VII РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ЮНИОРОВ
КАКОЙ ВОДИЦЫ ЛУЧШЕ НАПИТЬСЯ
Автор: Сластная Василина Юрьевна,
ученица 4 А класса
МОУ Мишелевской
СОШ №19
Усольского района,
Иркутской области
Руководитель:
Сластная Оксана Анатольевна,
учитель химии
высшей категории
МОУ Мишелевской СОШ №19
Содержание.
Стр.
I. Введение……………………………………………………………….2 II. Основная часть. Какой водицы лучше напиться……………………3-9
Исследование воды из разных мест п. Мишелевка:
определение цвета;
б) определение прозрачности;
с) определение запаха;
д) определение вкуса;
е) определение цвета и вкуса чая, приготовленного из воды
разных источников.
Как можно улучшить качество воды в домашних условиях:
способ кипячения;
б) способ отстаивания;
с) способ вымораживания.
3) Опрос жителей поселка Мишелевка о том, какую воду они используют для питья и приготовления пищи.
III. Заключение……………………………………………………10 IV.Литература……………………………………………………………….10
Я и тучка, и туман,
Я ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Кто я?
Конечно же, вода. Если посмотреть на физическую карту мира, то можно увидеть, что вода занимает почти ¾ земной поверхности. Это океаны и моря, реки и озёра, пруды и ручьи, а также ледники. Без воды мы не можем представить себе жизнь. Большая часть воды соленая, так как находится в морях и океанах, но хочется узнать как можно больше о пресной воде, которую мы пьем. Родители не разрешают мне пить водопроводную воду, а только речную, говоря при этом, что водопроводная вода очень плохая. И мне стало интересно узнать, чем же отличается вода в разных источниках нашего поселка.
Актуальность: работа актуальна не только для меня, но и всех жителей поселка.
Гипотеза: Если известно, в каком источнике вода лучше, то для питья и приготовления пищи нужно пользоваться этой водой.
Цель работы: сравнить воду из разных источников посёлка Мишелёвка и выяснить, какая вода лучше для питья.
Задачи:
Изучить литературу и источники Интернет по интересующей меня теме.
Исследовать воду из разных источников нашего поселка и определить, какая вода полезнее для питья.
Выяснить, какими способами в домашних условиях можно улучшить качество воды и попытаться это сделать самостоятельно.
Научиться создавать презентации и защищать работу.
II. Какой водицы лучше напиться.
1. Исследование воды из разных мест п. Мишелевка
Для проведения опытов и наблюдений мы взяли воду из рек Белая, Хайтинка, Булайка, воду из ключа и водопроводную воду. У воды мы определяли: цвет, прозрачность, вкус до и после кипячения.
а) Определение цвета
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипяче ния | желтоватая | бесцветная | бесцветная | желтоватая | бесцветная |
после кипяче ния | желтая | бесцветная | беловатая, сверху пена | желтоватая | беловатая, сверху пена |
Вывод: Бесцветная вода до кипячения в реках Белая и Булайка, а также в ключе. После кипячения бесцветной вода осталась только из реки Белая.
б) Определение прозрачности
(определялась двумя способами)
1 способ (просто на глаз):
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипяче ния | прозрачная | прозрачная | прозрачная | прозрачная | прозрачная |
после кипяче ния | прозрачная | прозрачная | мутная | прозрачная | мутная |
2 способ:
Для опыта был взят прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2,5 см, высотой 35 см. Цилиндр устанавливался на печатный текст, а затем наливали воду, следя за тем, чтобы можно было через воду читать текст. Линейкой измеряли высоту столба воды:
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипяче ния | 15 см | 25см | 25 см | 25 см | 25 см |
после кипяче ния | 12 см | 25см | 2 см | 22 см | 2 см |
Вывод: До кипячения вода одинаково прозрачна во всех источниках, кроме водопроводной а после кипячения прозрачность не изменилась у воды реки Белая.
с) Определение запаха:
В коническую колбу с пробкой налили воду до 2/3 объема и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Открыв колбу, оценили запах и сравнили его со шкалой:
Характеристика запаха | Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах, обнаруживается только специалистами | 1 |
Очень слабый запах, обнаруживается, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 |
В результате получилось:
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипяче ния | 4 | 0 | 0 | 2 | 0 |
после кипяче ния | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вывод: До кипячения не ощущается запах воды рек Белая, Булайка и ключа. После кипячения запах не ощущается везде, кроме водопроводной воды.
д) Определение вкуса
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипяче ния | имеет неприятный металлический привкус | приятный сладковатый | соленый | сладковатый, с неприятным привкусом | кисловато-солоноватая |
после кипяче ния | имеет неприятный металлический привкус | приятный сладковатый | более соленый | сладковатый, с неприятным привкусом | неприятный |
Вывод: Самая вкусная вода из реки Белая. Свежая некипяченая ключевая вода тоже имеет приятный вкус, но при хранении и кипячении вкус становится неприятным.
