Борисова Г.И.
Калейдоскоп познавательных игр экологической направленности
Статистика говорит о том, что больше половины россиян проживает в городах. К сожалению, по разным причинам, современные городские дети проводят свободное время, сидя за компьютером. Совсем не знают, как организовать свой досуг на свежем воздухе, а также наблюдается обострение экологических проблем.
На данную проблему можно отреагировать нетрадиционными формами экологического воспитания обучающихся в рамках внеурочной деятельности – это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Чаще всего это нетрадиционные игровые занятия и импровизированные занятия, основным содержанием которых является игра.
Актуальность
Сборник игр составлен в соответствии с нормативными документами и материалами:
1. ФЗ№273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Приказ Министерства Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ООО);
Организация работы осуществляется через совместную деятельность детей младшего школьного возраста и взрослых. Подбор актуальных игр и эффективных форм для их проведения позволяет детям пополнить свои знания и умения, проявив себя в разнообразных видах деятельности на внеурочных занятиях.
Своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени
В основе содержательной части экологических игровых занятий лежат идеи:
- Природа – основа жизни человека, всесторонняя ценность природы.
- Человек – меняет природу в процессе существования.
- Экосистема – часть природы.
- Охрана природы – острая жизненная необходимость.
- Природа – целостная система связи неживой и живой природы, неживого и -живого организма.
Игровые занятия по экологии:
Направляют внимание в суть проблемы взаимоотношений «Человек – Природа»;
Воспитывают чуткость к людям;
- Расширяют процесс взаимодействия обучающихся с окружающим миром;
- Помогают усвоить нормы и ценности культуры;
- Помогают находить правильные и интересные решения;
-Учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.
Отличительная особенность.
Содержание отличается тем, что выполняет не только важную миссию экологического возрождения, но и учит детей и подростков грамотно, с пользой для здоровья организовать свой досуг.
Игровые занятия связаны с жизнедеятельностью, и опираются на практический опыт обучающихся и участие природоохранительной зоне.
Сборник игр экологической направленности рассчитан на детей в возрасте 7-11 лет, 1 раза в неделю по 40 минут.
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная формы обучения (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.17, п. 2) по необходимости возможна дистанционная форма обучения. Состав групп постоянный.
Реализуется через систему организованных занятий.
Цели и задачи:
Создание условий для формирования важнейших качеств экологической культуры у учащихся, оздоровления детей и развития их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций обучающихся на основе включения их в разнообразную игровую деятельность.
Задачи:
Личностные:
- Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств.
Метапредметные:
- Совершенствовать нравственное воспитание участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей и педагогов.
Предметные:
- Научить организовывать детей свой досуг;
- Познакомить современное поколение школьников с играми экологической направленности.
Содержание
Модель игрового взаимодействия - ведущий тип деятельности.
- Интерактивно-познавательные занятия развивают память, мышление, внимание, воображение и наблюдательность. Можно выделить следующие типы интерактивно-познавательных экологических занятий:
- Игра-беседа, игра – диалог. Учитель действует от знакомого детям
персонажа, придавая общению игровой характер и раскрепощённость. Основой игры-беседы является словесный образ и разговор.
- Игра – поручение. Основой игры является действие с предметами,
игрушками, поручения и просьбы.
- Игра – предположение. Основой игры является рассуждение на
определённую тему и поиск ответа на вопрос: «Что было бы?», «Что бы я сделал?», «Как или Чем я могу помочь?».
- Игры – конкурсы или игры состязания требуют смекалки, развивают интеллектуальное мышление не входящее в школьную программу. Выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребёнка, совместную умственную работу в группах.
- Игры – путешествия отличаются интересным сюжетом и требуют самостоятельной активности детей. Дети работают с книгой, научно-познавательной литературой. Главным аспектом игры – путешествия является познание.
Требования к подготовке и проведению:
Необходимые требования к подготовке и проведению игровых занятий по экологии:
- Форма и содержание занятия должны определяться поставленной целью и задачами.
- Каждое игровое занятие по экологии должно содержать элемент новизны.
- Место игровых занятий должно соответствовать сюжету и быть безопасными.
- Занятие должны базироваться на уже знакомых детям играх.
- Необходимо заранее разъяснить правила игры и меру наказания за их нарушение.
- Эмоциональный настрой учителя должен соответствовать деятельности, в которой он участвует.
- Учитель должен не только проводить игру, но и сам играть вместе с учениками.
- Необходимо подвести итоги занятия после его окончания.
Подготовку игрового занятия можно представить как алгоритм творческого усилия учителя:
1. Определение содержания игрового занятия, формулирования основной идеи.
2. Осмысление исхода событий данной идеи.
3. Названия игры должно быть лёгким и простым.
4. Распределение функций в игровой деятельности с учётом интересов и индивидуального подхода.
5. Разработка реквизита игры.
Этапы игровых занятий:
1. Постановка проблемы.
2. Реализация программы коллективной мыслительной деятельности через работу с творческими микрогруппами.
3. Организация рефлексии. Анализ коммуникативной и познавательной деятельности у каждого ученика и группы в целом.
Определить уровень активности учащихся и проявления их способностей можно с помощью методики «Цветограмма» - каждому ученику предлагается оценить себя на игровом занятии с помощью цветных жетонов. Был активен, смог проявить себя – оранжевый жетон, был активен, но не смог проявить себя – зелёный жетон, проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому – синий жетон, совсем не проявил себя, испытывал затруднения – красный жетон.
Для оценки эмоционального состояния учащихся в конце занятия можно использовать методику «Знаковой оценки». В конце занятия выбранную ранее карточку ученики кладут в коробку со знаком смайлика, который выражает эмоциональное состояние: улыбчивый смайлик – хорошее, радостное, позитивное настроение, спокойный смайлик без улыбки – среднее настроение, грустный и плачущий смайлик – плохое настроение.
Форма контроля:
Устный опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны:
- Изучить игры экологической направленности и научиться в них играть.
- Уметь грамотно, с пользой для здоровья организовать свой досуг.
Личностный результат:
- Умеют ценить экологическую культуру, толерантно с уважением относятся к окружающей среде и другим людям;
- Понимают важность экологических проблем,
- Доверительно относятся к учителю и к учащимся в совместной познавательной и практической деятельности;
Метапредметные результаты:
- Проявляют интерес к самостоятельному изучению экологических игр.
- Предлагают информацию для совместного изучения, для совместного использования материала на практике.
Предметный результат:
- Владеют основами знаний в области игр экологической направленности.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации.
Материально - техническое обеспечение:
- Просторное, хорошо освещенное помещение.
- В работе электронные образовательные ресурсы.
Информационное обеспечение:
- Учебные видеофильмы;
- Интернет источники, журналы, периодические издания.
Методические условия предусматривают:
- Наличие необходимой документации, программы, плана;
- Коллективные творческие дела;
- Индивидуальная работа;
- Деловые и ролевые игры;
Список использованной литературы
1. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Ярославль: Академия развития. 2008.
2. Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета. Ярославль: Академия развития. 2009.
Интернет ресурсы:
3. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. — М.: Книга по Требованию.
4. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. — М.: Диалог культур, 2013.
5. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. — М.: Рипол Классик, 2008. – 688 с.
6. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. — М.: Феникс, 2014. — 224 с.
Интернет ресурс:
1. https://summercamp.ru/Экологические_игры
2. https://infourok.ru/igr-po-ekologii-3121826.html
3. https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/yekologicheskaja-igra-po-stancijam-dlja-letnego-lagerja.html
4. https://cleanbin.ru/waste/classifier#:~:text=Основные%20группы%20отходов.%20Классифицировать%20мусор,помет%2C%20жом%20и%20т.%20п.%3B
Приложение:
Игры экологической напрвленности для младших школьников.
«Кросовощ» - овощной кроссворд
Расшифруй кроссворд, назови знакомые овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. Каждая команда получает лист с рисунками-подсказками.
«Маэстро ситуации»
Игра развивает ситуационное мышление, формирует умения быстро ориентироваться в обстановке и принять решение.
В определённой окружающей природной обстановке, учащимся предлагается решить конкретную задачу.
Пример: В походе вас внезапно настигла гроза, какие действие предпримите, чтобы укрыться от дождя? Участники должны смоделировать развитие ситуации, выбрать место для укрытия, рассказать пошагово о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя. Затем свой выбор необходимо обосновать.
«Отходы в доходы» или «Не торопись выбросить, что пригодится»
Игра направлена на работу за круглым столом. Помогает развивать творческий потенциал и воображение детей. Сплотить учеников и показать, как можно дать вторую жизнь отходам, смастерив из них подручный материал, который пригодится каждому.
Сначала проводится беседа, затем ученикам предлагается выбрать тот или иной тип отходов и разработать технологию его переработки и полезного применения. Если ребята выбирают перерабатываемый вид отходов, то им предстоит описать процесс превращения бытовых отходов, в полезный продукт, изобразив пошагово действия на плакате. Если выбран не перерабатываем вид отходов (пластик, лампы, металл и т.д), то ребята учатся командой мастерить поделки и предметы домашнего обихода совместно с учителем, демонстрируя результат на выставке.
Игра – рассуждение «Что тогда будет, если ….»
Игра помогает закрепить знания о взаимосвязи в природе.
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Съем или оставлю»
Игра помогает закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Учитель загадывает загадку. На столе у каждой команды лежат картинки с грибами и ягодами, каждый участник команды по очереди выбирает карточку с ответом и сортирует по корзинам: «съем», «оставлю». По итогу игры вместе с обсуждением «Почему «Сем» или «Оставлю» определяется победитель.
«Тенёта жизни»
Игра проводится в холле, лесу, направлена на изучение и повторение экологической связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.
1 Вариант: Участники встают в круг, учитель передает по очереди клубок, каждый участник держит веревку одной рукой. Учитель, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые). После создания экосистемы, учитель рассказывает легенду (здесь будет глобальная перестройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди (ученики по одному выходят из построенной цепи), соответственно происходит ослабление и нарушение связей. В конце игры проводится обсуждение»: что можно исправить, чтобы не случилось подобное разрушение экосистемы в нашем обществе.
2 вариант: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Учитель продолжает задавать аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными верёвкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса. В конце игры проводится обсуждение»: что нужно делать, чтобы не случилось разрушение данной взаимосвязи экосистемы в нашем обществе.
«Ищейка»
Игра направлена на развитие у детей внимательности.
Игра проводится на свежем воздухе. Во время прогулки или похода детям дается задание найти предметы: 1) следов жизнедеятельности животных, таких как экскременты животных, следы животных, объеденная белкой шишка, обглоданная зайцем кора, объеденный гусеницей лист; 2) птичьи перья; 3) семена, разносимые ветром; 4) листья одного вида дерева; 5) любые кости; 6) три вида семян; 7) запомнить один вид насекомого с покровительственной окраской; 8) что-либо круглое; 9) скорлупа от яиц; 10) что-либо мягкое; 11) любой предмет с острым краем; 12) пять видов антропогенного мусора; 13) что-либо ровное, прямое; 14) что-либо красивое.
«Экологический пост»
Игра проводится на пришкольной территории, в парке, на берегу реки, лесу. Учащие делятся на команды по 3-5 человек. Получают листы бумаги, маркеры или фломастеры, карточки с заданием.
Задание:
- Выявить экологически неблагополучное место.
- Обосновать необходимость экологического поста вблизи него.
- Оформить плакаты, иллюстрации с изображением экологически неблагоприятного места.
- Составить список мероприятий по устранению неблагополучной ситуации.
На выполнение задания дается 20 минут. По истечению положенного времени, участники каждой команды отчитываются о своей работе. Остальные должны проанализировать, как выполнено задание.
Квест-игра «Мы туристы»
В квест-игре кол-во этапов определяется кол-вом команд. Игра направлена на развитие наблюдательности, сноровки, образного мышления, учит ориентироваться в окружающей среде.
Разделившись на команды, дети получают маршрутный лист и следуют маршруту, который в нём указан. Придя на свой этап, маршрутный лист отдаётся мэтру для подсчёта баллов, а команда выполняет задание. Когда все этапы пройдены, все команды собираются вместе, для подсчёта баллов и определения победителя.
Этапы игры:
Стали люди сильными, как боги
И судьба земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету
Черные сотрёшь ли человек?
Строки этого стихотворения призывают вас задуматься о будущем, а для этого необходимо ценить то, что нам дано. В жизни много загадок, разгадать которые может только любопытный и знающий человек. Будущее зависит от вас. И вам решать, останется ли наша планета голубой и зеленой, или она превратится в пыль. В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое. Итак, желаю всем удачи!
1 этап «Удивительные животные».
Варианты ответов: 1.Суслик. 2.Мышка. 3.Белка. 4.Медведь. 5.Крот.
Вопросы:
1) Что за зверек, характер которого не по росту задиристый – умеет он отвоевывать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Устраивая частые новоселья, зверек спасается от паразитов. (№3 Белка)
2) Что за «мастер», который очень ловко роет себе норку? Найдет подходящее местечко, копнет – и через несколько минут его уже не видно, только комочки земли вылетают из лаза. А уж если кто захочет его вытащить из норы, пусть и не пробует. Схваченный за задние лапки, зверек так крепко держится передними, что пополам разорвешь - не отцепится! (№ 1 Суслик)
3) Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все, что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет – попирует.
Муравейник – находка особенно приятная. (№4 Медведь)
4)Живет этот зверек обычно под землей, шаря носом в опавших листьях и во мху. И тут наткнувшись подслеповатой, но чуткой мордочкой на маленького зайчонка, без жалости съест его.(№5 Крот)
2 этап «Фауна».
Варианты ответов: 1. Мотыль. 2.Цапля. 3. Щука. 4.Комар 5.Кулик
Вопросы:
1) Болотная птица с длинными ногами. (№2 Цапля)
2) Хищная озерная рыба. (№3 Щука)
3) Длинноносая болотная птичка. (№5 Кулик)
4) Личинки комаров живущие на дне озера. (№1 Мотыль)
3 этап «Знаменательные даты».
Во всем мирре проходят природоохранные мероприятия. Окружающая среда, в результате человеческого воздействия, меняется в худшую сторону. В календаре есть знаменательные даты, посвященные окружающей среде.
Варианты ответов: 1.Сентябрь. 2.Октябрь. 3.Июнь 4.Март. 5 .Январь. Вопросы:
1)Земля, есть дар, который Бог сделал человеку. В каком месяце отмечают День земли? (№4 Март)
2)В каком месяце отмечают день защиты детей? (№3 Июнь)
3)В каком месяце день защиты животных? (№1 Октябрь)
4)В каком месяце отмечает свой День Рождения Грин Пис? (№1 Сентябрь)
4 этап «Зелёные друзья»
Варианты ответов: 1.Осина. 2.Тополь. 3.Ива. 4.Черёмуха. 5.Берёза. 6.Липа.
Вопросы:
1) Цветы этого дерева помогают от простуды, снижают температуру.
(№6 Липа)
2)Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогают бороться с болезнями, укрепляют здоровье. Кора и древесина служили сырьём для изготовления предметов домашнего обихода (№5 Берёза)
3)От семян этого дерева буквально нет спасенья – так много их летит. Приземляясь, они назойливо забиваются в волосы, попадают в лицо, проникают через окна в жилища. (№2 Тополь)
4)Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым. (№Осина)
5)Очень любит воду, поэтому хорошо приживается возле водоёмов, является исходным материалом для плетения корзин. (№3 Ива)
6)Из коры этого дерева плетут лапти. (№6 Липа)
5 этап «Сделай лес тише».
Варианты ответов:
1 класс – чрезвычайно опасные
2 класс – высокой опасности
3 класс – средний уровень угрозы
4 класс – малоопасные отходы с низкой степенью наносимого вреда
5 класс – неопасные
1 Вопрос: На какие классы опасности делятся отходы?
Варианты ответов: 1)коммунально-бытовые отходы или потребительские;
2)производственные; 3)военные.
2 Вопрос: Как классифицируют мусор можно по происхождению?
3 Вопрос: Рассортируй мусор по контейнерам, очисти лес от загрязнения.
Картинка с мусором кладётся в контейнер по назначению для утилизации или переработке отхода.