Рабочая программа разработана на основе авторской программы. Москва «Просвещение», 2015г. к учебнику «Литературное чтение» 4 класс. в 2ч. Москва, «Просвещение», 2017. Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На изучение предмета отводится 4 учебных часа в неделю, 140 часов в год.
Авторская программа используется в данной рабочей программе класса без изменений
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
1 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом Знакомство с учебником по литературному чтению С. 1-2 | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника | | |
Летописи, былины, жития (11 ч) |
2-3 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь- града» с.3-8 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы уебника | | |
4 | События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» с.10-11 | | |
5-6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» с.12-16 | | |
7 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой С.17-20 | | |
8 | Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» с.16 | | |
9 | Сергий Радонежский — святой земли Русской: В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» С.21-28 | | |
10-11 | Житие Сергия Радонежского С.22-31 | | |
12 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Проект «Создание календаря исторических событий». С.32 Оценка достижений.с.33-34 Проверочная работа (КИМ с.28-31) | | |
Чудесный мир классики (22 ч.) |
13 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» С.35-61 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.^ Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | | |
14 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок С.35-61 | | |
15-16 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев С.35-61 | | |
17-18 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» С.62-68 | | |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С.70-91. | | |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев С.70-91. | | |
21-22 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части С.70-91. | | |
23 | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина | | |
24 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». С.92-96 | | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» С.97-111 | | |
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок С.97-111 | | |
27 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев С.97-111 | | |
28-29 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой «Детство» С.112-118 | | |
30 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня С.119 | | |
31 | А.П. Чехов «Мальчики» С.120-134 | | |
32-33 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего времени С.120-134 | | |
34 | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. С.135-136 Проверочная работа (КИМ с.31-32) | | |
Поэтическая тетрадь (12 ч.) |
35 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» С.с.137-140 | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение | | |
| |
36-37 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» С.141-142 | | |
38 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» С.143-144 | | |
39 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения С.145 | | |
40 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» С.146 | | |
41 | Н.А. Некрасов «Школьник» С.147-148 | | |
42 | Н. А Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» С.148-149 | | |
43 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина С.150-151 | | |
44 | Внеклассное чтение. Родные поэты | | |
45-46 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь» Оценка достижений С.152-154 Проверочная работа (КИМ с.33-34) | | |
Литературные сказки (16ч.) |
47 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» С.155-168 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
48-49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки С.155-168 | | |
50 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ С.155-168 | | |
51-52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра С.169-179 | | |
53 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста С.169-179 | | |
54-55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.180-192 | | |
56 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте С.180-192 | | |
57 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения С.180-192 | | |
58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения С.193-214 | | |
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части С.193-214 | | |
60 | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие (КИМ с.56-61) | | |
61 | Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. С.193-214 | | |
| | |
62 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | | |
Делу время — потехе час (9 ч.) |
63-64 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. E.JI. Шварц «Сказка о потерянном времени» С.3-16 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | | |
65-66 | E.JI. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения С.4-16 | | |
67 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» С.17-23 | | |
68 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» С.24-28 | | |
69 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Инсценирование произведения с.29-34 | | |
70 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | | |
71 | Обобщающий урок «Делу время — потехе час». Оценка достижений с.35-36 Проверочная работа (КИМ с.37-39) | | |
Страна детства (8 ч.) |
72-73 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»с.37-46 | работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
74 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения с.37-46 | | |
75-76 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С.47-58 | | |
77 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения С.47-58 | | |
78 | М.М. Зощенко «Елка» С.59-64 | | |
79 | Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений. С.65-66 Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. Проверочная работа (КИМ с.39-41) | | |
Поэтическая тетрадь (5ч) |
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.67-70 | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | | |
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» С.71 | | |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства» С.72-73 | | |
83-84 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений с74 Проверочная работа (КИМ с.42-44) | | |
Природа и мы (12 ч) |
85-86 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» С.75-84 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
87 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе С.75-84 | | |
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» С.85-91 | | | |
89 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения С. 85-91 | | | |
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка С.92-95 | | | |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» С.96-99 | | | |
92-93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа С.100-110 | | | |
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана С.100-110 | | | |
95-96 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» Проект «Природа и мы». Оценка достижений с.111-112 Проверочная работа (КИМ с.45-47) | | | |
Поэтическая тетрадь (8ч) |
97 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания . Б.Л. Пастернак «Золотая осень» с.113-115 | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать оборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу» С.116-117 | | |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» С.118 | | |
| | |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.118 | | |
101-102 | С.А. Есенин «Лебедушка». С.120-126 | | |
103-104 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений с.126 Проверочная работа (КИМ с.47-49) | | |
Родина (8 ч) |
105-106 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте с.127-132 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
107 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому С.133-137 | | |
108 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» С.138-139 | | |
109 | Обобщающий урок «Родина» | | |
110 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | | |
111-112 | Проект «Они защищали Родину».с.140-141 Оценка достижений с.142 Проверочная работа (КИМ с.49-51) | | |
Страна Фантазия (8 ч) |
113-114 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» С.143-149 | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
115 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа С.143-149 | | |
116-117 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра 150-157 | | |
118 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. С. 150-157 | | |
119-120 | Оценка достижений. с.158 Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) Проверочная работа (КИМ с.51-53) | | |
Зарубежная литература (20 ч) |
121-122 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» с.159-166 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. .Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
123-124 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы с.159-166 | | |
125-126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка С.167-193 | | |
127-128 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части С.167-193 | | |
129 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке С.167-193 | | |
130 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев С.167-193 | | |
131-132 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» С.194-200 | | |
133 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков С.194-200 | | |
134 135 | С. Лагерлеф «Святая ночь» С.201-208 Проверочная работа (КИМ с.54-55) | | |
136-137 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда С.209-216 | | |
138-139 | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» Контрольная работа за II полугодие. (КИМ с.61-67) | | |
140 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» Задание на лето. | | | |