СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какая бывает роса на траве

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК Школа России. Пригодится учителям нач. школы.

Просмотр содержимого документа
«Какая бывает роса на траве»

Урок литературного чтения.

Тема урока: Картины мира, созданные писателями и поэтами. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».

Тип урока – комбинированный.

Цель: осуществление литературного образования обучающихся в процессе знакомства с произведением Л.Н.Толстого « Какая бывает роса на траве».

Задачи урока:

- систематизировать и углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого;

- учить детей планировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность;

- развивать умение работать с разной информацией: анализировать, сравнивать, делать выводы с опорой на модель и без неё;

- развивать коммуникативные умения;

- развивать творческое воображение обучающихся (учить видеть красоту природы через произведения автора, развивать навыки словесного рисования, использовать приём сравнения,);

- формировать умения видеть красоту природы, выражать свои чувства.

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение находить в тексте слова- образы;

- осознавать необходимость использования автором художественных средств для выражения своих чувств, переживаний;

- понимать замысел автора;

- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение);

- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

- понимать смысл заглавия произведения.

Метапредметные:

-познавательные- прогнозировать содержание по названию; умение анализировать, сравнивать, делать выводы с опорой на модель и без неё; умение работать с разной информацией; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-регулятивные- умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение планировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность; умение выражать свои чувства;

-коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению; привитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; воспитание любви к природе.

Ход урока:

  1. Организованное начало урока.

- Дети, вам тепло? (да!)

А в классе светло? (да!)

Прозвенел уже звонок? (да!)

Значит, кончился урок? (нет!)

Только начался урок? (да!)

Хотите учиться? (да!)

Прошу всех садиться!

  1. Актуализация знаний.

Работа над словом «Путешествие»

- Сегодня мы продолжим путешествие с мир литературы. Но сначала выясним, что такое путешествие.(На экране появляется слово «Путешествие»)

-Обратимся к самому слову: из каких корней оно состоит?(Путь, шествие)

-Где мы можем точнее узнать о значении слова? (В различных источниках- спросить у родителей, учителя, обратиться к словарям)

-В толковом словаре русского языка Ожегова об этом написано так:

« Путешествие – поездка или передвижение пешком по какой-либо местности, странам, обычно для ознакомления или отдыха» (Появляется надпись на экране).

- С какой целью мы совершаем путешествие? (Чтобы увидеть новые места, отдохнуть)

-Вы согласитесь, что в путешествии мы можем увидеть что-либо уже знакомое и открыть для себя незнакомое? (На экране появляется схема:

Путешествие



увидеть что-либо уже знакомое открыть для себя незнакомое )

- А каким образом вы путешествуете на уроке литературного чтения? ( По страницам книги, знакомство с писателями, поэтами, новыми произведениями)

- С кем вы путешествуете? Или кто вам помогает… ( Шерлок Холмс и Доктор Ватсон)

- Сегодня мы продолжим путешествие, которое вы уже начали на предыдущих уроках.

  1. Постановка целей урока.

  1. Выравнивание знаний

- Как называется глава, по которой мы путешествуем? («Завязка, тайны искусства…»).

- С каким автором вы познакомились на уроке внеклассного чтения? (Л.Н.Толстой)

- Итак, если следовать правилам путешествия, что мы должны сегодня узнать о Л.Н.Толстом? (Узнать новое об этом писателе)

- Тогда план путешествия будет таким: (На слайде появляется портрет писателя, рядом с ним - основные вопросы урока: « Что мы знаем?», «Что мы должны узнать?», «Что нового узнали?»)


Начнём с первого вопроса. Расскажите, что вы знаете об этом человеке. Вот вам в помощь фотофакты. (На слайде – фотографии семьи писателя, его дома, «Азбуки», портрет писателя, рисунок Л.Н.Толстого в его школе с учениками) Ребята рассказывают о том, что у писателя была большая семья, жил он в имении Ясная Поляна, где организовал школу для крестьянских детей и написал для них «Азбуку»


Теперь обратимся к творчеству этого замечательного человека.

Расскажите об этом по плану: ( На слайде план в виде таблицы:

Произведения Л.Н.Толстого

Тематика

Жанры

Чему учат


?



?


?

В ходе беседы таблица заполняется)


Начнём с тематики его произведений.

- О чём он писал? (Ребята знают произведения о детях, о животных, называя тему произведения, приводят примеры)


- Произведения какого жанра встречались вам? (Рассказы, сказки, быль, басни)


- А чему они учат? ( Уважать старших, любить животных, дружить, правилам поведения)

(В итоге таблица заполнена и выглядит следующим образом:

Произведения Л.Н.Толстого

Тематика

Жанры

Чему учат


о детях

о животных

?



сказки

рассказы

басни

быль

?


любить животных

уважать старших

дружить

правилам поведения

?


2. Формулирование проблемы.

-Что вы видите в данной таблице? ( В таблице ещё остались вопросы)

- О чём это говорит?(Мы не всё знаем о творчестве Л.Н.Толстого)

Да, не всё мы ещё знаем. Наверное, нам тоже надо по- новому взглянуть на писателя?


3. Постановка цели урока.

- Итак, какова наша дальнейшая цель? (Узнать новое о творчестве Л.Н.Толстого)

  1. Работа над темой урока

  1. Работа со словом «Художник».

Значит нам придётся продолжить наше путешествие.

Но сначала вопрос, – кто такой художник? («Тот, кто пишет картины)

А я хочу вам показать схему. Попробуйте прочесть её и выскажите своё мнение – согласие или несогласие ( На экране появляется схема:


Художник



живописец музыкант писатель, поэт)


Предполагалось, что данная схема вызовет разногласие в мнениях, однако некоторые дети смогли прийти к выводу, что все они создают прекрасные произведения, но используют разные средства для этого. Оставалось подвести их к такому выводу:

Да, действительно, все они художники – слова, музыки, кисти..


Все ваши высказывания можно объединить одним словом – у них необычный взгляд на мир.

- Как понимаете это выражение? ( Они смотрят на мир особенным взглядом – замечают красоту во всём)


  1. Проблемный вопрос урока.

Вернёмся к Л.Н.Толстому.

- Как по-вашему, обладал ли он такими качествами? ( Да, ведь любой писатель обладает необычным взглядом на мир)

- Подскажите, каким образом мы сможем узнать это? (Прочитав его произведение)

Вам предстоит сделать удивительные открытия.

Первое, что нам предстоит сделать, это выяснить о чём будет новое произведение.


  1. Раскрытие основного вопроса урока.


  1. Подготовка к восприятию текста.

Взгляните на иллюстрацию (Иллюстрация подобрана таким образом, что сразу не понятно, что это капли росы)

-Что вы видите? (Дети отвечают исходя из уровня своего воображения-«это похоже,что птички сели на дерево», «лёд так красиво застыл», «капли дождя»,- но кто-то ответил, что это - роса)

Вы оказались замечательными художниками – так много образов у вас возникло, глядя на обыкновенные капли росы!


Как вы уже поняли, правы оказались те ребята, которые сказали, что это роса, но ответы наших юных фантазёров мне тоже понравились.


Попробуйте объяснить, что такое роса ( Ответы детей основываются на их личном опыте и знаниях)


Л.Н.Толстой тоже поделился своими впечатлениями в произведении «Какая бывает роса на траве». Это произведение вы найдёте на странице 42 вашего учебника.

- Как вы думаете, что он мог написать о росе, если судить по названию? ( Он рассказал, что роса бывает разная, или рассказал о росе, или описал её, может сказку сочинил)

-Что скажете о тематике, о жанре? ( Тема – природа, а жанр – описание)

-Почему решили, что будет описание? ( На слайде под названием написано : «описание»)

-Что характерно для описания? ( Предмет описывается – как он выглядит, какой он)

-Какая задача стоит пред нами сейчас? (Проверить, правы мы или нет)

-Что надо сделать, чтобы узнать это? ( Прочитать произведение)

Но сначала нам надо немного отдохнуть и попытаться войти в атмосферу летнего утра. (Проводится музыкальная физкультминутка – произведение Э.Грига «Утро»)


  1. Восприятие текста.

Я попрошу прочесть это произведение…( Читает 1 ученик)

Во время слушания подумайте, почему текст относится к описанию.

