-
| Введение 1ч | 1ч/2неделя сентября | Место курса «Общая биология» в системе естественных дисциплин. Значение предмета. Вводный урок | Биология, микробиология,альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия | | Гл.1, С.3-5 | |
-
| 1.Эволюция живого мира на Земле 21ч 1.1. Многообра-зие живого мира. Основные свойства живых организмов 2ч | 1ч/2 неделя сентября | Многообразие живого мира. Единство хим. состава живой материи. Урок ознакомления с новым материалом. | Биология, жизнь открытая система, наследственность, изменчивость онтогенез, филогенез | Таб. «Уровни организации живой природы», | С. 8-11 | |
-
| 1ч/3 неделя сентября | Основные свойства живых организмов. Уровни организации живого. Комбинированный урок. | Обмен веществ, популяция, биоценоз, биогеоценоз, | Таб. «Уровни организации живой природы», растения, грибы, таб. «Бактерии» | С. 8-11 | |
-
| 1.2. Развитие биологии в до давинов-ский период 2ч | 1ч/3 неделя сентября | Развитие биологии в додарвиновский период. Урок ознакомления с новым материалом. | Таксон, система, иерархия. | Портреты Аристотеля, К. .Линнея, гербарии, комнатные растения разного вида одного рода | Гл.2, §1 | |
-
| 1ч / 4 неделя сентября | Работы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка Урок ознакомления с новым материалом. | Естественная система классификации | Таблица, «Приспособление организмов к среде обитания», портрет Ж. .Б. Ламарка | Гл.2, §2 | с 12-14 |
-
| 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора 5ч | 1ч / 4 неделя сентября | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Комбинированный урок | Эмбриология, палеонтология | Презентация «Путешествие Ч. .Дарвина | Гл.3, §3,с. 18-20 | с. 15-17 |
-
| 1ч/5 неделя сентября | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Урок ознакомления с новым материалом. | Искусственный отбор, наследственная изменчивость, селекция | Коллекции. муляжи, наборы открыток, презентация работ Ч. Дарвина. | §4, с . 20-24 | |
-
| 1ч/5 неделя сентября | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Комбинированный урок | Естественный отбор, партеногенез | Табл. «Живые ископаемые», модель строение цветка | §5,с.24,27 | §4 |
-
| 1ч / 2 неделя сентября | Борьба за существование Комбинированный урок | борьба за существование | | §5 | |
-
| 1ч /2 неделя октября | Формы естественного отбора. Зачёт (контроль знаний 1) Комбинированный урок | | Табл. «Формы естественного отбора». | §6,с29-34 | с. 25-26 |
-
| 1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора 2ч | 1ч /3неделя октября | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Л.Р№1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Комбинированный урок | Приспособленность вида, мимикрия, маскировка предупреждающая окраска | Коллекции комнатные растения, презентация по разделу « Окраска тела, поведение животных». | Гл.4,§7 | |
-
| 1ч /3 неделя октября | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Урок ознакомления с новым материалом. | Адаптация | рисунки учебника, презентация, нагл. пособия | §8-9, с.45-52 | с.35-44 |
-
| 1.5. Микроэволюция 2ч | 1ч /4 неделя октября | Вид, как генетически изолированная система Л.Р.№2 « Морфологические особенности растений различных видов» Комбинированный урок | Вид, Виды-двойники, Ареал | Гербарии, табл. фильм «Вид и его критерии». Презентации по разделам растений и животных, таблица-Видообразование, критерии вида, компьютер | Гл. 5,§10 | |
-
| 1ч /4 неделя октября | Популяционная структура вида. Эволюционная роль мутаций. Комбинированный урок | Популяция | Таблица, видеофрагменты. | §11, с. 55-57 | с.53-55 |
-
| 1.6.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция 3ч | 1ч /5 неделя октября | Главные направления эволюционного процесса. Главные направления эволюции. Урок ознакомления с новым материалом. | Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | Табл. Доп. мат: «Красная книга России» | Гл.6, §12 | |
-
| 1ч /5 неделя октября | Основные закономерности эволюции Комбинированный урок | Дивергенция, конвергенция, параллелизм | Фильм, табл «Направления эволюции» гербарии. | §13, с.66-70 | Гл.3-5, |
-
| 1ч /2 неделя ноября | Зачет «Учение об эволюции органического мира». Тестирование(контроль знаний 2)Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Таблицы по теме, портреты ученых. | | §4, | С.59-66 |
-
| 1.7. Возникновение жизни на Земле 2ч | 1ч /2 неделя ноября | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Урок ознакомления с новым материалом. | Гипотеза, Коацерваты Пробионты | Таблица «Развитие жизни на Земле», видеофильм «Развитие жизни на Земле» | Гл.7, §14, С. 71-73 | |
-
| 1ч /3 неделя ноября | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. Комбинированный урок | Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология. прокариоты, эволюция, эукариоты | Таблица «Развитие жизни на Земле», видеофильм «Развитие жизни на Земле | §15, с.74-77 | С. 71-73 |
-
| 1.8. Развитие жизни на Земле 3ч | 1ч /3 неделя ноября | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. Комбинированный урок | Ароморфоз | Карта России, табл. «Развитие жизни на Земле» | Гл.8, §16-17, С. 78-88 | |
-
| 1ч /4 неделя ноября | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. Комбинированный урок | Ароморфоз. Идиоадаптации | Карта, презентация по теме, фрагмент видеофильма | §18-19, с. 89-94 | С. 78-88 |
-
| 1ч /4 неделя ноября | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Тестирование (контроль знаний 3) Урок ознакомления с новым материалом. | Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза | Карта, табл. Расы человека, презентация по теме. | §20, с94-101 | С. 94-101 |
-
| 2.Структурная организация живых организмов 10ч 2.1. Химическая организация клетки 2ч | 1ч /5 неделя декабря | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. Урок ознакомления с новым материалом. | Микроэлементы, Макроэлементы | Табл, модель молекулы воды. | Гл. 9,§21, С.103-106 | |
-
| 1ч /1 неделя декабря | Органические вещества клетки. Урок ознакомления с новым материалом. | Углеводы. Липиды . Белки Ферменты Гормоны | Табл. «Клетка», «Белки», презентация по теме. Модель ДНК, табл. «Нуклеиновые кислоты» | §22, с.107-112 | С.103-106 |
-
| 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 3ч | 1ч /2 неделя декабря | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Урок ознакомления с новым материалом. | ассимиляция , диссимиляция, ген | Видеофильм, таблица «Биосинтез белка». | Гл. 10 §23, с.113-117 | |
-
| 1ч /2 неделя декабря | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. Комбинированный урок | диссимиляция. | Видеофильмы, табл. «Энергетический обмен» | §24, с.117-119 | с.113-117 |
-
| 1ч/3 неделя декабря | Обмен веществ растительной клетки. Урок ознакомления с новым материалом. | Фотосинтез, хемосинтез, фото-троф, хемосинтез автотроф | Презентация по теме. | §24, с. 119-121 | |
-
| 2.3. Строение и функции клеток 5ч | 1ч /3 неделя декабря | Прокариотические клетки: форма, размер, строение. Проверочная работа (контроль знаний 4) Урок комплексного. применения ЗУН | Прокариоты. | Табл, презентация «Бактериальная клетка» | Гл.11,§25, с.121-124 | с. 119-121 |
-
| 1ч /4 неделя декабря | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. Л.Р.№3 »Изучение клеток животных, растений на м/препаратах» Комбинированный урок | Фагоцитоз, пиноцитоз | Микроскоп, таблица «Строение клетки» препараты кожицы лука, кровь человека. | §26,с. 125-132 | |
-
