Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Организация образовательного процесса на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях ЛНР
осуществляется на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОН ЛНР
От21.05.2018 №495-од, « Об утверждении государственных стандартов ЛНР», в соответствии с правилами и нормами ( СанПин)
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82 « Об утверждении Типового положения о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 года № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 29.06.2018 № 652-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018№445-од «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2018-2019 учебном году»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования и служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.При разработке данной программы учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет. подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Она решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся с ОВЗ основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Урок физической культуры - основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями выдвигает ряд конкретных коррекционных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Содержание программного материала.
Каждый урок обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников.
Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Основные знания и умения учащихся :
Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Ходьба. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба в полуприседе. Ходьба с различными положениями рук. Ходьба с перешагиванием через предмет. Ходьба по разметке.
Бег. Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно). Бег с преодолением простейших препятствий. Бег на скорость до 30 м. Медленный бег до 2 мин.
Прыжки. Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).
Метание. Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места. Метание м/м на дальность. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах)
Гимнастика.
Строевые упражнения. Построение в шеренгу. Выполнение строевых команд. Перестроение из колонны по одному в круг. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину. Расчет по порядку.
Равновесие
Ходьба боком приставными шагами.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Элементы акробатических упражнений
Лазанье. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.
Ходьба на носках с различным движением рук.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами)
Подвижные игры
Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»; игры с бросанием,ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)
Построение в шеренгу по заданному ориентиру.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.
Подбрасывание мяча вверх до определенного.
Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.
Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу», «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».
Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.
Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.
Игровые упражнения и игры-задания.
Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»
Календарно - тематическое планирование по предмету «Физическая культура»
3 класс
17 часов (1урок в две недели)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1. | Техника безопасности. на уроках физической культуры. Строевые упражнения. Медленный бег. Высокий старт. Бег 30 м. | 1 | | |
2. | Строевые упражнения. Медленный бег. Высокий старт. Бег 30 м. | 1 | | |
3. | Медленный бег. Бег до 4 мин. Прыжок в длину с места | 1 | | |
4. | Медленный бег. Метание мяча на дальность. Многоскоки с ноги на ногу. | 1 | | |
5. | Медленный бег. Многоскоки с ноги на ногу. Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
6. | Медленный бег. Прыжок в длину с места. Метание мяча на дальность. | 1 | | |
7. | Строевые упражнения. Медленный бег. Многоскоки с ноги на ногу. Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
8. | Строевые упражнения. Медленный бег. Наклон вперед из положения сидя на полу; сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Бег на 500 м. | 1 | | |
9. | Строевые упражнения. Медленный бег. Наклон вперед из положения сидя на полу; сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подвижная игра с элементами легкой атлетики | 1 | | |
10. | Медленный бег. Акробатические упражнения. Прыжки через скакалку. | 1 | | |
11. | Строевые упражнения. Медленный бег. Ползание по гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. | 1 | | |
12. | Строевые упражнения. Медленный бег. Упражнения на гимнастической лестнице. Лазанье по гимнастической лестнице вверх, вниз, влево, вправо | 1 | | |
13. | Строевые упражнения. Медленный бег. Ползание по гимнастической скамейке. Лазанье по канату произвольным способом | 1 | | |
14. | Строевые упражнения. Медленный бег. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжки через скакалку | 1 | | |
15. | Строевые упражнения. Медленный бег. Упражнения на гимнастической лестнице. Лазанье по наклонной скамейке с опорой на руки | 1 | | |
16. | Строевые упражнения. Медленный бег. Акробатические упражнения. Прыжки через скакалку | 1 | | |
17. | Строевые упражнения. Медленный бег. Лазанье по гимнастической лестнице вверх, вниз, влево, вправо. Упражнения на равновесие. | 1 | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. — 176 с. Программы специальной (коррекционной) школы VII вида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. – 110 с. |
Учебная литература | Лях В. И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1- 4 кл. – М.: Просвещение, 2009 |
Дополнительная литература | 1. Н. И. Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы». – М. : «Вако», 2007 г. 2. А Ю. Патрикеев. «Подвижные игры 1-4 классы». – М. :«Вако», 2009 г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ Т. В. Евсюкова «_______» __________________ 2018 г. | Рассмотрено Протокол заседания методического объединения учителей коррекционного обучения от ______________ № __________ |