Поделитесь своими впечатлениями:( На слайде появляется словарь настроения, который помогает рассказать о чувствах, которые испытали дети – удивление, восхищение, восторг, радость …Ребята выбирают слово со слайда или называют своё и объясняют причину возникшего чувства)


Ответьте на вопрос, который я вам задала (Текст является описанием, потому что автор описал росу, которую увидел однажды утром)

Вы поделились своими впечатлениями, а теперь попробуйте определить, какие чувства испытывал сам автор? (Он был в восторге от увиденного, был счастлив, восхищён росой)


  1. Анализ произведения

Вот ещё одно описание росы – так написано о ней в словаре Ожегова( На слайде) «Роса – мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады».


Сравните эти два текста.

-Что скажете? (Это разные описания росы, этот текст для энциклопедии)

-Какое это описание? (Это описание научное)

-А можно ли сказать, что у Л.Н. Толстого научное описание? (Нет, у Толстого получилось совсем другое описание)

-Какое же оно? (Это описание не научное, а художественное)

-Что мы сейчас определили? ( Мы определили жанр произведения – художественное описание)


Чтобы лучше понять текст и его особенности, я предлагаю вам самостоятельно прочитать текст и найти ответ на вопрос: «Как автор описывает росу». Отметьте в тексте эти строки. (Дети самостоятельно читают текст и делают пометки)


Зачитайте эти строки (Ребята обращают внимание на слово «Алмазы»)

Объясните, каким образом алмазы связаны с росой (Роса похожа на алмазы)

А что такое алмазы? (Это драгоценные камни, они переливаются разными цветами) (Показываются изображения алмазов и капель росы на траве)


Да, вот именно эту схожесть и использует автор, чтобы описать нам росу. Это особый приём в литературе.

- Кто подскажет, как он называется (Этот приём называется сравнение)

Сравнение – изображение одного предмета с помощью другого на основе их сходства ( Данное определение написано на слайде)

-Найдите другие сравнения в тексте ( Листок, как бархат; капелька, как шарик; листики, как чашечки)

- Для чего автор использует такой приём? (Для того, чтобы показать, как это красиво)

Стилистический эксперимент

Давайте проведём эксперимент: посмотрим, что изменится, если мы уберём сравнение и заменим его на обычное слово - капли.

( Выбирается отрывок, где автор сравнил росу с алмазами. Ребята вычёркивают сравнения и зачитывают получившийся текст: Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны капли. Все капли эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим…)

- Какой вариант вам больше нравится? Обоснуйте свой ответ( У Л.Н.Толстого получилось красивее – текст стал интересным, необычным, особенным)

Уверена, вы заметили, что текст потерял свою выразительность, сказочность, загадочность.

Без сравнения текст становится простым описанием, а такой приём делает описание художественным.

-Что подтолкнуло автора сделать такое сравнение? ( Он хотел поделиться этой красотой…Он хотел описать росу необычными словами…Он хотел, чтобы и мы увидели эту красоту)

Попробуйте объяснить строки: и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется…

( Он любил природу)

Сейчас вы уже даёте ответ на вопрос, который мы поставили в начале урока.

Итак, вспомним, какова была цель нашего путешествия? (Узнать новое о Л.Н.Толстом)

  1. Подведение итогов работы

- Что мы узнали новое об авторе? ( Ответы даются в ходе заполнения таблицы)

Давайте ответим на оставшиеся в таблице вопросы.

-Какова тематика этого произведения? ( Это произведение о природе)

- Что скажете о жанре? ( Это художественное описание)

-А чему оно учит? ( Любить природу, уметь видеть в ней красоту)

Итак, я думаю, что сегодня вы по-иному взглянули на Л.Н.Толстого.

Докажите, что его можно назвать художником слова. ( Он умеет видеть необычное в обычном – в росе увидел и алмазы, и стеклянные шарики, а листики у него похожи на бархат, на чашечки)

-А что увидели вы, читая произведение? (Мы тоже увидели эту красоту)

Я думаю, что и вас можно назвать художниками слова.

Попробуйте доказать это, написав дома рассказ-описание так, чтобы он также нас удивил своей красотой и необычностью.

Рефлексия

Итак, сегодня путешествие подходит к концу…

Поделитесь своими впечатлениями, используя такое начало высказывания:(На слайде появляются слова – начало фразы, с которой можно начать высказывания:

Сегодня я открыл для себя…

Меня особенно удивило…

Я поражён…

Я испытал…

Моё отношение к …

Мне приятно, что…)

Оценивание

Оцените свою работу на уроке. (Используется приём «Светофор»)

- Кому ребята было трудно?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем тебе ещё предстоит поработать?

Оценка учителем работы отдельных учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!