№ | Дата | Кор-ректировка | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1-2 | | | Вводное занятие. | 2 | Обсуждение представленного материала Участие в коллективном диалоге. |
3-4 | | | Основы игры «Русский мир». Принципы игры в команде. | 2 | Обсуждение представленного материала Участие в коллективном диалоге. |
История Российского государства – 20ч. |
5-6 | | | Образование Древнерусского государства. | 2 | Изучение особенностей данного периода. Выделение главного из текста, формулирование своего мнения. Участие в коллективном диалоге. |
7-9 | | | Первые русские князья. | 3 | Изучение особенностей данного периода. Выделение главного из текста, формулирование своего мнения. Обсуждение представленного материала. Участие в коллективном диалоге. |
10-11 | | | Князь Владимир, крещение Руси, принятие христианства. | 2 |
12 | | | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». | 1 |
13 | | | Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. | 1 |
14 | | | Раздробленность Руси. | 1 | Изучение особенностей данного периода. Выделение главного из текста, формулирование своего мнения. Обсуждение представленного материала. Участие в коллективном диалоге. Составление сравнительных характеристик. Обсуждение хронологии. Обучение работе с документом, анализ источника. Использование художественного произведения для рассказа об исторических событиях. |
15-16 | | | Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. «Слово о полку Игореве». | 2 |
17-19 | | | Золотая Орда и Русь. | 3 |
20 | | | Борьба народов нашей страны с завоевателями. Александр Невский. | 1 |
21-23 | | | Возвышение Москвы. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская Битва. Дмитрий Донской. | 3 |
24 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Русская литература - 14ч. |
25 | | | Сказка – вид народной прозы. | 1 | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. |
26 | | | Жанровые особенности сказки, схемы построения волшебной сказки. | 1 |
27 | | | Русские народные сказки | 1 | Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. |
28-29 | | | Литература второй половины XIII – XV вв. | 2 | Поиск сведений об авторе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Составление биографического рассказа о писателе. Восприятие, выразительное чтение и чтение актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление характеристик героев и их нравственная оценка. |
30-31 | | | Русская литература XVI-ХVIII вв. | 2 |
32-33 | | | Русская литература XIX в. | 2 |
34-35 | | | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. | 2 |
36-37 | | | Русская литература XX в. Тема патриотизма в произведениях авторов XX в. | 2 |
38 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Русское искусство – 13ч. |
39-40 | | | Основы русской культуры. | 2 | Обсуждение роли и места понятия «культура» в жизни человека.Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
41-42 | | | История церковной живописи. Иконы, фрески, мозаика. Ф. Грек, А. Рублев. | 2 | Изучение истоков церковной живописи, ее основные виды. Участие в коллективном диалоге. Работа при помощи электронных образовательных ресурсов. |
43-44 | | | Портретная живопись конца XVIII – XIX вв. | 2 | Изучение истоков портретной живописи, ее основные виды. Автопортрет. Обсуждение передачи индивидуального сходства и внутреннего мира портретируемого — важнейшее требование портретного жанра |
45-46 | | | Реализм в живописи. Художники-передвижники. | 2 | Изучение реализма в живописи. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. |
47-48 | | | Русский художники-пейзажисты. | 2 | Изучение способов изображения естественной или измененной человеком природы. Специфика пейзажной живописи народов. Городские и сельские пейзажи. |
49-50 | | | Музыка и театр. | 2 | Обсуждение понятий музыка и театр. Характер их воздействия на мир чувств, эмоций человека. Основные функции музыки: отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. |
51 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Фольклор – 11ч. |
52 | | | Что такое фольклор? | 1 | Определение понятия. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия. Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях. |
52 | | | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Определение понятия. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия. Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях. |
53-54 | | | Русская песня. | 2 | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия. |
55 | | | Колыбельные (байки), пестушки, потешки, прибаутки, песни на историческую тему. | 1 |
56 | | | Календарный фольклор | 1 |
57-58 | | | Обращение к природе (солнцу, дождю, радуге, птицам, животным). Игровые припевы, игровые приговоры. Дразнилки. Загадки, пословицы, поговорки, приметы. | 2 | Выявление особенностей. Использование пословиц, поговорок и загадок и других форм в устных и письменных высказываниях. |
59-60 | | | Литературный фольклор. | 2 | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия. |
61 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Материальная культура – 9ч. |
62 | | | Домашняя утварь. | 1 | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Работа при помощи электронных образовательных ресурсов. |
63 | | | Посуда бытовая и праздничная; крестьянская и дворянская. | 1 |
64 | | | Одежда и обувь. | 1 |
65 | | | Русская народная одежда. | 1 |
66 | | | Национальные костюмы народов России. | 1 |
67 | | | Традиционная одежда привилегированных слоев населения. | 1 |
68 | | | Украшения. | 1 |
69 | | | Средства вооружения. | 1 |
70 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Русские праздники – 9 ч. |
71 | | | Языческие обряды. | 1 | Выявление особенностей. Объяснение специфики происхождения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге |
72 | | | Праздники языческого происхождения. | 1 |
73 | | | Языческие праздники на Руси: Корочун, Масленица, день Ивана Купалы, Перунов день и Кузьминки. Идолы, атрибуты. | 1 |
74 | | | Языческие праздники народов России. | 1 |
75 | | | Религиозные праздники. | 1 |
76 | | | Рождество Христово. | 1 |
77 | | | Пасха. | 1 |
78 | | | Религиозные праздники народов России. | 1 |
79 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Православные духовные ценности – 5ч. |
80 | | | Православные посты. Таинства церкви. | 1 | Обсуждение роли и места в жизни человека. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. |
81 | | | Жития святых | 1 | Выразительное чтение в современном переводе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. |
82 | | | Храмы | 1 | Обсуждение роли и места в жизни человека. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. |
83 | | | Иконопись | 1 |
84 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Русские народные промыслы – 17 ч. |
85 | | | Городецкая роспись. | 1 | Изучение истоков возникновения промысла, ареола распространения, основных особенностей росписи. Участие в коллективном диалоге. |
86 | | | История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. | 1 |
87 | | | Жостовская роспись. | 1 |
| | | История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. | 1 |
88 | | | Хохлома. | 1 |
89 | | | История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. | 1 |
90 | | | Аппликация русского народного костюма. | 1 |
91 | | | Матрешка. | 1 |
92 | | | История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров, игра «Собери матрешку». | 1 |
93 | | | Соломка. | 1 |
94 | | | Знакомство с материалом, способом его обработки, выполнение аппликации, изготовление «игрушки-постригушки». | 1 |
95 | | | Писанка. | 1 |
96 | | | История появления писанки, основные элементы, роспись. | 1 |
97 | | | Дымковская игрушка. | 1 |
98 | | | История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. | 1 |
99 | | | Выставка работ. | 1 | Развитие творческих способностей обучающихся. |
100 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
Народные игры – 5ч. |
101 | | | Уголки, лапта, десяточка, взятие снежного городка. | 1 | Изучение истоков возникновения игры, ареола распространения, развитие коллективной деятельности. |
102 | | | Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра. | 1 |
103 | | | Повторительно-обобщающее занятие. | 1 | Повторение ранее изученных тем. |
104-105 | | | Итоговое занятие по курсу. | 2 | Повторение ранее изученных тем. |