СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"какое значение имели уроки истории и обществознания в эпоху информационных войн"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал подготовки к уроку истории 

Просмотр содержимого документа
«"какое значение имели уроки истории и обществознания в эпоху информационных войн"»

ТЕМА: КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛИ УРОКИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

Информационные войны стали характерной приметой наших дней. Они делают сильных сильнее, а слабых - слабее и дают новые возможности тем, кто умеет ими пользоваться. Изучать их необходимо для того, чтобы уметь ими пользоваться и уметь от них защититься. На передовой этой войны оказываются учителя истории и обществознания. Путем спекуляций, фальсификаций исторических событий, их интерпретаций и оценок в угоду определенных политических кругов, идеологий и даже политики других государств, происходит подмена понятий и изменение нравственных установок у молодого поколения. То есть против нас и наших будущих поколений ведется война, а мы еще толком не знаем что это такое.

Информационная война – это организованное на государственном уровне вмешательство в информационное пространство другого государства. Основные приемы этой войны были заимствованы из маркетинга, который на основе знаний по психологии предлагает приемы продвижения товаров на рынке. Информационные войны, продвигая свои идеи, опираются на точки уязвимости населения. Стимуляторами различных внутренних и внешних конфликтов становятся:

а) политическая борьба внутри страны и на международной арене;

б) отсутствие консенсуса по многим вопросам внутри страны, отсутствие собственной точки зрения на события;

в) активность международных игроков, которые проталкивают свою точку зрения в информационном пространстве страны;

г) экономические интересы.

Содержание собственной модели мира является важной проблемой национальной безопасности. Во многом - это экономическая проблема, потому что нужно иметь мощные информационные ресурсы для тиражирования этой модели в различных типах носителей: СМИ, литература, искусство, образование, наука.

Ученые выделяют три основных элемента типовой модели информационной войны:

Определенная ситуация, настоящая или искусственная, интерпретируется как негативная.

Отдельный факт представляется закономерностью.

Ставится акцент на негативных последствиях. Первым компонентом модели информационных войн является фрейм. Фреймом называются ментальные конструкции, позволяющие понимать и интерпретировать действительность. Существует правило, согласно которому нельзя бороться с фреймом, потому что таким образом мы только усиливаем его. Вместо этого нужно создавать новый фрейм. Именно поэтому следует выходить со своими интерпретациями ситуации, поскольку изменить уже введенную в массовое сознание интерпретацию гораздо труднее.

Вторым компонентом модели является детализация нужного фрейма: чем больше деталей, тем больше веры в этот фрейм. Третий компонент — это расширение фрейма. Сюда можно добавить обвинения, жертвы, собственную невиновность. Враг приобретает черты все - мирного масштаба.

В США, которые активно ведут информационные войны, все проверяют на фокус-группах. Каждое слово, произнесенное президентом Дж. Бушем, было предварительно проверено в таких фокус- группах, в результате чего появилась, рекомендация говорить не «капитализм», а «свободное предпринимательство», поскольку американцы не любят слова «капитализм».

Нам представляется, что пришло время переосмыслить и придать более важное значение изучению истории, обществознания, права в общеобразовательных организациях. Необходимо ввести в инвариантную часть образовательной программы предмет Конституция РФ. Без знания основного закона государства гражданин своей страны не узнает, как устроено государство, какие оно проповедует идеалы и ценности, обеспечивает права и свободы, взаимную ответственность. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. разработан Историко-культурный стандарт (ИКС), который включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого.

Одной из задач при создании единого УМК является стремление исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России. На протяжении двух лет продолжались дискуссии по содержанию ИКС. В перечне обязательных для изучения персоналий, соответствующих периоду 1991-2012 годов, мы встретим такую личность, как А.П. Смоленский, но нет там, например, известного всем Народного артиста РФ Н. Цискаридзе, который на протяжении десяти лет был солистом Большого театра (визитной карточки отечественной культуры), который к тому же является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. И таких примеров можно привести достаточно много. Именно человеческое наполнение и измерение истории служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. И от того, на каких личностных примерах мы будем воспитывать учащихся, будет зависеть существование грядущих поколений и нашего государства. На наш взгляд серьезные вопросы к содержательной стороне ИКС будут оставаться до тех пор, пока не будет подведена прочная методологическая основа, соответствующая историческим традициям и современным вызовам, стоящим перед народами России.

В заключение процитирую М.А. Рейснера, который предвидя нынешние битвы за умы людей, писал: «…Понятие государства есть не только определение существующего, но и пропаганда должного. Идея государства есть сама по себе политическая программа»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!