Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной « 01»сентября 2017 г
Календарно-тематический план рассмотрен на заседании ЦК химико-технологических дисциплин. Протокол № 1 от «01_» сентября 2017 г.
1.1А.А. Ищенко. Аналитическая химия под редакцией А.А. Ищенко. - М: Академик. 2006.
2.1. Шапиро М.А., Шапиро С.А. «Аналитическая химия». - М: Химия. 2006.
2.2 Ярославцев А.А. «Сборник задач и упражнений по аналитической химии». - М: Высшая школа. 2006.
2.3 Коренман Я.И., Лисицкая Р.П., «Практикум по аналитической химии» государственная технологическая академия, Воронеж,2007.
2.4Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 1. Качественный анализ». -М: Химия. 2006.
2.5Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 2. Количественный анализ». - М: Химия. 2006.
Лурье Ю.Ю. «Справочник по аналитической химии». - М: Химия. 2007.
1.
Аналитическая химия — раздел химии, изучающий химический состав и структуру веществ. Предмет её как науки — со вершенствование существующих и разработка новых методов анализа, их практическое применение. Электронный ресурс). Режим доступа: ru.wikipedia.org
2.
Предмет и задачи аналитической химии. Способы выражения состава раствора. Закон действующих масс. Химическое и гомогенное равновесие. Аналитические операции и реакции. Электронный ресурс). Режим доступа: revolution.allbest.ru
3.
Лит.: Золотев Ю. А., Очерки аналитической химии, М., 1977; Пиккеринг У. Ф., Современная аналитическая химия, пер. с англ, М., 1977; Бончев П., Введение в аналитическую химию, пер. с болт. Электронный ресурс). Режим доступа: edudic.ru › hie/554
№ п/п | Календарные сроки изучения темы или № недели | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на раздел / тему | Вид занятия | Наглядные пособия, в том числе технические средства, используемые при изучении темы | Задания для учащихся для сам. работы дома | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | Введение | 4 | | | | |
1 | 1 неделя | Задачи аналитической химии. Значение аналитической химии в производственной и научно - исследовательской деятельности человека. Химические, физические и физико – химические методы анализа. | 1 | лекция | Презентация №1 | ( 1.1 ), стр.3-5 | |
| | Качественный и количественный анализ | | | | | |
| | Чувствительность, селективность, точность и быстрота анализа. Возможность автоматизации и компьютеризации процесса анализа | | | | ( 1.1 ) ,стр.48-58 | |
| | Правила безопасной работы в лаборатории | | | . | | |
| | Связь аналитической химии с учебными дисциплинами | | | | | |
| | Самостоятельная работа студента №1 | 3 | | | | |
| | Подготовить тематический обзор по вопросам: -роль Д.И. Менделеева в развитии аналитической химии -история развития аналитической химии | | | | | |
| | Раздел 1.Оценка достоверности аналитических данных | 12 | | | | |
1-2 | 1 неделя | Абсолютные и относительные недостоверности. Случайные погрешности. | 2 | лекция | Плакат. График градировочного метода. | (1.1),стр.134-138 | |
2-3 | 1 неделя | Стандартное отклонение среднего результата. | 2 | лекция | Плакат. График градировочного метода. | (1.1),стр.138-140 | |
3-4 | 1-2 неделя | Методы математической обработки результатов анализа. | 4 | лекция | Плакат. Формулы для обработки результатов. Калькулятор. | (1.1),стр.141-144 | |
| | Самостоятельная работа студента №2 | 4 | | | | |
| | Изучить вопросы по проблеме: типы ошибок в анализе | 2 | | | | |
| | Точность метода (дисперсия, стандартное отклонение) | | | | | |
| | Принципы расчета стандартного отклонения | 2 | | | | |
| | Раздел 2.Качественный анализ | 37 | | | | |
| | Тема 2.1.Катионы. | 20 | | | | |
