СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Функциональная грамотность" 7 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование "Функциональная грамотность" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Функциональная грамотность" 7 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса.

 

1.

Введение

1

Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).

Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

 

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

Приобрести опыт успешного межличностного общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия.

Беседа, работа в группах, планирование работы.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

портал ФГБНУ ИСРО РАО,  Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);  материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение».

 

Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)

 

2.

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

Авторский замысел и читательские установки (художественный текст)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Дискуссия

«Чудо на своём месте»

Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)

 

 

3.

Человек и книга

1

Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно-справочный текст)

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Практикум в компьютерном классе

«Справочное бюро»

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

 

4.

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

1

Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка)

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Ролевая игра

«Сгущёнка»

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

 

5.

Будущее (человек и технический прогресс)

1

Особенности чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Пресс-конференция

«Погружение»

Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru  )

 

6.

Планета людей (взаимоотношения)

Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции

2

Особенности чтения и понимания множественных текстов (публицистический текст)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Дискуссия

«Тихая дискотека»

Открытый банк заданий 2020

(http://skiv.instrao.ru )

 

 

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)

 

7.

Наука и технологии

1

Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады»

Объяснение процессов и принципов действия технологий.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

 

8.

Мир живого

1

Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла»

Объяснение происходящих процессов.

Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru

 

 

9.

Вещества, которые нас окружают

1

Выполнение задания «Заросший пруд»

Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе нтерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Выдвижение и анализ способов исследования вопросов.

Работа в парах или группах.

Презентация результатов выполнения заданий.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

 

10.

Мои увлечения

2

Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога»

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов экспериментов.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2020.

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

 

12.

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия

1

Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

-сюжеты, сценарии,

-эмблемы, плакаты, постеры, значки,

-проблемы

экологии,

-выдвижение гипотез.

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного.

Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях:

-создания сюжетов и сценариев.

-создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков,

-решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.),

-выдвижения гипотез.

Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 

Комплексные задания

·         7 кл., В поисках правды, задания 1, 2, 3

·         7 кл., Поможем друг другу, задания 1, 2

·         7 кл., Хранители природы, задания 1, 2

·         7 кл., За чистоту воды, задания 1, 2, 3

 

13.

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления.

1

Разные сюжеты. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для историй:

-Связи идей с легендой основаны на разных смысловых ассоциациях, что явно отражается на сюжете, ИЛИ

-Идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на своём способе воплощения.

 

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований.

Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов.

Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по подбору /коллажу интересных иллюстраций.

Выдвижение идей своих заданий по ресурсо- и энергосбережению, утилизации и переработки отходов.

Подведение итогов:

-Чем могут различаться схожие сюжеты?

·         Каждая история описана с иной точки зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет;

·         В каждой истории есть различающееся место действия, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;

·         Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;

·         Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному;

·         Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую они играют в истории (например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.).

-Какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.)

Работа в парах и малых группах.

Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 

Комплексные задания

·         7 кл., Путь сказочного героя,

·         7 кл., Фотохудожник,

·         7 кл., Геометрические фигуры

·         7 кл., Танцующий лес, задание 1

 

 

14.

Выдвижение креативных идей и их доработка.

1

Оригинальность и проработанность.

Обсуждение проблемы: Когда возникает необходимость доработать идею?

 

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований.

Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.

Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.

Подведение итогов:

-По каким причинам бывает нужна доработка идеи? (появилась дополнительная информация, надо сказать яснее, надо устранить/смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/красивое и т.п. решение, …)

 

Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций

Игра типа «Что? Где? Когда?»

Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию  ситуаций, по подведению итогов.

Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 

Комплексные задания

•7 кл., В поисках правды

•7 кл., Кафе для подростков

•7 кл., Поможем друг другу

•7 кл., За чистоту воды

 

 

15.

От выдвижения до доработки идей

1

Использование навыков креативного мышления для создания продукта.

Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):

-Создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой»,

-Социальное проектирование. «Как я вижу своё будущее?»,

-Подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, книжной выставки),

-Подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса,

-Планирование и организация системы мероприятий по помощи в учёбе.

Работа в малых группах

Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 

По выбору учителя

·         7 кл., Путешествие по школе, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение,

·         7 кл., Нужный предмет,

·         7 кл., Книжная выставка,

·         7кл., Мечтайте о великом,

·         7 кл., Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение,

·         7 кл., Поможем друг другу

 

16.

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

Креативное мышление. Диагностическая работа для 7 класса.

Выполнение итоговой работы.

Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

 

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

 

Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление.

Вариант 1. Настольные игры

Вариант 2. Книжный магазин

 

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

 

17.

Подведение итогов первой части программы.

Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Самооценка уверенности при решении жизненных проблем.

Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.

Оценивать результаты своей деятельности.

Аргументировать и обосновывать свою позицию.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предлагать варианты решений поставленной проблемы.

Беседа

Приложение

 

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4ч)

 

18.

