СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какими нас видят. Образ человека с ограниченными возможностями( проблемами слуха) в российском кино.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в культуре формируется представление о человеке с ограниченными возможностями. Цель проекта проанализировать современные произведения российского кино о людях с проблемами слуха.

Просмотр содержимого документа
«Какими нас видят. Образ человека с ограниченными возможностями( проблемами слуха) в российском кино.»



Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат № 13" реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы








РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Литература»

на тему:

« Какими нас видят.

Образ человека с ограниченными возможностями (с проблемами слуха) в кино»




Выполнила:

Горягина Евгения
ученица 8 «А»

Руководитель:

Шаймарданова Т.И.,

учитель русского

языка и литературы.




г. Екатеринбург, 2017 г.

Содержание.



I. Вступление 3
1.1.Кино – представитель современного искусства, наиболее понятный массовому зрителю.
1. 2. Цели проекта. Задачи проекта

II.Oсновная часть 5

1.Формирование представления о человеке с ограниченными физическими возможностями в кино. 5

2. Отношение в обществе к людям с проблемами слуха. 7

3.Кино о людях с проблемами слуха. 7

а) Фильм «Двое» 1965 г. 7

б) Фильм "Страна глухих" 1998 г. 9

в) "Шапито-шоу" ("Любовь и дружба") 2011 г. 11

III. Заключение. 14

IV. Список литературы 16

V. Приложение.

















I. Вступление
1.1.Кино – представитель современного искусства, наиболее понятный массовому зрителю.


Кино – полноправный представитель современного искусства, и, в отличие от остальных его жанров, наиболее понятный массовому зрителю. 
Кино позволяет погрузить зрителя в совершенно необычный мир, фантастический и нереальный, остро ощутить любую ситуацию, как никакой другой вид искусства. После хорошего кинофильма люди чувствуют смятение, а особо впечатлительные целыми днями ходят под впечатление.

Искусство – это то, что влияет на человека, приводит его внутренний мир в движение. Кино делает это как нельзя лучше, пусть даже порой жертвуя прямыми смысловыми интерпретациями.

Удивительная особенность кинематографа в том, что он охватывает самые различные виды аудитории. Если музеи посещает одна довольно небольшая часть населения, театры – еще одна небольшая часть, то в кино ходит практически каждый. Людей, не смотрящих кино, найти, наверное, невозможно: если не в кинозале, то на экране компьютера, если не на компьютере, то по телевизору, но фильмы смотрят все люди. Секрет успеха кинофильмов в том, что они позволяют захватить внимание зрителя полностью, он воспринимает характеры героев и применяет их к своей жизни, с интересом смотрит на визуальный ряд, попадает под воздействие настроения саундтрека фильма.

Именно в культуре формируется представление о человеке с ограниченными физическими возможностями, основанное в большей мере на общепринятом отношении, нежели на действительных знаниях человечества об инвалидности.

1. 2. Цели проекта. Задачи проекта

Цель данного проекта – проанализировать современные произведения кино о людях с проблемами слуха.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:

- найти российские фильмы, в которых герои - люди с проблемами слуха,

- проанализировать, какими видят нас и показывают слышащие режиссёры,

- осмыслить авторский подход к данной теме,

- сделать вывод, как современный кинематограф раскрывают тему – инвалидов по слуху,



Основные методы работы – анализ х/фильмов, раскрытие образа - инвалидов средствами кино.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов на уроках литературы, развития речи, в социальной коммуникации.



Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, основной части, где анализируются три фильма, заключения, библиографического списка.





















II. Основная часть.

1.Формирование представления о человеке с ограниченными физическими возможностями в кино.

В подавляющем большинстве мир искусства, в частности кино, до сих пор слышащий и не инвалидный. О чем это говорит глухим и детям-инвалидам? О том, что они не достойны его. Что они невидимы в мире кино, который они смотрят. Что их не замечают в обществе.

