В результате первого года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится: петь напевным, естественным, мягким звуком песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с преобладанием поступенного мелодического движения, диапазон – в пределах первой октавы); ясно и четко произносить слова в процессе пения; передавать настроение, характер песни; обращать внимание на правильность певческого дыхания, точность интонирования музыкальной фразы, громкость и манеру пения; играть на 1–2 простейших музыкальных инструментах (например, шумовые без определенной высоты звука: барабан, бубен, треугольник, трещотки, ложки и др.; звуковысотные ударные: металлофон, ксилофон, тональные колокольчики и др.; духовые: свирель, блокфлейта, мелодика; электронные музыкальные инструменты) простые попевки, мотивы и ритмы, состоящие из 2 – 4 звуков: соблюдать правильную исполнительскую позицию в процессе игры, обращать внимание на качество и точность звукоизвлечения; согласовывать свои действия с действиями других участников в процессе совместного практического музицирования в хоровом пении, игре на музыкальных инструментах; следовать за указаниями дирижера, понимать основные дирижерские жесты (начало, окончание, изменения звучания); ориентироваться в элементах нотной грамоты; понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, звукоряд, мелодия, аккомпанемент, унисон; петь и/или играть простые попевки, фрагменты мотивов и ритмов с опорой на дидактически упрощенную нотную запись; сочинять, импровизировать краткие попевки, мотивы и ритмы в опоре на освоенные элементы музыкальной речи (озвучивание имен, считалок, прибауток и других малых фольклорных жанров, детских стихов, фрагментов сказок) слушать музыку внимательно и сосредоточенно, удерживать активное слушательское внимание в течение не менее 1,5–2 мин, соблюдать правила поведения во время концертного исполнения; знать Гимн Российской Федерации, правила его исполнения и слушания; соотносить звучание конкретного музыкального произведения с названиями музыкальных жанров, освоенными терминами – названиями инструментов, исполнителей: оркестр, ансамбль, солист, хор, закличка, колыбельная, песня, танец, марш, пьеса, концерт, симфония, фортепиано, скрипка, флейта, арфа, виолончель, гитара, музыкальные инструменты своего народа; узнавать на слух освоенные музыкальные произведения, уметь назвать композитора, целое музыкальное произведение или его фрагмент; различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамику (громкая, тихая, умеренная); штрихи (legato, non legato, staccato); тембры групп музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные); выбирать слова, соответствующие характеру музыки, из предложенного учителем набора эпитетов эмоционального словаря; отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, свободное дирижирование, ручные знаки и др.); передавать свое впечатление, эмоциональное восприятие музыки с помощью перевыражения ее характера, настроения в пластическом интонировании; изобразительном, литературном и иных видах творчества. принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых музыкальных произведений | Музыка как искусство, доступное каждому. Музыка вокруг нас: «звучание» природы, повседневного быта. Музыка в семье. Музыка на празднике (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.). Музыка в театре, в цирке, на экране (мультфильмы, детские фильмы). Триединство «Композитор – исполнитель – слушатель». Правила слушания и исполнения музыки. Интонационная природа музыки (интонации изобразительные и выразительные). Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко, ласково и т. д.). Эмоциональный словарь. Жанровая основа музыки: «первичные» жанры (песня, танец, марш), фольклорные жанры (детский игровой фольклор: заклички, потешки, считалки, колядки, колыбельные; плясовые, трудовые и др.), жанры профессиональной музыки (концерт, пьеса и др.). Гимн Российской Федерации. Музыка моей Родины: образы, интонации русского фольклора, народных мелодий республик России. Народная и композиторская музыка других стран. Музыкальные инструменты русского народа, народов России, народов других стран. Принцип звукоизвлечения как основа группировки музыкальных инструментов (духовые, ударные, струнные). Образы народных музыкантов в песнях и произведениях композиторов. Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа, синтезатор и др. Оркестр, ансамбль, солист, дирижер. Красота родной природы в музыкальных образах. Музыкальный пейзаж, музыкальный портрет. Образы сказочных, былинных и исторических героев в музыке. Песни и инструментальные произведения о школе, мире детства, сочинения, написанные композиторами специально для детей. Песни о мире, дружбе, любви к Родине, родным и близким и др. Звуки музыкальные и шумовые. Основные качества музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр. Основы музыкальной грамоты. Обозначение музыкального звука в записи: нотоносец, скрипичный ключ, нота, обозначения громкости (динамики) f, p и др., штрихов (legato, staccato, акцент), звукоряд, клавиатура фортепиано. Пульс, метр, ритм. Ритмический рисунок. Ритмы на основе сочетания четвертных и восьмых длительностей в размере 2/4, 3/4. Ритмическая партитура, элементарные музыкальные инструменты. Основные элементы музыкального языка (мелодия, аккомпанемент, ритм). Пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка песни. Хор, хоровод, пляска, наигрыш |