№ | Содержание разделов программы | Основное содержание уроков по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Д/З | Дата |
| Введение | | |
1 | Введение. | Царства живой природы. Понятие об эволюции. Обмен веществ — признак живого. Появление фотосинтеза — крупнейшее событие в истории Земли. | называть царства живой природы; объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез» | стр 5-7 Введение | 3.09 |
2 | Т.Б. Л.р. №1 Бактерии- древнейшие обитатели нашей планеты. | Лабораторная работа №1 Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах. | Рассмотреть образцы пород, составить описание внешних особенностей. | стр 7-9 | 6.09 |
| Тема 1. Древние обитатели Земли — бактерии | | |
3 | Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии к жизни на современной планете? | Границы распространения бактерий, освоение ими всех сред обитания. Понятие об аэробах и анаэробах. | Находить нужную информацию, пользуясь словарём терминов, приведённым в конце учебника | § 1 стр 10-13 | 10.09 |
4 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Т.Б. Пр р №1 | Практическая работа № 1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий». | Составлять авторскую схему, иллюстрирующую источники возможного заражения человека болезнетворными бактериями. | стр 13-19 | 13.09 |
5 | Можно ли бактерию назвать клеткой - организмом? | Одноклеточный организм — биологическая система, обладающая признаками живого. Общие признаки царства Бактерии. | Выделять в тексте базовые понятия «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы» и давать определение этих общебиологических понятий. | § 2 | 17.09 |
6 | Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? Т.Б. Пр.р. №2 | Практическая работа №2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах». | Использовать теоретические знания в повседневной жизни: овладеть приёмами оказания первой помощи при несложных травмах. | §3 | 20.09 |
7 | Подведём итоги. Бактерии –живые организмы. | Обобщение и систематизация знаний по теме 1 | Применять полученные знания в новой ситуации. | стр 27 | 24.09 |
| Тема 2. Грибы и лишайники — кто они? | | |
8 | Что такое гриб. Где живут грибы? | «Эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления. | Выделять в тексте базовые (системообразующие) понятия. | § 4 Л.р. стр30 | 27.09 |
9 | Т.Б. Л р № 2 «Рассматривание плесневого гриба». | Лабораторная работа № 2 «Рассматривание плесневого гриба». Опыт, проводимый в домашних условиях (по выбору) «Использование процессов жизнедеятельности дрожжей при приготовлении теста». «Выращивание плесневого гриба из спор». | Рассмотреть с помощью лупы плесневый гриб на хлебе. | стр 29-30 | 1.10 |
10 | Почему о грибах полезно знать всем | Грибы — объект исследования учёных разных специальностей. Использование грибов в биотехнологии, в том числе для получения антибиотиков. | Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления. | §5 | 4.10 |
11 | Т.Б. Л р № 3 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами». | Лабораторная работа № 3 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами». Ядовитые и съедобные грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. | Различать на муляжах, таблицах, а также среди живых грибов съедобные и ядовитые грибы, в том числе своей местности. | стр 38 | 8.10 |
12 | Лишайники — кто они? | Лишайник — симбиоз гриба и водоросли. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. | & 6 | 11.10 |
13 | Подведём итоги. Грибы и лишайники-живые организмы. | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 | Проводить самоконтроль (или с одноклассниками — взаимоконтроль) уровня усвоения знаний по теме | стр 46 | 15.10 |
| Тема 3. Растительный мир Земли | | |
14 | Растительный мир в истории нашей планеты | Связь эволюционных изменений растительного мира с историей Земли. | Использовать при аргументации ответов ранее полученные знания базовых понятий «эволюция», «вид». | § 7 | 18.10 |
15 | Т.Б. Пр р №3 «Красота и гармония в природе». | Практическая работа № 3 «Красота и гармония в природе». | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Готовить сообщения для одноклассников об истории культурных растений. | стр 50 | 22.10 |
16 | О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли — низшие растения | Эволюция растений и животных. Многообразие организмов, их классификация. Многообразие растительного мира. Водоросли | Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь. Давать сравнительную характеристику отделов, выделяемых в царстве Растения | § 8 | 25.10 |
17 | Размножение водорослей | Бесполое размножение хламидомонады с помощью зооспор. Значение зооспор в условиях водной среды. | Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение». | § 9 | 8.11 |
18 | Мхи — высшие споровые растения | Среда обитания мхов. Приспособленность мхов к среде обитания). Размножение мхов (на примере кукушкина льна). | Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов: | §10 | 12.11 |
19 | Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения | Усложнение растений в процессе эволюции. Развитие стебля, листьев, корня. Взаимосвязь строения папоротника со средой обитания. Значение корневища. | Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям.
| § 11 | 15.11 |
20 | Т.Б. Л р №4 «Сравнение внешнего строения папоротника с внешним строением мха». | Лабораторная работа № 4 «Сравнение внешнего строения папоротника (или хвоща) с внешним строением мха». | Выявлять особенности внешнего строения папоротника (хвоща), его отличие от мха в ходе лабораторной работы. | стр 65 | 19.11 |
21 | Голосеменные — высшие семенные растения | Процветание голосеменных на современной планете. Реликтовые голосеменные (гинкго, саговник). Представители хвойных и их биологические особенности | Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. | § 12 | 22.11 |
22 | Т. Б. Пр р № 4 «Распознавание хвойных растений своей местности». | Практическая работа № 4 «Распознавание хвойных растений своей местности». | Заполнять схему, используя текст учебника. | стр 73 | 26.11 |
23 | Покрытосеменные— высшие семенные растния | Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты. | Приводить примеры цветковых растений различных природных зон. | § 13 | 29.11 |
24 | Подведём итоги. Сравнительная характеристика растений разных отделов. | Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | Называть особенности покрытосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. | стр 82-83 | 3.12 |
| Тема 4. Системная организация растительного организма | | |
25 | Т.Б. Л р № 5.Устройство микроскопа, правила работы с ним. | Лабораторная работа № 5 «Изучение устройства микроскопа» (повторение материала вводного курса). | Овладевать методами исследовательской работы с использованием увеличительных приборов. | стр 84-86 | 6.12 |
26 | Т.Б. Строение растительной клетки.Л р № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука». | Лабораторная работа № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука». | Различать на рисунках и в таблицах учебника основные части и органоиды клетки, находить их при рассматривании микропрепарата. | §14 | 10.12 |
27 | Клетка — биологическая система | Клетка — единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Процессы жизнедеятельности клетки как биологической системы. | Объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с особенностями процессов жизнедеятельности, происходящих в ней. | § 15 | 13.12 |
28 | Что такое ткань. Ткани растительного организма: образовательная, покровная, проводящая | Определение понятия «ткань». Строение и функции образовательной, покровной и проводящей тканей. Проводящая система растений | Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным. Определять понятие «ткань». | §16 | 17.12 |
29 | Ткани растительного организма: фотосинтезирующая, механическая, запасающая | Значение фотосинтезирующей ткани в жизни растения и всего живого на Земле. Опорная функция механической ткани | Обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным. Определять понятие «ткань». | § 17 | 20.12 |
30 | Т.Б. Л.р. №7 Изучение тканей растения под микроскопом. | Лабораторная работа. №7 Изучение тканей растения под микроскопом. | Выделять существенные признаки в строении тканей, пользуясь рисунками учебника. | стр 103 | 24.12 |
31 | Подведём итоги. Организм – единое целое. | Обобщение и систематизация знаний по теме 4 | Проводить самоконтроль знания базовых общебиологических понятий, формирующих системное мышление. | стр 104 | 27.12 |
| Тема 5. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты | | |
32 | Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений | Преобладание покрытосеменных во флоре всей Земли. | Называть главные эволюционные «достижения» покрытосеменных (цветковых) растений. | & 18 | 10.01 |
33 | Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений | Одиночные цветки и соцветия. Строение цветков с простым и двойным околоцветником. Опыты, проводимые в домашних условиях «Выявление признаков плода в ходе сравнения плодов с клубнями». | Работать с рисунками учебника как источниками информации. Пополнять свой словарный запас, работая со словарём и базовыми понятиями, выделенными в тексте. | & 19 | 14.01 |
34 | Различаются ли репродуктивные органы цветковых растений? Различаются ли вегетативные органы растений. | Роль опыления, образование плодов из завязи, семян — из семязачатков. Разнообразие соцветий, плодов и семян. Плоды сухие и сочные, роль околоплодника. | Развивать самостоятельное мышление, проводя исследования в домашних условиях | стр 115 | 17.01 |
35 | Корень — вегетативный орган растения | Понятия «система» и «корневая система». Типы корневых систем и особенности их строения Демонстрационный опыт «Обнаружение в почве воздуха, воды и минеральных солей». | Различать типы корневых систем. Называть функции корневых систем. Объяснять значение корнеплодов и корневых клубней в жизни растения | & 20 | 21.01 |
36 | Клеточное строение корня | Взаимосвязь строения клеток корня с выполняемыми ими функциями. Строение и функции корневого чехлика. Зоны корня. | Сравнивать строение клеток разных зон корня, делать выводы на основе сравнения. | & 21 | 24.01 |
37 | Побег — сложный орган высшего растения | Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек. Почка — зачаточный побег. Опыт, проводимый в домашних условиях «Развитие побега из почки». | Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития. Проводить исследование, доказывающее, что из почки развивается побег. | & 22 | 28.01 |
38 | Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля | Функции стебля: опорная, транспортная, запасающая, функция вегетативного размножения. Опыт, проводимый в домашних условиях «Передвижение по стеблю растворов минеральных веществ». | Называть функции стебля. Приводить примеры разнообразия стеблей растений, в том числе растений своей местности. Доказывать взаимосвязь строения клеток стебля с выполняемой ими функцией. | & 23 | 31.01 |
39 | Лист — часть побега | Возникновение листьев в процессе эволюции — приспособление растений к увеличению поверхности их надземной части. | Различать на живых растениях простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле. | & 24 | 4.02 |
40 | Клеточное строение листа Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. | Фотосинтезирующая функция клеток мякоти листа. Роль хлоропластов и хлорофилла в осуществлении связи «Земля — космос». | Отрабатывать навыки исследовательской работы при постановке опыта в домашних условиях.. | & 25 | 7.02 |
41 | Т.Б. Л р № 8 Рассматривание готовых микропрепаратов. | Лабораторная работа № 8 Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. | Использовать результаты эксперимента для доказательства влияния окружающей среды на процесс испарения | стр 144 | 11.02 |
42 | Процессы жизнедеятельности единого организма | Растительный организм как единое целое. Питание растений: воздушное питание (фотосинтез), почвенное питание, дополнительное питание растений-хищников. | Растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания (в том числе при изучении вводного курса), необходимые для формирования системного мышления | & 26 | 14.02 |
43 | Т.Б. Пр р № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений». | Практическая работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений». | Доказывать, что растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания, необходимые для формирования системного мышления | стр 149 | 18.02 |
44 | Особенности полового размножения покрытосеменных растений. | Опыление, оплодотворение. Гаметы. | Растительный организм как единое целое. | стр 153-156 | 21.02 |
45 | Внешнее строение и состав семян | Демонстрационный опыт «Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ». Опыты, проводимые в домашних условиях «Обнаружение в семенах жира». «Обнаружение в семенах растительного белка и крахмала». | Использовать результаты демонстрационного опыта для доказательства наличия в семенах воды, органических и минеральных солей.
| & 27 | 25.02 |
46 | Т.Б. Л р № 9 «Внешнее строение семян». | Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение семян». | Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений | стр 158 | 28.02 |
47 | Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений | Вегетативные органы зародыша семени: зародышевый побег и зародышевый корень. | Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах.