«В советском кинематографе известны экранизации советских литературных произведений Н. Островского «Как закалялась сталь» (М. Донской, 1942), и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (А. Столпер, 1948), которые представляют истории известных героев, защитников Отечества, преодолевающих собственную неподвижность и пренебрежительное отношение общества. Фильм «Председатель» (А. Салтыков, 1964) рассказывает о сопротивлении инвалида-фронтовика консервативным стереотипам (в главной роли Михаил Ульянов). В фильме «Не могу сказать: прощай!» (Б. Дуров, 1982) главный герой, прикованный к постели из-за травмы спины, переживающий переоценку собственных жизненных ценностей, кардинально изменив свой образ жизни и образ мыслей, все же с помощью друзей и любящей его женщины становится социально активным, придает своей жизни новый достойный смысл. Героя фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» (И. Таланкин, 1984) безногого ветерана вскоре после войны насильно отправляют на Валаам в дом-интернат. Однако его воля не сломлена, и духовно он намного выше многих других персонажей фильма здоровых, образованных и хорошо устроенных в обществе.

Как видим, в основном в героях кинематографа оказываются инвалиды-мужчины. Это происходит потому, что инвалидность здесь используется либо как инструмент для переделки «здорового, но неблагородного» главного героя, либо как метафора преодоления бессилия, как образец мужества, как яркий пример конфликта мужественности и жалости. Именно этот ролевой конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, которая обращается к образу инвалидности, олицетворяющей слабость, зависимость, уязвимость, потерю мужественности.

Литература, кино и популярные СМИ традиционно предоставляли «инвалидизирующие» образы, выставляли людей причудливыми уродами, беспомощными или героическими калеками, что лишь усиливало стереотип патологии. Сегодня среди инвалидов растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в СМИ и искусстве, где инвалидность показана как объект милосердия и благотворительности. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, выдвигают требование не только равных возможностей в сфере образования и занятости, но и права на самоопределение.

Использование кино необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов» (Репрезентация инвалидов в массовой культуре)

В наше время отношение к человеку с умственными и физическими недостатками кардинально изменилось. Современное цивилизованное общество приходит к пониманию того, что инвалиды вправе принимать полноценное участие в социальной и культурной жизни. Отражается ли это в кино?























2. Отношение в обществе к людям с проблемами слуха.

Люди могут относиться к нам по-разному. Одни - с жалостью в глазах. Другие могут быть дружелюбны к нам и относиться, как к вполне здоровым. Третьи - высокомерно, с ненавистью или недоброжелательно.
Большинство не считает лиц с нарушенным слухом полноправными членами общества, их относят к особой страте людей,  не способной вести полноценную жизнь. 

Нарушение слуха считают главным препятствием для дружбы, деловых отношений.

3.Кино о людях с проблемами слуха.

А существуют ли фильмы о глухих и слабослышащих? Если да, то какими нас видят и представляют?

А) Фильм «Двое» 1965 г. Дипломная работа Михаила Богина

Это первый российский фильм, где главная героиня – глухая. Действие картины происходит в шестидесятые годы — время свободы полёта, время открытий и силы духа.

В этом фильме рассказывается про студента консерватории Сергея, который случайно увидел красивую девушку, красивую какой-то своеобразной, необычной красотой. Сергей — обаятельный и уверенный в себе музыкант, студент консерватории. Наталья — артистка цирка, трудолюбивая красавица, что встречается так редко. Казалось бы, они идеально подходят друг другу, стоит им только заговорить, но…

Молодой человек оказывает ей всевозможные знаки внимания: ухаживает, дарит цветы и прижимает к сердцу её фотографию. Девушке приятны его ухаживания, но она почему-то не хочет с ним разговаривать, не отвечает ему ни слова. Неожиданно выясняется, что она ничего не слышит. Когда Наталье было три года, в результате бомбёжки она осталась глухонемой. Но, тем не менее, это юношу не останавливает. Сергею приходится искать нестандартный подход к девушке.