| 1ч /4 неделя декабря | Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Комбинированный урок | Хромосома, ядрышко, ДНК | Магнитная модель, таблица. | §27, с.132-136 | с. 125-137 |
-
| 1ч /5 неделя декабря | Клеточная теория строения организмов. Урок обобщен. и систематизации знаний. | Цитология, рост, развитие, биосинтез, хроматиды | табл. «Клетка» | §28-29, с.137 | Гл. 9-11 |
-
| 1ч /5 неделя декабря | Зачет по разделу «Структурная ограниз. Живых организмов». Тестирование (контроль знаний 5) Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | табл. «Клетка» | | |
-
| 3.Размножеиие и индиви-дуальное развитие организмов 5ч 3.1.Размножение организмов 2ч | 1ч /3 неделя января | Сущность и формы размножения. Бесполое размножение. Урок ознакомления с новым материалом. | Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты | Табл. «Митоз», «Растительная и животная клетка». | Гл.12, §30, с. 146-149 | |
-
| 1ч /3 неделя января | Половое размножение. Биологическое значение полового размножения. Комбинированный урок | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, | Табл. «Развитие половых клеток» фрагменты видеофильма. | §31,с.150-156 | |
-
| 3.2. Индивидуальное развитие организмов 3ч | 1ч /4 неделя января | Онтогенез. Эмбриональный период развития. Комбинированный урок | Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез, зигота, дробление, бластомер | видеофильм, презентация по теме | Гл.13, §32, с 156-161 | с.150-156 |
-
| 1ч / 4неделя января | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. Комбинированный урок | Метаморфоз | Видеофильм, таблица «Развитие кузнечика» | §33,с. 162-166 | |
-
| 1ч /5 неделя января | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Тестирование(контроль знаний 6)Урок комплексного. применения ЗУН | Дивергенция, конвергенция | табл, материал средств массовой информации | §34, с 166-169 | с 162-169 |
-
| 4.Наследственность и изменчи-вость организмов (20 часов) 4.1.Закономерности наследования признаков 12ч | 1ч / 5неделя января | Основные понятия генетики. Урок ознакомления с новым материалом. | Генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, мутация. | Презентация по теме | Гл.14, §35, с. 172-174 | |
-
| 1ч /1 неделя февраля | Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя Комбинированный урок | Самоопыление, наследственность | | §36, с 174-176 | |
-
| 1ч /1 неделя февраля | Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя. Урок ознакомления с новым материалом | гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, аллельные гены. | табл. «Моногибридное скрещивание» | §37, с. 176-180 | с 174-176 |
-
| 2ч/ 2 неделя февраля | Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование Практическая работа №1 Решение генетических задач Комбинированный урок | гомозигота, гетерозигота | табл. «Моногибридное скрещивание.» | §37, | |
-
| 1ч /2 неделя февраля | Дигибридное скрещивание.3 законы Г. Менделя) Анализирующее скрещивание. . | Гибридизация, гомологичные хромосомы. | Сборник задач по генетике. | §37, с. 180-185 | |
-
| 1ч / 3 неделя февраля | Сцеплённое наследование генов. Урок ознакомления с новым материалом | Группы сцепления | Фотографии, презентация по теме. | §38, с. 186-188 | с. 180-185 |
-
| 1ч /3 неделя февраля | Генетика пола.. Комбинированный урок. | Аутосомы. | фотографии близнецов, дополнительный материал. | §39, с. 188-192 | |
-
| 1ч /4 неделя февраля | Наследование сцепленное с полом Урок ознакомления с новым материалом | Дальтонизм, гемофилия | Фотографии, презентация по теме | §39, с. 188-192 | |
-
| 1ч /4 неделя февраля | Взаимодействие генов.Комбинированный урок. | Рецессивность, доминантность | | §40, с. 192-195 | с. 188-192 |
-
