Какие бывают нарушения развития речи
Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают психолог, невропатолог и участковый терапевт, иногда логопед. К сожалению, не все логопеды работают с детьми до 3—4 лет, но есть и такие, которые занимаются с детьми от рождения, если есть подозрения на проблемы с речью. С нарушениями речи в основном работают логопеды и иногда, по необходимости, невропатологи.
Выделяют следующие виды нарушений:
дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате;
ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, связанные
с недостаточностью иннервации речевого аппарата, т. е. когда ребенок говорит, как будто у него во рту каша;
нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть связаны с различными заболеваниями гортани;
брадилалия (сильно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) — это нарушения темпа речи. И то, и другое нарушение может встречаться как самостоятельно, так и в совокупности соматических, неврологических и психических заболеваний;
заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за поражения речевых зон коры
головного мозга еще во внутриутробном периоде развития ребенка;
афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными
поражениями головного мозга. Причинами могут стать нарушение мозгового
кровообращения, травмы, инфекционные заболевания и т. д.
Что могут сделать родители?
Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче
предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны помнить о том, что для того чтобы предотвратить задержку развития речи у ребенка следует с первых дней его жизни соблюдать элементарные правила.
Прежде всего, родители должны с первых дней много разговаривать с ребенком,
общаться с ним, вызывая тем самым его на общение. Кроме того, родителям следует помнить о том, что их усилия должны быть направлены на укрепление эмоционального контакта между ребенком и мамой. Обращаясь к ребенку, матери следует говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.
Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка. В том случае, если
задержка все же есть, то следует незамедлительно обратиться к специалистам, которые помогут установить, действительно ли ребенок развивается с запозданием или процесс проходит в соответствии с нормой. Если же специалисты установили, что задержка есть, следует установить также и причины ее появления.
После того, как были проведены соответствующие исследования и выявлены причины, следует разработать систему занятий, которые помогут справиться с нарушениями развития речи.
Необходимо помнить о том, что все занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Игры для ребенка может подобрать педагог или логопед.
Если задержка речевого развития наблюдается у ребенка в возрасте 2 лет, то родителям следует помнить о том, что просто необходимо стимулировать у малыша звукоподражание, ведь активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.
Не лишним будет также изготовить всевозможные наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта и т. д. Их можно будет использовать для проведения различных речевых игр. Следует также ежедневно читать ребенку небольшие сказки или рассказы. Можно задавать ему разнообразные вопросы, побуждая малыша к ответу.
Пусть первое время это будут односложные ответы, но со временем ребенок научится отвечать и развернутыми фразами.
На прогулке с ребенком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя.
Родители должны помнить о том, что не следует оставлять ребенка без внимания,
занимайтесь с ним, и он будет всегда радовать вас своими победами, пусть даже и маленькими.