«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»
Автор и составитель: Н.П. Лютикас
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения урока | примечание |
| Введение | 1 час | | |
1 | Речеведение как наука о видах, формах и правилах речевого взаимодействия. | 1 | | |
| Речевая деятельность | 25 часов | | |
| Слушание | 7 (6+1) | | |
2 | Чужая речь и её назначение. Восприятие, осмысление и переработка чужой речи. | 1 | | |
3 | Содержание чужой речи, понимание темы и проблемы высказывания. Логика развития чужой мысли, её структурное и речевое оформление. | 1 | | |
4 | Пересказ (изложение) как способ передачи чужой речи и его разновидности (подробный, выборочный, сжатый). | 1 | | |
5 | Сжатое изложение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к его выполнению. | 1 | | |
6 | Членение речи на смысловые части и абзацное членение. Основная и дополнительная информация. Микротемы. | 1 | | |
7 | Способы передачи и сокращения информации в речи (обобщение, упрощение, исключение). | 1 | | |
8 | Речевой практикум: сжатое изложение воспринимаемого на слух текста. | 1 | | |
| Чтение | 4 (3+1) | | |
9 | Чтение как способ воспроизведения чужой речи и его назначение. Правила и особенности чтения. | 1 | | |
10 | Выразительное чтение и критерии его оценивания. Интонация и темп чтения. Техника воспроизведения чужой речи. | 1 | | |
11 | Чтение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. | 1 | | |
12 | Речевой практикум: выразительное чтение текста научно-популярного характера и его пересказ с элементом цитирования. | 1 | | |
| Говорение | 8 (6+2) | | |
13 | Диалог и его назначение. Правила ведения диалога. Развёрнутый ответ и собственный вопрос как способ поддержки диалога. | 1 | | |
14 | Условный диалог как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. | 1 | | |
15 | Речевой практикум: ведение условного диалога. | 1 | | |
16 | Монолог и его назначение. Правила построения устного монологического высказывания. | 1 | | |
17 | Монолог как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. Монолог-описание. | 1 | | |
18 | Монолог-повествование на основе жизненного опыта. | 1 | | |
19 | Монолог-рассуждение по поставленному вопросу. | 1 | | |
20 | Речевой практикум: создание тематического монолога. | 1 | | |
| Письмо | 6 (5+1) | | |
21 | Создание текстов различных стилей, типов и жанров речи. Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки. | 1 | | |
22 | Сочинение-рассуждение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. | 1 | | |
23 | Варианты экзаменационных сочинений (размышления над цитатой лингвиста, над цитатой из текста, над понятием) и алгоритм их написания. | 1 | | |
24 | Комментирование тезиса, фрагмента, значения слова и работа с цитатами. Выбор и трактовка собственной позиции. | 1 | | |
25 | Аргументация собственного мнения с опорой на исходный текст, знания и жизненный опыт. | 1 | | |
26 | Речевой практикум: создание текста-рассуждения. | 1 | | |
| Языковое оформление речи | 4 часа | | |
27 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность выстраивания речи. Богатство, точность и выразительность речи. | 1 | | |
28 | Орфоэпические и лексические нормы. Правила произношения и употребления слов в соответствии с их значением. Особенности русского ударения. | 1 | | |
29 | Грамматические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предложений. Орфографические и пунктуационные нормы и правила. | 1 | | |
30 | Речевой практикум: анализ текста изложения и сочинения. | 1 | | |
| Культура речи и поведения | 3 часа | | |
31 | Культура восприятия собеседника. Речевое взаимодействие и его особенности. Нормы и правила общения. Речевой этикет. | 1 | | |
32 | Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | 1 | | |
33 | Речевой практикум: анализ ситуации речевого взаимодействия. | 1 | | |
| Повторение. Обобщение. Итоговое занятие | 1 час | | |
34 | Речевая коммуникация и требования, предъявляемые к ней. | 1 | | |
1. Модульный курс «Я сдам ОГЭ!»: Практика и диагностика. / [В.Н. Александров, О.И. Александрова, И.П. Цыбулько] / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.
2. Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в государственной итоговой аттестации по русскому языку. – М.: ФИПИ, 2017.
1. Канакина Г.И. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 8 класс. – М: Владос, 2002.
2. Модульный курс «Я сдам ОГЭ!»: Методика подготовки. Ключи и ответы. / [В.Н. Александров, О.И. Александрова, И.П. Цыбулько] / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.
3. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена. – М.: ФИПИ, 2017.
4. Модель раздела «Говорение» в государственной итоговой аттестации по русскому языку. – М.: ФИПИ, 2017.
1. Раздаточные тренировочные комплекты экзаменационных материалов.
2. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь». 8 класс. – М.: Владос, 2002.
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам – https://rus-oge.sdamgia.ru/
2. Открытый банк заданий – http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
3. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) – http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9