В итоге, они понимают друг друга, хотя они из совершенно разных миров.

Прекрасно подобранные на главные роли Валентин Смирнитский и Виктория Фёдорова, исходя из предложенных режиссёром обстоятельств, оставляют речь и играют тонкими нюансами чувств. Глаза и мышцы лица становятся в этой короткометражной ленте главным оружием актёров.

Сергей в картине играет очень важную роль в жизни Наташи. Очень часто в жизни неполноценных людей не хватает понимания со стороны общества и людей без отклонений. Сергей становится для неё человеком, способным прислушаться и понять. А прислушиваться приходиться к самому сердцу, ведь голоса у Наташи нет и всё, чем она готова поделиться, идёт напрямую оттуда.

Образ Наташи — это тип сильной женщины, которая способна выстоять даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. И способна сохранить улыбку и красоту. Сергей, который явно не обделён проницательностью, угадывает все эти качества в Наташе, которые по ходу развития сюжета высвечиваются всё ярче. И с каждым новым испытанием, будь то работа в цирке, танец без возможности слышать музыку или испытание общением с самим Сергеем, отношения между героями приобретают всё более выраженную окраску. Недаром одна из последних сцен — в ресторане — завершается музыкальным сопровождением и словами: «Эхом любви…» Пока ещё только эхом.

Немаловажную роль играет музыка. Неспроста Сергей музыкант, ведь музыка — это то, что Наташа услышать неспособна. Казалось бы, это злая насмешка судьбы. Однако же, музыка — это не только звук, это куда более глубокие импульсивные переживания, это ритм чувств, который Наташа улавливает напрямую, без посредников в виде звуков.

Режиссёр в фильме раскрывает очень важную тему: неслышащий человек в мире звуков. Гармонию художник видит в том, что насколько ужасна трагедия молодой девушки, неспособной слышать, настолько же важно и то, что, несмотря на это, человек может жить, творить, мечтать, любить…

Я считаю, что в этом фильме главная героиня показана, как человек, который не сдаётся, который верит в себя и пытается добиться определенной цели всеми силами, на которые она способна.

На репетиции Наташа кладёт руки на фортепьяно, чтобы понять темп, ритм танца. Она продолжает репетицию, преодолевая трудности. На концерте Сергея Наташа пытается понять его музыку и его мир. Она внимательно вглядывается в лица зрителей, слушающих музыку. Мы видим только их лица, отражающие переживания, без музыкального сопровождения, однако сцена парадоксально наполнена музыкой. Здесь и происходит кульминация картины, когда Наташа вдруг в этой тишине начинает слышать забытую колыбельную, постепенно заглушающую звуки бомбёжки.

В целом неслышащие люди в этом фильме показаны доброжелательно. А героиня Виктории Федоровой не замыкается в себе, в своем мире, она открыта для общения, для контакта с миром слышащих.

Б) Фильм "Страна глухих" 1998 г. Режиссёр Валерий Тодоровский.

Следующий фильм, где герои – люди с проблемами слуха появился только через 33 года и в совершенно другую эпоху. 90 – е годы - годы перестройки советского государства, поиски нового политического пути, годы разгула преступности.

Этот фильм, рассказывает о выживании двух девушек, неожиданно ставшими подругами, в этом нелёгком мире.

Героиня фильма - Рита вынуждена скрываться; её друг Алёша исчез, проиграв в рулетку чужие деньги. Её спасает и прячет у себя глухая танцовщица ночного клуба Яя, живущая единственной мечтой - накопить денег и уехать в некую сказочную "страну глухих", где живут только глухие люди, царят добро и справедливость. Неожиданно девушки оказываются в центре жестокого столкновения двух кланов мафии, глухих и слышащих. Клан мафии глухих просит Риту притвориться глухой женой главного, чтобы слышать, о чём говорят и затевают их противники.

Отзывы:

"Каждое время имеет свою особенность и своих героев. У людей разные цели, желания и мечты. 90 — ые — особое, тяжелое время, когда многие не жили, а выживали, и каждый искал силы в разных источниках: кто то в семье и друзьях, кто то в бутылке, а кто то в мечтах о том, как он покинет это место. Кто мечтал о Западе, кто то о Израиле, а кто то искал для себя особое место, где ему было бы хорошо, пускай это место порой являлось плодом воображения».

«Страна глухих» — это утопия, отвечающая своему времени. И дело не в глухих, слепых, или не немых, а в том, что у людей вообще возникали навязчивые мысли покинуть эту страну и оказаться там, где хорошо. В эпоху развала и хаоса такие мечты становились особенно актуальными, а для некоторых превращались в реальность».

«Герои получились яркими и запоминающимися, с четкими характерами, переживаниями. Актерская игра — вот самая сильная сторона фильма, при том что в главных ролях были молодые, начинающие актрисы. Для Дины Корзун «Страна глухих» стала дебютом в большом кино, а ее роль Яи — пожалуй самой яркой и запоминающейся карьере. Очень ярким и неожиданным получился криминальный авторитет Свинья у Максима Суханова, а Никита Тюнин в конце умудрился превратить своего героя чуть ли не в главного злодея, хотя тот и являлся спорным персонажем.

Перед нами кино, характеризующее если не эпоху, то отдельное десятилетие, созданное по канонам еще советского кино, с чувством, глубиной, и качественной актерской игрой.

Фильм очень хороший и редкий по настрою, ритму. Понравилось, что у режиссера свежий, незамыленный взгляд на жизнь, на людей, которые нас окружают, но которых мы не «слышим».

Существует другое мнение о фильме:

"В свое время неслышащие люди и их родители обвиняли режиссера фильма «Страна глухих» в том, что он снял пасквиль на сообщество глухих. То есть, это ложь в отношении как самих людей с нарушениями слуха, так и их семей: в фильме создается впечатление, что у неслышащих героев нет ближнего круга; они живут, будто одинокие монады, выброшенные в мир; у них практически нет воспоминаний о родных; такие люди всеми брошены и выживают лишь потому, что объединяются в банды.

"Кроме того, говорили, что «Страна глухих» – это ложь в отношении всей системы помощи людям с нарушениями слуха. Единственное, что Тодоровский сделал хорошо, по мнению педагогической критики, это подбор актеров. Дина Корзун и Максим Суханов играют просто гениально – на их игре держится «нерв фильма - героиня Дины Корзун, Яя, живет надеждой на воображаемую страну, где все будут счастливы. А ведь этот символ – отголосок христианской мечты о горнем мире."

"Страна глухих" – это большая мечта глухих и слабослышащих - убежать из реальности в мир справедливости и добра. В этом фильме Тодоровский показал закрытый таинственный мир, часто связанный с преступностью (потому что обычную работу слабослышащим сложно найти).»

В фильме «Двое» героиня учится, добивается поставленной цели, прилагая усилия. А героиня этого фильма выживает. Изменилось время, но люди продолжали жить, учиться, работать и зарабатывать. Авторы показывают других героев, в других жизненных обстоятельствах.

Нравственные принципы героини Дины Корзун ниже, чем у героини Виктории Фёдоровой. Она считает, что деньги можно получать с помощью мужчин. Жизненные запросы её низменные: купить туфли, поесть за чужой счёт. А мечта о Стране глухих – мечта потребителя: получать деньги только потому, что ты глухая. Героиня не стремится изменить свою жизнь с помощью учёбы, друзей, родных. Она показана одинокой.

В целом мир глухих показан недоброжелательно, как мир криминала, но и слышащие такими же. Фильм отражал своё время.

В) "Шапито-шоу" 2011 г.

