| | Тема 3.3. Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве | | | | | |
1 | 1 неделя | Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1, с. 159 | |
2 | 1 неделя | Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность. Проблема отходов и побочных продуктов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1, с. 159 | |
3 | 2 неделя | Практическое занятие № 9. Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии композитов, создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 40 | |
4 | 2 неделя | Контрольная работа № 1 .Свойства неорганических веществ. | 2 | Урок | | 1.2, с.34- 40 | |
| | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | | | | | |
| | Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ | | | | | |
5 | 3 неделя | Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Молекулярные и структурные (развернутые, сокращенные) химические формулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия). Кратность химической связи. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 173 | |
6 | 3 неделя | Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1, с. 192 | |
7 | 4 неделя | Практическое занятие № 10. Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %). | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 70 | |
| | Тема 4.2. Свойства органических соединений | | | | | |
4 8 444 | 4 неделя | Предельные углеводороды. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Презентация | 1.1. с. 189 | |
9 | 5 неделя | Непредельные и ароматические углеводороды. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов; | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Презентация | 1.1. с. 227 | |
10 | 5 неделя | Кислородсодержащие соединения (спирты и простые эфиры). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 259 | |
11 | 6 неделя | Фенолы, альдегиды и кетоны | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 254 | |
12 | 6 неделя | Карбоновые кислоты и их производные. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 254 | |
13 | 7 неделя | Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла; | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1 с. 270 | |
14 | 7 неделя | Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 304 | |
15 | 8 неделя | Практическое занятие № 11. Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений с составлением названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2 с. 51 | |
16 | 8 неделя | Практическое занятие № 12. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2 стр. 52 - 54 | |
17 | 9 неделя | Практическое занятие № 13. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2 стр. 52 - 54 | |
18 | 9 неделя | Лабораторная работа №3 «Получение этилена и изучение его свойств». Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств. Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с использованием плотности газов по водороду и воздуху. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Тема 4.3. Органические вещества в жизнедеятельност и человека. Производство и применение органических веществ в промышленности | | | | | |
19 | 10 неделя | Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 309-311 | |
20 | 10 неделя | Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с.304 | |
21 | 11 неделя | Производство органических веществ: производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и применение каучука и резины. Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон. Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с 239 | |
22 | 11 неделя | Практическое занятие № 14. Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических реакций, отражающих химическую активность органических соединений в различных средах (природных, биологических, техногенных).. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 60 | |
23 | 12 неделя | Контрольная работа № 2. Структура и свойства органических веществ.. | 2 | урок | | 1.2, с. 54-60 | |
| | Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 12 | | | | |
| | Тема 5.1. Кинетические закономерности протекания химических реакций | | | | | |
24 | 12 неделя | Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические). Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с. 104 | |
25 | 13 неделя | Лабораторная работа № 4. «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ». Исследование зависимости скорости реакции от концентрации. Определение константы скорости реакции графическим методом. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
26 | 13 неделя | Лабораторная работа № 5. «Определение зависимости скорости реакции от температуры». Исследование зависимости скорости реакции от температуры. Расчет энергии активации реакции. Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции.. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Тема 5.2 Термодинамические закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций | | | | | |
27 | 14 неделя | Классификация химических реакций: по тепловому эффекту (экзотермические, эндотермические), по обратимости (обратимые и необратимые). Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Роль смещения равновесия в технологических процессах. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 2.6, с. 138 | |
28 | 14 неделя | Практическое занятие № 15. Принцип Ле Шателье. Влияние различных факторов на изменение равновесия химических реакций. Закон действующих масс и константа химического равновесия. Расчеты равновесных концентраций реагирующих веществ и продуктов реакций. Расчеты теплового эффекта реакции. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2. с. 75 | |
29 | 15 неделя | Лабораторная работа № 6. «Изучение влияния различных факторов на смещение химического равновесия». Исследование влияния изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия. Сравнение полученных результатов с теоретически прогнозируемыми на основе принципа Ле Шателье. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Раздел 6. Дисперсные системы | 16 | | | | |
| | Тема 6.1. Дисперсные системы и факторы их устойчивости | | | | | |
30 | 15 неделя | Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с.58 | |
31 | 16 неделя | Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их использование в оценке экологической безопасности. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с.58 | 31 |
32 | 16 неделя | Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с.58 | |
33 | 16 неделя | Практическое занятие № 16. Решение задач на приготовление растворов. | 2 | практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 102-105 | |
34 | 17 неделя | Практическое занятие № 17. Решение задач на приготовление растворов | 2 | практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 102-105 | |
35 | 17 неделя | Практическое занятие № 18. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека, с позиций экологической безопасности последствий и грамотных решений проблем, связанных с химией. | 2 | практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 115 | |
| | Тема 6.2. Исследование свойств дисперсных систем для их идентификации | | | | | |
36 | 18 неделя | Лабораторная работа № 7. «Приготовление растворов». Приготовление растворов заданной (молярной) концентрации (с практико-ориентированными вопросами), определение среды водных растворов. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
37 | 18 неделя | Лабораторная работа № 8. «Исследование дисперсных систем». Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии, коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных различий между ними. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Раздел 7. Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ | 10 | | | | |
| | Тема 7.1. Обнаружение неорганических катионов и анионов | | | | | |
38 | 19 неделя | Практическое занятие № 19. Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ (катионов и анионов). Составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в молекулярной и ионной формах. Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды. | 2 | практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 150 | |
39 | 20 неделя | Лабораторная работа № 9. «Аналитические реакции катионов I–VI групп». Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения катионов I группы (калия, натрия, магния, аммония), II группы на примере бария, III группы – свинца, IV группы – алюминия, V группы – железа (II и III), VI группы – никеля. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Тема 7.2. Обнаружение органических веществ с использованием качественных реакций | | | | | |
40 | 20 неделя | Практическое занятие № 20. Качественные химические реакции, характерные для обнаружения отдельных классов органических соединений: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот и др. Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 160 | |
41 | 21 неделя | Практическое занятие № 21. Составление качественных реакций обнаружения органических соединений отдельных классов. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 114 | |
| | Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | | | | | |
| | Раздел 8. Исследование и химический анализ объектов техносферы. | | | | | |
| | Тема 8.1 Основы лабораторной практики в профессиональных лабораториях | | | | | |
42 | 21 неделя | Основы лабораторной практики. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории. | 2 | урок | ПК, мультимедийный проектор | 2.3, с. 15 | |
43 | 22 неделя | Лабораторная работа № 1. Лабораторная посуда и химические реактивы. Лабораторное оборудование. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
44 | 22 неделя | Лабораторная работа № 2. Основные лабораторные операции. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
45 | 23 неделя | Практическое занятие № 1. Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески, объем растворителя). | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 122 | |
46 | 23 неделя | Практическое занятие № 2. Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего значения экспериментальных данных, погрешности). Представление в различной форме результатов эксперимента (таблица, график, отчет, доклад, презентация) | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 130-132 | |
| Всего по дисциплине | 92 | | | | |
| В том числе аудиторных | 92 | | | | |
| Из них лабораторно-практических | 48 | | | | |
| На курсовое проектирование | - | | | | |