ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № | Тема | Кол-во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса. | | 1. | Введение | 1 | Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение». | | Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) | | 2. | Смысл жизни (Я и моя жизнь) | 1 | Авторский замысел и читательские установки (художественный текст) | Интегрировать и интерпретировать информацию | Дискуссия | «Чудо на своём месте» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) | | 3. | Человек и книга | 1 | Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно-справочный текст) | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Практикум в компьютерном классе | «Справочное бюро» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | | 4. | Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) | 1 | Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка) | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Ролевая игра | «Сгущёнка» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | | 5. | Будущее (человек и технический прогресс) | 1 | Особенности чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики) | Интегрировать и интерпретировать информацию | Пресс-конференция | «Погружение» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru ) | | 6. | Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции | 2 | Особенности чтения и понимания множественных текстов (публицистический текст) | Интегрировать и интерпретировать информацию | Дискуссия | «Тихая дискотека» Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru ) | | Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч) | | 7. | Наука и технологии | 1 | Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады» | Объяснение процессов и принципов действия технологий. | Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. | | 8. | Мир живого | 1 | Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла» | Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. | Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru | | 9. | Вещества, которые нас окружают | 1 | Выполнение задания «Заросший пруд» | Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе нтерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования вопросов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. | | 10. | Мои увлечения | 2 | Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога» | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов экспериментов. | Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2020. | | 11. | | | | | | | | Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) | | 12. | Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия | 1 | Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: -сюжеты, сценарии, -эмблемы, плакаты, постеры, значки, -проблемы экологии, -выдвижение гипотез. | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях: -создания сюжетов и сценариев. -создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков, -решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.), -выдвижения гипотез. | Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания · 7 кл., В поисках правды, задания 1, 2, 3 · 7 кл., Поможем друг другу, задания 1, 2 · 7 кл., Хранители природы, задания 1, 2 · 7 кл., За чистоту воды, задания 1, 2, 3 | | 13. | Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. | 1 | Разные сюжеты. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для историй: -Связи идей с легендой основаны на разных смысловых ассоциациях, что явно отражается на сюжете, ИЛИ -Идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на своём способе воплощения. | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по подбору /коллажу интересных иллюстраций. Выдвижение идей своих заданий по ресурсо- и энергосбережению, утилизации и переработки отходов. Подведение итогов: -Чем могут различаться схожие сюжеты? · Каждая история описана с иной точки зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет; · В каждой истории есть различающееся место действия, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий; · Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий; · Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному; · Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую они играют в истории (например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.). -Какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.) | Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания · 7 кл., Путь сказочного героя, · 7 кл., Фотохудожник, · 7 кл., Геометрические фигуры · 7 кл., Танцующий лес, задание 1 | | 14. | Выдвижение креативных идей и их доработка. | 1 | Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда возникает необходимость доработать идею? | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. Подведение итогов: -По каким причинам бывает нужна доработка идеи? (появилась дополнительная информация, надо сказать яснее, надо устранить/смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/красивое и т.п. решение, …) | Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций Игра типа «Что? Где? Когда?» Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания •7 кл., В поисках правды •7 кл., Кафе для подростков •7 кл., Поможем друг другу •7 кл., За чистоту воды | | 15. | От выдвижения до доработки идей | 1 | Использование навыков креативного мышления для создания продукта. | Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): -Создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой», -Социальное проектирование. «Как я вижу своё будущее?», -Подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, книжной выставки), -Подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса, -Планирование и организация системы мероприятий по помощи в учёбе. | Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru По выбору учителя · 7 кл., Путешествие по школе, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, · 7 кл., Нужный предмет, · 7 кл., Книжная выставка, · 7кл., Мечтайте о великом, · 7 кл., Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, · 7 кл., Поможем друг другу | | 16. | Диагностика и рефлексия. Самооценка | 1 | Креативное мышление. Диагностическая работа для 7 класса. | Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения | Индивидуальная работа. Работа в парах. | Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Настольные игры Вариант 2. Книжный магазин | | Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. | | 17. | Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях | 1 | Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. | Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. | Беседа | Приложение | | Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4ч) | | 18. | В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора» | 1 | Геометрические фигуры и их свойства, Измерение длин и расстояний, периметр фигуры, Вычисления с рациональными числами, округление, Зависимость «цена-количество-стоимость» | Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Конструировать математические отношения, Моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (измерение) | Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru 7 класс, 2019/20: «Ремонт комнаты», 7 класс, Демонстрационный вариант: «Покупка телевизора» | | 19. | В общественной жизни: спорт Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» | 1 | Представление данных: таблицы, диаграммы, Статистические характеристики, Сравнение величин, Процентные вычисления | Групповая работа, индивидуальная работа, конференция, круглый стол (спортивных экспертов) | РЭШ, 7 класс: «Футбольная команда», Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru 7 класс, 2021: «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» | | 20. | На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения Комплексные задания «Бугельные подъемники», «Кресельные подъемники» | 1 | Зависимость» «скорость-время-расстояние», измерение времени и скорости, Графики реальных зависимостей | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера) | Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru 7 класс, Демонстрационный вариант: «Бугельные подъемники», 8 класс, 2019/20: «Кресельные подъемники» | | 21. | В профессиях: сельское хозяйство Комплексное задание «Сбор черешни» | 1 | Статистические характеристики, Представление данных (диаграммы, инфографика) | Групповая работа, индивидуальная работа, круглый стол, презентация (информационное сообщение в СМИ) | Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru РЭШ «Сбор черешни» | | Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч) | | 22. | Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности | 1 | Личная финансовая безопасность Мошенничество Виды финансового мошенничества | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практикум/ творческий проект | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost «Новые уловки мошенников» (2021, 7 класс) | | 23. | Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься | 1 | Финансовое мошенничество Правила защиты от финансового мошенничества | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ Составление Памятки безопасного финансового поведения | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost Комплекс «ПИН- код» - (2020, 7 класс) Комплекс «Где взять деньги» (2020, 8 класс) | | 24. | Заходим в интернет: опасности для личных финансов | 1 | Финансовое мошенничество в социальных сетях Правила безопасного финансового поведения в социальных сетях | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/игра | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost Комплекс «Пицца с большой скидкой» (2021, 7 класс) Сборник эталонных заданий Выпуск 2 Ситуация «Вымогатели в социальных сетях» | | 25. | Самое главное о правилах безопасного финансового поведения | 1 | Финансовая безопасность Финансовый риск Правила безопасного финансового поведения | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ диспут/игра-кейс | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost Комплекс «Билеты на концерт» (2020, 7 класс) | | Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) | | 26-27. | «Покупать, но по сторонам не зевать» «Акции и распродажи» | 2 | Финансовая грамотность: Финансовая безопасность Правила безопасного финансового поведения Подведение итогов изучения раздела Рефлексия Математическая грамотность: Зависимость «цена – количество-стоимость», Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями, Вычисление процентов | Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания Математическая грамотность: Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Моделировать ситуацию математически, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Игра, групповая работа, индивидуальная работа | Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru 7 класс, 2021: «Акция в интернет-магазине», «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа» | | Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч) | | 28. | С чем могут быть связаны проблемы в общении | 1 | Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов | Анализировать ситуации межкультурного диалога. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге. Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге. Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога | Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций | Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) Ситуации «Семейные ценности» «Школьная жизнь» | | 29. | Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга | 1 | Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива. | Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми. Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов | Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций | http://skiv.instrao.ru Ситуации «Кто пойдет в поход» «Дай списать» | | 30. | Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем | 1 | Глобальные проблемы как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические проблемы | Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы | Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций | http://skiv.instrao.ru Ситуации «Нам не страшен гололед» «Деревья в городе» «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 Ситуация «Изменения в Зедландии» Открытый банк заданий 2020 Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем» | | 31-32. | Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию | 2 | Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в современном мире. | Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного человека на решение глобальных проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем. | Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций | http://skiv.instrao.ru Ситуация «Выбираем профессию» Ситуация «Экологичная обувь» Ситуация «Дети должны мечтать, а не работать в поле» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Ситуация «Образование в мире: право и бизнес» | | Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. | 33. | Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях | 1 | Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. | Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. | Групповая работа | Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao.ru/) | | 34. | Итоговое занятие | 1 | Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). | Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. | Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ | | | | | | | | | | | | | |