Номера уроков по порядку | № урока в разделетеме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 01.09-10.09 | |
Устное народное творчество (4 ч) |
2 | 1 | Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». | 01.09-10.09 | |
3 | 2 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа. Собирание былин. Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов, их тематическое различие. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Своеобразие былинного стиха | 13.09-17.09 | |
4 | 3 | Вн. чт. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа. | 20.09-24.09 | |
5 | 4 | «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. | |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
6 | 1 | «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 27.09-01.10 | |
7 | 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. | 11.10-15.10 | |
Из русской литературы XVIII века (1 ч) |
8 | 1 | М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Уверенность в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. | 11.10-15.10 | |
Из русской литературы XIX века (19 ч) |
9 | 1 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Интерес поэта к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | 18.10-22.10 | |
10 | 2 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова». Тема настоящего и будущего России. | 25.10-29.10 | |
11 | 3 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Её летописный источник. Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и волхва. | |
12 | 4 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. | 01.11-05.11 | |
13 | 5 | «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 08.11-12.11 | |
14 | 6 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня…». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров героев и идеи поэмы. «Песня…»: проблематика и поэтика. Особенности сюжета поэмы. | |
15 | 7 | «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | 22.11-26.11 | |
16 | 8 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Образ Тараса Бульбы. | 29.11-03.12 | |
17 | 9 | «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. | |
18 | 10 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Смысл названия рассказа. Изображение быта крестьян. Мастерство писателя в изображении пейзажа. | 06.12-10.12 | |
19 | 11 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. | 13.12-17.12 | |
20 | 12 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Боль поэта за судьбу народа. | 13.12-17.12 | |
21 | 13 | А.К. Толстой. Слово о поэте. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. Правда и вымысел. | 20.12-24.12 | |
22 | 14 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | 27.12-30.12 | |
23 | 15 | Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | |
24 | 16 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. «Детство» (главы). Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 10.01-14.01 | |
25 | 17 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | 17.01-21.01 | |
26 | 18 | «Хамелеон»: поэтика и проблематика рассказа. Средства создания комического в рассказе Вн. чт. А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. | |
27 | 19 | Р. р. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». И. А. Бунин «Родина». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». Поэтическое изображение родной природы. | 24.01-28.01 | |
Из русской литературы XX века (18 ч) |
28 | 1 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 31.01-04.02 | |
29 | 2 | Вн. чт. И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Душевное богатство простого крестьянина. | |
30 | 3 | М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение свинцовых мерзостей жизни. Дед Каширин. | 07.02-11.02 | |
31 | 4 | «Детство» (главы). Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. | 14.02-18.02 | |
32 | 5 | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. | |
33 | 6 | Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | 28.02-04.03 | |
34 | 7 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. В.В. Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 07.03-11.03 | |
35 | 8 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. | |
36 | 9 | Вн. чт. А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | 14.03-18.03 | |
37 | 10 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 21.03-25.03 | |
38 | 11 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | |
39 | 12 | А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой отечественной войны. А.Ахматова, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов.Ф.А. | 28.03-01.04 | |
40 | 13 | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 11.04-15.04 | |
41 | 14 | Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила духовной красоты человека. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. | |
42 | 15 | Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 18.04-22.04 | |
43 | 16 | Д.С. Лихачев. Краткий рассказ о писателе. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. | 25.04-29.04 | |
44 | 17 | Вн. чт. М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах писателя. | |
45 | 18 | Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский, И. Гофф, Б. Окуджава. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. | 02.05-06.05 | |
Из литературы народов России (1 ч) |
46 | 1 | Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда…», «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. | 09.05-13.05 | |
Из зарубежной литературы (4 ч) |
47 | 1 | Вн. чт. Р. Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Дж. Г. Байрон. Краткий рассказ о поэте. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью. | 09.05-13.05 | |
48 | 2 | Японское хокку. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. | 16.05-20.05 | |
49 | 3 | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | 23.05-29.05 | |
50 | 4 | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы писателя как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Вн. чт. Детективная литература. Итоги года. Задание на лето. | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | | | уроков развития речи |
по программе | 50 | 1 | | | 2 |
выполнено | | | | | |
Зам. директора по УВР __________/Крючков В.М./
«31» августа 2021 г.
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.