов на аттестат с отличием. По русскому языку и профильной математике у выпускника должно быть минимум 140 баллов. Если сдает базовую математику, то пятерка.

Скачайте примеры диагностических работ

Чтобы организовать текущий контроль, воспользуйтесь образцом плана. В нем мы учли задачи контроля, сроки, ответственных и результаты для разномотивированных учеников. (см. папку Диагностические работы перед ГИА)


Кликните на кнопку с номером четверти, посмотрите мероприятия плана, кликая на стрелочку   сбоку


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!