СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как живой с живыми говоря..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С. Есенина". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«"Как живой с живыми говоря..."»

КОНСПЕКТ

внеклассного мероприятия, посвященного С. Есенину, на тему:

«Как живой с живыми говоря»

(9 класс)

Цели: полонить сердца юных лирикой Есенина; помочь открыть для себя сокровища его души через самовыражение.

Оборудование: портрет, высказывания на доске, компьютер, проектор, экран.

Эптграфы к уроку:

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими

пригоршнями сокровищ его души .

А. Толстой

Только короткая жизнь может быть

яркой. Жить – значит сгореть.

М. Лермонтов

Ход мероприятия

I. Оргмомент.

Словарь:

Пригоршня – сложенные вместе в виде округленного вместилища обе ладони.

1) Вступительное слово учителя (на фоне музыки И.Крутого «Музыка души», слайд 1): сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Как оно вам покажется, что унесете вы с собой в своем сердце после неожиданного общения с его лирикой? А может, жизнь увидите и отношение к ней? Может быть, признаетесь в любви? Я несколько лет уже прихожу на свидание с поэтом и все равно волнуюсь. И сегодня первой буду с ним говорить я.





1) Мое первое свидание с Есениным.

Здравствуй, Сергей Есенин. Что тебе сказать? Как о тебе сказать? Сказать, как вздохнуть. Сказать не с языка, а с сердца. Сказать самой Россией. Да, в тебе мне видится Россия. Это и широкое поле во все глаза, и темная просека леса у горизонта по краю того поля, и тонкий молодой месяц над темной кромкой того леса... И, конечно же, «дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далекий». Ты, наверное, и не думал что твои стихи будут петь.

(Прослушивание романса на стих Есенина «Над окошком месяц... слайд 2)

Родимый! Как точно тыговоришь. Приходить к тебе на свидание и больно, и радостно. Только знай: ты не одинокий нет. Такие, как ты, одинокими не могут быть. Ты принадлежишь всем. Мне, моим девятиклассникам, матери, деду, сестре...

Когда Пушкин писал: «Слух обо мне...», - тебя еще не было. Но знай: это он не только про себя, это про всех великих, кто придет за ним в том числе и про тебя. слух о тебе достиг околицы моего сердца. Полонил нежностью и грустью, болью и восторгом. Даже в имени твоем слышится что-то радостное по-весеннему: «...И Россия, и синь, и синее что-то» - и вместе с тем тревожное, грустное. От осени что-то. Я записывала твои стихи в свою заветную тетрадь, когда мне было 16 лет, собирала твои фотографии. И в той же тетради есть слова , мои слова: «Если бы меня спросили, кто из поэтов-лириков тебе нарвится, я бы, не задумываясь, ответила – Есенин». Вот она, тетрадь-откровение.

2) Учащиеся на «свидании» с лирикой Есенина.

Выводы=заповеди, сокровища души поэта записаны в тетрадь.

Ученица. Я в семье единственный ребенок, мне не хватает всегда брата, сестры. Но я их нахожу в братьях меньших. А прочитав стихотворение «Песнь о собаке», многое для себя открыла, открыла и тебя, Есенин. с каким теплом ты говоришь о материнском чувстве собаки, о ее горячих слезах! И уже не собака, а человек предстает передо мной со своими чувствами (слайд 3).

Учащийся читает стихотворение «Песнь о собаке», которое высоко оценил и актер В. Качалов.

Ученик. Я поняла, что влияние на будущего поэта оказала и мать С.Есенина, Татьяна Фёдоровна, вынужденная жить вдали от сына. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала и редким мастерством исполнения русских народных песен. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу (слайд 4).

Учащийся читает стихотворение «Письмо матери».

Ученица ( на фоне музыки И.Крутого « Колыбельная Сашеньке»). И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр, и тихая речушка, и земля с ромашковыми полями и берёзовыми рощами –вся красота родного края вылилась в стихотворения С.Есенина, яркие, нежные, голосистые, полные огромной любви к родной земле… (слайд 5)

Учащийся читает стихотворение «Край любимый».

Учащиеся читают стихотворения «Сестре Шуре», «Разбуди меня завтра рано», «Гой ты, Русь!», «На кой мне черт, что я поэт».

Учитель. Прочитаны стихи... А что осталось в душе? Какие выводы-заповеди можно взять с собой в дорогу жизни?

- Какими «сокровищами» поделился с нами великий поэт?

Учащиеся зачитывают опорные записи, выполненные в течение урока.

Это темы творчества Есенина:

1. Любовь к жизни, к красоте природы.

2. Обостренное чувство сострадания ко всему живому.

3. Любовь к родным, матери (нежный, чуткий сын, брат).

4. Любовь к родине.

5. Боль и тревога за судьбу народа.

6. Неотвратимость судьбы.

Комментарий эпиграфов.

II. Итог мероприятия.

Обобщение учителя (на фоне музыки И.Крутого «Ты в моём сентябре»). Наше свидание подходит к концу. Но мы еще встретимся с тобой, Сергей Есенин. Тебя нет, но ты с нами, остались стихи твои, песенные , легко льющиеся, надрывные и трагические. За ними мы увидели твое вдохновение, талант, сердце, судьбу, сокровища души твоей, поговорили, объяснились в любви.

Домашнее задание.

Подумайте над вопросом: «Какие бы вопросы я хотел задать на уроках по творчеству Есенина?»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!