Вот несколько рецензий на фильм:

Марина Давыдова: « Одна из самых удачных российских картин последних лет: безыскусный артистизм, ни следа неприятной бенефисной театральности или провинциальной глубокомысленности, что большая редкость для отечественных фильмов с комедийной составляющей. Название отсылает к мотиву подлинной и неподлинной жизни. О фильме невозможно говорить коротко»

Роман Волобуев. Афиша: «Фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана после просмотра не отпускает уже вторые сутки, второй день подряд … не знаю, за кем до сих пор было закреплено самого интересного и выдающегося отечественного фильма последних лет, но это уже не важно, потому что появилось «Шапито-шоу». Это абсолютный прорыв в метафизику русской жизни последних 20-30 лет. Не припомню ни одного художественного произведения, которое более бы адекватно и внятно отражало нашу реальность и суммировало весь культурный опыт поколения людей 1975-85 гг.р.»

Лидия Маслова, Коммерсант: «Шапито-шоу" скорее не фильм-лабиринт, а фильм-калейдоскоп или фильм-зеркало, направив который себе в голову, зритель может увидеть, как в ярком луче умственного света кружится множество разноцветных пылинок, и пусть ненадолго, но в голове у тебя вспыхивает приятное ощущение, что ты мгновенно понял все обо всем…»

Олег Зинцов, Ведомости: «Шапито-шоу» — оголтелая самодеятельность, не скованная никакими условностями и конвенциями киносреды. Праздник непослушания на фоне всеобщего надувания щек. Дуракаваляние там, где все стараются сделать лицо посерьезней. Поэтому на его показах аншлаги. Поэтому, как только «Шапито» выложат в торренты, его скачают и посмотрят все, кому интересно кино про себя и свою жизнь. Про здесь и сейчас. В этом фильме точные колоритные типажи и много остроумных шуток, уже разобранных на цитаты.»

Варвара Бабицкая, Сноб.ру: «Шапито-шоу» — фильм про живых людей. И то сказать, не в «Амели» попали. Киберстранник в сандалиях на носки не превратится из лягушки в принца. Девушка в голубеньком платьице вдруг перестанет петь и всхлипывать, переменится в лице и произнесет недетский монолог: раньше, мол, я думала, что когда вырасту, буду выглядеть как принцесса, мне и сейчас иногда так кажется, хотя я понимаю, что на самом деле скоро буду выглядеть как моя мать. Глухой Кандид, завербованный богемой, обнаружит, что мир гораздо более открыт и терпим, чем ему казалось — это он сам не может вынести чужой инакости и в ужасе бежит назад (этот конфликт, как и все прочие, сценаристка Марина Потапова отлила в бронзе: «Ты глухой, они голубые — что тебя смущает?».

"Любовь и дружба" - 1 часть фильма.

Здесь два сюжета, которые позже будут объедены одним местом. Нам интересен второй сюжет.

Во втором сюжете герои - глухие ребята. Слабослышащий Лёша работает на хлебопекарне и в свободное время в театре исполняет песни для глухих. Он ссорится со своими тремя друзьями из-за того, что к нему приезжают телекорреспонденты.

Друзья говорят, что не собираются сниматься, потому что они не обезьяны. Им не нравится, что на них пялятся только потому, что они глухие.

Эти четверо ребят, пекари, всю жизнь держались друг за друга и когда-то по молодости дали клятву дружбы.

Мы видим дискотеку глухих, площадку, где встречаются для общения только глухие. Глухие и слабослышащие показаны как люди живущие в своем закрытом мире, они не доверяют слышащим и не хотят пускать их в свой мир. Их девиз: «Мы не второй сорт». Герой Алексея Знаменского пытается расширить этот мир. Он говорит: «Сколько можно вариться в своем собственном соку? Вы все протухли. Когда ты последний раз общался с кем-нибудь кроме нас?»…. «Всю жизнь ты протрясся над своей глухотой. Не дай Бог кто-нибудь посмеётся.

Алексей с новыми знакомыми - слышащими едет в Крым, но ему трудно в этой компании. Он не понимает и не принимает их образ жизни, их толерантного отношения к наркотикам, голубым, беспорядочным связям. Постепенно, между ним и его новой компанией нарастают разногласия. Ему скучно среди слышащих, он не нашел в них друзей. Алексей бросает им вызов: «Вы самые страшные люди на свете, вас разве волнует какой человек?».

Возвращение в свою среду проходит болезненно. Случайно Алексей там, в Крыму, встречает своих друзей, которые тоже приехали сюда отдыхать. Он приглашает их в кафе, но получает отказ. Ему приходится унижаться, чтобы друзья приняли его вновь в свой круг..

Мне кажется, что в этом фильме глухой герой показан, как человек пытающийся найти компромисс между слышащими и не слышащими: он старается привыкнуть к непривычной обстановке, понять новых знакомых, их образ жизни и сохранить отношения со своим кругом. Но компромисс невозможен.

Тема фильма любовь и дружба. Эти два слова волнуют всех: здоровых и больных, слышащих и неслышащих. Но Алексей находит дружбу в кругу себе подобных.





III. Заключение.

На излете XX века в российском кинематографе поселяется образ инвалида, решающего свои личностные трудности и конфликты с социумом, как сущностное знамение времени.

С одной стороны, художественные произведения, кинематограф, в частности, безусловно, являются отражением действительности, и представленное восприятие людей с инвалидностью связано с фактическим отношением к ним общества, хотя оно, ни в коем случае, не воспроизводит социальные отношения полностью.

С другой стороны, массовая культура, имея непосредственное влияние на жизнь, способна формировать у людей восприятие мира, особенно в отношении ситуаций, о которых они имеют смутное представление и мало знаний, что, не без оснований, касается и проблем инвалидности.



После просмотра и анализа фильмов я сделала следующие выводы:

  1. Кино остаётся неинвалидным. Фильмов о людях с проблемами здоровья ( глухих и слабослышащих) мало, почти нет. Мир знает о нашем существовании, но не знает и не подозревает о наших проблемах, о нашем внутреннем мире.

  2. Мир слышащий погружён в свои проблемы. Мы остаёмся параллельными мирами.

  3. Не надо ждать, когда мир слышащих обратит на нас внимание. Надо жить своей жизнью, не отгораживаться от других людей, «не трястись над своей глухотой», - как сказал герой Алексея Знаменского.

  4. Какими нас видят в обществе зависит не только от кино, Мы сами несём то, что оборачивается отношением к нам, с/с. Если мы ограничиваем себя в общении, то и слышащие отворачиваются от нас. Если мы открыты для общения, то и люди нас увидят и услышат.



  1. Мы немножко терпеливее, более понимающие и сочувствующие, старательнее достигаем определённую цель, чем обычные люди. Нам требуется больше сил, для того, чего мы хотим добиться в жизни. Так давайте же не будем надеяться на государство, давайте сами прилагать свои усилия для достижения целей, для общения, для того, чтобы жить в социуме и не отгораживаться от него.

МЫ ДОЛЖНЫ ПОКАЗЫВАТЬ И ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ СЕБЯ так, чтобы нас не жалели ,не умаляли…
От нас зависит, какими нас видит окружающий социум.





































Список литературы.

  1. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004. 2. Rosemarie Garland Thomson Extraordinary Bo

  2. Образ человека с ограниченными возможностями в культуре.

Симен-Северская Ольга Викторовна доцент, кандидат педагогических наук Северо-Кавказский государственный технический университет, г.Ставрополь.

  1. Репрезентация инвалидов в массовой культуре. Источник: Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. С. 228-250

  2. http://www.kakprosto.ru/kak-874721-kino-kak-sovremennoe-iskusstvo#ixzz4blMqUeuy

  3. http://www.kakprosto.ru/kak-874721-kino-kak-sovremennoe-iskusstvo#ixzz4blNC3j4u

  4. http://limpingchicken.com/2015/04/24/rebecca-atkinson-children-should-be-able-to-play-with-a-toy-that-reflects-their-deafness-or-disability/

  








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!