Подготовиться заранее к настоящим темам на ИС 6 декабря 2023г в телеграм https://t.me/otveti_ege https://t.me/otveti_ege https://t.me/otveti_ege
В 2023 году ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как будет проходить итоговое сочинение 2023/2024 и что необходимо для получения зачета.
В этой статье:
1) Каким итоговое сочинение было раньше?
2) Каким будет итоговое сочинение 2023/2024? 3) Основные правила написания и критерии. 4) Аргументы для итогового сочинения 2023/2024.
Раньше до 2022г ФИПИ заранее публиковал направления. На экзамене ученик получал 5 тем, по одной из каждого направления, выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придется писать на экзамене. Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022-м, «Забвению не подлежит» в 2020-м и «Война и мир» в 2019-м, «Добро и зло» в 2019-м и «Доброта и жестокость» в 2018-м. https://t.me/otveti_ege
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2023/24 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы. Всего в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч. В дальнейшем закрытый банк он будет ежегодно пополняться новыми темами. https://t.me/otveti_ege
2) Каким будет итоговое сочинение 2023/2024
Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы, и разбили его на следующие разделы и подразделы. В 2023 году был также добавлен новый подраздел, 3.4: https://t.me/otveti_ege
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человекhttps://t.me/otveti_ege
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4. Язык и языковая личность
По факту это те же самые направления, что и раньше, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка: https://t.me/otveti_ege
Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2023 года:
В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения в 2023/2024 учебном году не поменялись.
3) Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2023 году пройдет 6 декабря. Также есть резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2024 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. https://t.me/otveti_ege
Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем. Поэтому важно заранее их проработать, прочитать нужные произведения, подобрать список аргументов и набить руку на тренировочных текстах.
Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.
1. Соответствие теме
https://t.me/otveti_ege Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения. https://t.me/otveti_ege
5 абзацев:
вступление (тезис),
собственное мнение, которое доказывается аргументами,
аргумент 1 (доказательство и микровывод),
аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
вывод (итог рассуждений). https://t.me/otveti_ege
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят незачет, если мысль ясна — зачет.
5. Грамотность
Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму. https://t.me/otveti_ege
4) Аргументы для итогового сочинения 2023/2024
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
Можно ли оправдать плохой поступок?
Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
С. Коллинз. «Голодные игры»
У. Голдинг. «Повелитель мух»
М. Горький. «Старуха Изергиль»
Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
А. Грин. «Зеленая лампа»
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
С. Есенин. «Черный человек» https://t.me/otveti_ege
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
Как окружение влияет на ребенка?
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы
Л. Н. Толстой. «Война и мир»
Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Дж. Роулинг. «Гарри Поттер» https://t.me/otveti_ege
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы
Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы
Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
О. Хаксли. «О дивный новый мир»
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Дж. Оруэлл. «1984» https://t.me/otveti_ege
Е. И. Замятин. «Мы»
С. Коллинз. «Голодные игры»
У. Голдинг. «Повелитель мух»
В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Д. Киз. «Цветы для Элджернона»