Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Горловки «Школа №29»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ:
«Какой социальный опыт получают
учащиеся среднего звена
(подросткового возраста)
в школе и с помощью чего?»
Подготовила
Классный руководитель
8 класса
Тишина М.А.
2018-2019 уч.год
КАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОЛУЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА) В ШКОЛЕ И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО?
Приобретение социального опыта учащимися – одна из задач воспитательного процесса.
В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование претерпевает кардинальные изменения.
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Каждый член педагогического коллектива активно работает над обогащением позитивного социального опыта учащихся нашей школы.
Становление личности – путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира.
1. Учитель для ученика – это всеобъемлющий источник знаний, а формы и методы его работы способствуют усвоению и принятию ценнейшей информации, которую современный ученик может получить только в школе. Каждый учитель на своем конкретном уроке знакомит учащихся с той или иной отраслью науки посредством своего предмета.
2. Считаю, что большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе и школе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся реализовать лидерские функции. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом. Ожидаемые результаты:
Активная жизненная позиция учащихся;
Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
Разработки творческих и социальных проектов.
3. Начиная с 5-го класса, учащиеся привлекаются к проведению и участию в общешкольных мероприятиях. Участвуя в этих мероприятиях ученики приобретают организаторские навыки и умения, развиваются их самостоятельность, ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Благодаря мероприятиям, которые проводятся на средней ступени обучения создаются условия для развития лидерских качеств у учащихся, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития, для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению, положительному взаимопониманию и уважению и принятию позиций других обучающихся, так как ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе.
4. Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся.
В связи с этим систематически проводятся классные часы, уроки нравственности, индивидуальные и групповые беседы, сюжетно-ролевые игры.
5. Эстетическое воспитание и творческое развитие.
Важное значение имеет формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
С целью эстетического воспитания учащиеся вовлекаются к занятиям в кружках по интересам, проводится экскурсионно-краеведческая деятельность с привлечением родителей, проводятся беседы о художниках, писателях, композиторах, организуются праздники, выставки работ, конкурсы рисунков.
6. Трудовое воспитание. С целью усвоения норм общественного поведения, формирования готовности к самообслуживанию на основе труда, формирования и осмысления необходимости трудовой деятельности,
развития потребности трудиться, проводятся мероприятия по профориентации, организуется дежурство по школе и в классе, трудовые
десанты.
7. Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний,
навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Формирование навыков личной гигиены.
8. Военно-патриотическое воспитание, основы гражданского и правового воспитания. Цель – осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности. Формирование патриотических чувств на основе изучения достопримечательностей города, края. Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны.
9. Опыт социализации приобретается и через участие в олимпиадах, научно-исследовательской, поисковой деятельности, что способствует обогащению социального опыта учащихся, способствуют развитию их познавательного интереса, поддерживает интерес к учебе, уверенность в значимости высокого уровня знаний, создаёт условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
10. Одним из важнейших социальных институтов воспитания
является семья. Свою работу в этом направлении следует строить на принципах сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Любые проявления жизнедеятельности человека зависят от той социальной среды, в которой эта жизнедеятельность осуществляется. Умение познавать мир не врожденно человеку – врождённой является лишь способность к познанию. В процессе постижения окружающего мира люди избавляются от неточностей своих представлений, пополняют запасы сведений о нём, получают бесценный социальный опыт. Постепенно раскрываются законы, формируются принципы, появляются научные теории. Дети приобретают «человеческие», «личностные черты», лишь общаясь с окружающими их людьми. Люди, среди которых живёт ребёнок, вводят его в социальную среду, подготавливают к жизни в обществе. Очень хочется верить, что тот социальный опыт, который получают наши дети за годы обучения в школе поможет им реализоваться в жизни, найти свой единственный и неповторимый путь наполненный новыми победами и свершениями.