СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Калейдоскоп познавательных игр экологической направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калейдоскоп познавательных игр экологической направленности

Просмотр содержимого документа
«Калейдоскоп познавательных игр экологической направленности»

Борисова Г.И.

Калейдоскоп познавательных игр экологической направленности

 

Статистика говорит о том, что больше половины россиян проживает в городах.  К сожалению, по разным причинам, современные городские дети проводят свободное время, сидя за компьютером. Совсем не знают, как организовать свой досуг на свежем воздухе, а также наблюдается обострение экологических проблем.  

На данную проблему можно отреагировать нетрадиционными формами экологического воспитания обучающихся в рамках внеурочной деятельности – это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Чаще всего это нетрадиционные игровые занятия и импровизированные занятия, основным содержанием которых является игра.

Актуальность

Сборник игр составлен  в соответствии с нормативными документами и материалами:

1.                 ФЗ№273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

2.                 Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;

3.                 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Приказ Министерства Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

4.                 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ООО);

Организация   работы осуществляется через совместную деятельность детей младшего школьного возраста и взрослых. Подбор актуальных игр и эффективных форм для их проведения   позволяет детям пополнить свои знания и умения, проявив себя в разнообразных видах деятельности на внеурочных занятиях.

Своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени

В основе содержательной части экологических игровых занятий лежат   идеи:

- Природа – основа жизни человека, всесторонняя ценность природы.

- Человек – меняет природу в процессе существования.

- Экосистема – часть природы.

- Охрана природы – острая жизненная необходимость.

- Природа – целостная система связи неживой и живой природы, неживого и -живого организма.

Игровые занятия по экологии:

Направляют внимание в суть проблемы взаимоотношений «Человек – Природа»;

Воспитывают чуткость к людям;

  - Расширяют процесс взаимодействия обучающихся с окружающим  миром;

  - Помогают усвоить нормы и ценности культуры;

  - Помогают находить правильные и интересные решения;

  -Учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

Отличительная особенность. 

Содержание   отличается тем, что выполняет не только важную миссию экологического возрождения, но и учит детей и подростков грамотно, с пользой для здоровья организовать свой досуг.  

Игровые занятия связаны с жизнедеятельностью,  и опираются на практический опыт обучающихся и участие природоохранительной зоне.

Сборник игр экологической направленности рассчитан на детей в возрасте   7-11 лет, 1 раза в неделю по 40 минут.

Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная формы обучения (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.17, п. 2) по необходимости возможна дистанционная форма обучения.   Состав групп постоянный.

Реализуется через систему организованных занятий.

Цели и задачи:

Создание условий для формирования важнейших качеств экологической культуры у учащихся,  оздоровления детей и развития их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций обучающихся на основе включения их в разнообразную игровую деятельность.

Задачи:

Личностные:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

- Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Метапредметные:

- Совершенствовать нравственное воспитание участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей и педагогов.

   Предметные:

- Научить организовывать детей свой досуг;

- Познакомить современное поколение школьников с играми экологической направленности.

Содержание

Модель игрового взаимодействия - ведущий тип деятельности.

- Интерактивно-познавательные занятия развивают память, мышление, внимание, воображение и наблюдательность. Можно выделить следующие типы интерактивно-познавательных экологических занятий:

- Игра-беседа, игра – диалог. Учитель действует от знакомого детям

персонажа, придавая общению игровой характер и раскрепощённость. Основой игры-беседы является словесный образ и разговор.

- Игра – поручение. Основой игры является действие с предметами,

игрушками, поручения и просьбы.

- Игра – предположение. Основой игры является рассуждение на

определённую тему и поиск ответа на вопрос:  «Что было бы?», «Что бы я сделал?», «Как или Чем я могу помочь?».

- Игры – конкурсы или игры состязания требуют смекалки, развивают интеллектуальное мышление не входящее в школьную программу. Выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребёнка, совместную умственную работу в группах.

- Игры – путешествия отличаются интересным сюжетом и требуют самостоятельной активности детей. Дети работают с книгой, научно-познавательной литературой. Главным аспектом игры – путешествия является познание.

Требования к подготовке и проведению:

Необходимые требования к подготовке и проведению игровых занятий по экологии:

-         Форма и содержание занятия должны определяться поставленной целью и задачами.

-         Каждое игровое занятие по экологии должно содержать элемент новизны.

-         Место игровых занятий должно соответствовать сюжету и быть безопасными.

-         Занятие должны базироваться на уже знакомых детям играх.

-         Необходимо заранее разъяснить правила игры и меру наказания за их нарушение.

-         Эмоциональный настрой учителя должен соответствовать деятельности, в которой он участвует.

-         Учитель должен не только проводить игру, но и сам играть вместе с учениками. 

-         Необходимо подвести итоги занятия после его окончания.

Подготовку игрового занятия можно представить как алгоритм творческого усилия учителя:

1.      Определение содержания игрового занятия, формулирования основной идеи.

2.      Осмысление исхода событий данной идеи.

3.      Названия игры должно быть лёгким и простым.

4.      Распределение функций в игровой деятельности с учётом интересов и индивидуального подхода.

5.      Разработка реквизита игры.

Этапы игровых занятий:

1.      Постановка проблемы.

2.      Реализация программы коллективной мыслительной деятельности через работу с творческими микрогруппами.

3.      Организация рефлексии. Анализ коммуникативной и познавательной деятельности у каждого ученика и группы в целом.

Определить уровень активности учащихся и проявления их способностей можно с помощью методики «Цветограмма» - каждому ученику предлагается оценить себя на игровом занятии с помощью цветных жетонов. Был активен, смог проявить себя – оранжевый жетон, был активен, но не смог проявить себя – зелёный жетон, проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому – синий жетон, совсем не проявил себя, испытывал затруднения – красный жетон.

Для оценки эмоционального состояния учащихся в конце занятия можно использовать методику «Знаковой оценки». В конце занятия выбранную ранее карточку ученики кладут в коробку со знаком смайлика, который выражает эмоциональное состояние: улыбчивый смайлик – хорошее, радостное, позитивное настроение, спокойный смайлик без улыбки – среднее настроение, грустный и плачущий смайлик – плохое настроение.

Форма контроля:

Устный опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.

Планируемые результаты:

Обучающиеся  должны:

- Изучить  игры экологической направленности и научиться в них играть.

- Уметь грамотно, с пользой для здоровья организовать свой досуг. 

Личностный результат:

- Умеют ценить экологическую культуру, толерантно с уважением относятся к окружающей среде и другим людям;

- Понимают   важность экологических проблем,

- Доверительно  относятся к учителю и  к учащимся в совместной познавательной и практической деятельности;

Метапредметные результаты:

- Проявляют интерес к самостоятельному изучению  экологических игр.

- Предлагают информацию для совместного изучения, для совместного использования материала на практике.

Предметный результат:

- Владеют основами знаний в области   игр экологической направленности.

«Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации.

Материально - техническое обеспечение:

- Просторное, хорошо освещенное помещение.

- В работе   электронные образовательные ресурсы.

Информационное обеспечение:

 - Учебные видеофильмы;

 - Интернет источники, журналы, периодические издания.

 

Методические условия предусматривают:

- Наличие необходимой документации, программы, плана;

- Коллективные творческие дела; 

- Индивидуальная работа; 

- Деловые и ролевые игры; 

Список использованной литературы

1. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Ярославль: Академия развития. 2008.

2. Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета. Ярославль: Академия развития. 2009.

Интернет ресурсы:

3. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. — М.: Книга по Требованию.

4. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. — М.: Диалог культур, 2013.

5. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. — М.: Рипол Классик, 2008. – 688 с.

6. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. — М.: Феникс, 2014. — 224 с.

Интернет ресурс:

1. https://summercamp.ru/Экологические_игры

2. https://infourok.ru/igr-po-ekologii-3121826.html

3. https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/yekologicheskaja-igra-po-stancijam-dlja-letnego-lagerja.html

4. https://cleanbin.ru/waste/classifier#:~:text=Основные%20группы%20отходов.%20Классифицировать%20мусор,помет%2C%20жом%20и%20т.%20п.%3B

 

 

Приложение:

Игры экологической напрвленности для младших школьников.

«Кросовощ» - овощной кроссворд

Расшифруй кроссворд, назови знакомые овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. Каждая команда получает лист с рисунками-подсказками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Маэстро ситуации»

Игра развивает ситуационное мышление, формирует умения быстро ориентироваться в обстановке и принять решение.

В определённой окружающей природной обстановке, учащимся предлагается решить конкретную задачу.

Пример: В походе вас внезапно настигла гроза, какие действие предпримите, чтобы укрыться от дождя? Участники должны смоделировать развитие ситуации, выбрать место для укрытия, рассказать пошагово о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя. Затем свой выбор необходимо обосновать.

«Отходы в доходы» или «Не торопись выбросить, что пригодится»

Игра направлена на работу за круглым столом. Помогает развивать творческий потенциал и воображение детей. Сплотить учеников и показать, как можно дать вторую жизнь отходам, смастерив из них подручный материал, который пригодится каждому.

Сначала проводится беседа, затем ученикам предлагается выбрать тот или иной тип отходов и разработать технологию его переработки и полезного применения. Если ребята выбирают перерабатываемый вид отходов, то им предстоит описать процесс превращения бытовых отходов, в полезный продукт, изобразив пошагово действия на плакате. Если выбран не перерабатываем вид отходов (пластик, лампы, металл и т.д), то ребята учатся командой мастерить поделки и предметы домашнего обихода совместно с учителем, демонстрируя результат на выставке.

Игра – рассуждение «Что тогда будет, если ….»

Игра помогает закрепить знания о взаимосвязи в природе.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Съем или оставлю»

Игра помогает закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.

Учитель загадывает загадку. На столе у каждой команды лежат картинки с грибами и ягодами, каждый участник команды по очереди выбирает карточку с ответом и сортирует по корзинам: «съем», «оставлю». По итогу игры вместе с обсуждением «Почему «Сем» или «Оставлю» определяется победитель.

 «Тенёта жизни»

Игра проводится в холле, лесу, направлена на изучение и повторение экологической связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

1 Вариант: Участники встают в круг, учитель передает по очереди клубок, каждый участник держит веревку одной рукой. Учитель, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые). После создания экосистемы, учитель рассказывает легенду (здесь будет глобальная перестройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди (ученики по одному выходят из построенной цепи), соответственно происходит ослабление и нарушение связей. В конце игры проводится обсуждение»: что можно исправить, чтобы не случилось подобное разрушение экосистемы в нашем обществе.

2 вариант: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Учитель продолжает задавать аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными верёвкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса. В конце игры проводится обсуждение»: что нужно делать, чтобы не случилось разрушение данной взаимосвязи экосистемы в нашем обществе.

 

«Ищейка»

Игра направлена на развитие у детей внимательности.

Игра проводится на свежем воздухе. Во время прогулки или похода детям дается задание найти предметы: 1) следов жизнедеятельности животных, таких как экскременты животных, следы животных, объеденная белкой шишка, обглоданная зайцем кора, объеденный гусеницей лист; 2) птичьи перья; 3) семена, разносимые ветром; 4) листья одного вида дерева; 5) любые кости; 6) три вида семян; 7) запомнить один вид насекомого с покровительственной окраской; 8) что-либо круглое; 9) скорлупа от яиц; 10) что-либо мягкое; 11) любой предмет с острым краем; 12) пять видов антропогенного мусора; 13) что-либо ровное, прямое; 14) что-либо красивое.

«Экологический пост»

Игра проводится на пришкольной территории, в парке, на берегу реки, лесу. Учащие делятся на команды по 3-5 человек. Получают листы бумаги, маркеры или фломастеры, карточки с заданием.

Задание:

-         Выявить экологически неблагополучное место.

-         Обосновать необходимость экологического поста вблизи него.

-         Оформить плакаты, иллюстрации с изображением экологически неблагоприятного места.

-         Составить список мероприятий по устранению неблагополучной ситуации.

На выполнение задания дается 20 минут. По истечению положенного времени, участники каждой команды отчитываются о своей работе. Остальные должны проанализировать, как выполнено задание.  

 

Квест-игра «Мы туристы»

В квест-игре кол-во этапов определяется кол-вом команд. Игра направлена на развитие наблюдательности, сноровки, образного мышления, учит ориентироваться в окружающей среде.

Разделившись на команды, дети получают маршрутный лист и следуют маршруту, который в нём указан. Придя на свой этап, маршрутный лист отдаётся мэтру для подсчёта баллов, а команда выполняет задание. Когда все этапы пройдены, все команды собираются вместе, для подсчёта баллов и определения победителя.

Этапы игры:

Стали люди сильными, как боги

И судьба земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

    Мы давно освоили планету,

    Широко шагает новый век

    На земле уж белых пятен нету

    Черные сотрёшь ли человек?

Строки этого стихотворения призывают вас задуматься о будущем, а для этого необходимо  ценить то, что нам дано. В жизни много загадок, разгадать которые может  только любопытный и знающий человек. Будущее зависит от    вас. И вам решать, останется ли наша планета голубой и зеленой, или она превратится в пыль. В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои  знания, а также узнать что-то новое. Итак, желаю всем удачи!

1 этап «Удивительные животные».

Варианты ответов: 1.Суслик. 2.Мышка. 3.Белка. 4.Медведь. 5.Крот.

Вопросы:

1) Что за зверек, характер которого не по росту задиристый – умеет он отвоевывать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Устраивая  частые новоселья, зверек спасается от паразитов. (№3 Белка)

 2) Что за «мастер», который очень ловко роет себе норку? Найдет подходящее местечко, копнет – и через несколько минут его уже не видно, только комочки земли вылетают из лаза. А уж если кто захочет его вытащить из норы, пусть и не пробует. Схваченный за задние лапки, зверек так крепко держится передними, что пополам разорвешь - не отцепится! (№ 1 Суслик)

  3) Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все, что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет – попирует.

Муравейник – находка особенно приятная. (№4 Медведь)

   4)Живет этот зверек обычно под землей, шаря носом в опавших листьях и во мху. И тут наткнувшись  подслеповатой, но чуткой мордочкой на маленького зайчонка, без жалости съест его.(№5 Крот)

2 этап «Фауна».

Варианты ответов: 1. Мотыль. 2.Цапля. 3. Щука. 4.Комар 5.Кулик

Вопросы:

1)      Болотная птица с длинными ногами. (№2 Цапля)

2)      Хищная озерная рыба. (№3 Щука)

3)      Длинноносая болотная птичка. (№5 Кулик)

4)      Личинки комаров  живущие на дне озера. (№1 Мотыль)                 

3 этап «Знаменательные даты».

Во всем мирре проходят природоохранные мероприятия. Окружающая среда, в результате человеческого воздействия, меняется в худшую сторону. В календаре есть знаменательные даты, посвященные окружающей среде.

Варианты ответов: 1.Сентябрь. 2.Октябрь.  3.Июнь  4.Март. 5 .Январь. Вопросы: 

1)Земля, есть дар, который Бог сделал человеку. В каком месяце отмечают День земли? (№4 Март)

2)В каком месяце отмечают день защиты детей? (№3 Июнь)                 

3)В каком месяце день защиты животных? (№1 Октябрь)

4)В каком месяце отмечает свой День Рождения Грин Пис? (№1 Сентябрь)

 

4 этап «Зелёные друзья»

Варианты ответов: 1.Осина. 2.Тополь. 3.Ива. 4.Черёмуха. 5.Берёза. 6.Липа.

Вопросы:

1) Цветы этого дерева помогают от простуды, снижают температуру.

(№6 Липа)

2)Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогают бороться с болезнями, укрепляют здоровье. Кора и древесина служили сырьём для изготовления предметов домашнего обихода (№5 Берёза)

3)От семян этого дерева буквально нет спасенья – так много их летит. Приземляясь, они назойливо забиваются в волосы, попадают в лицо, проникают через окна в жилища. (№2 Тополь)

4)Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым. (№Осина)

5)Очень любит воду, поэтому хорошо приживается возле водоёмов, является исходным материалом для плетения корзин. (№3 Ива)

6)Из коры этого дерева плетут лапти. (№6 Липа)

 

5 этап «Сделай лес тише».

Варианты ответов:

1 класс – чрезвычайно опасные

2 класс – высокой опасности

3 класс – средний уровень угрозы

4 класс – малоопасные отходы с низкой степенью наносимого вреда

5 класс – неопасные

1 Вопрос: На какие классы опасности делятся отходы?

Варианты ответов: 1)коммунально-бытовые отходы или потребительские;

2)производственные; 3)военные.

2 Вопрос: Как классифицируют мусор можно по происхождению?

3 Вопрос: Рассортируй мусор по контейнерам, очисти лес от загрязнения.

Картинка с мусором кладётся в контейнер по назначению для утилизации или переработке отхода.  



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!