СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно−тематическое планирование биология 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии для 6 класса составлена на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 6классе. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно−тематическое планирование биология 6 класс.»

КАЛЕНДАРНО−ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС.

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

Содержание разделов программы

Основное содержание уроков по темам

рабочей программы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Д/З

Дата


Введение



1

Введение.

Царства живой природы. Понятие об эволюции. Обмен веществ — признак живого. Появление фотосинтеза — крупнейшее событие в истории Земли.

называть царства живой природы;

объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез»


стр 5-7

Введение

3.09

2

Т.Б. Л.р. №1 Бактерии- древнейшие обитатели нашей планеты.

Лабораторная работа №1 Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах.

Рассмотреть образцы пород, составить описание внешних особенностей.

стр 7-9

6.09


Тема 1. Древние обитатели Земли — бактерии



3

Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии к жизни на современной планете?

Границы распространения бактерий, освоение ими всех сред обитания. Понятие об аэробах и анаэробах.

Находить нужную информацию, пользуясь словарём терминов, приведённым в конце учебника

§ 1

стр 10-13

10.09

4

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Т.Б. Пр р №1

Практическая работа № 1
«Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий».

Составлять авторскую схему, иллюстрирующую источники возможного заражения человека болезнетворными бактериями.

стр 13-19

13.09

5

Можно ли бактерию назвать клеткой - организмом?

Одноклеточный организм — биологическая система, обладающая признаками живого. Общие признаки царства Бактерии.

Выделять в тексте базовые понятия «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы» и давать определение этих общебиологических понятий.

§ 2

17.09

6

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? Т.Б.

Пр.р. №2

Практическая работа №2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах».

Использовать теоретические знания в повседневной жизни: овладеть приёмами оказания первой помощи при несложных травмах.

§3

20.09

7

Подведём итоги. Бактерии –живые организмы.

Обобщение и систематизация знаний по теме 1

Применять полученные знания в новой ситуации.

стр 27

24.09


Тема 2. Грибы и лишайники — кто они?



8

Что такое гриб.

Где живут грибы?


«Эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления.

Выделять в тексте базовые (системообразующие) понятия.

§ 4

Л.р. стр30

27.09

9

Т.Б. Л р № 2
«Рассматривание плесневого гриба».

Лабораторная работа № 2
«Рассматривание плесневого гриба».

Опыт, проводимый в домашних условиях (по выбору) «Использование процессов жизнедеятельности дрожжей при приготовлении теста». «Выращивание плесневого гриба из спор».

Рассмотреть с помощью лупы плесневый гриб на хлебе.

стр 29-30

1.10

10

Почему о грибах полезно знать всем

Грибы — объект исследования учёных разных специальностей. Использование грибов в биотехнологии, в том числе для получения антибиотиков.

Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления.

§5

4.10

11

Т.Б. Л р № 3 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами».

Лабораторная работа № 3
«Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами». Ядовитые и съедобные грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Различать на муляжах, таблицах, а также среди живых грибов съедобные и ядовитые грибы, в том числе своей местности.

стр 38

8.10

12

Лишайники — кто они?

Лишайник — симбиоз гриба и водоросли.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.

& 6

11.10

13

Подведём итоги. Грибы и лишайники-живые организмы.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2

Проводить самоконтроль (или с одноклассниками — взаимоконтроль) уровня усвоения знаний по теме

стр 46

15.10


Тема 3. Растительный мир Земли



14

Растительный мир в истории нашей планеты

Связь эволюционных изменений растительного мира с историей Земли.

Использовать при аргументации ответов ранее полученные знания базовых понятий «эволюция», «вид».

§ 7

18.10

15

Т.Б. Пр р №3 «Красота и гармония в природе».

Практическая работа № 3
«Красота и гармония в природе».

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Готовить сообщения для одноклассников об истории культурных растений.

стр 50

22.10

16

О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли — низшие растения

Эволюция растений и животных.
Многообразие организмов, их классификация. Многообразие растительного мира. Водоросли

Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь.
Давать сравнительную характеристику отделов, выделяемых в царстве Растения

§ 8

25.10

17

Размножение водорослей

Бесполое размножение хламидомонады с помощью зооспор. Значение зооспор в условиях водной среды.

Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение».

§ 9

8.11

18

Мхи — высшие споровые растения


Среда обитания мхов. Приспособленность мхов к среде обитания). Размножение мхов (на примере кукушкина льна).

Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов:

§10

12.11

19

Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения


Усложнение растений в процессе эволюции. Развитие стебля, листьев, корня. Взаимосвязь строения папоротника со средой обитания. Значение корневища.

Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям.

§ 11

15.11

20

Т.Б. Л р №4 «Сравнение внешнего строения папоротника с внешним строением мха».

Лабораторная работа № 4
«Сравнение внешнего строения папоротника (или хвоща) с внешним строением мха».

Выявлять особенности внешнего строения папоротника (хвоща), его отличие от мха в ходе лабораторной работы.