| & 28 | 4.03 |
48 | Т. Б. Л р № 10 «Внутреннее строение семян». | Лабораторная работа № 10 «Внутреннее строение семян». | Изучить внутреннее строение семян. | стр 159 | 7.03 |
49 | Подведём итоги Космическая роль растений на Земле. | Обобщение и систематизация знаний по теме 5 | Приводить доказательства космической роли растений на Земле.
| &29 | 11.03 |
| Тема 6. Классификация отдела Покрытосеменные | | |
50 | Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые растения) | Многообразие цветковых растений — результат эволюции. Классификация отдела Покрытосеменные: классы, семейства, роды и виды. | Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса: | & 30 | 14.03 |
51 | Признаки некоторых семейств классов Однодольные и Двудольные | Многообразие семейств Покрытосеменных растений. | Принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных). | Стр 171 | 18.03 |
52 | Признаки классов Однодольные и Двудольные | Признаки классов Однодольные и Двудольные | Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных). | 31 | 21.03 |
53 | Т.Б. Л р № 11 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные по их признакам». | Лабораторная работа № 11 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные по их признакам». | Научиться различать представителей классов Однодольные и Двудольные по их признакам | стр 172 | 1.04 |
54 | Разнообразие двудольных растений. Семейство Бобовые | Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства Бобовые. | Приводить примеры бобовых растений своей местности.
| & 32 | 4.04 |
55 | Разнообразие двудольных растений. Семейство Крестоцветные. | Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства | Приводить примеры крестоцветных растений своей местности. | стр 179-180 | 8.04 |
56 | Разнообразие двудольных растений. Семейство Паслёновые, Розоцветные, Сложноцветные | Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства | Приводить примеры паслёновых, розоцветных, сложноцветных растений своей местности. | стр 181-184 | 11.04 |
57 | Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные | Освоение однодольными растениями разных сред обитания. Представители семейства Лилейные. | О вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков. | & 33, стр 185-188 | 15.04 |
58 | Разнообразие однодольных растений. Семейства Злаки | Освоение однодольными растениями разных сред обитания. Представители семейства Злаки. | О вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков. | стр 188-189 | 18.04 |
59 | Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека. | Комнатные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. | Признаки отравления ядовитыми растениями | стр 191-195 | 22.04 |
60 | Экскурсия «Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности» | Познакомиться с многообразием растений и выявить причины влияющие на их многообразие. | Подготовить отчёт об экскурсии. | стр 196-197 | 25.04 |
61 | Подведём итоги. Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности. | Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности. | Оформить отчёт об экскурсии. | стр 196 | 29.04 |
| Тема 7. Растения, живущие рядом с нами | | |
62 | Природные сообщества. Единство живой и неживой природы | Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в растительном сообществе. | Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий. | & 34 | 6.05 |
63 | Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания. | Ознакомиться с заданием по экскурсии | Подготовить отчёт об экскурсии | стр 202 | 13.05 |
64 | Экскурсия Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания. | Экскурсия Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания. | Выявлять в ходе экскурсии приспособления цветковых растений к условиям обитания. | стр 202 | 16.05 |
65 | Влияние деятельности человека на окружающую среду | Окружающая среда — источник веществ и энергии. Опасность загрязнения организма растения как участника пищевых цепей. Влияние загрязнения неживой природы на жизнедеятельность организмов | Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе.
| & 35 | 20.05 |
66 | Влияние деятельности человека на окружающую среду | Охрана природы. | Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе. | стр 211- 213 | 23.05 |
67 | Обобщение знаний за курс 6 класса | Обобщение и систематизация знаний | Повторение изученного материала | повторить | 27.05 |
68 | Подведём итоги | Обобщение и систематизация знаний | Проверка знаний. | повторить | 30.05 |
69 | Резерв. Проект Сельскохозяйственные растения, возделываемые в нашей местности. | Познакомиться с важнейшими с/х растениями своей местности и условиями выращивания. | Условия необходимые для выращивания растений. | стр 214 | 27.05 |
70 | Защита проектов | Рефераты, презентации, доклады, выступления. | Формирование системного мышления. | повторить | 30.05 |