КОНСПЕКТ
внеклассного мероприятия, посвященного С. Есенину, на тему:
«Как живой с живыми говоря»
(9 класс)
Цели: полонить сердца юных лирикой Есенина; помочь открыть для себя сокровища его души через самовыражение.
Оборудование: портрет, высказывания на доске, компьютер, проектор, экран.
Эптграфы к уроку:
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими
пригоршнями сокровищ его души .
А. Толстой
Только короткая жизнь может быть
яркой. Жить – значит сгореть.
М. Лермонтов
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
Словарь:
Пригоршня – сложенные вместе в виде округленного вместилища обе ладони.
1) Вступительное слово учителя (на фоне музыки И.Крутого «Музыка души», слайд 1): сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Как оно вам покажется, что унесете вы с собой в своем сердце после неожиданного общения с его лирикой? А может, жизнь увидите и отношение к ней? Может быть, признаетесь в любви? Я несколько лет уже прихожу на свидание с поэтом и все равно волнуюсь. И сегодня первой буду с ним говорить я.
1) Мое первое свидание с Есениным.
Здравствуй, Сергей Есенин. Что тебе сказать? Как о тебе сказать? Сказать, как вздохнуть. Сказать не с языка, а с сердца. Сказать самой Россией. Да, в тебе мне видится Россия. Это и широкое поле во все глаза, и темная просека леса у горизонта по краю того поля, и тонкий молодой месяц над темной кромкой того леса... И, конечно же, «дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далекий». Ты, наверное, и не думал что твои стихи будут петь.
(Прослушивание романса на стих Есенина «Над окошком месяц... слайд 2)
Родимый! Как точно тыговоришь. Приходить к тебе на свидание и больно, и радостно. Только знай: ты не одинокий нет. Такие, как ты, одинокими не могут быть. Ты принадлежишь всем. Мне, моим девятиклассникам, матери, деду, сестре...
Когда Пушкин писал: «Слух обо мне...», - тебя еще не было. Но знай: это он не только про себя, это про всех великих, кто придет за ним в том числе и про тебя. слух о тебе достиг околицы моего сердца. Полонил нежностью и грустью, болью и восторгом. Даже в имени твоем слышится что-то радостное по-весеннему: «...И Россия, и синь, и синее что-то» - и вместе с тем тревожное, грустное. От осени что-то. Я записывала твои стихи в свою заветную тетрадь, когда мне было 16 лет, собирала твои фотографии. И в той же тетради есть слова , мои слова: «Если бы меня спросили, кто из поэтов-лириков тебе нарвится, я бы, не задумываясь, ответила – Есенин». Вот она, тетрадь-откровение.
2) Учащиеся на «свидании» с лирикой Есенина.
Выводы=заповеди, сокровища души поэта записаны в тетрадь.
Ученица. Я в семье единственный ребенок, мне не хватает всегда брата, сестры. Но я их нахожу в братьях меньших. А прочитав стихотворение «Песнь о собаке», многое для себя открыла, открыла и тебя, Есенин. с каким теплом ты говоришь о материнском чувстве собаки, о ее горячих слезах! И уже не собака, а человек предстает передо мной со своими чувствами (слайд 3).
Учащийся читает стихотворение «Песнь о собаке», которое высоко оценил и актер В. Качалов.
Ученик. Я поняла, что влияние на будущего поэта оказала и мать С.Есенина, Татьяна Фёдоровна, вынужденная жить вдали от сына. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала и редким мастерством исполнения русских народных песен. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу (слайд 4).
Учащийся читает стихотворение «Письмо матери».
Ученица ( на фоне музыки И.Крутого « Колыбельная Сашеньке»). И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр, и тихая речушка, и земля с ромашковыми полями и берёзовыми рощами –вся красота родного края вылилась в стихотворения С.Есенина, яркие, нежные, голосистые, полные огромной любви к родной земле… (слайд 5)
Учащийся читает стихотворение «Край любимый».
Учащиеся читают стихотворения «Сестре Шуре», «Разбуди меня завтра рано», «Гой ты, Русь!», «На кой мне черт, что я поэт».
Учитель. Прочитаны стихи... А что осталось в душе? Какие выводы-заповеди можно взять с собой в дорогу жизни?
- Какими «сокровищами» поделился с нами великий поэт?
Учащиеся зачитывают опорные записи, выполненные в течение урока.
Это темы творчества Есенина:
1. Любовь к жизни, к красоте природы.
2. Обостренное чувство сострадания ко всему живому.
3. Любовь к родным, матери (нежный, чуткий сын, брат).
4. Любовь к родине.
5. Боль и тревога за судьбу народа.
6. Неотвратимость судьбы.
Комментарий эпиграфов.
II. Итог мероприятия.
Обобщение учителя (на фоне музыки И.Крутого «Ты в моём сентябре»). Наше свидание подходит к концу. Но мы еще встретимся с тобой, Сергей Есенин. Тебя нет, но ты с нами, остались стихи твои, песенные , легко льющиеся, надрывные и трагические. За ними мы увидели твое вдохновение, талант, сердце, судьбу, сокровища души твоей, поговорили, объяснились в любви.
Домашнее задание.
Подумайте над вопросом: «Какие бы вопросы я хотел задать на уроках по творчеству Есенина?»