СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. География. 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. География. 9 класс»

Календарно-тематическое планирование. География. 9 класс


урока

п/п

урока по теме

Тема урока

Основное содержание (решаемые проблемы)

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дата

(план)

Дата

(факт)

Раздел I. Население. Хозяйство России (23 часа)

Тема 1. Население России (6 часов)

1

1

Численность населения России

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения.

Практическая работа №1 «Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России».

Практическая работа №2 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России».

Объяснять значения понятий и терминов: есте- ственное и механическое движение, демографиче- ский кризис, типы воспроизводства населения, естественный прирост населения;

называть численность населения России, сравни- вать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане; объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для

построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.

Практическая работа №3

«Чтение и анализ половозрастных пирамид»

Обучающийся должен уметь: объяснять значение понятий: «естественное движение населения», «демографический кризис», «воспроизводство населения», «традиционный тип воспроизводства», «современный тип воспроизводства», «половозрастная пирамида», «миграции», «внутренние миграции», «внешние миграции», «причины миграции», «главные направления миграционных потоков», «территориальная подвижность населения», «трудовые ресурсы», «качество трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически активное население», «этнос», «этнический состав», «этническое самосознание», «религиозный состав», «традиционные религии», «плотность населения», «емкость территории», «главная полоса расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «типы заселения территорий»; называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане; объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника; объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия; строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России; объяснять причины и основные направления миграций населения России; на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны); называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения; объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества; давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения; характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала; приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности; выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава; приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований; показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; приводить примеры этнического и религиозного состава населения страны; определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности; объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа; читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны; называть показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт; давать характеристику расселения своей местности; приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности; называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных); приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений.

Формирование умений:

1) создавать простейшие модели (графики) на основе статистических данных;

2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 3) использовать учебную информацию для достижения результата;

4) работать в группе;

5) анализировать текст, графики и делать самостоятельные выводы;

6) определять понятия;

7) интерпретировать и обобщать информацию;

8) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении;

9) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

10) осуществлять проектную деятельность;

11) строить логическое рассуждение и делать выводы.

Осознание факта, что человек - высшая ценность на Земле.



2

2

Половой и возрастной состав населения страны

Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характерис-тика половозраст-ной структуры населения России.

Осознание факта, что смена поколений — непрерывный процесс



3

3

Миграции населения.

География рынка труда

Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России.

Практическая работа №4

«Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России».

Практическая работа №5 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы».

Практическая работа №6 «Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

Осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; по- нимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам.

Понимание значимости качества трудо- вых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии



4

4

Народы и религии России

Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.

Практическая работа №7 «Определение особенностей размещения крупных народов России»

Осознание своей этнической принадлежно- сти; формирование осознанного, уважительного и доброже- лательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России.

Осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России. Осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эсте- тического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях



5

5

Террито-риальные особенности размещения населения

Географичес-кие особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России, их классификация

Работать с атласами.

Практическая работа №8 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России»


Практическая работа №9 «Оценивание демографичес-кой ситуации России и отдельных ее территорий»



6

6

Контрольная работа по теме «Население России»








Тема 2. Общая характеристика хозяйства. (1 час)

7

1

Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства.

Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.

Практическая работа №10. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ

Объяснять значения понятий и терминов: экономика, предприятие, отрасли хозяйства, первичный, вторичный и третичный сектор, межотраслевые комплексы;

называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;

приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

выделять и показывать на карте географические районы страны

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознание разнообразия географических объектов на территории России, особенностей хозяйства России, географического положения России и его влияния на хозяйство страны,

человеческого капитала и качества населения России, трудовых ресурсов и экономически

активного населения России, природно-ресурсного капитала России, особенностей и специфики производственного капитала России, специфики и роли отраслей хозяйства России



Тема 3. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов)

8

1

Сельское хозяйство. Растениеводство

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводст-во.

Практическая работа № 11.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Объяснять значения понятий и терминов: сельскохозяйственные угодья, зональная специализация сельского хозяйства, агропромышленный комплекс (АПК), лесопромышленный комплекс (ЛПК), энергоемкое, материалоемкое, водоемкое, наукоемкое производство, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), топливно-энергетический баланс, единая энергетическая система, концентрация производства, металлургический комбинат, предметная и подетальная специализация, кооперирование, инновации, основная химия, транспортная инфраструктура, сфера обслуживания, рекреационные ресурсы, географическое (территориальное) разделение труда;

называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;

показывать по карте и объяснять географию раз- мещения основных зерновых и технических культур;

выделять и называть подотрасли животноводства; объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства;

называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышлен-ности; называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса;

объяснять изменения структуры комплекса или производства;

объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики;

объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевых связей;

называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства;

приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориаль-ные различия в развитии отраслей третичной сферы;

объяснять значение географического разделения труда, приводить примеры;

ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы;

систематизировать информацию;

выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации, в том числе цифровыми и интернет-ресурсами;

читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие

и размещение производств;

взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.

Принять правила поведения на уроке, осознание особенностей сельского

хозяйства в целом и растениеводства в России



9

2

Животно-водство. Зональная специали- зация сельского хозяйства

Животноводст-во. Отраслевой состав животноводст-ва. География животноводст-ва.

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразо-ванию. Осознание особенностей животноводства России



10

3

Агропро-мышлен-ный комплекс. Легкая и пищевая промыш-ленность

Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышлен-ность.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать работу на уроке.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять план решения проблемы.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознание особенностей пищевой,

лёгкой промышленности и АПК России




11

4

Лесной комплекс

Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышлен-ность.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; актуализация сведений из личного жизненного опыта.



12

5

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промыш-ленность

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышлен-ность.

Практическая работа № 12. Составить характеристику одного из угольного бассейна по картам и статистическим материалам

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникатив-ные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Принять правила поведения на уроке, осознание специфики и роли топливно-энергетического комплекса России



13

6

Нефтяная и газовая промыш-ленность

Нефтяная и газовая промышлен-ность.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Познавательные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций

Коммуникатив-ные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования



14

7

Электро-энергетика

Электроэнергетика. Типы электростан-ций. Особенности размещения электростан-ция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов, готовить сообщения и презентации, структурировать учебный материал, строить речевые высказывания в устной форме. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради.

Коммуникативные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей



15

8

Металлур-гический комплекс

Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Практическая работа № 13. Составление картосхемы размещения черной металлургии России и определение факторов их размещения


Познавательные: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



16

9

Машино-строитель-ный комплекс

Машиностроительный комплекс. Специали-зация. Кооперирова-ние. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышлен-ного комплекса.

Практическая работа №14. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.



Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Познавательные: структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями. Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, определение целей использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразо-ванию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; актуализация сведений из личного жизненного опыта. Осознание особенностей машиностроения России



17

10

Химическая промыш-ленность

Химическая промышлен-ность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития.

Практическая работа №15. Составить характеристику одной из баз химической промышлен-ности по картам и статистическим материалам


Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



18

11

Транспорт

Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение организовать выполнение заданий педагога согласно установленным правилам работы.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради.

Коммуникатив-ные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное



19

12

Информа-ционная инфраст-руктура

Информацион-ная инфраструк-тура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей.

Практическая работа №16. Виды связи России

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникатив-ные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле



20

13

Сфера обслужи-вания. Рекреацион-ное хозяйство

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Коммуникатив-ные: формирование умения самостоятельно организовывать работу на уроке.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять план решения проблемы.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования



21

14

Территориа-льное (геогра-фическое) разделение труда

Террито-риальное (географичес-кое) разделение труда.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради.

Коммуникативные: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.



22

15

Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотра-слевые комплексы»

Систематизация и обобщение знаний по теме и разделу

Практическая работа №17. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения

особенностей хозяйства России

Познавательные: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Осознание целостности природы и человека



23

16

Контрольная работа по разделу «Хозяйство России»















Раздел II. Районы России (36 часов)

Тема 3. Европейская часть России (24 часа)

24

1

Райони-рование. Восточно-Европейская равнина

Волга

Географи-ческое районирование. Администра-тивно-территориаль-ное устройство Российской Федерации.

Практическая работа №18. Определение разных видов районирования России.

Обсуждать географическое понятие «районирование», выделять его существенные признаки. Определять и сравнивать разные виды географического районирования (частное, общее, комплексное, однородное, узловое) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на определение набора признаков районирования и определять вид районирования на основе анализа карт атласа. Обсуждать взаимосвязи между районированием и региональной политикой государства. Определять набор признаков, используемых для выделения природно-хозяйственных регионов страны, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять географическое положение и состав крупных природно-хозяйственных регионов России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и карт атласа.

Объяснять значения понятий и терминов: природ- но-географическое (физико-географическое) положение, политико-географическое положение, трудовой потенциал, интеллектуальный потенциал, столичные функции, городская агломерация, анклав;

читать и анализировать комплексные карты географических районов;

составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы;

выявлять особенности развития географических районов;

показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;

перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района;

объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным;

сопоставлять показатели специализации географических районов;

называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;

объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;

объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосудар- ственном разделении труда;

приводить примеры (и показывать по карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;

объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию; структурировать информацию;

определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть

информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информа- ции, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств инфор- мационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой; использовать различные виды моделирования, исхо- дя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения



Регулятивные:

действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Познавательные: структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями. Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, сбор информации на основе практических опытов. Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение целей, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; актуализация сведений из личного жизненного опыта.



25

2

Центральная Россия: состав, ГП

Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географичес-кий фактор в расселении, народные промыслы.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.




26

3

Централь-ный район: особенности населения

Познавательные: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразо-ванию



27

4

Хозяйство Централь-ного района

Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов, готовить сообщения и презентации, структурировать учебный материал, строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразо-ванию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.



28

5

Москва – столица России.

Москва – столица Российской Федерации.

Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать работу на уроке.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



29

6

Города Централь-ного района.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов.

Практическая работа №19. Создание презентацион-ных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды



30

7

Центрально-Чернозем-ный район.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Регулятивные:

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями. Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, определение целей, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; актуализация сведений из личного жизненного опыта.



31

8

Волго-Вятский район.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.


Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



32

9

Северо-Западный район: ГП и природа.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Практическая работа №20. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам




33

10

Древние русские города на старых водных торговых путях.


Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



34

11

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России и «вторая столица» России.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Коммуникативные: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки



35

12

Калинин-градская область

Калининград-ская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.



36

13

Моря Атлантического океана, омывающие Россию

Моря Атлантичес-кого океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности



37

14

Европейс-кий Север: ГП и природа.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление.

Патриотизм, любовь к своей стране



38

15

Этапы развития хозяйства. Роль Европейс-кого Севера в развитии русской культуры.


Практическая работа №21.

Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.




39

16

Поволжье: ГП и природа.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и ре­зультат деятельности.

Коммуникатив-ные: договариваются о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей. Определяют свою личност­ную позицию; адекватную дифференциро­ванную само­оценку своей успешности

Познавательные:

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли

Регулятивные: выдвигать версии решения проблем



40

17

Поволжье: население и хозяйство.

Формирование ответственного отношения к учебе



41

18

Европейс-кий Юг. Крым.


Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.



42

19

Природные условия Северного Кавказа. Южные моря России

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Познавательные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования



43

20

Народы Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Регулятивные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.



44

21

Урал. ГП и природа.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Результативно мыслить и работать с информацией в

современном мире. 




45

22

Этапы развития и современное хозяйство Урала.



46

23

Население и города Урала. Проблемы района.

Познавательные: создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Регулятивные: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира



47

24

Контрольная работа по теме: «Европейс-кая часть России»


Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и ре­зультат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей. Определяют свою личност­ную позицию; адекватную дифференциро­ванную само­оценку своей успешности

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира



Тема 4. Азиатская часть России (12 часов)

48

1

Природа Сибири.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Объяснять значения понятий и терминов: Северный морской путь, шельфовое море, лесоболотная зона;

читать и анализировать комплексные карты географических районов;

составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы;

выявлять особенности развития географических районов;

показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района;

объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным;

сопоставлять показатели специализации географических районов;

называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы разви- тия;

объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;

объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосудар- ственном разделении труда; приводить примеры (и показывать по карте) районов с различным географическим положением, преобла- дающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;

объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию; структурировать информацию;

определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники инфор- мации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информа- ции, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств инфор- мационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами;

составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исхо- дя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Познавательные: установление причинно-следственных связей. –Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, излагать свое мнение

Аргументирован-но оценивать свои и чужие ответы



49

2

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические моря.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования



50

3

Население Сибири.




51

4

Хозяйственное освоение Сибири.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные: Планировать свою деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Формирование ответственного отношения к учебе



52

5

Западная Сибирь: природные условия и ресурсы. Хозяйство района.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: излагать и корректировать свое мнение.

Регулятивные:

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные:

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя людям



53

6

Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы. Байкал.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.


Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей



54

7

Хозяйство района.

Практическая работа №22. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух экономических районов



55

8

Дальний Восток. Формиро-вание территории.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Индивидуаль-ные виды деятельности

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.



56

9

Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана.



57

10

Население района.



58

11

Хозяйство района.



59

12

Контрольная работа по теме «Азиатская часть России»







Раздел III. Россия в современном мире (1 час)

60

1

Россия в мире. Чем богата Россия? Внешние экономичес-кие связи

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Практическая работа №23. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России

с другими государствами

Читать и анализировать комплексные карты; составлять комплексные географические описания и характеристики территорий;

отбирать необходимые для работы источники информации


Осознание места России в современном мире



Раздел IV. Особенности населения и хозяйства Ивановской области (6 часов)

61

1

Особеннос-ти ЭГП и администра-тивно- территориа-льное деление Ивановской области

Хозяйство своей местности.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориаль-ной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Определять по карте особенности ЭГП Иванова и Ивановской области

Знать особенности географического положения Иванова и Ивановской области

Познавательные: ставить учебные задачи, искать и отбирать необходимые источники информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него



62

2

Природные условия и ресурсы области

Практическая работа №24.

Создание презентацион-ных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации

Знать основные формы рельефа

Познавательные:

вычитывать все уровни текстовой информации. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Коммуникативные уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.



63

3

История освоения территории. Население и трудовые ресурсы. Сельские населенные пункты и города области

Работа с учебником, картами атласа. Индивидуаль-ные виды деятельности

Знать климатические особенности региона

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство

Регулятивные: поиск информации в картах атласа

Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него



64

4

Общая характеристика промышленности. Межотрас-левые комплексы. Ведущие отрасли промышленности


Знать наиболее значительные реки и озера

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные поиск информации в картах атласа

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов



65

5

Сельское хозяйство. Растение-водство. Животно-водство

Знать основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него



66

6

Инфраструктурный комплекс.

Территориа-льная организация хозяйства. Внешние экономичес-кие связи.

Знать экологические проблемы региона

Познавательные: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.


Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы



Итоговое повторение (2 часа)

67

1

Урок обобщаю-щего повторения

Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформирован-ности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса географии 9 класса

Выполнение тестовых заданий. Работа

с учебником, атласом, контурной

картой

Отвечать на итоговые вопросы по всем разделам учебника.


Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и ре­зультат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей. Определяют свою личност­ную позицию; адекватную дифференциро­ванную само­оценку своей успешности

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; актуализация сведений из личного жизненного опыта.



68

2

Итоговая диагности-ческая работа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!