Какова роль рисования в развитии эстетического восприятия и эстетических чувств у учащихся специальной школы.
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.
Эстетическое воспитание на уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.
Для реализации этих задач учителю приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса восприятия умственно отсталых детей. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется.
Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Речь идет об уровне, на котором ребенок оказывается в состоянии четко представлять объект в целом и мысленно выделять в нем отдельные свойства. На развитие такого анализирующего восприятия и направлены разнообразные упражнения, которые выполняются учащимися на уроках рисования. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета — форму, строение, величину деталей, цвет, положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию в начальный период обучения привлекаются другие анализаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность.
Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда учащиеся научаются радоваться в связи с восприятием художественно выполненного изделия, выразительного рисунка и т.д., испытывают при этом восхищение, удовлетворение.
Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.
Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Эстетические чувства и переживания становятся более устойчивыми и содержательными по мере ослабления основного, интеллектуального дефекта.
Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т. д.
На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений.
Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного.
Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.
На уроках рисования часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры.
Младшим умственно отсталым школьникам наиболее доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое-либо действие или передан знакомый им сюжет (например, «Вершки и корешки»). Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено.
Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов, которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.
Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей.
Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для учащихся образцом красивого и привлекательного.
Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении класса — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов.
Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу, в поле, на стройке и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.
Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, со вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различного рода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выполненных образцов) способствуют тому, что даже младшие умственно отсталые школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства пробуждает в них эстетические чувства. Это проявляется в адекватных положительно-эмоциональных реакциях, в желании потрогать предмет или поиграть им, поставить к себе на парту, показать товарищам.
Под направляющим педагогическим воздействием у умственно отсталых школьников формируется также оценочное отношение к результатам своего труда. Это выражается прежде всего в умении критично анализировать собственные рисунки и рисунки своих товарищей. Младшие школьники осуществляют такую работу на элементарном уровне, да и то только при условии, что им помогает учитель. С его помощью они способны отметить, что красиво в том или ином рисунке, что в нем интересно и привлекательно. Старшеклассники могут дать более или менее правильную оценку изображениям самостоятельно, если перед ними такая задача поставлена. При этом их суждения касаются как содержания работы, так и техники исполнения. Большое внимание учащиеся обращают на аккуратность, тщательность и точность выполнения задания.
Высказывания учащихся младших классов при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму.