СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какого цвета стихи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы читаем стихи, даже не задумываясь, что они имеют цвет. Так ли это? Попробуем доказать.

Просмотр содержимого документа
«Какого цвета стихи»

Климова В.Е. учитель русского языка и литературы

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Республика Крым

Методическая разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе

по теме «Служебные части речи»

«Служить мы рады…»

Аннотация

Названия служебных частей речи появились ещё в 18-19 вв. По написанию и

звучанию они чаще всего маленькие. Значит ли это, что они не важны и без них можно обойтись?

Язык – удивительный мир. Он каждый раз заставляет нас изумляться и покоряться. Нет ничего прекраснее, чем окунуться с головой в этот мир и исследовать все его закоулки. У каждой части речи есть свои достоинства, свои секреты. Эти секреты и будут разгадываться в течение учебного занятия.



Ключевые слова: часть речи, частотность, сравнение, сопоставление, исследование

УМК: Русский язык. 5 класс 2 часть. Учебник для общеобразоват. организаций под редакцией Рыбченковой Л.М. и др.- М.: Просвещение, 2014

Цель: создание условий для самостоятельного исследования обучающимися частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте.

Задачи:

  • изучить примеры использования самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте;

  • сопоставить данные «Частотного словаря русского языка» и результаты исследования;

  • формировать умение использовать служебные части речи в разных ситуациях:

  • развивать творческие умения, исследовательские навыки обучающихся.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая

Раздаточный материал и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, размноженные тексты рассказов А.П.Чехова, чистые листы, карандаши

Прогнозируемые результаты:

  • способствовать мотивации обучающихся к исследовательской деятельности;

  • совершенствовать умения работать в группе;

  • развивать умения работать с информацией, выделять главное, обобщать и систематизировать;

  • повышать интерес к предмету.

План занятия:

  • Организационный этап.

  • Мотивация. Актуализация опорных знаний.

  • Повторение самостоятельных и служебных частей речи.

  • Исследовательская работа «Частотность употребления самостоятельных и служебных частей речи в художественном тексте».

  • Подведение итогов. Рефлексия.


Ход учебного занятия.

Учитель: Добрый день, ребята! Рада новой встрече с вами. Рада снова видеть ваши добрые глаза и светлые улыбки. Надеюсь, что сегодня всем будет хорошо и уютно друг с другом.

Работаем в группах, поэтому каждый выберет себе табличку с названием части речи и сядет за стол с указанной частью речи.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

И в них не отыщешь морфемы –

И в этом их главный секрет.

- О каких частях речи я прочитала стихотворение? Какие же секреты мы уже знаем о служебных частях речи?

Составление логических связей-рисунков ( слайд 9)

- А теперь послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королём и показать ему, какие они красивые и нужные. Но очень волновались, правильно ли встали в колонны?

- Помогите частям речи распределиться правильно (слайд 10).

Проблемный вопрос: могут ли самостоятельные части речи существовать без служебных?

- Давайте проведём исследование художественного текста, определим части речи, выделив служебные части речи разными цветами, и посчитаем частоту употребления служебных частей в тексте (слайд 11-12).

Для исследования возьмём отрывки из рассказов А.П.Чехова «Ванька», «Хамелеон», »Белолобый».

Вывод: в приведённых текстах используются все служебные части речи. Союз и повторяется чаще других союзов, его роль – соединение однородных членов предложения, а также для соединения простых предложений в составе сложного.

Предлоги встречаются непроизводные, которые выражают различные отношения пространственные на, в, из-за, временные – до, причинные – над.

Частицы чаще всего встречаются отрицательные не и ни, которые выражают отрицательное или положительное значение. Также встречаются частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки – разве, только, же, лишь, а также выражают чувства и отношение говорящего – как, даже.

Что касается частотности употребления частей речи, то на первом месте – имена существительные, на втором – глаголы, на третьем – местоимения. Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы (слайд 13). Конечно, именам хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее, поэтому они используют служебные части речи.

При сравнении исследования с «Частотным словарём русского языка» данные подтверждаются (слайд 14).

Заключение

Может показаться, что служебные части речи в отрыве от контекста ничего не сообщающие, абсолютно не нужны в речи. Однако стоит попытаться убрать из разговора эти маленькие слова, как нарушится связь в предложении. Фраза просто рассыплется, словно бусы на порванной нити, на отдельные составляющие.

Роль служебных частей речи в русском языке неоценима и очень важна, так как без предлогов, частиц и союзов нашей речи просто бы не было. У каждого из них есть своя особенность, роль и место в русской речи. Служебные части речи вносят дополнительные смысловые оттенки, выражают разные отношения между знаменательными частями речи, служат для связи слов и простых предложений в составе сложного.

Рефлексия (слайд 19-20)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!