| 1ч /1 неделя марта | Практическая работа №2 Решение генетических задач и составление родословных. Урок комплексного. применения ЗУН | | Сборник задач по генетике. | §40, с. 192-195 | Гл.14 |
-
| 1ч /2 неделя марта | Повторение и обобщение по тем ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ Проверочная работа (контроль знаний 7)Урок комплексного. применения ЗУН | | Фотографии, презентация по теме | §35-40 | |
-
| 4.2. Закономерности измен-чивости 5ч | 1ч /2 неделя марта | Основные формы наследственности. Генотипическая) изменчивость. Урок ознакомления с новым материалом | Геном. Изменчивость. Мутации. Мутаген. Полиплоидия. Кариотип. | Табл. «Генотипическая изменчивость», | Гл.15,§41 С 196-200 | |
-
| 1ч /3 неделя марта | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Урок ознакомления с новым материалом | Норма реакции. Фенотип. | | §42, с.201-203 | С 196-200 |
-
| 2ч /3 неделя марта | Выявление изменчивости организмов. | | | §41-42 | Гл.15 |
-
| 2ч /3 неделя марта | Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой». Урок комплексного. применения ЗУн | | | §41-42 | Гл.15 |
-
| 1ч /4 неделя марта | Зачет по теме «Наследственность и изменчивость». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | | §42 | |
-
| 4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов 3ч | 1 / 4 неделя марта | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Урок ознакомления с новым материалом | Селекция. Генофонд. | Видеофильм, презентация по теме | Гл.16,§43, с. 204-206 | |
-
| 1ч /2 неделя апреля | Методы селекции растений, животных. Комбинированный урок. | Порода. Сорт. Полиплоидия. Гетерозис. | Муляжи, гербарии, фильм «Сорта растений и породы. Животных | §44,с. 207-211 | с. 204-206 |
-
| 1ч /2 неделя апреля | Селекция микро-организмов. Достиже-ния и основные на-правления современ-ной селекции. Комбинированный урок. | | Муляжи, гербарии, фильм «Сорта растений и породы. Животных | §45, с. 211-213 | с. 211-213 |
-
| 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии 11ч : 5.1. Биосфера, её структура и функции 7ч | 1ч /3 неделя апреля | Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. Урок ознакомления с новым материалом | биосфера. | Видеофильм. | Гл.17, §46, с. 216-221 | |
-
| 1ч /3 неделя апреля | Круговорот веществ в природе. Комбинированный урок. | | табл. «Круговорот веществ» | §47, с. 221-225 | |
-
| 1ч /4 неделя апреля | Биогенеценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. Урок ознакомления с новым материалом | Биоценоз, биогеоценоз, экосистема. | Таблицы, видеофильм, комнатные растения. | §48-49, с. 225-230 | с. 221-225 |
-
| 1ч /4 неделя апреля | Абиотические факторы среды Комбинированный урок. | Экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор | Таблицы, комнатные растения. | §50-51, с 231-239 | |
-
| 1ч /5 неделя апреля | Биотические факторы среды Урок ознакомления с новым материалом | Экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор | | §52, с. 239-246 | 231-239 |
-
| 1ч /5 неделя апреля | Формы взаимо-отношений между организмами Практическая работа: Составление схем передачи веществ и энергии. Урок комплексного. применения ЗУН | Автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. | | §53, с. 246-268 | |
-
| 5.2. Биосфера и человек 2ч Заключение | 1ч /2 неделя мая | Природные ресурсы и их использование. Комбинированный урок. | Агроэкосистема (агроценоз). | | Гл. 18,§54 с. 269-273 | |
-
| 1ч /2 неделя мая | Охрана природы и основы рац. Природопользования. Комбинированный урок. | | Географическая карта России. | §55-56 | |
-
| 2ч /2 неделя мая | Повторение по курсу Урок обобщения и систематизации | | | | |
-
| | | 9 класса Итоговый тест Урок проверки и коррекции знаний и умений | | | | |
-
| Резерв | 2ч /4 неделя мая | | | | | Гл. 1-9 |