МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
_________ Омельчук И.А.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по кружку «Юный исследователь» учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Черемисиной Елены Николаевны. Программа утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской (протокол от 31.08.2017 года №1).
Раз- дел | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Коли-чест- во часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
1 | | Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») | 6 | | | | |
| 1 | Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты | 1 | | | Презентация№1 | Лекция учителя, работа с презентацией. Творческая мастерская Самостоятельная работают с информационными карточками. Составляют карточки с рисуночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников. Воспитание интереса к изучению русского языка 1.Создатели славянской азбуки 2. История одной буквы 3. Алфавит будущего |
| 2 | Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица. | 1 | | | Презентация№2 | Лекция учителя, работа с презентацией Работают с литературой по языкознанию. Представление о языке как о явлении национальной культуры с собственной историей |
| 3 | Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года | 1 | | | Презентация №3 | Лекция учителя, работа с презентацией Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита |
| 4 | Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. | 1 | | | Карточки | Рассказ учителя Работают с информационными карточками Воспитание интереса к изучению русского языка |
| 5 | Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии. | 1 | | | карточки | Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами. Практикуются в расшифровке и зашифровке слов |
| 6 | Обойдемся ли мы без алфавита? Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) | 1 | | | Словари | Беседа о практическом значении алфавита Игра-соревнование «поиск слов в словарях», справочниках Представление о практической необходимости алфавита |
2 | | Фонетика. («Секреты устной речи») | 5 | | | | |
| 7 | Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики. | 1 | | | Презентация №4 | Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика» Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности. Формирование представления о единстве и взаимосвязи фонетики и орфографии как самостоятельных языковых областей |
| 8 | Так говорят наши бабушки. | 1 | | | Рабочие материалы | Знакомство с особенностями говоров старожилов станицы Архангельской. «А как у вас говорят?» Играют в игру «Угадай словечко» |
| 9 | Интонация. Роль интонации .Оформление интонационных особенностей на письме | 1 | | | | Лекция учителя Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений Формирование умения использовать интонационное богатство русской речи |
| 10 | Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры. Особенности говоров Краснодарского края. | 1 | | | Презентация №5 | Лекция учителя. Знакомятся с работами ученых. Игра «угадай словечко». Расширение и систематизации знаний учащихся о знаменитых людях региона, внесших значительный вклад в науку и культуру области |
| 11 | Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов | 1 | | | Карточки | Учимся слушать. «Окаем или акаем»? Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора Формирование умения прислушиваться к речи окружающих, воспитание речевой культуры, интереса к языковому наследию |
3 | | Лексика («Тайны русского слова») | 15 | | | | |
| 12 | Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов. | 1 | | | Словари | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Грамматические игры. Шарады. Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам 1.Тайна моего имени 2. История одной уличной фамилии. 3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе. 4. Прозвища. Как они появляются. |
| 13 | Что в имени тебе моем? Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». | 1 | | | Словари | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. |
| 14 | Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий. | 1 | | | Художественные тексты | Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода |
| 15 | О чем рассказали названия… Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков. | 1 | | | Словарь топонимов | Лекция, беседа. Практическая работа со Словарем топонимов. Этимология названий окружающих нас станиц. Работа над составлением словарика топонимов. Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, выраженного в топонимике 1.История названия моего села (деревни) 2. Как у наших улиц появились названия? |
| 16 | Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России Особенности говоров нашей местности. | 1 | | | Презентация №6 Рабочие материалы | Учимся слушать. Диалектные слова Краснодарского края . Диалектные слова наши станиц. Особенности говоров нашей местности. Лекция учителя . Работают по составлению «Сборника диалектных слов станицы Архангельской». Игры. «Лингвистическое лото». Формирование ответственности за языковую культуру родного края как общечеловеческую ценность |
| 17 | Удивительный мир русской фразеологии. Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов. | 1 | | | Словари фразеологизмов, рабочие материалы учащихся | Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов. Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи. Овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; приобретение опыта использования их в речевой практики, стремление к речевому самосовершенствованию 1.Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи. 2. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы? |
| 18 | Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов. | 1 | | | Презентация №7, художественные произведения | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 19 | Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе | 1 | | | Презентация №8, словари | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 20 | Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Выразительные возможности слова. | 1 | | | Презентация №9, словарь «Живого великорусского языка» В.И. Даля | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 21 | Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора. | 1 | | | Презентация №10, словарь «Живого великорусского языка» В.И. Даля | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 22 | Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака? Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. | 1 | | | Презентация №11 | Лекционный материал. Работа презентацией. Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов. |
| 23 | Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов | 1 | | | Рабочие материалы | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 24 | Поезд истории . Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе | 1 | | | Словари | Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении. |
| 25 | В гостях у братьев-месяцев. Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой | 1 | | | Презентация №12 | Лекция учителя. Работа с презентацией. Анализируют древние названия месяцев, вникают в этимологию слов. Воспитание интереса к историческому прошлому языка |
| 26 | Жизнь слова в художественном тексте. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора. | 1 | | | Презентация №13, карточки | Работа с презентацией. Работают с карточками-заданиями, определяют виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией. Приобретение опыта анализа языковых особенностей художественного текста, его красоты и богатства |
4 | | Словообразование («Строим слова») | 7 | | | | |
| 27 | Из чего состоит слово. Состав слова. Морфема. | 1 | | | Презентация №14, | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах |
| 28 | Загадки слов. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей. | 1 | | | Рабочие материалы | Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. «Сборник частушек» (по материалам, собранным от старожилов) |
| 29 | История о «глокой куздре». Грамматическое значение слова. | 1 | | | Словари | Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам. Проблемные задания с опознавательной функцией. Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней |
| 30 | Морфемы-иностранки. Морфемы иноязычного происхождения. | 1 | | | Словари, карточки | Практическое занятие Игра «Грамматическое лото» Обогащение словарного запаса учащихся |
| 31 | Смотри в корень. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова | 1 | | | Словарь | Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа . Обогащение словарного запаса учащихся |
| 32 | Морфемы-труженики. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | | | Карточки, рабочие материалы, словари | Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов. Практическая работа. Задания с опознавательной функцией. Задачи с объяснительной функцией |
| 33 | Как образуются слова? Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. | 1 | | | Презентация №15, карточки | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
5 | | Итоговое занятие | 1 | | | | |
| 34 | Итоговое занятие. Конкурс знатоков. Защита проектов. | 1 | | | Словари, рабочие материалы | Практическое занятие. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
_________ Омельчук И.А.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по кружку «Юный исследователь» учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Черемисиной Елены Николаевны. Программа утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской (протокол от 31.08.2017 года №1).
Раз- дел | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Коли-чест- во часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
1 | | Словообразование («Строим слова») | 6 | | | | |
| 1 | С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования. | 1 | | | Презентация №1, словарь | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах. |
| 2 | Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. | 1 | | | Рабочие материалы, карточки | Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. |
| 3 | Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? | 1 | | | Карточки | Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам. Проблемные задания с опознавательной функцией. Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней |
| 4 | Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. | 1 | | | Этимологический словарь | Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа . Обогащение словарного запаса учащихся |
| 5 | От чего зависит выбор словообразования? | 1 | | | Карточки | Практическое занятие Игра «Грамматическое лото» Обогащение словарного запаса учащихся |
| 6 | «Цепная реакция» аффиксов. | 1 | | | Презентация №2 | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
2 | | Лексика («Тайны русского слова») | 10 | | | | |
| 7 | Омонимические ловушки. | 1 | | | Словари | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Грамматические игры. Шарады. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам |
| 8 | От чего зависит значение новообразований? | 1 | | | Словари | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению новообразований. |
| 9 | Стилистические, оценочные и выразительные свойства. | 1 | | | Рабочие материалы, карточки | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 10 | Случайно ли ударение на новообразовании? | 1 | | | Презентация №3 | Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении. |
| 11 | Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений. | 1 | | | Словари, карточки-задания | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Работают с карточками-заданиями |
| 12 | Загадки занимательных историй. | 1 | | | Карточки, рабочие материалы | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 13 | Тайна моего имени | 1 | | | Презентация №4, словари | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. |
| 14 | Есть ли у животных отчества? | 1 | | | Словари, рабочие материалы | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Работа над проектом. Стремление к речевому самосовершенствованию. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 15 | Капризы рода. | 1 | | | Презентация № 5, тексты художественных произведений, словарь В.И. Даля | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 16 | Интерес вокруг женских наименований. | 1 | | | Тексты художественных произведений | Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода |
3 | | Омонимичные части речи | 3 | | | | |
| 17 | Как правильно: половина первого или полпервого? | | | | Тексты художественных произведений, словарь В.И. Даля | Расширение и систематизация научных знаний о языке. Анализ художественных текстов. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 18 | Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. | | | | Словари , презентация №6 | Расширение и систематизация знаний об омонимах, омографах, омофонах. Практическая работа со словарями. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 19 | Приложение- особый вид определения. | | | | Карточки-задания, тексты художественных произведений | Расширение и систематизация знаний о приложении. Сообщения учащихся. Лекция учителя. Работают с карточками-заданиями. Анализ художественных текстов |
4 | | Морфология ( «Увлекательные части речи») | 10 | | | | |
| 20 | Определение частей речи. | | | | Презентация №7, словари | Лекция учителя. Работа с презентацией . Игра-соревнование. «Поиск слов в словарях», справочниках . Расширение и систематизация знаний о частях речи. |
| 21 | Слова состояния и наречия, их морфемный состав. | | | | Презентация №8 | Лекция учителя. Работа с презентацией . Овладение основными ресурсами морфологии. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 22 | Решение текстовых задач. | | | | Тексты художественных произведений | Анализ художественных текстов. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 23 | Работа со словообразовательным и морфемным словарями. | | | | Словари, карточки | Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 24 | Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Их морфемный состав. | | | | Презентация №9 | Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях, кратких прилагательных и причастиях. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 25 | Наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав. | | | | Словари, рабочие материалы | Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях и прилагательных в сравнительной степени. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 26 | Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав. | | | | Рабочие материалы, карточки-задания | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 27 | Закрепление знаний о наречиях с приставками и их отличии от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами | | | | Рабочие материалы, карточки-задания | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 28 | Отличие наречий от омонимичных частей речи. | | | | Словари | Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях. Отличие наречий от омонимичных частей речи. . Практическая работа со словарями. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 29 | Работа со словообразовательным и морфемным словарями. | | | | Словари | Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
5 | | Этимология («Откуда к нам пришли слова?») | 3 | | | | |
| 30 | Словообразование и этимология. | | | | Рабочие материалы | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах |
| 31 | Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. | | | | Презентация №10 | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
| 32 | Работа со словарями. | | | | Словари, рабочие материалы | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам |
6 | | ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | 2 | | | | |
| 33 | Итоговое занятие. Конкурс знатоков. | | | | Словари, карточки задания, тексты произведений | Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 34 | Итоговое занятие. Защита проектов. | | | | Словари | Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка |