Климова В.Е. учитель русского языка и литературы
СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»
Республика Крым
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе
по теме «Служебные части речи»
«Служить мы рады…»
Аннотация
Названия служебных частей речи появились ещё в 18-19 вв. По написанию и
звучанию они чаще всего маленькие. Значит ли это, что они не важны и без них можно обойтись?
Язык – удивительный мир. Он каждый раз заставляет нас изумляться и покоряться. Нет ничего прекраснее, чем окунуться с головой в этот мир и исследовать все его закоулки. У каждой части речи есть свои достоинства, свои секреты. Эти секреты и будут разгадываться в течение учебного занятия.
Ключевые слова: часть речи, частотность, сравнение, сопоставление, исследование
УМК: Русский язык. 5 класс 2 часть. Учебник для общеобразоват. организаций под редакцией Рыбченковой Л.М. и др.- М.: Просвещение, 2014
Цель: создание условий для самостоятельного исследования обучающимися частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте.
Задачи:
изучить примеры использования самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте;
сопоставить данные «Частотного словаря русского языка» и результаты исследования;
формировать умение использовать служебные части речи в разных ситуациях:
развивать творческие умения, исследовательские навыки обучающихся.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая
Раздаточный материал и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, размноженные тексты рассказов А.П.Чехова, чистые листы, карандаши
Прогнозируемые результаты:
способствовать мотивации обучающихся к исследовательской деятельности;
совершенствовать умения работать в группе;
развивать умения работать с информацией, выделять главное, обобщать и систематизировать;
повышать интерес к предмету.
План занятия:
Организационный этап.
Мотивация. Актуализация опорных знаний.
Повторение самостоятельных и служебных частей речи.
Исследовательская работа «Частотность употребления самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте».
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход учебного занятия.
Учитель: Добрый день, ребята! Рада новой встрече с вами. Рада снова видеть ваши добрые глаза и светлые улыбки. Надеюсь, что сегодня всем будет хорошо и уютно друг с другом.
Работаем в группах, поэтому каждый выберет себе табличку с названием части речи и сядет за стол с указанной частью речи.
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
И в них не отыщешь морфемы –
И в этом их главный секрет.
- О каких частях речи я прочитала стихотворение? Какие же секреты мы уже знаем о служебных частях речи?
Составление логических связей-рисунков ( слайд 9)
- А теперь послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королём и показать ему, какие они красивые и нужные. Но очень волновались, правильно ли встали в колонны?
- Помогите частям речи распределиться правильно (слайд 10).
Проблемный вопрос: могут ли самостоятельные части речи существовать без служебных?
- Давайте проведём исследование художественного текста, определим части речи, выделив служебные части речи разными цветами, и посчитаем частоту употребления служебных частей в тексте (слайд 11-12).
Для исследования возьмём отрывки из рассказов А.П.Чехова «Ванька», «Хамелеон», »Белолобый».
Вывод: в приведённых текстах используются все служебные части речи. Союз и повторяется чаще других союзов, его роль – соединение однородных членов предложения, а также для соединения простых предложений в составе сложного.
Предлоги встречаются непроизводные, которые выражают различные отношения пространственные на, в, из-за, временные – до, причинные – над.
Частицы чаще всего встречаются отрицательные не и ни, которые выражают отрицательное или положительное значение. Также встречаются частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки – разве, только, же, лишь, а также выражают чувства и отношение говорящего – как, даже.
Что касается частотности употребления частей речи, то на первом месте – имена существительные, на втором – глаголы, на третьем – местоимения. Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы (слайд 13). Конечно, именам хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее, поэтому они используют служебные части речи.
При сравнении исследования с «Частотным словарём русского языка» данные подтверждаются (слайд 14).
Заключение
Может показаться, что служебные части речи в отрыве от контекста ничего не сообщающие, абсолютно не нужны в речи. Однако стоит попытаться убрать из разговора эти маленькие слова, как нарушится связь в предложении. Фраза просто рассыплется, словно бусы на порванной нити, на отдельные составляющие.
Роль служебных частей речи в русском языке неоценима и очень важна, так как без предлогов, частиц и союзов нашей речи просто бы не было. У каждого из них есть своя особенность, роль и место в русской речи. Служебные части речи вносят дополнительные смысловые оттенки, выражают разные отношения между знаменательными частями речи, служат для связи слов и простых предложений в составе сложного.
Рефлексия (слайд 19-20)