«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
_________ А.Н. Хаирова
«___» _______ 2022 г.
по учебной дисциплине ОП.01. Ботаника и физиология растений
Протокол № __ от «__» ______ 2022 г.
Председатель ЦМК ____ Радченко Е.В.
№ заня тия п/п | Раздел, тема программы | Количество часов | Вид/ тип урока, занятия | План занятия | задания для обучающихся (литература) | Самостоятельная работа (вопросы для изучения) | Вид контроля | Формируемые знания, умения,компетенции |
все го | ауди тор ные | само стоя тель ные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 семестр |
РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА |
1. | Введение | 2 | 2 | - | лекция | 1. Дисциплина Ботаника как многоотраслевая наука. 2. Общая задача в изучении отдельно взятых растений и их совокупностей – растительных сообществ, из которых формируются луга, леса и степи. 3. Разделы ботаники. 4. Взаимосвязь ботаники и агрономии. | ОИ-1 с. 3-6 | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
2. | Тема 1.1. Клетка | 4 | 2 | 2 | лекция | 1. Краткие сведения из истории цитологии. 2. Методы исследования клетки. 3. Разнообразие клеток. 4. Компоненты клеток. | ОИ-1 с. 11-19 | Подготовить сообщения по темам: Содержание и распределение воды в клетке. функции воды в клетке. Функции минеральных солей в клетке. Составить схему механизмов транспорта веществ через мембрану | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
3. | Тема 1.1. Клетка | 2 | 2 | - | лекция | 1. Протопласт клетки. 2. Структура цитоплазмы, ее функции. 3. Строение и функции ядра. 4. Клетки эукариоти-ческие и прокариоти-ческие. 5. Сравнение ядерных и цитоплазматических структур. | ОИ-2 с. 16-28 | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
4. | Тема 1.1. Клетка | 2 | 2 | - | лекция | 1. Производные протопласта. 2. Строение и химический состав клеточной стенки, ее функции. 3. Механизм построения клеточной стенки. 4. Образование вакуолей, их роль в жизнедеятельности клетки. | | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
5. | Тема 1.1. Клетка | 2 | 2 | - | лекция | 1. Деление ядра и клетки. 2. Причины, вызывающие процесс деления. 3. Митоз и мейоз, их биологическая сущность | ОИ-1 с. 26-30 | | фронтальный опрос | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
6. | Тема 1.1. Клетка | 2 | 2 | - | ПЗ | №1. Анализ строения клетки с помощью микроскопа | | | | У1, У2 |
7. | Тема 1.2. Ткани | 2 | 2 | 2 | лекция | 1. Понятие о тканях и их типы. 2. Образовательные ткани (меристемы). 3. Происхождение, функции, виды меристем. 4. Покровные ткани (эпидерма, пробка, корка) | ОИ-1 с. 37-41 | Подготовить доклады на темы: «Использование растительных тканей в качестве пищевого, кормового и прядильного сырья»; «Меристемы, их использование в практике» (по индивидуальному заданию преподавателя) | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
8. | Тема 1.2. Ткани | 2 | 2 | - | лекция | 1. Основные и механические ткани, их функции, особенности строения. 2. Выделительные ткани, их деление на две группы функции. 3. Проводящие ткани (трахеи и трахеи | ОИ-1 с. 42-50 ОИ-2 с. 29-38 | | тестирование | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
9. | Тема 1.2. Ткани | 2 | 2 | - | ПЗ | №2. Описание микроскопического строения первичных тканей. | | | | |
10. | Тема 1.2. Ткани | 2 | 2 | - | ПЗ | №3. Описание микроскопического строения проводящих тканей | | | | З1-З3 |
11. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Общие закономерности органов. 2. Симметрия, полярность, метаморфизированные органы. 3. Вегетативные органы. Корень, его функции, разнообразие, строение. | | | тестирование | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
12. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Функции стебля, первичное и вторичное строение стебля. | | » | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
13. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Функции листьев. 2. Формация листьев, гетерофиллия, части листа, жилкование, разнообразие листьев. | ОИ-2 с. 17-23 | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
14. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Побег и система побегов. 2. Метамерия побега. 3. Почка, строение, местоположение. | ОИ-2 с. 9-16 | | тестирование | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
15. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Репродуктивные органы. 2. Цветок его строение. Цветоножка и цветоложе. 3. Околоцветник, классификация венчиков. | ОИ-2 с. 26-36 | | тестирование | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
16. | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | лекция | 1. Микро - и мегаспорогенез. 2. Опыление. Оплодотворение. 3. Образование семян | ОИ-4 с. 48-50 | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
17,18 | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | ПЗ | №4. Анализ строения корня однодольных и двудольных растений. | | | тестирование | У1, У2 З1-З3 |
19,20 | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | ПЗ | №5. Описание особенностей строения и ветвления побегов. | | | | |
21,22 | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | ПЗ | №6. Анализ строения цветка. Составление формулы цветка. | | | | |
23,24 | Тема 1.3. Органография | 2 | 2 | - | ПЗ | №7. Наблюдение микроскопического строения семян и плодов | | | | |
25. | Тема 1.4. Размножение растений | 2 | 2 | - | лекция | 1. Бесполое размножение и собственно бесполое. | ОИ-4 с. 48-50 | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
26. | Тема 1.4. Размножение растений | 2 | 2 | - | лекция | 1. Суть полового размножения. 2. Формы полового размножения. | | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА |
27. | Тема 2.1. Низшие растения | 3 | 2 | 1 | лекция | 1. Отдел сине-зеленые водоросли. 2. Строение, размножение, распространение и хозяйственное значение. | ОИ-2 с. 76-88 | Подготовка доклада на тему: Значение грибов в природе и жизни человека. отдел лишайники | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
28. | Тема 2.1. Низшие растения | 2 | 2 | - | лекция | 1. Отдел грибы. 2. Строение, размножение, классификация грибов. 3. Сапрофитные и паразитные грибы | | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
29. | Тема 2.1. Низшие растения | 2 | 2 | - | лекция | 1. Класс хитридиомицеты. 2. Ольпидий капустный. 3. Особенности развития болезни «черная ножка» | | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
30. | Тема 2.1. Низшие растения | 2 | 2 | - | лекция | 1. Класс базидиомицеты. 2. Возбудители пыльной и твердой головни пшеницы | | | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
31,32 | Тема 2.1. Низшие растения | 4 | 4 | - | ПЗ | №8. Анализ строения водорослей. | | | | |
33. | Тема 2.1. Низшие растения | 2 | 2 | - | ПЗ | №9. Выявление особенностей класса оомицеты и признаков болезней с/х культур | | | фронтальный опрос | |
34. | Тема 2.1. Низшие растения | 2 | 2 | - | ПЗ | №10. Выявление особенностей заболевания картофеля | | | | |
35. | Тема 2.2. Высшие растения | 3 | 2 | 1 | лекция | 1. Общая характеристика и классификация голосеменных растений. | ОИ-1 с.112-114 ОИ-2 с. 89-90 | Составить схемы жизненных циклов головнёвых и ржавчинных грибов Зарисовать внутреннее строение таллома лишайников | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
36. | Тема 2.2. Высшие растения | 2 | 2 | - | лекция | 1. Общая характеристика покрытосеменных растений. 2. Классификация покрытосеменных растений | ОИ-1 с.115-144 ОИ-2 с. 91-94 | | фронтальный опрос | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
37. | Тема 2.2. Высшие растения | 2 | 2 | - | ПЗ | №11. Анализ отличий покрытосеменных от голосеменных | | | | |
38. | Тема 2.2. Высшие растения | 2 | 2 | - | ПЗ | №12. Признаки особенностей строения цветка и семян бобовых растений. | | | | |
39. | Тема 2.2. Высшие растения | 2 | 2 | - | ПЗ | №13. Признаки особенностей строения цветка и семян злаковых растений | | | | |
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ |
40 | Тема 3.1. Физиология растительной клетки | 4 | 2 | 2 | лекция | 1. Мембранное строение клетки – основа для осуществления физиологических процессов. 2. Избирательная проницаемость клетки. 3. Регуляция обмена веществ и энергии в клетке. 4. Реакция клеток и тканей на внешние воздействия | ОИ-2 с. 112-113 | Используя различные источники информации, подготовить конспект: «Раздражимость. Неспецифические ответные реакции клетки на внешние воздействия, их использование для диагностики состояния растений» | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
41,42 | Тема 3.1. Физиология растительной клетки | 4 | 4 | - | ПЗ | № 14. Определение жизнеспособности семян | | | тестирование | У1, У2 З1-З3 |
43. | Тема 3.2. Фотосинтез | 4 | 2 | 2 | лекция | 1 Фотосинтез и его значение в круговороте веществ в природе. 2. Лист как орган фотосинтеза. 3. Хлоропласты, их строение и функции. Пигменты хлоропластов. 4. Влияние условий на интенсивность фотосинтеза | ОИ-2 с. 114-116 ОИ-4 с. 28-41 | Подготовить презентацию «Анализ показателей фотосинтетической деятельности при программировании урожая» | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
44. | Тема 3.2. Фотосинтез | 2 | 2 | - | ПЗ | № 15. Анализ химических свойств пигментов. | | | тестирование | У1, У2 З1-З3 |
45. | Тема 3.3. Дыхание растений | 4 | 2 | 2 | лекция | 1. Сущность процесса дыхания. 2. Зависимость дыхания от внутренних факторов. 3. Экологические аспекты дыхания. 4. Физиологические основы регулирования дыхания при хранении растениеводческой продукции | ОИ-2 с. 117-118 ОИ-4 с. 45-51 | Составить схему связи фотосинтетического газообмена. Подготовить устное сообщение на тему: Приемы снижения затрат органического вещества на дыхание при хранении расте-ниеводческой продукции | | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
46. | Тема 3.3. Дыхание растений | 2 | 2 | - | ПЗ | № 16. Наблюдение за выделением тепла прорастающими семенами | | | тестирование | У1, У2 З1-З3 |
47. | Тема 3.3. Дыхание растений | 2 | 2 | - | ПЗ | № 17. Определение интенсивности дыхания по выделению углекислого газа (СО2) | | | тестирование | У1, У2 З1-З3 |
48. | Тема 3.3. Дыхание растений | 2 | 2 | - | ПЗ | №18. Определение дыхательного коэффициента прорастающих семян | | | | |
49. | Тема 3.4. Водный режим растений | 4 | 2 | 2 | лекция | 1. Поглощение воды растениями. 2. Транспирация и её регулирование растением. | ОИ-1 с. 59-60 | Подготовить доклады на темы: «Использование параметров водообеспеченности при програм-мировании урожаев» «Анализ способов повышения продуктивности транспирации». | фронтальный опрос | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
50. | Тема 3.4. Водный режим растений | 2 | 2 | - | ПЗ | №19. Определение интенсивности транспирации весовым методом | | | | |
51. | Тема 3.5. Рост и развитие | 3 | 2 | 1 | лекция | 1. Понятие о росте и развитии растений. 2. Закономерности роста и развития растений. 3. Физиология формирования плодов и семян. 4. Влияние факторов на урожай. | ОИ-2 с. 123-129 | Анализ приёмов регулирования покоя в сельскохозяйственной практике. Подготовить сообщение на тему: «Теория циклического строения и омоложения растений. Практическое значение учета процессов старения и омоложения растений» | тестирование | ОК 1-4, 7,9,10 ПК 1.7, 2.2-2.4, 2.7, 2.9 |
52. | Тема 3.5. Рост и развитие | 4 | 2 | 2 | ПЗ | №20. Определение линейных размеров и накопления массы растений и построение графиков роста | | | | У1, У2 З1-З3 |