В домашних делах: ремонт и обустройство дома

Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора»

1

Геометрические фигуры и их свойства, Измерение длин и расстояний, периметр фигуры,

Вычисления с рациональными числами, округление,

Зависимость «цена-количество-стоимость»

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Описывать ход и результаты действий, Предлагать  и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,

Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные, 

Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Конструировать математические отношения,

Моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (измерение)

Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru

7 класс, 2019/20:

«Ремонт комнаты»,

7 класс, Демонстрационный вариант:

«Покупка телевизора»

 

19.

В общественной жизни: спорт

Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»

1

Представление данных: таблицы, диаграммы,

Статистические характеристики,

Сравнение величин,

Процентные  вычисления

Групповая работа, индивидуальная работа, конференция, круглый стол (спортивных экспертов)

РЭШ, 7 класс: «Футбольная команда»,

Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru

7 класс, 2021:

 «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»

 

20.

На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения

Комплексные задания «Бугельные подъемники», «Кресельные подъемники»

1

Зависимость» «скорость-время-расстояние», измерение времени и скорости,

Графики реальных зависимостей

 

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера)

Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru

7 класс,  Демонстрационный вариант:

«Бугельные подъемники»,

8 класс, 2019/20:

«Кресельные подъемники»

 

21.

В профессиях: сельское хозяйство

Комплексное задание «Сбор черешни»

1

Статистические характеристики,

Представление данных (диаграммы, инфографика)

Групповая работа, индивидуальная работа, круглый стол, презентация (информационное сообщение в СМИ)

Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru

РЭШ «Сбор черешни»

 

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений»  (4 ч)

 

22.

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

1

Личная финансовая безопасность

 

Мошенничество

 

Виды финансового мошенничества

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа/

Практикум/ творческий проект

 

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost

«Новые уловки мошенников» (2021, 7 класс)

 

 


23.

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

1

Финансовое мошенничество

 

Правила защиты от финансового мошенничества

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа/ практическая работа/

Составление Памятки безопасного финансового поведения

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost

Комплекс «ПИН- код» -  (2020, 7 класс)

 

 

Комплекс «Где взять деньги» (2020, 8 класс)

 

 

 


24.

Заходим в интернет: опасности для личных финансов

1

Финансовое мошенничество в социальных сетях

 

Правила безопасного финансового поведения в социальных сетях

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа/

практическая работа/игра

 

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost

Комплекс «Пицца с большой скидкой» (2021, 7 класс)

 

Сборник эталонных заданий Выпуск 2

Ситуация «Вымогатели в социальных сетях»


25.

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

1

Финансовая безопасность

Финансовый риск

 

Правила безопасного финансового поведения

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа/

Практическая работа/ диспут/игра-кейс

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost

Комплекс «Билеты на концерт» (2020, 7 класс)

 

 

 


Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика  (2 ч)

 

26-27.

 «Покупать, но по сторонам не зевать»

 

«Акции и распродажи»

 

2

 

Финансовая грамотность:

Финансовая безопасность

Правила безопасного финансового поведения

Подведение итогов изучения раздела

Рефлексия

Математическая грамотность:

Зависимость «цена – количество-стоимость»,

Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями,

Вычисление процентов

 

 

Финансовая грамотность:

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания

Математическая грамотность:

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Моделировать ситуацию математически,

Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,

Предлагать  и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа/

Игра, групповая работа, индивидуальная работа

Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru

7 класс, 2021:

«Акция в интернет-магазине»,  «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа»

 


Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.  Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч)

 

28.

С чем могут быть связаны проблемы в общении

1

Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога.

Культура и диалог культур.  Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов

 

 

Анализировать ситуации межкультурного диалога.

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге.

Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. 

Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге.

Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога

Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)

Ситуации «Семейные ценности»

«Школьная жизнь»

 


29.

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга

1

Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива.

 

Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми.

Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов

Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций

 

http://skiv.instrao.ru

Ситуации «Кто пойдет в поход»

«Дай списать»

 


30.

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

1

Глобальные проблемы как следствие глобализации.

Изменение климата, экологические и демографические проблемы

Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами.

Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы

Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций

http://skiv.instrao.ru

Ситуации «Нам не страшен гололед»

«Деревья в городе»

«Изменение климата»

Демонстрационный вариант 2019

Ситуация «Изменения в Зедландии»

Открытый банк заданий 2020

Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем»

 


31-32.

Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию

2

Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении.

Проблемы прав человека в современном мире.  

Анализировать

возможности и пределы возможностей воздействия одного человека на решение глобальных проблем.

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем.

 

Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций

http://skiv.instrao.ru

Ситуация «Выбираем профессию»

Ситуация «Экологичная обувь»

Ситуация «Дети должны мечтать, а не работать в поле»

Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»


Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

33.

Подведение итогов программы.

Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.

Оценивать результаты своей деятельности.

Аргументировать и обосновывать свою позицию.

Осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Учитывать разные мнения.

 

Групповая работа

 

Для конкретизации проявления сформированности отдельных  уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao.ru/)


34.

Итоговое занятие

1

Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение практических задач,  успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.

Благодарности друг другу за совместную работу.

Театрализованное представление,

фестиваль, выставка работ

 

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя