СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование астрономии 11 КЛАСС

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование уроков астрономии . 11 класс, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование астрономии 11 КЛАСС»

Календарно-тематическое планирование

11 КЛАСС (34 часа – 1 час в неделю)

Тема 1. Введение – 2 часа

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

Факт


1/1

03.09.


Что изучает астрономия

Астрономия как наука. История становления ас­трономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаи­мовлияние астрономии и других наук.


Фронтальный опрос

Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи­ческим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятель­ность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникнове­ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро­вать примерами практическую направленность ас­трономии; воспроизводить сведения по истории раз­вития астрономии, ее связях с другими науками.

§ 1.

2/2


10.09


Наблюдения - основа астрономии. Телескопы

Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемо­нические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Теле­скопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.


групповой

Личностные: взаимодействовать в группе сверст­ников при выполнении самостоятельной работы; ор­ганизовывать свою познавательную деятельность.

Метапредметные: формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифици­ровать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра


§2.




Тема 2. Практические основы астрономии (5 часов).

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

Факт


3/1

17.09.


Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты

  1. Определение понятия «звездная величина».

  2. Введение понятия «созвездие».

  3. Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере.


Индивидуальный опрос

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.

Метапредметные: формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде.

Предметные: формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

§3;4; Упр 3 (1-3)

4/2

24.09.

08.10.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восхо­дящее светило», «невосходящее светило», «незахо­дящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности.

Фронтальный опрос

Личностные: самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью.

Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах.

§ 5; упр.4 (1-3)

5/3

01.10.

08.10.

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение по­нятия «эклиптика». Исследование движения Солн­ца в течение года на фоне созвездий с использовани­ем подвижной карты. Обсуждение продолжительно­сти дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.

групповой

Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов.

Метапредметные: формулировать выводы о

причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года.

§6; задания 6,7.

6/4

08.10.

14.10.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно­го затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.

Индивидуальный

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: графически пояснять усло­вия возникновения лунных и солнечных затмений.


§ 7, 8;

задание 10

7/5

15.10.


Время и календарь.

Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное вре­мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных пе­риодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Ста­рый и новый стили. Современный календарь.

Индивидуальный

Личностные: проявлять толерантное и уважи­тельное отношение к истории, культуре и традици­ям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «вре­мя», пояснять смысл понятия «время» для опреде­ленного контекста.

Предметные: формулировать определения тер­минов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи­ны введения часовых поясов; анализировать вза­имосвязь точного времени и географической долго­ты; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.


§9

Домашняя к.р.№1





Тема 3. Строение Солнечной системы (7 часов).

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

Факт


8/1


22.10


Развитие представлений о строении мира

Становление системы мира Аристотеля. Геоцент­рическая система мира Птолемея. Достоинства сис­темы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентри­ческой системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии на­блюдательной астрономии.


Фронтальный опрос

Личностные: высказывать убежденность в воз­можности познания системы мира.

Метапредметные: устанавливать причинно­-следственные связи смены представлений о строе­нии мира; характеризовать вклад ученых в станов­ление астрономической картины мира.

Предметные: воспроизводить исторические све­дения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.


§ 10;

9/2

12.11


Конфигурация планет. Синодический период.

Видимое движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения

групповой

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Предметные: воспроизводить определения тер­минов и понятий «конфигурация планет», «синоди­ческий и сидерический периоды обращения пла­нет».

§11 упр.9(1-3)

10/3

19.11


Законы движения планет Солнечной системы

Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орби­ты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеп­лера.

Индивидуальный опрос

Личностные: целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс­нять суть эмпирического способа определения фор­мы траектории небесных тел (на примере Марса).

Предметные: воспроизводить определения тер­минов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономиче­ская единица»; формулировать законы Кеплера.

§12


11/4

26.11


Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный ме­тод и лазерная локация. Методы определения разме­ров небесных тел: методологические основы опреде­ления размеров Земли Эратосфеном; метод триангу­ляции.

Фронтальный опрос

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убеж­денность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс­нять суть эмпирического способа определения раз­меров Земли.

Предметные: формулировать определения тер­минов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме­тода определения расстояний по параллаксам све­тил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по гори­зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.

§13

12/5

03.12


Практическая работа с планом Солнечной системы


Определение расстояний до планет Солнечной си­стемы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астроно­мического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Сол­нечной системы с учетом масштаба и реального рас­положения небесных тел на момент проведения ра­боты.

групповой

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убеж­денность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс­нять суть эмпирического способа определения раз­меров Земли.

Предметные: формулировать определения тер­минов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме­тода определения расстояний по параллаксам све­тил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по гори­зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.



Упр 10,11.

13/6

10.12


Движение небесных тел под действием сил тяготения

Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенно­го движения как доказательство справедливости за­кона всемирного тяготения. Применение закона все­мирного тяготения для определения масс небесных тел.

Индивидуальный опрос

Личностные: выражать отношение к интеллек­туально-эстетической красоте и гармоничности за­конов небесной механики.

Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодопол­няемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования.

Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентрисите­том; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.

§ 14.

14/7

17.12


Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе


Общая характеристика орбит и космических ско­ростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в кос­мических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пило­тируемые полеты и высадка на Луну. История иссле­дования и современный этап освоения межпланет­ного пространства космическими аппаратами.


тест

Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию от­носительно значимости дальнейших научных кос­мических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство.

Метапредметные: анализировать возможные

траектории движения космических аппаратов, до­казывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов.

Предметные: характеризовать особенности дви­жения (время старта, траектории полета) и маневровкосмических аппаратов для исследования тел Сол­нечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.


Повт. § 1-14




Тема 4. Природа тел Солнечной системы (8часов).

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

Факт


15/1

24.12.


Общая характеристика планет

Современные методы изучения небесных тел Сол­нечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведе­ния о существующих гипотезах происхождения Сол­нечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхо­ждении тел Солнечной системы. Научные подтвер­ждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.

Фронтальный опрос

Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.

Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

§15,16

16/2

14.01.


Система Земля-Луна

Определение основных критериев характерис­тики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравни­тельная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий раз­личия. Сравнительная характеристика рельефа пла­нет. Сравнительная характеристика химического со­става планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной сис­темы.


групповой

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убеж­денность в возможности познания окружающего ми­ра, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Метапредметные: приводить доказательства

рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывать собственное мнение относительно пер­спектив освоения Луны.

Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на по­верхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро­навтами; характеризовать внутреннее строение Лу­ны, химический состав лунных пород.

§17

17/3


21.01.


Природа планет земной группы

Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенно­сти рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутни­ков. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.


Индивидуальный опрос

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен­тацией результатов своей работы; принимать учас­тие в общем обсуждении результатов выполнения работы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных кри­териев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы.

Предметные: указывать параметры сходства

внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхно­стей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на плане­тах земной группы; описывать характеристики каж­дой из планет земной группы.


§18

18/4

28.01.


Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»


Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его проявления на Венере и Марсе. Искусственный (ан­тропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антро­погенного парникового эффекта. Основные направ­ления снижения последствий антропогенного пар­никового эффекта.


Групповой

Личностные: доказывать собственную точку зре­ния относительно последствий парникового эффек­та, основываясь на законах физики и астрономиче­ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы­сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв­лять уважительное отношение к мнению оппонен­тов.

Метапредметные: извлекать информацию о парниковом эффекте из различных источников и критически оценивать ее.

Предметные: объяснять механизм возникнове­ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха­рактеризовать явление парникового эффекта, раз­личные аспекты проблем, связанных с существова­нием парникового эффекта; пояснять роль парнико­вого эффекта в сохранении природы Земли.

Упражнение 14 учебника, практическое задание.


19/5

04.02.



Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Основные характеристики планет-гигантов (фи­зические, химические), их строение. Спутники пла­нет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенно­сти.



Групповой

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен­тацией результатов своей работы; принимать учас­тие в общем обсуждении результатов выполнения работы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, исполь­зовать законы физики для описания природы пла­нет-гигантов; сравнивать природу спутников пла­нет-гигантов и Луны.

Предметные: указывать параметры сходства

внутреннего строения и химического состава планет- гигантов; описывать характеристики каждой из пла­нет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного по­крова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

§ 19;

20/6

11.02.


Малые тела Солнечной системы Карликовые планеты

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Пробле­ма астероидно -кометной опасности для Земли


Индивидуальный опрос

Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; вы­сказывать личностное отношение к четкости и высо­кой научной грамотности деятельности К. Томбо.

Метапредметные: аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описы­вать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересече­нии орбит.

Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характери­зовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяс­нять процессы, происходящие в комете, при измене­нии ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.


§ 20.1—20.3;

21/7

18.02.


Метеоры, болиды, метеориты

Определение явлений, наблюдаемых при дви­жении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей яв­ления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеори­тами



Индивидуальный опрос

Личностные: проявлять уважительное отноше­ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель­ности.

Метапредметные: анализировать и отличать на­блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме­теорные потоки.

Предметные: определять понятия «метеор», «ме­теорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.


§ 20.4,

22/8

25.02.


Контрольная работа №2

«Природа тел Солнечной системы».




тест





Тема 5. Солнце и звезды (6 часов).

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

факт

23/1

04.03.


Солнце: его состав и внутреннее строение

Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.


Фронтальный опрос

Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения ин­формации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитиче­ских выводов; проявлять заинтересованность в са­мостоятельном проведении наблюдения Солнца.

Метапредметные: использовать физические за­коны и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно по­лученных аналитических закономерностей для све­тимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.

Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать про­цессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; ха­рактеризовать свойства солнечной короны; раскры­вать способы обнаружения потока солнечных ней­трино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.


§ 21.1—3;

24/2

11.03.


Солнечная активность и ее влияние на Землю

Формы проявления солнечной активности. Рас­пространение излучения и потока заряженных ча­стиц в межзвездном пространстве. Физические ос­новы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.


групповой

Личностные: участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

§ 21.4;

25/3

18.03.


Физическая природа звезд

Метод годичного параллакса и границы его при­менимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллак­сом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двой­ных систем. Модели звезд.


Индивидуальный опрос

Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».


§ 22, 23.

26/4

25.03.


Переменные и нестационарные звезды

Основы классификации переменных и неста­ционарных звезд. Затменно-двойные системы. Це­феиды — нестационарные звезды. Долгопериодиче­ские звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.


Фронтальный опрос

Личностные: работать с различными источниками информации, проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные: использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний.

Предметные: характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых.



27/5

08.04.


Эволюция звезд


Оценка времени свечения звезды с использова­нием физических законов и закономерностей. На­чальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сце­нария» эволюции от массы звезды. Особенности эво­люции в тесных двойных системах. Графическая интерпретация эволюции звезд в зависимости от фи­зических параметров.

фронтальный

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд.

Метапредметные: оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода.

Предметные: объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.




28/6

15.04.


Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»

Применение закономерностей, характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерно­стей, характеризующих диаграмму «спектр — све­тимость». Применение закономерностей для опреде­ления масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы.

тест

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

Метапредметные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.

Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».


Тема 6. Строение и эволюция Вселенной (6 часов)

№ урока

Дата

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

факт

29/1

22.04.


Наша Галактика

Наша Галактика на небосводе. Строение Галакти­ки. Состав Галактики. Вращение Галактики. Про­блема скрытой массы.


Индивидуальный опрос

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности.

Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы.

Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы.

§ 25.1, 25.2, 25.4;

30/2

29.04.


Наша Галактика

Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездо­образования. Характеристика излучения межзвезд­ной среды. Научное значение исследования процес­сов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекуляр­ных облаках.


Индивидуальный опрос

Личностные: проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Метапредметные: объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей.

Предметные: характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд.


§ 25.3, 28;

31/3

06.05.


Другие звездные системы — галактики

Таины галактик и их характеристики. Взаимодей­ствие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Уникальные объекты Вселенной — кваза­ры. Скопления и сверхскопления галактик. Про­странственная структура Вселенной.

Индивидуальный опрос

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов.

Метапредметные: классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их воз-никновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый).

Предметные: характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверх массивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик».


§ 26

32/4

13.05.


Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по итогам года

Индивидуальный

Учащиеся способны контролировать собственную познавательную деятельность.

Доклады, презентации.

33/5


20.05.


Космология начала ХХ в. Основы современной космологии. Итоговый урок- диспут «Жизнь и разум во Вселенной»

«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы об­щей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение.

Научные факты, свидетельствующие о различ­ных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

Индивидуальный

Личностные: высказывать собственную позицию относительно теории анти тяготения и направлений поисков темной энергии.

Метапредметные: приводить доказательства

ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд.

Предметные: формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления анти тяготения.

§ 27; §28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!