СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование кружка "Юный исследователь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по кружку «Юный исследователь» учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской  Черемисиной Елены Николаевны.  Программа утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской (протокол от 31.08.2017 года №1).

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование кружка "Юный исследователь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Омельчук И.А.

31 августа 2017 года



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по кружку «Юный исследователь»


Класс 7


Учитель Черемисина Елена Николаевна


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по кружку «Юный исследователь» учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Черемисиной Елены Николаевны. Программа утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской (протокол от 31.08.2017 года №1).


Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).












7 класс



Раз-

дел

п/п


Содержание

(разделы, темы)

Коли-чест-

во часов

Дата проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

1


Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)


6






1

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты


1



Презентация№1

Лекция учителя, работа с презентацией.

Творческая мастерская

Самостоятельная работают с информационными карточками. Составляют карточки с рисуночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников.

Воспитание интереса к изучению русского языка

1.Создатели славянской азбуки

2. История одной буквы

3. Алфавит будущего


2

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

1



Презентация№2

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

Представление о языке как о явлении национальной культуры с собственной историей



3

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года


1



Презентация №3

Лекция учителя, работа с презентацией

Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита


4

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.


1



Карточки

Рассказ учителя

Работают с информационными карточками

Воспитание интереса к изучению русского языка


5

Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии.

1



карточки

Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами.

Практикуются в расшифровке и зашифровке слов


6

Обойдемся ли мы без алфавита?

Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)


1



Словари

Беседа о практическом значении алфавита

Игра-соревнование

«поиск слов в словарях», справочниках

Представление о практической необходимости алфавита

2


Фонетика. («Секреты устной речи»)

5






7

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.

1



Презентация №4

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика»

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

Формирование представления о единстве и взаимосвязи фонетики и орфографии как самостоятельных языковых областей


8

Так говорят наши бабушки.

1



Рабочие материалы

Знакомство с особенностями говоров старожилов станицы Архангельской. «А как у вас говорят?» Играют в игру «Угадай словечко»


9

Интонация. Роль интонации .Оформление интонационных особенностей на письме


1




Лекция учителя

Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений

Формирование умения использовать интонационное богатство русской речи


10

Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Краснодарского края.

1



Презентация №5

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученых. Игра «угадай словечко».

Расширение и систематизации знаний учащихся о знаменитых людях региона, внесших значительный вклад в науку и культуру области


11

Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов


1



Карточки

Учимся слушать. «Окаем или акаем»?

Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора

Формирование умения прислушиваться к речи окружающих, воспитание речевой культуры, интереса к языковому наследию

3


Лексика («Тайны русского слова»)

15






12

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.


1



Словари

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады.

Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища. Как они появляются.


13

Что в имени тебе моем? Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях».

1



Словари

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение.


14

Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

1



Художественные тексты

Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода


15

О чем рассказали названия… Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков.


1



Словарь топонимов

Лекция, беседа. Практическая работа со Словарем топонимов. Этимология названий окружающих нас станиц.

Работа над составлением словарика топонимов.

Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, выраженного в топонимике

1.История названия моего села (деревни)

2. Как у наших улиц появились названия?


16

Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России

Особенности говоров нашей местности.


1



Презентация №6

Рабочие материалы

Учимся слушать. Диалектные слова Краснодарского края . Диалектные слова наши станиц. Особенности говоров нашей местности. Лекция учителя . Работают по составлению «Сборника диалектных слов станицы Архангельской». Игры. «Лингвистическое лото». Формирование ответственности за языковую культуру родного края как общечеловеческую ценность


17

Удивительный мир русской фразеологии.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.


1



Словари фразеологизмов, рабочие материалы учащихся

Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов. Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

Овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; приобретение опыта использования их в речевой практики, стремление к речевому самосовершенствованию

1.Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

2. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?


18

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.

1



Презентация №7, художественные произведения

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


19

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе


1



Презентация №8, словари

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


20

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова.


1



Презентация №9, словарь «Живого великорусского языка» В.И. Даля

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


21

Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.


1



Презентация №10, словарь «Живого великорусского языка» В.И. Даля

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


22

Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака? Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований.

1



Презентация №11

Лекционный материал. Работа презентацией.

Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.


23

Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов

1



Рабочие материалы

Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


24

Поезд истории . Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

1



Словари

Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении.



25

В гостях у братьев-месяцев. Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой


1



Презентация №12

Лекция учителя. Работа с презентацией.

Анализируют древние названия месяцев, вникают в этимологию слов.

Воспитание интереса к историческому прошлому языка


26

Жизнь слова в художественном тексте. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.

1



Презентация №13, карточки

Работа с презентацией.

Работают с карточками-заданиями, определяют виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией.

Приобретение опыта анализа языковых особенностей художественного текста, его красоты и богатства

4


Словообразование («Строим слова»)


7






27

Из чего состоит слово. Состав слова. Морфема.


1



Презентация №14,

Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах


28

Загадки слов. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

1



Рабочие материалы

Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. «Сборник частушек» (по материалам, собранным от старожилов)


29

История о «глокой куздре». Грамматическое значение слова.


1



Словари

Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам.

Проблемные задания с опознавательной функцией.

Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней


30

Морфемы-иностранки. Морфемы иноязычного происхождения.


1



Словари, карточки

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

Обогащение словарного запаса учащихся


31

Смотри в корень. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова


1



Словарь

Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа .

Обогащение словарного запаса учащихся


32

Морфемы-труженики. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов


1



Карточки, рабочие материалы, словари

Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов. Практическая работа. Задания с опознавательной функцией. Задачи с объяснительной функцией


33

Как образуются слова? Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка.

1



Презентация №15, карточки

Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…


5


Итоговое занятие

1






34

Итоговое занятие. Конкурс знатоков. Защита проектов.

1



Словари, рабочие материалы

Практическое занятие.






МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Омельчук И.А.

31 августа 2017 года



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по кружку «Юный исследователь»


Класс 8


Учитель Черемисина Елена Николаевна


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по кружку «Юный исследователь» учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Черемисиной Елены Николаевны. Программа утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской (протокол от 31.08.2017 года №1).


Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).













8 класс

Раз-

дел

п/п


Содержание

(разделы, темы)

Коли-чест-

во часов

Дата проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

1


Словообразование («Строим слова»)

6






1

С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования.

1



Презентация №1, словарь

Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах.


2

Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов.

1



Рабочие материалы, карточки

Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования.


3

Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? 

1



Карточки

Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам.

Проблемные задания с опознавательной функцией.

Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней


4

Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. 


1



Этимологический словарь

Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа .

Обогащение словарного запаса учащихся


5

От чего зависит выбор словообразования?


1



Карточки

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

Обогащение словарного запаса учащихся


6

«Цепная реакция» аффиксов.

1



Презентация №2

Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…

2


Лексика («Тайны русского слова»)


10






7

Омонимические ловушки.

1



Словари

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам


8

От чего зависит значение новообразований?

1



Словари

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению новообразований.


9

Стилистические, оценочные и выразительные свойства.


1



Рабочие материалы, карточки

Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


10

Случайно ли ударение на новообразовании?

1



Презентация №3

Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении.


11

Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.


1



Словари, карточки-задания

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Работают с карточками-заданиями


12

Загадки занимательных историй.

1



Карточки, рабочие материалы

Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


13

Тайна моего имени


1



Презентация №4, словари

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение.


14

Есть ли у животных отчества?

1



Словари, рабочие материалы

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Работа над проектом. Стремление к речевому самосовершенствованию. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


15

Капризы рода.


1



Презентация № 5, тексты художественных произведений, словарь В.И. Даля

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


16

Интерес вокруг женских наименований.

1



Тексты художественных произведений

Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода

3


Омонимичные части речи

3






17

Как правильно:  половина первого или полпервого? 




Тексты художественных произведений, словарь В.И. Даля

Расширение и систематизация научных знаний о языке. Анализ художественных текстов. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Стремление к речевому самосовершенствованию.


18

Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. 




Словари , презентация №6

Расширение и систематизация знаний об омонимах, омографах, омофонах. Практическая работа со словарями. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


19

Приложение- особый вид определения.




Карточки-задания, тексты художественных произведений

Расширение и систематизация знаний о приложении. Сообщения учащихся. Лекция учителя. Работают с карточками-заданиями. Анализ художественных текстов

4


Морфология ( «Увлекательные части речи»)


10






20

Определение частей речи.




Презентация №7, словари

Лекция учителя. Работа с презентацией . Игра-соревнование. «Поиск слов в словарях», справочниках . Расширение и систематизация знаний о частях речи.


21

Слова состояния и наречия, их морфемный состав.




Презентация №8

Лекция учителя. Работа с презентацией . Овладение основными ресурсами морфологии. Стремление к речевому самосовершенствованию.


22

Решение текстовых задач.




Тексты художественных произведений

Анализ художественных текстов. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


23

Работа со словообразовательным и морфемным словарями.




Словари, карточки

Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры.

Расширение и систематизация научных знаний о языке.


24

Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Их морфемный состав.




Презентация №9

Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях, кратких прилагательных и причастиях. Овладение основными ресурсами морфологии.


25

Наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав.




Словари, рабочие материалы

Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях и прилагательных в сравнительной степени. Овладение основными ресурсами морфологии.


26

Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав.




Рабочие материалы, карточки-задания

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии.


27

Закрепление знаний о наречиях с приставками и их отличии от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами




Рабочие материалы, карточки-задания

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии.


28

Отличие наречий от омонимичных частей речи.




Словари

Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях. Отличие наречий от омонимичных частей речи. . Практическая работа со словарями. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


29

Работа со словообразовательным и морфемным словарями.




Словари

Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры.

Расширение и систематизация научных знаний о языке.

5


Этимология («Откуда к нам пришли слова?»)


3






30

Словообразование и этимология.





Рабочие материалы

Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах


31

Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда.




Презентация №10

Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…


32

Работа со словарями.




Словари, рабочие материалы

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам

6


ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

2






33

Итоговое занятие. Конкурс знатоков.




Словари, карточки задания, тексты произведений

Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


34

Итоговое занятие. Защита проектов.




Словари

Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!