стр 65

19.11

21

Голосеменные — высшие семенные растения

Процветание голосеменных на современной планете. Реликтовые голосеменные (гинкго, саговник). Представители хвойных и их биологические особенности

Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции.

§ 12

22.11

22

Т. Б. Пр р № 4 «Распознавание хвойных растений своей местности».

Практическая работа № 4
«Распознавание хвойных растений своей местности».

Заполнять схему, используя текст учебника.

стр 73

26.11

23

Покрытосеменные— высшие семенные растния

Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты.

Приводить примеры цветковых растений различных природных зон.

§ 13

29.11

24

Подведём итоги. Сравнительная характеристика растений разных отделов.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3

Называть особенности покрытосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции.

стр 82-83

3.12


Тема 4. Системная организация растительного организма



25

Т.Б. Л р № 5.Устройство микроскопа, правила работы с ним.

Лабораторная работа № 5 «Изучение устройства микроскопа» (повторение материала вводного курса).

Овладевать методами исследовательской работы с использованием увеличительных приборов.

стр 84-86

6.12

26

Т.Б. Строение растительной клетки.Л р № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука».

Лабораторная работа № 6
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука».

Различать на рисунках и в таблицах учебника основные части и органоиды клетки, находить их при рассматривании микропрепарата.

§14

10.12

27

Клетка — биологическая система

Клетка — единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Процессы жизнедеятельности клетки как биологической системы.

Объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с особенностями процессов жизнедеятельности, происходящих в ней.

§ 15

13.12

28

Что такое ткань. Ткани растительного организма: образовательная, покровная, проводящая

Определение понятия «ткань». Строение и функции образовательной, покровной и проводящей тканей. Проводящая система растений

Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным.
Определять понятие «ткань».

§16

17.12

29

Ткани растительного организма: фотосинтезирующая, механическая, запасающая

Значение фотосинтезирующей ткани в жизни растения и всего живого на Земле.
Опорная функция механической ткани

Обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным.
Определять понятие «ткань».

§ 17


20.12

30

Т.Б. Л.р. №7 Изучение тканей растения под микроскопом.

Лабораторная работа. №7 Изучение тканей растения под микроскопом.


Выделять существенные признаки в строении тканей, пользуясь рисунками учебника.

стр 103

24.12

31

Подведём итоги. Организм – единое целое.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4

Проводить самоконтроль знания базовых общебиологических понятий, формирующих системное мышление.

стр 104

27.12


Тема 5. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты



32

Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений

Преобладание покрытосеменных во флоре всей Земли.

Называть главные эволюционные «достижения» покрытосеменных (цветковых) растений.

& 18

10.01

33

Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений

Одиночные цветки и соцветия. Строение цветков с простым и двойным околоцветником. Опыты, проводимые в домашних условиях «Выявление признаков плода в ходе сравнения плодов с клубнями».

Работать с рисунками учебника как источниками информации.
Пополнять свой словарный запас, работая со словарём и базовыми понятиями, выделенными в тексте.

& 19

14.01

34

Различаются ли репродуктивные органы цветковых растений? Различаются ли вегетативные органы растений.

Роль опыления, образование плодов из завязи, семян — из семязачатков. Разнообразие соцветий, плодов и семян. Плоды сухие и сочные, роль околоплодника.

Развивать самостоятельное мышление, проводя исследования в домашних условиях

стр 115

17.01

35

Корень — вегетативный орган растения

Понятия «система» и «корневая система».
Типы корневых систем и особенности их строения Демонстрационный опыт
«Обнаружение в почве воздуха, воды и минеральных солей».

Различать типы корневых систем. Называть функции корневых систем. Объяснять значение корнеплодов и корневых клубней в жизни растения

& 20

21.01

36

Клеточное строение корня

Взаимосвязь строения клеток корня с выполняемыми ими функциями. Строение и функции корневого чехлика. Зоны корня.

Сравнивать строение клеток разных зон корня, делать выводы на основе сравнения.

& 21

24.01

37

Побег — сложный орган высшего растения

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек. Почка — зачаточный побег. Опыт, проводимый в домашних условиях «Развитие побега из почки».

Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития.
Проводить исследование, доказывающее, что из почки развивается побег.

& 22

28.01

38

Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля

Функции стебля: опорная, транспортная, запасающая, функция вегетативного размножения. Опыт, проводимый в домашних условиях «Передвижение по стеблю растворов минеральных веществ».

Называть функции стебля. Приводить примеры разнообразия стеблей растений, в том числе растений своей местности. Доказывать взаимосвязь строения клеток стебля с выполняемой ими функцией.

& 23

31.01

39

Лист — часть побега

Возникновение листьев в процессе эволюции — приспособление растений к увеличению поверхности их надземной части.

Различать на живых растениях простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле.

& 24

4.02

40

Клеточное строение листа Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

Фотосинтезирующая функция клеток мякоти листа. Роль хлоропластов и хлорофилла в осуществлении связи «Земля — космос».

Отрабатывать навыки исследовательской работы при постановке опыта в домашних условиях..

& 25


7.02

41

Т.Б. Л р № 8 Рассматривание готовых микропрепаратов.

Лабораторная работа № 8 Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

Использовать результаты эксперимента для доказательства влияния окружающей среды на процесс испарения

стр 144

11.02

42

Процессы жизнедеятельности единого организма

Растительный организм как единое целое.

Питание растений: воздушное питание (фотосинтез), почвенное питание, дополнительное питание растений-хищников.


Растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания (в том числе при изучении вводного курса), необходимые для формирования системного мышления

& 26


14.02

43

Т.Б. Пр р № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Практическая работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Доказывать, что растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания, необходимые для формирования системного мышления

стр 149

18.02

44

Особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Опыление, оплодотворение. Гаметы.

Растительный организм как единое целое.

стр 153-156

21.02

45

Внешнее строение и состав семян



Демонстрационный опыт «Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ». Опыты, проводимые в домашних условиях «Обнаружение в семенах жира». «Обнаружение в семенах растительного белка и крахмала».

Использовать результаты демонстрационного опыта для доказательства наличия в семенах воды, органических и минеральных солей.

& 27

25.02

46

Т.Б. Л р № 9 «Внешнее строение семян».

Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение семян».

Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений

стр 158

28.02

47

Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений

Вегетативные органы зародыша семени: зародышевый побег и зародышевый корень.


Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах.

& 28

4.03

48

Т. Б. Л р № 10 «Внутреннее строение семян».

Лабораторная работа № 10

«Внутреннее строение семян».

Изучить внутреннее строение семян.

стр 159

7.03

49

Подведём итоги Космическая роль растений на Земле.

Обобщение и систематизация знаний по теме 5

Приводить доказательства космической роли растений на Земле.

&29

11.03


Тема 6. Классификация отдела Покрытосеменные



50

Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые растения)

Многообразие цветковых растений — результат эволюции. Классификация отдела Покрытосеменные: классы, семейства, роды и виды.

Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса:


& 30

14.03

51

Признаки некоторых семейств классов Однодольные и Двудольные

Многообразие семейств Покрытосеменных растений.

Принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных).


Стр 171

18.03

52

Признаки классов Однодольные и Двудольные

Признаки классов Однодольные и Двудольные

Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных).

31

21.03

53

Т.Б. Л р № 11 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные по их признакам».

Лабораторная работа № 11
«Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные по их признакам».

Научиться различать представителей классов Однодольные и Двудольные по их признакам

стр 172

1.04

54

Разнообразие двудольных растений. Семейство Бобовые

Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства Бобовые.

Приводить примеры бобовых растений своей местности.

& 32

4.04

55

Разнообразие двудольных растений. Семейство Крестоцветные.

Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства

Приводить примеры крестоцветных растений своей местности.

стр 179-180

8.04

56

Разнообразие двудольных растений. Семейство Паслёновые, Розоцветные, Сложноцветные

Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства

Приводить примеры паслёновых, розоцветных, сложноцветных растений своей местности.

стр 181-184

11.04

57

Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные

Освоение однодольными растениями разных сред обитания. Представители семейства Лилейные.


О вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков.

& 33, стр 185-188

15.04

58

Разнообразие однодольных растений. Семейства Злаки

Освоение однодольными растениями разных сред обитания. Представители семейства Злаки.


О вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков.

стр 188-189

18.04

59

Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека.

Комнатные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения.

Признаки отравления ядовитыми растениями

стр 191-195

22.04

60

Экскурсия «Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности»

Познакомиться с многообразием растений и выявить причины влияющие на их многообразие.

Подготовить отчёт об экскурсии.

стр 196-197

25.04

61

Подведём итоги. Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности.

Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности.

Оформить отчёт об экскурсии.

стр 196

29.04


Тема 7. Растения, живущие рядом с нами



62

Природные сообщества. Единство живой и неживой природы

Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в растительном сообществе.

Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий.

& 34

6.05

63

Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания.

Ознакомиться с заданием по экскурсии

Подготовить отчёт об экскурсии

стр 202

13.05

64

Экскурсия Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания.

Экскурсия Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания.

Выявлять в ходе экскурсии приспособления цветковых растений к условиям обитания.

стр 202

16.05

65

Влияние деятельности человека на окружающую среду

Окружающая среда — источник веществ и энергии. Опасность загрязнения организма растения как участника пищевых цепей. Влияние загрязнения неживой природы на жизнедеятельность организмов

Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе.


& 35

20.05

66

Влияние деятельности человека на окружающую среду

Охрана природы.

Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе.

стр 211- 213

23.05

67

Обобщение знаний за курс 6 класса

Обобщение и систематизация знаний

Повторение изученного материала

повторить

27.05

68

Подведём итоги

Обобщение и систематизация знаний

Проверка знаний.

повторить

30.05

69

Резерв. Проект Сельскохозяйственные растения, возделываемые в нашей местности.

Познакомиться с важнейшими с/х растениями своей местности и условиями выращивания.

Условия необходимые для выращивания растений.

стр 214

27.05

70

Защита проектов

Рефераты, презентации, доклады, выступления.

Формирование системного мышления.

повторить

30.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!