5 | 2 неделя | Основные понятия качественного химического анализа. Аналитические реакции, условия их выполнения. Дробный и систематический анализ. | 2 | лекция | Презентация №2 | ( 1.1 ), стр.83 | |
6 | 2-3 неделя | Аналитическая классификация ионов. Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа. Константа электролитической диссоциации. Произведение растворимости и его значение. Образование и растворение осадков. | 2 | лекция | Презентация №3 | ( 1.1 ), стр.41-76 | |
7 | 3 неделя | Ионное произведение воды. Буферные растворы. Гидролиз солей. Амфотерность. | 2 | лекция | Презентация №4 | ( 1.1 ) ,стр96-109 | |
| | Комплексные ионы. Общая характеристика групп катионов. | 2 | лекция | Презентация №5 | ( 1.1 ), стр.96-109 | |
8 | 3 неделя | Лабораторная работа №1. Аналитические реакции катионов | 2 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ) ,стр .66-76 | |
| | Лабораторная работа №2. Действие групповых реактивов на катионы. | 1 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ) ,стр.66 | |
9-10 | 4 неделя | Лабораторная работа №3. Аналитические реакции катионов | 4 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ) ,стр.66 | |
| | Самостоятельная работа студента №3 | 5 | | | | |
| | Изучить вопросы по проблеме: -аналитическую классификацию катионов -условия проведения аналитических реакций катионов 1группы-степень гидролиза и смещения равновесия гидролиза | 2 | | | | |
| | Подготовить к зачету отчеты по лабораторным работам | 3 | | | | |
| | Тема 2.2.Анионы | 8 | | | | |
12 | 5 неделя | Аналитическая классификация анионов. | 1 | лекция | Презентация №6 | ( 1.1 ), стр.175 | |
| | общая характеристика | | | | | |
| | Качественные реакции на анионы. | | | | | |
| | Лабораторное занятие №4. Аналитические реакции: хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, сульфат-, сульфит-, нитрат- ионов. | 1 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.175 | |
13 | 5 неделя | Лабораторное занятие №5. Проведение анализа смеси анионов | 2 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.179 | |
| | Самостоятельная работа студента №4 | 4 | | | | |
| | Общие реакции анионов 2группы | 1 | | | | |
| | Общие реакции анионов 3аналитической группы | 1 | | | | |
| | Систематический анализ смеси анионов | 2 | | | | |
| | Тема 2.3.Анализ солей | 9 | | | | |
14 | 6 неделя | Подготовка вещества к анализу. Методы переведения сухой соли в раствор. Предварительные испытания соли неизвестного состава, ход анализа. | 1 | лекция | Презентация №7 | ( 1.1 ), стр194-199 | |
14-15 | 7 неделя | Лабораторная работа №6. Выбор, обоснование и проведение анализа соли, растворимой в воде | 3 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ) ,стр.194 | |
16 | 7 неделя | Контрольная работа №1 по теме «Качественный анализ» | 1 | урок | | ( 1.1 ), стр.18 | |
| | Самостоятельная работа студента №5 | 4 | | | | |
| | Анализ твердого вещества (неметалла): оценка однородности, измельчения, испытания на окрашивание пламени, растворение | | | | | |
| | Раздел 3.Количественный анализ. | 49 | | | | |
| | | | | | | |
16 | 8 неделя | Задачи и методы количественного анализа. Посуда и оборудование. Расчеты и ошибки в количественном анализе | 1 | лекция | Презентация №8 | ( 1.1 ), стр.202 | |
| | Самостоятельная работа студента №6 | 4 | | | | |
| | Изучить вопрос по проблеме: случайные и систематические ошибки | 2 | | | | |
| | Абсолютные и относительные ошибки анализа | 2 | | | | |
| | Тема 3.1.Гравиметрический анализ | | | | | |
17 | 8 неделя | Операции гравиметрического анализа. (отбор средней пробы , взятие навески, ее растворение, осаждение, созревание осадка, фильтрование, промывание, высушивание, прокаливание). Расчеты в гравиметрическом анализе. Ошибки при оценке результатов определений (абсолютная, относительная) | 2 | лекция | Презентация №9 | ( 1.1 ), стр.206 | |
17 | 8 неделя | Расчеты абсолютной и относительной ошибок | 2 | лекция | Презентация №9 | ( 1.1 ), стр.206 | |
| | Лабораторное оборудование в гравиметрическом анализе | | | | | |
18-19 | 9 неделя | Лабораторная работа №7. Определение содержания бария в кристаллическом хлориде бария | 4 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.237 | |
20-21 | 10 неделя | Лабораторная работа №8. Определение содержания бария в кристаллическом хлориде бария(продолжение). | 4 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.237 | |
| | Самостоятельная работа студента №7 | 5 | | | | |
| | Подготовить к защите отчет по лабораторным работам | 4 | | | | |
| | Решение задач | 1 | | | | |
| | Тема 3.2.Титриметрический анализ | | | | | |
23 | 12 неделя | Классификация методов титриметрического анализа. Методы установления точки эквивалентности. реакции титриметрического анализа. Способы приготовления рабочих(стандартных) растворов: растворы с установленной и приготовленной концентрацией | 2 | лекция | Таблица « Кривые титрования» | ( 1.1 ), стр.247 | |
| | Установочные вещества, требования, предъявляемые к ним. Приемы титрования. Способы титрования. | | | | | |
| | Способы выражения концентрации растворов в титриметрическом анализе. Титр. Поправочный коэффициент. | | | | | |
23-24 | 12 неделя | Расчет навески для приготовления раствора заданной концентрации | 1 | лекция | Таблица « Кривые титрования» | ( 1.1 ), стр.247 | |
| | Самостоятельная работа студента №8 | 4 | | | | |
| | Изучение вопросов: проверка емкости измерительной посуды, нормальные и молярные растворы; титрование и индикаторы | | | | | |
| | Тема 3.2.1.Методы кислотно – основного титрования | | | | | |
24-25 | 13 неделя | Диссоциация воды. Ионное произведение воды, pH и pOH. Буферные растворы. Значение pH растворов сильных кислот и оснований; слабых кислот и оснований. Гидролиз солей. | 2 | лекция | Таблица Д.И. Менделеева | ( 1.1 ), стр.96-105 | |
| | Методы кислотно – основного титрования и установления точки эквивалентности. Кривые титрования. Кислотно – основные индикаторы. Титрование с двумя индикаторами. Рабочие растворы. Установочные вещества. Расчеты pH и pOH растворов | | | | | |
2 6 | 13 неделя | Лабораторная работа №9 Приготовление рабочих (стандартных) растворов кислоты и щелочи. | 2 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ) ,стр288 | |
27-28 | 14 неделя | Лабораторная работа №10. Стандартизация рабочих растворов кислоты и щелочи по установочным веществам (установление титра, молярной концентрации, эквивалента). | 4 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1.), стр.289 | |
29-30 | 15 неделя | Лабораторная работа №11. Определение содержания едкого натра и карбоната натрия при совместном присутствии | 4 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы ,инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.292 | |
31- | 16 неделя | Лабораторная работа №12. Определение содержания серной кислоты в анализируемом растворе (контрольная задача) | 3 | лабораторная | Посуда и реактивы, методические указания для лабораторной работы, инструкция по Т.Б. | ( 1.1 ), стр.290 | |
| | Самостоятельная работа студента №9 | 5 | | | | |
| | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | 3 | | | | |
| | Изучение вопроса: титрованные растворы | 2 | | | | |
| | | | | | | |
| | Всего по дисциплине | 102 | | | | |
| | В том числе аудиторных | 64 | | | | |
| | Из них лабораторно-практических | 34 | | | | |
| | На курсовое проектирование | - | | | | |