СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС начального общего образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Министерство просвещения планирует ввести новый ФГОС начального общего образования с сентября 2019 года. В статье даны рекомендации, которые помогут разъяснить учителям уже сейчас отличия нового ФГОС, и план подготовки школы к переходу на новый ФГОС. Важно рассказать учителям, как изменить содержание рабочих программ, как организовать воспитание детей, чтобы проще перейти на новый ФГОС. ​ 

Просмотр содержимого документа
«Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС начального общего образования»

Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС начального общего образования

Минобрнауки планирует ввести новый ФГОС начального общего образования с сентября 2019 года. В статье даны рекомендации, которые помогут разъяснить учителям уже сейчас отличия нового ФГОС, и план подготовки школы к переходу на новый ФГОС.

Важно рассказать учителям, как изменить содержание рабочих программ, как организовать воспитание детей, чтобы проще перейти на новый ФГОС. Есть также план, чтобы подготовиться к переходу на новый ФГОС уже сейчас.

Объясните педагогам, чем отличается новый ФГОС начального общего образования

Минобрнауки внесло три главных изменения в новый ФГОС начального общего образования:

Во-первых, изменили требования к образовательным результатам школьников. В новый ФГОС впервые добавили таблицы с требованиями к предметным результатам по годам обучения школьников.

Во-вторых, дополнили метапредметные результаты. Педагоги должны больше развивать исследовательский опыт учеников и научить готовить публичные выступления.

В-третьих, в единую Программу воспитания (п. 19.6 нового ФГОС начального общего образования) сведены Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Чтобы подготовить Программу воспитания, вам придется учитывать новые личностные результаты.

Проинструктируйте учителей, как учитывать предметные результаты в рабочих программах

В новом ФГОС начального общего образования требования к предметным результатам дополнены перечнями конкретных формулировок результата. Приложения подготовлены по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», ОРКСЭ. 

Пример. Таблица с требованиями к предметным результатам
по новому ФГОС начального общего образования. Музыка (
Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Музыка»)

Первый год обучения

Предметные результаты освоения учебного предмета

Предметное содержание учебного предмета

В результате первого года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:

  • петь напевным, естественным, мягким звуком песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с преобладанием поступенного мелодического движения, диапазон – в пределах первой октавы);

  • ясно и четко произносить слова в процессе пения; передавать настроение, характер песни;

  • обращать внимание на правильность певческого дыхания, точность интонирования музыкальной фразы, громкость и манеру пения;

  • играть на 1–2 простейших музыкальных инструментах (например, шумовые без определенной высоты звука: барабан, бубен, треугольник, трещотки, ложки и др.; звуковысотные ударные: металлофон, ксилофон, тональные колокольчики и др.; духовые: свирель, блокфлейта, мелодика; электронные музыкальные инструменты) простые попевки, мотивы и ритмы, состоящие из 2 – 4 звуков:

  • соблюдать правильную исполнительскую позицию в процессе игры, обращать внимание на качество и точность звукоизвлечения;

  • согласовывать свои действия с действиями других участников в процессе совместного практического музицирования в хоровом пении, игре на музыкальных инструментах;

  • следовать за указаниями дирижера, понимать основные дирижерские жесты (начало, окончание, изменения звучания);

  • ориентироваться в элементах нотной грамоты;

  • понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, звукоряд, мелодия, аккомпанемент, унисон;

  • петь и/или играть простые попевки, фрагменты мотивов и ритмов с опорой на дидактически упрощенную нотную запись;

  • сочинять, импровизировать краткие попевки, мотивы и ритмы в опоре на освоенные элементы музыкальной речи (озвучивание имен, считалок, прибауток и других малых фольклорных жанров, детских стихов, фрагментов сказок)

  • слушать музыку внимательно и сосредоточенно, удерживать активное слушательское внимание в течение не менее 1,5–2 мин, соблюдать правила поведения во время концертного исполнения;

  • знать Гимн Российской Федерации, правила его исполнения и слушания;

  • соотносить звучание конкретного музыкального произведения с названиями музыкальных жанров, освоенными терминами – названиями инструментов, исполнителей: оркестр, ансамбль, солист, хор, закличка, колыбельная, песня, танец, марш, пьеса, концерт, симфония, фортепиано, скрипка, флейта, арфа, виолончель, гитара, музыкальные инструменты своего народа;

  • узнавать на слух освоенные музыкальные произведения, уметь назвать композитора, целое музыкальное произведение или его фрагмент;

  • различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамику (громкая, тихая, умеренная); штрихи (legato, non legato, staccato); тембры групп музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные);

  • выбирать слова, соответствующие характеру музыки, из предложенного учителем набора эпитетов эмоционального словаря;

  • отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, свободное дирижирование, ручные знаки и др.);

  • передавать свое впечатление, эмоциональное восприятие музыки с помощью перевыражения ее характера, настроения в пластическом интонировании; изобразительном, литературном и иных видах творчества.

  • принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых музыкальных произведений

Музыка как искусство, доступное каждому. Музыка вокруг нас: «звучание» природы, повседневного быта. Музыка в семье. Музыка на празднике (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.). Музыка в театре, в цирке, на экране (мультфильмы, детские фильмы).

Триединство «Композитор – исполнитель – слушатель». Правила слушания и исполнения музыки.

Интонационная природа музыки (интонации изобразительные и выразительные). Характер, настроение в музыке (радостно, печально, призывно, нежно, дерзко, ласково и т. д.). Эмоциональный словарь.

Жанровая основа музыки: «первичные» жанры (песня, танец, марш), фольклорные жанры (детский игровой фольклор: заклички, потешки, считалки, колядки, колыбельные; плясовые, трудовые и др.), жанры профессиональной музыки (концерт, пьеса и др.).

Гимн Российской Федерации.

Музыка моей Родины: образы, интонации русского фольклора, народных мелодий республик России. Народная и композиторская музыка других стран.

Музыкальные инструменты русского народа, народов России, народов других стран. Принцип звукоизвлечения как основа группировки музыкальных инструментов (духовые, ударные, струнные). Образы народных музыкантов в песнях и произведениях композиторов. Современные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, флейта, арфа, синтезатор и др. Оркестр, ансамбль, солист, дирижер.

Красота родной природы в музыкальных образах. Музыкальный пейзаж, музыкальный портрет. Образы сказочных, былинных и исторических героев в музыке. Песни и инструментальные произведения о школе, мире детства, сочинения, написанные композиторами специально для детей. Песни о мире, дружбе, любви к Родине, родным и близким и др.

Звуки музыкальные и шумовые. Основные качества музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр.

Основы музыкальной грамоты. Обозначение музыкального звука в записи: нотоносец, скрипичный ключ, нота, обозначения громкости (динамики) f, p и др., штрихов (legato, staccato, акцент), звукоряд, клавиатура фортепиано.

Пульс, метр, ритм. Ритмический рисунок. Ритмы на основе сочетания четвертных и восьмых длительностей в размере 2/4, 3/4. Ритмическая партитура, элементарные музыкальные инструменты.

Основные элементы музыкального языка (мелодия, аккомпанемент, ритм).

Пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка песни. Хор, хоровод, пляска, наигрыш








Для предмета «Иностранный язык» разработаны планируемые результаты по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам. Для предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – по модулям: основы православной, буддистской, исламской, иудейской культур, «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Обратите внимание, что новый ФГОС устанавливает количественные требования к отдельным предметным результатам. 

Пример. По русскому языку: безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов, писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов с учетом изученных правил правописания; по литературному чтению: составлять устное высказывание (5–6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения).

Плюс количественных требований в том, что конкретные показатели уменьшат время учителя, чтобы подготовить оценочные материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации учеников, педагогу будет легче составить рабочие программы по предметам. Вы и учителя точно будете знать, что проверит Рособрнадзор на Всероссийских проверочных работах.

Спланируйте работу по метапредметным результатам

В действующем ФГОС метапредметные результаты включают межпредметные понятия и УУД (п. 11 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373). В новом ФГОС оставили межпредметные понятия, а УУД разделили на пять пунктов. В трех первых пунктах – собственно УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные; в двух остальных пунктах – умения: работать с информацией и участвовать в совместной деятельности. В таблице 1 сравниваются метапредметные результаты в двух ФГОС.

Таблица 1. Метапредметные результаты по двум ФГОС


И в новом, и в действующем ФГОС состав межпредметных понятий не прописан. Чтобы ввести межпредметные понятия в ООП, проанализируйте требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, выделите в них категории и термины, которые повторяются для разных предметов. Перечень отразите в структуре оценки метапредметных результатов во внутренней системе оценки качества образования.

Часть этих понятий нужно связать с исследовательской деятельностью и публичным представлением ее результатов. Это важно сделать, потому что в новом ФГОС в требованиях к результатам предметного обучения ввели УУД, которые связаны с проведением учебного исследования. Учащиеся должны выполнять по предложенному плану опыт или небольшое простое исследование. Также ученики обязаны готовить небольшие публичные выступления по результатам исследования.

Разъясните новые требования к воспитательной работе

Новый ФГОС изменил подходы к организации воспитательной работы. В единую Программу воспитания сведены Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Чтобы подготовить Программу воспитания, учитывайте новый состав личностных результатов. В таблице  2 сравниваются личностные результаты в двух ФГОС.

Таблица 2. Личностные результаты по двум ФГОС


В действующем ФГОС требования к личностным результатам включают 10 пунктов (п. 10 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373). В новом ФГОС личностные результаты делят на семь блоков. В этих блоках не только перечислили личностные результаты, но и указали направления воспитания учащихся, в рамках которых результаты формируют: патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, формирование первоначальных представлений о научной картине мира, физическое воспитание и формирование здорового образа жизни, трудовое, экологическое.

Личностные результаты встроены в результаты предметного обучения. По ряду учебных предметов образовательные результаты сформулированы таким образом, что отражают воспитательные задачи учебного предмета. Большое внимание уделено патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности. Связь предметных и личностных результатов поможет оптимизировать Программу воспитания.

Пример. Чтобы прописать в Программе воспитания патриотическое направление, воспользуйтесь позициями по формированию российской идентичности из приложений нового ФГОС с предметными результатами: узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании Гимна России; находить на карте России Москву, свой регион и его главный город; описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности); понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства; осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития.

Аналогично выстраивайте другие направления воспитательной работы. Учтите, что часть предметных результатов новый ФГОС связал со становлением нравственного опыта учеников. Например, модуль ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» предполагает, что младший школьник научится понимать значимость нравственного совершенствования и роль в этом личных усилий человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!