Составил учитель Ладур А.С., Солопаева Н.В.
ГлаваI. Россия в годы «великих потрясений» |
1 | Мир и Россия в 1914 г. Российская империя в Первой мировой войне. | Урок изучение нового материала | Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, работать с историческими документами | Определяют причинно-следственные связи. Высказывают и аргументируют собственные суждения. Дают общую характеристику государства. Работают с документом, картой, устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между историческими объектами. | Беседа Проверка работы с документом | Интернет- ресурсы Карта |
2 | Российская империя в Первой мировой войне. | | Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, работать с историческими документами | Работают с документом, картой, устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между историческими объектами. | Беседа Проверка работы с документом Проверка таблицы | Интернет- ресурсы Карта |
3 | Первая мировая война и Нижегородский край | Урок изучение нового материала | Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. | Определяют причинно-следственные связи. Высказывают и аргументируют собственные суждения. Дают общую характеристику государства. | Беседа | Интернет- ресурсы |
4 | Великая российская революция: Февраль 1917 г. | Урок изучение нового материала | Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Работать с историческими документами. Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. | Сравнивают исторические объекты на основе анализа и выделяют существенных признаки. Объясняют смысл исторических понятий. Анализируют программные идеи политических партий. Раскрывают роль лозунга в политической борьбе за влияние в массах. Выделяют главные идеи текстовой информации. Приводят аргументы для обоснования своей позиции | Беседа | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
5 | Великая российская революция: Октябрь 1917 г. | Урок изучение нового материала | Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Работать с историческими документами. Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. | Сравнивают исторические объекты на основе анализа и выделяют существенных признаки. Объясняют смысл исторических понятий. Анализируют программные идеи политических партий. Раскрывают роль лозунга в политической борьбе за влияние в массах. Выделяют главные идеи текстовой информации. Приводят аргументы для обоснования своей позиции | Беседа | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
6 | 1917год в Нижегородской губернии. Нижегородская губерния в годы Гражданской войны | Урок изучения нового материала | Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Работать с историческими документами. Проводить поиск информации о событиях 1918-1921 гг. в крае, городе, представлять её в устном сообщении. | Дают оценку историческим личностям. Выражают собственное отношение к их деятельности. Выявляют противоречия исторических событий. | Беседа | Презентация Интернет- ресурсы |
7 | Первые революционные преобразования большевиков. | Урок изучение нового мате-риала | Давать оценку историческим личностям. Выражать собственное отношение к их деятельности: Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе конспект, схему и таблицы, отражающие первые революционные преобразования большевиков Владеть правилами и видами доказательства. | Актуализируют знания из курса всеобщей истории. Применяют ранее полученные знания. Дают оценку историческим личностям. Выражают собственное отношение к их деятельности Выявляют противоречия исторических событий. Владеют правилами и видами доказательства. | Работа с текстом, схемой, таблицей | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
8 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм | Урок изучения нового материала | Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе конспект, схему и таблицы. Подбирать и систематизировать материал по определённой теме. Раскрывать логику развития исторического явления | Работа с текстом учебника, картой Анализ исторического источника | Беседа | Презентация Интернет-ресурсы |
9 | Гражданская война | Урок изучение нового материала | Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Подбирать и систематизировать материал по определённой теме. Раскрывать логику развития исторического явления. Владеть приёмом сравнения исторических объектов. | Извлекают историческую информацию из карты. Работа с текстом учебника, картой Анализ исторического источника. Выполнение упражнения | Работа с текстом учебника, картой Анализ исторического источника. | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
10 | Революция и гражданская война на национальных окраинах | Урок изучение нового материала | Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Подбирать и систематизировать материал по определённой теме. Раскрывать логику развития исторического явления. Владеть приёмом сравнения исторических объектов. | Работа с текстом учебника, картой Анализ исторического источника. | Работа с текстом учебника, картой Анализ исторического источника. | Презентация, документы |
11 | Идеология и культура периода Гражданской войны. | Урок изучение нового материала | Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов Давать историко-логический анализ источника под заданным углом зрения. Уметь делать обобщения на основе систематизации знаний. Определять цели государственной политики. Характеризовать взаимоотношения между государством (властью) и социальными группами общества. В художественной форме излагать результаты познавательной деятельности по теме урока | Дают историко-логический анализ источника. Делают обобщения на основе систематизации знаний. Определяют цели государственной политики большевиков в годы Гражданской войны. Характеризуют взаимоотношения между государством (властью) и социальными группами общества. В художественной форме излагают результаты познавательной деятельности по теме урока | Беседа. Анализ исторического источника | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
| Тема 2. Советский Союз в 1920-1930 е г. | | | |
12 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | Урок изучение нового материала | Давать характеристику деятельности политической партии. Оценивать влияние различных факторов на становление экономики страны Прогнозировать последствия исторических процессов и явлений. Приводить доводы в защиту своей позиции. Давать оценочные суждения, аргументировать свою позицию. | Дают характеристику деятельности политической партии. Прогнозируют последствия исторических процессов и явлений. Приводят доводы в защиту своей позиции. Дают оценочные суждения, аргументируют свою позицию. | Познавательное задание | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
13 | Экономика НЭПа | Урок изучение нового материала | Применять ранее изученные понятия. Выявлять отличительные признаки явлений, процессов. Конкретизировать обобщающие характеристики на фактическом материале Выявлять альтернативные суждения о путях экономического развития. Доказывать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации материала. Характеризовать сущность и значение НЭПа. | Указывают характерные черты событий, явлений, процессов. Высказывают аргументированное собственное суждение. Заполняют таблицу. Объясняют поведение людей, их деятельность | Проверка таблицы | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
14 | Нижегородская губерния в эпоху НЭПа: 1920 е годы. | Урок изучение нового материала | Применять ранее изученные понятия. Выявлять отличительные признаки явлений, процессов. Конкретизировать обобщающие характеристики на фактическом материале. | Указывают характерные черты событий, явлений, процессов. Высказывают аргументированное собственное суждение. | Беседа | Интернет-ресурсы Документы |
15 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | Урок изучение нового материала | Определять последствия исторических явлений, событий. Давать характеристику положения в стране на основе анализа карты Давать историко-логический анализ источника под заданным углом зрения. Объяснять в чём заключаются предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения. Характеризовать принципы государственного устройства. | Определяют последствия исторических явлений, событий. Дают характеристику положения в стране на основе анализа карты. Заполняют таблицу. Характеризуют принципы государственного устройства. | Беседа Проверка таблицы | Презентация Интернет-ресурсы Документы Карта |
16 | Политическое развитие в 1920-е гг. | Урок изучение нового материала | Определять роль партии в политической системе государства. Сравнивать политические идеи, течения и делать выводы. Раскрывать основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 20 е годы. | Определяют причины исторических явлений, процессов и выявляют их последствия. Подбирают аргументы за и против к выдвинутому суждению. | Беседа | Презентация Документы |
17 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | Урок изучение нового материала | Выявлять сходные черты во внутреннем и международном положении государств. Выделять сущность и отслеживать последствия исторических событий Оценивать влияние разных факто- ров на внешнеполитическую деятельность государства. | Выявляют сходные черты во внутреннем и международном положении государств. Выделяют сущность и отслеживают последствия исторических событий Заполняют таблицу | Беседа Проверка таблицы | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
18 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг | Урок изучение нового материала | Раскрывать логику развития исторического явления. Указывать характерные черты событий, явлений, процессов. Высказывать аргументированное собственное суждение. Определять роль публицистического издания. Объяснять поведение людей, их деятельность | Указывают характерные черты событий, явлений, процессов. Высказывают аргументированное собственное суждение. Заполняют схему. Объясняют поведение людей, их деятельность | Беседа Проверка схемы | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
19 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Нижегородского- Горьковского края | Урок изучения нового материала | Применять ранее изученные понятия. Выявлять отличительные признаки явлений, процессов. Конкретизировать обобщающие характеристики на фактическом материале Выявлять альтернативные суждения о путях экономического развития. Доказывать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации материала. | Выявляют альтернативные суждения о путях экономического развития. | Беседа | Интернет- ресурсы |
20 | «Культурная революция» в Нижегородском крае | Урок изучение нового материала | Анализировать историческое явление под заданным углом зрения и прогнозировать его последствия Доказывать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации материала. | Раскрывают сущность явлений, процессов, реформ Объясняют поведение людей с точки зрения господствующих социальных норм. Раскрывают назначение научных открытий. | Беседа | Интернет- ресурсы |
21 | «Великий перелом». Индустриализация | Урок изучение нового материала | Применять ранее изученные понятия. Выявлять отличительные признаки явлений, процессов. Конкретизировать обобщающие характеристики на фактическом материале Выявлять альтернативные суждения о путях экономического развития государства. Выявлять и систематизировать информацию по определённой теме. Обобщать факты и положения для подтверждения вывода. Раскрывать роль государства в формировании определённого поведения людей. Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов. Объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги индустриализации. | Выявляют отличительные признаки явлений, процессов. Выявляют альтернативные суждения о путях экономического развития государства. Раскрывают роль государства в формировании определённого поведения людей. Выявляют противоречивость исторических процессов. Заполняют таблицу | Беседа Проверка таблицы | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
22 | Коллективизация сельского хозяйства | Урок изучение нового материала | Определять причины исторического события. Определять собственное отношение к историческому событию. Выявлять альтернативные суждения о путях экономического развития государства. Характеризовать, причины и основные итоги коллективизации. Давать анализ исторической ситуации. Объяснять утверждение, сделанное в тексте. Определять своё отношение к историческому явлению, процессу. Оценивать точку зрения учёных историков. Высказывать аргументированное собственное суждение. | Определяют причины исторического события- коллективизации. Выявляют альтернативные суждения о путях экономического развития государства. Характеризуют основные итоги коллективизации. Заполняют таблицу. | Анализ исторического источника Работа с текстом учебника Работа со схемой Проверка схемы | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
23 | Политическая система СССР в 1930-е гг. | Урок изучение нового материала | Определять роль партии в политической системе государства. Разъяснять смысл тезиса. Сравнивать политические идеи, течения и делать выводы. Раскрывать основные положения Конституции 1936 г. Преобразовывать один вид текстовой информации в другой. Объяснять и применять понятие. Раскрывать, сущность и последствия политических процессов 1930- х гг. | Сравнивают политические идеи, течения и делать выводы. Раскрывают основные положения Конституции 1936 г. Объясняют понятие. Определяют причины исторических явлений, процессов и выявляют их последствия. Подбирают аргументы за и против к выдвинутому суждению. | Беседа. Работа с текстом учебника. Анализ исторического источника. | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
24 | Советская национальная политика в 1930- е г. | Урок изучение нового материала | На основе анализа ключевых фактов формулировать собственное суждение. Изучив материалы об особенностях индустриализации в национальных образованиях, определять основные направления национальной политики обобщать содержащиеся в них сведения. Формулировать выводы, суждения на основе дополнительных сведений. | Формулируют и записывают в тетрадях основные направления национальной политики государства. Называют особенности политики «коренизациии». | Беседа. Работа с текстом учебника. Анализ исторического источника. | Интернет-ресурсы Документы |
25 | Социальная политика государства: цели, направления, результаты | Урок изучение нового материала | Определять причины исторических явлений, процессов и выявлять их последствия. Сопоставлять в двух документах содержащуюся в них информацию и формулировать выводы. Определять значение понятий и терминов. | Формулируют цели, направления, результаты социальной политики государства, анализируют документ. Делают выводы | Беседа. Работа с текстом учебника. Анализ исторического источника. | Интернет-ресурсы Документы |
26,27 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Культура русского зарубежья | Урок изучение нового материала | Анализировать историческое явление под заданным углом зрения и прогнозировать его последствия. Доказывать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации материала. Раскрывать сущность явлений, процессов, реформ. Определять значение понятий и терминов. Объяснять поведение людей с точки зрения господствующих социальных норм. Раскрывать значение научных открытий. Определять собственное отношение к художественным произведениям, достижениям культуры. Характеризовать основные направления и итоги культурной революции. | Анализируют историческое явление под заданным углом зрения и прогнозируют его последствия Раскрывают сущность явлений, процессов, реформ Объясняют поведение людей с точки зрения господствующих социальных норм. Раскрывают назначение научных открытий. | Беседа. Выполнение упражнения Работа с текстом учебника | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
28 | СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. | Урок изучение нового материала | Определять причины исторических событий, явлений. Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на внешнюю политику государства. Выявлять эволюцию внешней политики государства. Объяснять и применять понятие. Характеризовать важнейшие события внешней политики государства. Систематизировать материал по определённой теме и делать выводы. Использовать документы внешней политики для характеристики позиции государства. Раскрывать роль страны на международной арене. Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиций СССР и других государств. Давать анализ внешнеполитической деятельности государства. | Анализируют ключевые события с точки зрения их влияния на внешнюю политику государства Выявляют эволюцию внешней политики государства. Характеризуют важнейшие события внешней политики государства. Систематизируют материал по определённой теме и делают выводы. Используют документы внешней политики для характеристики позиции государства. | Беседа. Выполнение упражнения. Работа с текстом учебника. Работа с планом | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1,2 | | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | Систематизируют материал темы. Раскрывают логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применяют метод сравнительного анализа. Делают обобщающие выводы. Обосновывают свое мнение. Умеют объяснять смысл понятий и терминов. | | |
ГлаваIII. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. |
30 | СССР накануне Великой Отечественной войны | Урок изучение нового материала | На основе анализа ключевых фактов формулировать собственное суждение. Изучив материалы об экономическом развитии страны, обобщать содержащиеся в них сведения. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Выявлять противоречивость исторических событий, явлений. Определять информационную ценность, особенность исторического источника. Формулировать выводы, суждения на основе дополнительных сведений. | На основе анализа ключевых фактов формулируют собственное суждение. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Выявляют противоречивость исторических событий, явлений. Определяют информационную ценность, особенность исторического источника. Работают с документами. | Беседа. Работа с текстом учебника, картой | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
31 | Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | Урок изучение нового материала | Называть хронологические рамки, основные периоды ВОВ. Объяснять значение понятий блицкриг, эвакуация, новый порядок. Используя карту, определять цели военных кампаний. На основе карты давать характеристику военной операции и проектировать её последствия. Определять причины исторических событий. | Называют хронологические рамки, основные периоды ВОВ. Объясняют значение понятий блицкриг, эвакуация, новый порядок. Используют карту для характеристики международной обстановки в контексте истории. Используют карту, определяют цели военных кампаний. На основе карты дают характеристику военной операции и проектируют её последствия. Определяют причины исторических событий. | Работа с таблицей Познавательное задание | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
32 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Урок изучение нового материала | Объяснять причины поражений 1942 года. Актуализировать знания по всеобщей истории. Давать оценочные суждения о действиях исторических личностей Давать аргументированное собственное суждение. На основе карты давать характеристику главных направлений военной операции и проектировать её последствия. Определять последствия исторических событий, явлений. | Объясняют причины поражений 1942 года. На основе карты дают характеристику главных направлений военной операции и проектируют её последствия. Используют карту как исторический источник. Дают характеристику результатов события. Приводят примеры для подтверждения вывода. | Анализ исторического источника. Работа с текстом учебника, картой Беседа | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
33,34 | Человек и война: единство фронта и тыла | Урок изучение нового материала | Характеризовать жизнь людей в годы ВОВ, привлекаю информацию исторических источников. Оценивать поведение людей, их деятельность Раскрывать взаимосвязь между различными сторонами жизни общества. Приводить примеры для подтверждения вывода. | Осуществляют критический анализ фактических сведений источника. Используют фактический материал для конкретизации обобщающей характеристики. художественные про-изведения для составления типологической характеристики советского человека | Анализ исторического источника. Работа с текстом учебника, Беседа | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
35 | Культурное пространство в годы войны. Образование, здравоохранение и наука в годы войны. | Урок изучение нового материала | Объяснять, какие жанры искусства оказались наиболее востребованными в годы войны. Определять информационную ценность кинематографа. Осуществлять критический анализ фактических сведений источника. Приводить примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде Подготовить сообщение б отражении событий войны в произведениях, литературы, кинематографа. | Объясняют, какие жанры искусства оказались наиболее востребованными в годы войны. Определяют информационную ценность кинематографа. Приводят примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде | Анализ исторического источника. Работа с текстом учебника, Беседа | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
36,37 | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.) Советская дипломатия в годы ВОВ | Урок изучение нового материала | Объяснять причины исторического события, явления Преобразовывать один вид текста в другой. Определять значение, последствия исторического события, явления. Давать оценку историческому событию. Обосновывать суждение исторической личности на основе систематизации материала | Преобразовывают один вид текста в другой. Определяют значение, последствия исторического события, явления. Дают оценку историческому событию. Систематизируют материал. | Беседа. Работа с текстом учебника, картой, таблицей | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
38 | Народы СССР в борьбе с фашизмом | Урок изучение нового материала | Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Приводить примеры, отражающие многонациональный, всенародный характер борьбы с врагом. Объяснять смысл слов депортация, коллаборационизм. Раскрывать на примерах вклад жителей национальных республик в победу над фашизмом. | Приводят примеры, отражающие многонациональный, всенародный характер борьбы с врагом. Объясняют смысл слов депортация, коллаборационизм. Раскрывают на примерах вклад жителей национальных республик в победу над фашизмом. | Беседа. Работа с текстом | Интернет-ресурсы Документы |
39,40 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки | Урок изучение нового материала | Раскрывать роль Красной Армии во Второй мировой войне Систематизировать информацию на основе карты. Использовать карту как исторический источник Преобразовывать один вид текстовой информации в другой. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причины исторических событий, явлений. Давать оценку военным операциям, обосновывать своё суждение. | Раскрывают роль Красной Армии во Второй мировой войне Систематизируют информацию на основе карты. Используют карту как исторический источник Описывают с опорой на карту ход и итоги военных действий | Работа с текстом учебника, таблицей, картой. Анализ исторического источника | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
41 | «Всё для фронта, всё для победы!» Горьковчане на фронтах ВОВ. Город Горький и Горьковская область в годы войны: жизнь и быт, культура | Урок изучение нового материала | Определять последствия исторических событий, явлений. Оценивать поведение людей, их деятельность Определять информационную ценность кинематографа. Осуществлять критический анализ фактических сведений источника. Раскрывать взаимосвязь между различными сторонами жизни общества. | Преобразовывают один вид текста в другой. Определяют значение, последствия исторического события, явления. Дают оценку историческому событию. Систематизируют материал. | Беседа | Интернет- ресурсы |
42 | Советская разведка и контрразведка в годы ВОВ | Урок изучение нового материала | Определять последствия исторических событий, явлений. Оценивать поведение людей, их деятельность Складывание российской идентичности, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите. Формулировать итоги материалов по теме: «Советская разведка и контрразведка в годы ВОВ». Определять основные задачи разведки и контрразведки в годы ВОВ. Характеризовать деятельность органов госбезопасности за линией фронта. | Формулируют итоги материалов по теме: «Советская разведка и контрразведка в годы ВОВ», в виде тезисов. Определяют основные задачи разведки и контрразведки в годы ВОВ. Характеризуют деятельность органов госбезопасности за линией фронта. | Проверка тезисов по теме | Презентация Интернет-ресурсы Документы |
43 | Фальсификация истории ВОВ | Урок изучение нового материала | Определять последствия исторических событий, явлений. Оценивать поведение людей, их деятельность. Систематизировать материал. | Определяют последствия исторических событий, явлений. Оценивают поведение людей, их деятельность. | Беседа | Интернет-ресурсы Документы |
44 | Обобщение по теме 3 | | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | Систематизируют материал темы. Раскрывают логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применяют метод сравнительного анализа. Делают обобщающие выводы. Обосновывают свое мнение. Умеют объяснять смысл понятий и терминов. | | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты (Предметные, Метапредметные, Личностные) | Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) | Виды контроля | Оснащение урока |
Курс по всеобщей истории (24 часа) |
ГлаваI. Мир накануне и в годы первой мировой войны |
45,46 | Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение первой мировой войны. | Урок изучение нового материала | Личностные: освоение демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политическим развитием европейских государств и США в начале ХХ в., эффективно сотрудничать и продуктивно взаимодействовать в группе в процессе изучения важнейших черт развития индустриального общества в начале ХХ в.; Предметные: знать значение понятий промышленно-технологическая революция, модернизация, урбанизация, индустриальное общество, трест, синдикат, картель, антимонопольное законодательство, милитаризация, демократия, массовая политическая партия, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий начала ХХ в. Личностные: на основе опыта международных отношений в начале ХХ в. осознавать необходимость поиска мирных путей решения международных проблем и конфликтов, важность предотвращения мировых войн. Метапредметные (универсальные учебные действия): структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе конспект; Предметные: знать значение понятий «новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых предпосылок и причин Первой мировой войны. | Участвуют в определении проблем и постановки целей урока. Актуализируют знания по истории 19 – начала 20 века; Сотрудничают и продуктивно взаимодействовать в группе в процессе изучения важнейших черт развития индустриального общества в начале ХХ в.; Структурируют текст учебника, выделяют в нём главное и создают на его основе конспект, схему и таблицы, отражающие предпосылки и причины Первой мировой войны. | Проверка таблицы Беседа | Презентация Интернет- ресурсы Карта |
47,48 | Первая мировая война. 1914-1918 гг. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать неприятие любых видов насилия, в том числе военных действий, понимание необходимости мирных путей решения социальных конфликтов, готовность противостоять попыткам решения социальных конфликтов силовым путём. Метапредметные (универсальные учебные действия): структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе таблицы, систематизирующие учебный материал о причинах Первой мировой войны и ходе военных действий; Предметные: знать значение понятий мировая война, мобилизация, позиционная война, геноцид, военно-государственно-корпоративный капитализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Первой мировой войны. | Структурируют текст учебника, выделяют в нём главное и создают на его основе таблицы, систематизирующие учебный материал о причинах Первой мировой войны и ходе военных действий; взаимодействую в парах, обсуждают и вырабатывая общий перечень итогов Первой мировой войны. | Проверка таблицы Беседа | Презентация Карта Документы |
49 | Обобщение | Повторительно- обобщающий урок | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | Систематизируют материал темы. Раскрывают логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применяют метод сравнительного анализа. Делают обобщающие выводы. Обосновывают свое мнение. Умеют объяснять смысл понятий и терминов. | | Раздаточный материал |
ГлаваII. Межвоенный период (1918 – 1939) |
50 | Последствия войны: революции и распад империй. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать неприятие любых видов насилия, в том числе военных действий и революций, понимание необходимости мирных путей решения социальных конфликтов, готовность противостоять попыткам решения социальных конфликтов силовым путём, в том числе революционным. Метапредметные (универсальные учебные действия): участвовать в обсуждении вопросов о причинах распространения радикальных и экстремистских движений после Первой мировой войны и об их социальной основе. Предметные: знать значение понятий «восстание масс», национализм, экстремизм, фашизм, Коминтерн, кемализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; устанавливать последствия Первой мировой войны для европейского общества, анализировать текст исторического источника о «восстании масс», извлекать из него информацию по вопросам учителя. | Участвуют в обсуждении вопросов о причинах распространения радиальных и экстремистских движений после Первой мировой войны и об их социальной основе, формулируют собственное мнение и аргументируют его, учитывают другие мнения и координируют различные позиции. | Беседа | Презентация Карта |
51 | Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать гуманистические ценности, связанные с неприятием любых видов насилия, стремлением решать международные конфликты путём переговоров и международных договорённостей. Метапредметные (универсальные учебные действия): структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе таблицу, систематизирующую учебный материал о международных отношениях в 1920-е гг.; Знать значение понятий репарации, Версальско-Вашингтонская система, изоляционизм, эра пацифизма | Структурируют текст учебника, выделяют в нём главное и создают на его основе таблицу, систематизируют учебный материал о международных отношениях в 1920-е гг | Проверка таблицы Беседа | Карта Презентация Интернет- ресурсы |
52 | Страны Запада в 1920 е годы. Великобритания, Франция, Германия. | Урок изучение нового материала | Личностные: Осмысление социально-политического опыта предшествующих поколений. Метапредметные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Предметные: Сравнивать развитие Великобритании, Франции, Германии. Определять, что лежало в основе экономического подъёма в 1920- е годы. | Называют основу экономического подъёма стран в 1920 е годы. Заполняют сравнительную таблицу. Определяют итоги всеобщей стачки 1926 года в Великобритании. | Проверка таблицы Беседа | Карта Презентация |
53 | Авторитарные режимы в Европе в 1920 е г. Польша, Испания. Фашистский режим в Италии | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать такие демократические ценности, как политический и идеологический плюрализм, свобода рыночной экономики; Метапредметные (универсальные учебные действия): структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе синхронистическую и хронологическую таблицы, систематизирующие учебный материал; Предметные: знать значение понятий авторитарный политический режим, фашизм, национал-социализм (нацизм) и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в Европ, Польше и Испании в 1920-е гг. | Объяснять причины появления авторитарных режимов. Называть главные отличия авторитарных режимов от демократических. Объяснять почему в Италия стала первой страной где установился фашистский режим. Раскрывать особенности пути фашистов к власти. | Беседа | Ката Презентация |
54 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать такие демократические ценности, как политический и идеологический плюрализм, свобода рыночной экономики, понимание необходимости государственного регулирования экономики. Метапредметные (универсальные учебные действия): взаимодействовать и эффективно сотрудничать в группе в процессе выполнения проектного задания по изучению особенностей экономического и политического развития ведущих государств Запада в 1920-е гг.; преобразовывать практическую проектную задачу по поиску и отбору фотографий в познавательную, планировать пути достижения цели проектирования; Предметные: знать значение понятий инфляция, индустриальное общество, «просперити» (процветание по-американски), массовая культура, «мондизм» и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в 1920-е гг.; Личностные: формирование социально-критического мышления, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями на примере проведения политики «Нового курса» и экономической политики правительства Великобритании. Метапредметные (универсальные учебные действия). Предметные: знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, «Новый курс» Ф. Рузвельта, протекционизм и уметь применять их. Предметные: знать значение понятий тоталитарный политический режим, фашизм, национал-социализм (нацизм) и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в Германии в 1930-е гг.; | Взаимодействуют и эффективно сотрудничают в группе в процессе выполнения проектного задания по изучению особенностей экономического и политического развития ведущих государств Запада в 1920-е гг.; преобразовывают практическую проектную задачу по поиску и отбору фотографий в познавательную, планируют пути достижения цели проектирования | Беседа | Карта Фотографии Документы |
55 | Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство» | Урок изучение нового материала | Личностные: формирование социально-критического мышления, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями на примере проведения политики «Нового курса» и экономической политики правительства Великобритании. Метапредметные (универсальные учебные действия): осуществление расширенного поиска информации о Ф. Рузвельте с использованием ресурсов библиотек и Интернета; работа в парах, эффективная коммуникация в процессе изучения мероприятий «Нового курса» Ф. Рузвельта. Предметные: знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, «Новый курс» Ф. Рузвельта, протекционизм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Великой депрессии и путей выхода из неё в США и Великобритании; анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического кризиса в США; анализировать исторический источник — речь Ф. Д. Рузвельта, извлекать из него информацию и использовать её для анализа сложившейся исторической ситуации; систематизировать исторический материал о путях выхода из кризиса в США и Великобритании, соотносить конкретные экономические и социальные меры с кейнсианством; оценивать политику «Нового курса», формулировать собственную точку зрения и её аргументировать. | Называют особенности кризиса в США. Раскрывают суть «нового курса» Ф. Рузвельта. Характеризуют социальные реформы «нового курса». Анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического кризиса в США; анализируют исторический источник — речь Ф. Д. Рузвельта, извлекают из него информацию и используют её для анализа сложившейся исторической ситуации. | Беседа | Интернет- ресурсы Документы |
56 | Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать межэтническую толерантность, нетерпимость к любым видам насилия; понимать негативные стороны тоталитарного политического режима, формировать демократические ценности. Метапредметные (универсальные учебные действия): осуществлять расширенный поиск информации об А. Гитлере с использование ресурсов Интернета, готовить публичное выступление; структурировать текст учебника, выделять в нём главное, составлять на его основе хронологическую таблицу событий в Германии в 1930-е гг. Предметные: знать значение понятий тоталитарный политический режим, фашизм, национал-социализм (нацизм) и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в Германии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистского движения в Германии, его взаимосвязи с поражением в Первой мировой войне и необходимостью выхода из мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. | Осуществляют расширенный поиск информации об А. Гитлере с использование ресурсов Интернета, готовят публичное выступление; структурируют текст учебника, выделяют в нём главное, составляют на его основе хронологическую таблицу событий в Германии в 1930-е гг.; участвуют в обсуждении вопроса о достоинствах и недостатках тоталитарной диктатуры в Германии, формулируют собственное мнение и его аргументируют, учитывают другие мнения и координируют различные позиции. | Проверка таблицы Беседа | Карта Фотографии Документы Презентация Интернет- ресурсы |
57 | Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму | Урок изучение нового материала | Личностные: понимать негативные стороны тоталитарного и авторитарного политических режимов, причины их формирования, понимать значимость демократических ценностей, проявлять нетерпимость к любым видам насилия. Метапредметные (универсальные учебные действия): самостоятельно определять цели обучения на основе анализа проблемы причин и условий формирования фашистских государств в Европе и путей противостояния фашизму; структурировать текст учебника, выделять в нём главное, составлять на его основе схемы расстановки политических сил во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг.; работать в группе, эффективно сотрудничать и продуктивно взаимодействовать для изучения экономической и политической ситуации во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг.; использовать речевые средства и наглядные материалы для представления результатов работы в группе. Предметные: знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы, фашизм, Народный фронт, дирижизм, австрофашизм, аншлюс и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистских государств в Испании и Австрии; анализировать и извлекать информацию из исторических источников, делать на её основе выводы о создании и направлениях деятельности Народного фронта во Франции; давать оценку экономическим и политическим реформам, происходившим во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг. с точки зрения различных путей развития капитализма | Самостоятельно определяют цели обучения на основе анализа проблемы причин и условий формирования фашистских государств в Европе и путей противостояния фашизму; структурируют текст учебника, выделяют в нём главное, составляют на его основе схемы расстановки политических сил во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг.; Устанавливают и объясняют причины и предпосылки формирования фашистских государств в Испании и Австрии; анализируют и извлекают информацию из исторических источников, делают на её основе выводы о создании и направлениях деятельности Народного фронта во Франции; дают оценку экономическим и политическим реформам, происходившим во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг. с точки зрения различных путей развития капитализма. | Проверка схемы Беседа | Презентация Интернет- ресурсы |
58 | Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать уважение к народам мира, готовность к равноправному сотрудничеству с ними; вырабатывать негативное отношение к любым видам насилия, к войне как средству разрешения международных конфликтов. Метапредметные (универсальные учебные действия): участвовать в коллективном обсуждении позиций стран в отношении территориальных захватов в 1930-е гг., формулировать аргументированное мнение относительно Мюнхенского сговора; структурировать текст учебника, выделять в нём главное, составлять на его основе логическую схему краха Версальско-Вашингтонской системы. Предметные: знать значение понятий экспансия, Мюнхенский сговор, политика «умиротворения», идея коллективной безопасности и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений в 1930-е гг.; систематизировать исторический материал о международных отношениях в 1930-е гг., понимать сущность происходивших событий, подталкивающих мир к новой войне; знать значение понятий модернизация, гандизм, реставрация Мейдзи, синтоизм, латифундисты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Востока в первой половине ХХ в.; анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., классифицировать и объяснять их с помощью SWOT-анализа. | Участвуют в эвристической беседе с одноклассниками и учителем, формулируют собственное мнение относительно процессов. Объясняют причины распада Версальско-Вашингтонской системы; систематизируют исторический материал о международных отношениях в 1930-е гг., понимают сущность происходивших событий, подталкивающих мир к новой войне; анализируют информацию источников, делают на их основе выводы о несостоятельности Лиги Наций и международного сообщества в попытках предотвращения Второй мировой войны; дают оценку Мюнхенскому сговору. | Беседа Проверка схемы | Карта Презентация |
59 | Восток в первой половине XX в. | Урок изучение нового материала | Личностные: уважать традиционные ценности народов Азии, осознавать негативные стороны колониализма и необходимость восстановления независимости азиатских стран в ХХ в. Метапредметные (универсальные учебные действия): участвовать в эвристической беседе с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение относительно процессов модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., владеть устной речью и строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе, эффективно сотрудничать и продуктивно взаимодействовать в процессе изучения процессов модернизации в Японии, Индии и Китае в первой половине ХХ в.; структурировать текст учебника, составлять на его основе логическую схему, отражающую тенденции развития стран Латинской Америки. Предметные: знать значение понятий модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Востока в первой половине ХХ в.; анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., классифицировать и объяснять их с помощью SWOT-анализа; устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. п.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями; сопоставлять процессы модернизации в странах Юго-Восточной Азии, определять черты сходства и различия. | Участвовать в эвристической беседе с одноклассниками и учителем, формулируют собственное мнение относительно процессов модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., работают в группе, структурируют текст учебника, составляют на его основе логическую схему, отражающую тенденции развития стран Латинской Америки. Анализируют признаки модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., классифицируют и объясняют их с помощью SWOT-анализа; устанавливают взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. п.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями; сопоставляют процессы модернизации в странах Юго-Восточной Азии, определяют черты сходства и различия. | Беседа Проверка схемы | Карта Интернет- ресурсы |
60 | Латинская Америка в первой половине 20 века | Урок изучение нового материала | Личностные: уважать традиционные ценности народов Латинской Америки, осознавать негативные стороны колониализма и необходимость восстановления независимости азиатских стран в ХХ в. Предметные: знать значение понятий латифундисты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Латинской Америки в первой половине ХХ в.; анализировать признаки модернизации Латинской Америки в первой половине ХХ в. Метапредметные (универсальные учебные действия): участвовать в эвристической беседе с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение относительно процессов модернизации в странах Латинской Америки в первой половине ХХ в., владеть устной речью и строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе | Выделяют особенности общественного развития. Объясняют сходство и различия в развитии стран континента. Сравнивают развитие Мексики и Кубы. Анализировать признаки модернизации Латинской Америки в первой половине ХХ в. | Беседа | Презентация Интернет- ресуры |
61,62 | Культура и искусство в 1 половине 20 века | Урок изучение нового материала | Личностные: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху; Предметные: представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры; уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира. Метапредметные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели. | Раскрывают социальный смысл революции в естествознании. Дают оценку достижениям художественной культуры. Характеризуют новый стиль в искусстве- модерн. Оценивают произведения в стиле модерн. | Беседа | Интернет- ресурсы. |
63 | Обобщение по теме 2 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | Систематизируют материал темы. Раскрывают логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применяют метод сравнительного анализа. Делают обобщающие выводы. Обосновывают свое мнение. Умеют объяснять смысл понятий и терминов. | | Раздаточный материал |
ГлаваIII. Вторая мировая война |
64,65 | Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. | Урок изучение нового материала | Личностные: формировать неприятие любых видов насилия, в том числе военных действий, понимание необходимости мирных путей решения социальных конфликтов, готовность противостоять попыткам решения социальных конфликтов силовым путём; воспитывать гражданский патриотизм, чувство гордости за свою родину, внёсшую решающий вклад в победу во Второй мировой войне. Метапредметные (универсальные учебные действия): структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе синхронистическую и хронологическую таблицы, систематизирующие учебный материал о военных действиях антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны; Предметные: знать значение понятий антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны; использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны. | Структурируют текст учебника, выделяют в нём главное и создают на его основе синхронистическую и хронологическую таблицы, систематизирующие учебный материал о военных действиях антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны; осуществляют расширенный поиск информации о важнейших событиях Второй мировой войны с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Проверка таблицы Проверка карты Беседа | Карта Презентация Интернет- ресурсы |
66,67 | Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование | Урок изучение нового мате-риала | Личностные: формировать неприятие любых видов насилия, понимание необходимости мирных путей решения социальных конфликтов, понимание негативных сторон экстремистских идеологий; на примере Нюрнбергского процесса и процесса денацификации Германии формировать осознание ответственности за распространение экстремизма, насилия и фашизма. Метапредметные (универсальные учебные действия): эффективно сотрудничать и продуктивно взаимодействовать в группе в процессе изучения важнейших последствий Второй мировой войны; осуществлять расширенный поиск информации о важнейших последствиях Второй мировой войны с использованием ресурсов библиотек и Интерне. Предметные: знать значение понятий антигитлеровская коалиция, демилитаризация, денацификация, демократизация, декартелизация, преступления против человечности и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых последствий Второй мировой войны; использовать историческую карту для изучения послевоенного устройства мира; систематизировать исторический материал об итогах и значении Второй мировой войны. | Сотрудничают и продуктивно взаимодействуют в группе в процессе изучения важнейших последствий Второй мировой войны; осуществляют расширенный поиск информации о важнейших последствиях Второй мировой войны с использованием ресурсов библиотек и Интернета; участвуют в публичном представлении результатов групповой деятельности при изучении последствий Второй мировой войны. | Беседа | Интернет- ресурсы |
68 | Итоговая работа | | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | Систематизируют материал темы. Раскрывают логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применяют метод сравнительного анализа. Делают обобщающие выводы. Обосновывают свое мнение. Умеют объяснять смысл понятий и терминов. | | |