№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Дата | Примечание |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (1 ч.) |
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | Знать/понимать: - общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ; | Уметь: - представлять о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; - увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Качества личности школьника: - умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | | |
Математические основы информатики (15 ч) |
| Общие сведения о системах счисления. | Аналитическая деятельность: • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения. | Знать/понимать: - общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; - определение основания и алфавита системы счисления, переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи; | Уметь: - анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Качества личности школьника: - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | | |
| Входная контрольная работа. | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | | | | |
| Анализ входной контрольной работы. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | | | | |
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; | | | | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | | | | |
| Контрольная работа № 1 за 1 четверть | | | | | |
| Анализ контрольной работы. Представление целых чисел | Знать/понимать: - представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд) | Уметь: - понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; | | | |
| Представление вещественных чисел | Знать/понимать: представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. | Уметь: - понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач. | | | |
| Высказывание. Логические операции. | Знать/понимать: - о разделе математики алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями | Уметь: - выполнять анализ логической структуры высказываний; - понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | | | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений | Знать/понимать: - о таблице истинности для логического выражения. | Уметь: - проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах. | | | |
| Свойства логических операций. | Знать/понимать: - о свойствах логических операций (законах алгебры логики); - преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; | Уметь: - проводить анализ и преобразования логических выражений; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел); | | | |
| Решение логических задач | Знать/понимать: - составление и преобразование логических выражений в соответствии с логическими законами. | Уметь: - проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; - выбирать метод для решения конкретной задачи. | | | |
| Логические элементы | Знать/понимать: - о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; - анализ электронных схем. | Уметь: - представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). | | | |
| Контрольная работа №2 за 2 четверть | | | | | | |
| Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | | Знать/понимать: - основные понятия темы «Математические основы информатики». | Уметь: - выполнять анализ различных объектов; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах; | Качества личности школьника: - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | | |
Основы алгоритмизации (10 ч) |
| Алгоритмы и исполнители | Аналитическая деятельность: • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения | Знать/понимать: - смысл понятия «алгоритм»; - умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; - умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; - понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем. | Качества личности школьника: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | | |
| Способы записи алгоритмов | Знать/понимать: - различные способов записи алгоритмов. | Уметь: - анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; - умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; - умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче. | | | |
| Объекты алгоритмов | Знать/понимать: - представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; - правила записи выражений на алгоритмическом языке; - сущность операции присваивания. | Уметь: - понимать сущность понятия «величина»; - понимать границы применимости величин того или иного типа. | | | |
| Алгоритмическая конструкция следование | Знать/понимать: - представление об алгоритмической конструкции «следование»; - исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) линейных алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - выделять линейные алгоритмы в различных процессах; - понимать ограниченности возможностей линейных алгоритмов. | | | |
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления | Знать/понимать: - представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; - исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. | | | |
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | | | |
| Цикл с заданным условием окончания работы | Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | | | |
| Цикл с заданным числом повторений | Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | | | |
| Контрольная работа №3 за 3 четверть | | | | | |
| Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | Знать/понимать: - основные понятия темы «Основы алгоритмизации». | Уметь: - самостоятельно планировать пути достижения целей;- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | | | |
Начала программирования (8 ч) |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль Организация ввода и вывода данных | Аналитическая деятельность: • анализировать готовые программы; • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла | Знать/понимать: - общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы); - применение операторов ввода-вывода данных. | Уметь: - проводить анализ языка Паскаль как формального языка; - выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке. | Качества личности школьника: - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | | |
| Программирование линейных алгоритмов | Знать/понимать: - первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных. | Уметь: - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Качества личности школьника: - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление. | | | | |
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | | | | |
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | | | | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. - владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. | | | | |
| Годовая контрольная работа. | | Знать/понимать: - систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе. | Уметь: - эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ. | Качества личности школьника: - понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. | | |
| Анализ годовой контрольной работы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования» | | Знать/понимать: - темы курса. | Уметь: - владеть общепредметными понятиями. | Качества личности школьника: - владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; - ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | | |