СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование к курсу биологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к курсу " Биология. Общие закономерности " 9класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование к курсу биологии в 9 классе»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Кизилюрт



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР директор:

.______________ . _________________



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






«Биология. Общие закономерности» ________________________

учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год


Класс __9__________________________________________________


Учитель ________Исаева Зубайжат Зайнулаевна _________________



Количество часов: всего ___68_____ часов; в неделю ____2ч








2017-2018 учебный год





Календарно-тематическое планирование

урока


Наименование разделов программы

Кол-во часов/сроки изуч-я

Тема урока/тип урока

Словарная работа

Оборудование

Домашнее задание

Повторение

Введение 1ч

1ч/2неделя сентября


Место курса «Общая биология» в системе естественных дисциплин. Значение предмета.

Вводный урок


Биология, микробиология,альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия



Гл.1, С.3-5


1.Эволюция живого мира на Земле 21ч

1.1. Многообра-зие живого мира. Основные свойства живых организмов 2ч

1ч/2 неделя сентября

Многообразие живого мира. Единство хим. состава живой материи.

Урок ознакомления с новым материалом.


Биология, жизнь

открытая система, наследственность, изменчивость онтогенез, филогенез

Таб. «Уровни организации живой природы»,

С. 8-11


1ч/3 неделя сентября

Основные свойства живых организмов. Уровни организации живого. Комбинированный урок.


Обмен веществ, популяция, биоценоз, биогеоценоз,

Таб. «Уровни организации живой природы», растения, грибы, таб. «Бактерии»

С. 8-11


1.2. Развитие биологии

в до

давинов-ский период


1ч/3 неделя сентября

Развитие биологии в додарвиновский период.

Урок ознакомления с новым материалом.


Таксон, система, иерархия.

Портреты Аристотеля, К. .Линнея, гербарии, комнатные растения разного вида одного рода

Гл.2, §1


1ч / 4 неделя сентября

Работы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Урок ознакомления с новым материалом.


Естественная система классификации

Таблица,

«Приспособление организмов к среде обитания», портрет Ж. .Б. Ламарка

Гл.2, §2

с 12-14

1.3. Теория

Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора 5ч


1ч / 4 неделя сентября

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Комбинированный

урок

Эмбриология, палеонтология

Презентация «Путешествие Ч. .Дарвина

Гл.3, §3,с. 18-20

с. 15-17

1ч/5

неделя сентября

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Урок ознакомления с новым материалом.


Искусственный отбор, наследственная изменчивость, селекция

Коллекции. муляжи, наборы открыток, презентация работ Ч. Дарвина.

§4, с . 20-24


1ч/5 неделя сентября

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Комбинированный

урок

Естественный отбор, партеногенез

Табл. «Живые ископаемые», модель строение цветка

§5,с.24,27

§4

1ч / 2 неделя сентября

Борьба за существование

Комбинированный

урок

борьба за существование


§5


1ч /2 неделя октября

Формы естественного отбора. Зачёт (контроль знаний 1)

Комбинированный

урок


Табл. «Формы естественного отбора».

§6,с29-34

с. 25-26

1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора 2ч


1ч /3неделя октября

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Л.Р№1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Комбинированный

урок


Приспособленность вида, мимикрия,

маскировка

предупреждающая окраска

Коллекции комнатные растения, презентация по разделу « Окраска тела, поведение животных».

Гл.4,§7



1ч /3 неделя октября


Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Урок ознакомления с новым материалом.


Адаптация

рисунки учебника, презентация, нагл. пособия

§8-9, с.45-52

с.35-44

1.5. Микроэволюция

1ч /4

неделя октября


Вид, как генетически изолированная система Л.Р.№2 « Морфологические особенности растений различных видов»

Комбинированный

урок


Вид, Виды-двойники, Ареал


Гербарии, табл. фильм «Вид и его критерии». Презентации

по разделам растений и животных, таблица-Видообразование, критерии вида, компьютер

Гл. 5,§10



1ч /4 неделя октября


Популяционная структура вида. Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный

урок

Популяция


Таблица, видеофрагменты.

§11, с. 55-57


с.53-55

1.6.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

1ч /5 неделя октября


Главные направления эволюционного процесса. Главные направления эволюции.

Урок ознакомления с новым материалом.


Биологический прогресс

Биологический регресс

Макроэволюция

ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация


Табл. Доп. мат: «Красная книга России»

Гл.6, §12



1ч /5 неделя октября


Основные закономерности эволюции

Комбинированный

урок

Дивергенция, конвергенция, параллелизм


Фильм, табл «Направления эволюции» гербарии.

§13, с.66-70

Гл.3-5,

1ч /2 неделя ноября

Зачет «Учение об эволюции органического мира». Тестирование(контроль знаний 2)Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Таблицы по теме, портреты ученых.


§4,

С.59-66

1.7.

Возникновение жизни на Земле 2ч


1ч /2 неделя ноября

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Урок ознакомления с новым материалом.

Гипотеза, Коацерваты

Пробионты


Таблица «Развитие жизни на Земле», видеофильм «Развитие жизни на Земле»

Гл.7, §14,

С. 71-73


1ч /3 неделя ноября

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Комбинированный

урок

Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология. прокариоты, эволюция, эукариоты

Таблица «Развитие жизни на Земле», видеофильм «Развитие жизни на Земле

§15, с.74-77

С. 71-73


1.8. Развитие жизни на Земле

1ч /3 неделя ноября

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

Комбинированный

урок

Ароморфоз

Карта России, табл. «Развитие жизни на Земле»

Гл.8, §16-17,

С. 78-88


1ч /4 неделя ноября

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Комбинированный

урок

Ароморфоз. Идиоадаптации


Карта, презентация по теме, фрагмент видеофильма

§18-19, с. 89-94

С. 78-88

1ч /4 неделя ноября

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Тестирование (контроль знаний 3)


Урок ознакомления с новым материалом.


Антропология

Антропогенез

Движущие силы антропогенеза


Карта, табл. Расы человека, презентация по теме.

§20, с94-101

С. 94-101

2.Структурная организация живых организмов 10ч


2.1. Химическая организация клетки


1ч /5 неделя декабря




Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Урок ознакомления с новым материалом.




Микроэлементы, Макроэлементы



Табл, модель молекулы воды.

Гл. 9,§21,

С.103-106


1ч /1 неделя декабря

Органические вещества клетки.

Урок ознакомления с новым материалом.


Углеводы. Липиды . Белки

Ферменты Гормоны

Табл. «Клетка», «Белки», презентация по теме. Модель ДНК, табл. «Нуклеиновые кислоты»

§22, с.107-112

С.103-106

2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

1ч /2 неделя декабря

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков.

Урок ознакомления с новым материалом.


ассимиляция , диссимиляция, ген


Видеофильм, таблица «Биосинтез белка».

Гл. 10 §23, с.113-117


1ч /2 неделя декабря

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение.

Дыхание.

Комбинированный

урок


диссимиляция.


Видеофильмы, табл. «Энергетический обмен»

§24, с.117-119

с.113-117

1ч/3 неделя декабря

Обмен веществ растительной клетки.


Урок ознакомления с новым материалом.

Фотосинтез, хемосинтез, фото-троф, хемосинтез автотроф

Презентация по теме.

§24, с. 119-121


2.3. Строение и функции клеток

1ч /3 неделя декабря

Прокариотические клетки: форма, размер, строение. Проверочная работа (контроль знаний 4)

Урок комплексного. применения ЗУН


Прокариоты.

Табл, презентация «Бактериальная клетка»

Гл.11,§25, с.121-124

с. 119-121

1ч /4 неделя декабря

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. Л.Р.№3 »Изучение клеток животных, растений на м/препаратах»

Комбинированный

урок

Фагоцитоз,

пиноцитоз

Микроскоп, таблица «Строение клетки» препараты кожицы лука, кровь человека.

§26,с. 125-132


1ч /4 неделя декабря

Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток.

Комбинированный

урок

Хромосома,

ядрышко, ДНК

Магнитная модель, таблица.

§27, с.132-136

с. 125-137

1ч /5 неделя декабря

Клеточная теория строения организмов. Урок обобщен. и систематизации знаний.

Цитология, рост, развитие,

биосинтез, хроматиды

табл.

«Клетка»

§28-29, с.137

Гл. 9-11

1ч /5 неделя декабря

Зачет по разделу «Структурная ограниз. Живых организмов». Тестирование

(контроль знаний 5) Урок контроля, оценки и коррекции знаний.


табл.

«Клетка»



3.Размножеиие и индиви-дуальное развитие организмов 5ч

3.1.Размножение

организмов



1ч /3 неделя января


Сущность и формы размножения. Бесполое размножение.

Урок ознакомления с новым материалом.


Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты

Табл. «Митоз», «Растительная и животная клетка».

Гл.12, §30, с. 146-149


1ч /3

неделя января

Половое размножение. Биологическое значение полового размножения.

Комбинированный

урок

Оплодотворение, гаметогенез,

мейоз, конъюгация,

Табл. «Развитие половых клеток» фрагменты видеофильма.

§31,с.150-156


3.2. Индивидуальное развитие организмов

1ч /4 неделя января

Онтогенез. Эмбриональный период развития.


Комбинированный

урок

Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез, зигота, дробление, бластомер

видеофильм, презентация по теме

Гл.13, §32, с 156-161

с.150-156

1ч /

4неделя января

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный

урок

Метаморфоз

Видеофильм, таблица «Развитие кузнечика»

§33,с. 162-166


1ч /5 неделя января

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Тестирование(контроль знаний 6)Урок комплексного. применения ЗУН



Дивергенция, конвергенция

табл, материал средств массовой информации

§34, с 166-169

с 162-169




4.Наследственность и изменчи-вость организмов

(20 часов)








4.1.Закономерности наследования признаков


12ч

1ч /

5неделя января


Основные понятия генетики.

Урок ознакомления с новым материалом.





Генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, мутация.


Презентация по теме

Гл.14, §35, с. 172-174


1ч /1 неделя февраля

Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя Комбинированный

урок

Самоопыление, наследственность


§36, с 174-176


1ч /1 неделя февраля

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя.

Урок ознакомления с новым материалом

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, аллельные гены.


табл. «Моногибридное скрещивание»

§37, с. 176-180

с 174-176

2ч/ 2 неделя февраля

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование

Практическая работа №1

Решение генетических задач Комбинированный урок

гомозигота, гетерозигота

табл. «Моногибридное скрещивание.»

§37,


1ч /2 неделя февраля

Дигибридное скрещивание.3 законы Г. Менделя) Анализирующее скрещивание.

.


Гибридизация, гомологичные хромосомы.

Сборник задач по генетике.

§37, с. 180-185


1ч / 3 неделя февраля

Сцеплённое наследование генов.

Урок ознакомления с новым материалом

Группы сцепления

Фотографии, презентация по теме.

§38, с. 186-188

с. 180-185

1ч /3 неделя февраля

Генетика пола..

Комбинированный урок.


Аутосомы.

фотографии близнецов, дополнительный материал.

§39, с. 188-192


1ч /4 неделя февраля

Наследование сцепленное с полом Урок ознакомления с новым материалом

Дальтонизм, гемофилия

Фотографии, презентация по теме

§39, с. 188-192


1ч /4 неделя февраля

Взаимодействие генов.Комбинированный урок.



Рецессивность, доминантность


§40, с. 192-195

с. 188-192

1ч /1 неделя марта

Практическая работа №2

Решение генетических задач и составление родословных.

Урок комплексного. применения ЗУН


Сборник задач по генетике.

§40, с. 192-195

Гл.14

1ч /2 неделя марта

Повторение и обобщение по тем ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ Проверочная работа

(контроль знаний 7)Урок комплексного. применения ЗУН


Фотографии, презентация по теме

§35-40


4.2.

Закономерности измен-чивости

1ч /2 неделя марта

Основные формы наследственности. Генотипическая) изменчивость.

Урок ознакомления с новым материалом

Геном. Изменчивость.

Мутации. Мутаген.

Полиплоидия. Кариотип.

Табл. «Генотипическая изменчивость»,

Гл.15,§41

С 196-200


1ч /3 неделя марта

Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Урок ознакомления с новым материалом

Норма реакции. Фенотип.


§42, с.201-203

С 196-200

2ч /3 неделя марта

Выявление изменчивости организмов.



§41-42

Гл.15

2ч /3 неделя марта

Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кри­вой». Урок комплексного. применения ЗУн



§41-42

Гл.15

1ч /4 неделя марта

Зачет по теме «Наследственность и изменчивость». Урок контроля, оценки и коррекции знаний.




§42





4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов


1 / 4 неделя марта

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Урок ознакомления с новым материалом


Селекция. Генофонд.

Видеофильм, презентация по теме

Гл.16,§43, с. 204-206


1ч /2 неделя апреля

Методы селекции растений, животных.

Комбинированный урок.


Порода. Сорт. Полиплоидия.

Гетерозис.

Муляжи, гербарии, фильм «Сорта растений и породы. Животных

§44,с. 207-211

с. 204-206

1ч /2 неделя апреля

Селекция микро-организмов. Достиже-ния и основные на-правления современ-ной селекции. Комбинированный урок.


Муляжи, гербарии, фильм «Сорта растений и породы. Животных

§45, с. 211-213

с. 211-213



5.

Взаимоотношения организмов и среды.

Основы экологии

11ч :



5.1.

Биосфера, её структура и функции 7ч

1ч /3 неделя апреля



Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы.

Урок ознакомления с новым материалом


биосфера.


Видеофильм.



Гл.17, §46, с. 216-221


1ч /3 неделя апреля

Круговорот веществ в природе.

Комбинированный урок.


табл. «Круговорот веществ»

§47, с. 221-225


1ч /4 неделя апреля

Биогенеценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

Урок ознакомления с новым материалом


Биоценоз, биогеоценоз, экосистема.


Таблицы, видеофильм, комнатные растения.

§48-49, с. 225-230

с. 221-225

1ч /4 неделя апреля

Абиотические факторы среды

Комбинированный урок.


Экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор

Таблицы, комнатные растения.

§50-51, с 231-239


1ч /5 неделя апреля

Биотические факторы среды

Урок ознакомления с новым материалом


Экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор


§52, с. 239-246

231-239

1ч /5 неделя апреля

Формы взаимо-отношений между организмами Практическая работа: Составление схем передачи веществ и энергии. Урок комплексного. применения ЗУН


Автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.



§53, с. 246-268


5.2.

Биосфера

и

человек










Заключение

1ч /2 неделя мая

Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный урок.


Агроэкосистема (агроценоз).



Гл. 18,§54 с. 269-273


1ч /2 неделя мая

Охрана природы и основы рац. Природопользования.

Комбинированный урок.



Географическая карта России.


§55-56


2ч /2 неделя мая

Повторение по курсу

Урок обобщения и систематизации







9 класса

Итоговый тест

Урок проверки и коррекции знаний и умений





Резерв

2ч /4 неделя мая





Гл. 1-9














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!