е) Определение цвета и вкуса чая, приготовленного из разных водных источников:
В ходе работы мы заваривали чай «Высокогорный» в течение 2 минут в стаканах с водой из разных мест и сравнили цвет и вкус чая:
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
цвет | темно-коричневый, после охлаждения сверху маслянистая пленка | красновато-коричневый | грязно-темно-коричневый, небольшое количество пены | мутновато-коричневый, с большим количеством пены; после охлаждения сверху маслянистая пленка | грязно-коричневый, небольшое количество пены |
вкус | не очень приятный, но пить можно | приятный на вкус | неприятный на вкус | не очень приятный, но пить можно | неприятный на вкус |
Вывод: Самый вкусный чай из воды реки Белой, но если нет ничего лучшего, можно пить чай из водопроводной воды и воды реки Хайтинка.
2. Как можно улучшить качество воды в домашних условиях?
Мы попробовали улучшить качество воды с помощью кипячения, отстаивания и вымораживания.
а) Способ кипячения
В предыдущих опытах мы прокипятили воду из разных источников, но качество воды при этом не улучшилось, а вода из реки Булайка стала еще соленее, водопроводная вода и вода из реки Хайтинка после кипячения по цвету стала более окрашенной.
Вывод: Кипячением можно очистить воду только от разных живых организмов, а количество соли при кипячении в воде только увеличивается, так как вода при кипячении испаряется, а соли остаются.
б) Способ отстаивания
Отстаивание некипяченой и кипяченой воды из разных источников проводилось в течение суток. Результаты опыта следующие:
| водопровод | река Белая | река Булайка | река Хайтинка | ключ |
до кипячения | без изменения | без изменения | без изменения | без изменения | без изменения |
после кипячения | желто-коричневый осадок | белый осадок в небольшом количестве | белый осадок, почти 3 мм. высотой | небольшой желто-коричневый осадок | белый осадок, почти 4 мм. высотой |
Отстаивание после кипячения воды
Вывод: При отстаивании некипяченой воды из разных источников изменений не наблюдалось ни в одном стакане с водой, а при отстаивании кипяченой воды осадок был во всех стаканах, то есть отстаивание лучше проводить после кипячения.
в) Способ вымораживания.
В Интернете я прочитала, что вымораживание очищает воду на 80 процентов. И решила проверить так ли это на самом деле.
Вымораживание можно проводить двумя способами:
Поставить в морозильную камеру эмалированную кастрюлю с водой, дать ей заледенеть, слить незамерзшую воду, а замерзшую оттаять и пить. За ночь замерзает примерно две трети воды в кастрюле. Остаток нужно сливать, потому что вся грязь и вредные примеси находятся именно в нем. Потом лед надо размораживать, а талую воду пить или использовать для приготовления еды.
Взять чистую кастрюлю с ровными краями, наполнить её водой, затем поставить на сильный мороз, чтобы вода полностью замёрзла. Облить кастрюлю горячей водой и вынуть из неё лед. Он будет прозрачным, но в самом центре более темный, так как там находятся все примеси, их вымывают с помощью тонкой струйки горячей воды. Затем чистый лед размораживают и используют воду в своих нуждах.
Я провела вымораживание 1 способом, так как он более безопасный и быстрый. Для вымораживания была взята вода из-под крана и вода из реки Булайка. Вода по вкусу стала гораздо лучше и приятней. Вода из реки Булайка стала совсем не соленой, а у воды из-под крана не стало металлического привкуса, и она стала чистой и прозрачной.
Вывод: Вымораживание действительно очищает воду, и чем меньше льда намерзает на кастрюлю, тем вода чище.
3. Опрос жителей поселка Мишелёвка о том, какую воду они используют для питья и приготовления пищи.
В ходе работы было проведен опрос 20 жителей многоэтажного дома, какой водой они пользуются для питья и приготовления пищи. Мы выяснили, что водопроводной водой пользуются 8 человек, но при этом фильтруют её. А 12 человек пользуются водой из реки Белая, так как считают ее самой вкусной для питья и приготовления пищи.
Вывод: Вода в реке Белой самая лучшая для питья и приготовления пищи.
III. Заключение
Проведя опыты, я пришла к заключению, что:
Вода в разных источниках п. Мишелёвка разная и по цвету, и по запаху, и по вкусу.
Самой хорошей водой, которую нужно пить, является вода из реки Белая.
Если нет фильтра, то улучшить качество воды в домашних условиях можно с помощью вымораживания.
IV. Список литературы:
Автор-составитель Маркин В.А. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: География – М.: АСТ, 1995
Габриелян О.С. «Химия» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
http://aguafind.ru/index.php/2009-10-31-00-32-09
http://www.domovod.net/zdorov7.php/
13