Данная рабочая программа по литературе составлена на основе авторской Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин).
Учебник «Литература 7 класс» в 2-х частях. Авторы В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, издательство «Просвещение», 2014г.
Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 68 часов годовых, 2 часа в неделю (34 учебных недель)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Литература как искусство слова
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
Русский фольклор
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.
Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе
Литература XVIII века
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор)
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки.
Средства создания образа идеального монарха.
Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»).
Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: устное сочинение
Театр европейского классицизма
Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
Литература XIX века
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга.
«Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы: художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведения.
М.Ю. Лермонтов
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия
Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге.
Повесть «Шинель»
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести.
Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
И.С. Тургенев. Слово о писателе.
Рассказы: «Хорь и Калиныч», «Певцы»
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе»
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Н.А. Некрасов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
М.Е. Салтыков-Щедрин.Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик»
Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Н.С. Лесков. Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы
А.А. Фет. Слово о поэте.
Стихотворение «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой»
«Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
А.П. Чехов. Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон», « Смерть чиновника».
Особенности авторской позиции в рассказах. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажей и авторским отношением к ним. Сатирический пафос произведений.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Литература ХХ века
М. Горький. Слово о писателе.
Повесть «Детство»
Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
И.А. Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Кукушка».
Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы расска¬за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. Куприн
Рассказ «Куст сирени», «Allez». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
В.В. Маяковский. Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение
С.А. Есенин
Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
И.С. Шмелёв
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. Пришвин
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. Паустовский
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе.
Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского.
Поэма «Василий Теркин».
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Б.Л. Васильев
Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. Шукшин. Слово о писателе.
Рассказ «Микроскоп».
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Краткие сведения об авторе.
Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь…», «Люблю, — но реже говорю об этом…». Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.
«Планета людей»».
Своеобразие жанра очерка. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Ответственность как основа человеческих отношений. Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | УНТ | 8 |
3 | Древнерусская литература | 2 |
4 | Литература 18 века | 30 |
5 | Литература 19 века | 24 |
6 | Зарубежная литература | 3 |
| Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
(_2__часа в неделю - _68__ часов в год)
№ | Дата | Название раздела Тема урока |
план | факт |
1 | 01.09 | | Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь…» |
2 | 06.09 | | УНТ (7ч) Предания |
3 | 08.09 | | Былины и их исполнители |
4 | 13.09 | | Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» |
5 | 15.09 | | Внеклассное чтение №1 Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» (Подг. к кл. соч.) |
6 | 20.09 | | Контрольное сочинение №1 (кл) Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря» |
7 | 22.09 | | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос |
8 | 27.09 | | Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса |
9 | 29.09 | | Пословицы и поговорки |
10 | 04.10 | | Древнерусская литература (2ч) «Повесть временных лет» |
11 | 06.10 | | Повесть «О Петре и Февронии Муромских» |
12 | 11.10 | | Из русской литературы 18 века (2ч) Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, его стихами, с реформой о языке |
13 | 13.10 | | Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, его сатирическими произведениями |
14 | 18.10 | | Из русской литературы 19 века (27ч) Творчество А.С. Пушкина |
15 | 20.10 | | Отрывок из поэмы «Медный всадник» |
16 | 2.10 | | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
17 | 27.10 | | А.С. Пушкин «Борис Годунов» |
18 | 08.11 | | Повесть «Станционный смотритель» |
19 | 10.11 | | Главные герои повести |
20 | 15.11 | | Композиция повести, художественные особенности |
21 | 17.11 | | Подготовка к домашнему сочинению. Домашнее сочинение №1 (тема по выбору учителя) |
22 | 22.11 | | Внеклассное чтение №2. Лирика А.С. Пушкина (наизусть по выбору учащихся) |
23 | 24.11 | | М.Ю. Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова» Анализ 2 и 3 частей «Песни…..» |
24 | 29.11 | | Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива» |
25 | 01.12 | | Внеклассное чтение №3 Лирика М.Ю. Лермонтова (наизусть по выбору учащихся) |
26 | 06.12 | | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием, героями, бытом |
27 | 08.12 | | Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи. |
28 | 13.12 | | «Тарас Бульба». Анализ 7-12 глав. Психологический облик героев |
29 | 15.12 | | Значение товарищества и братства запорожцев |
30 | 20.12 | | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы |
31 | 22.12 | | И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Мастерство писателя в описании природы, создании портретной характеристики |
32 | 27.12 | | Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» Роль стихотворений в нравственном воспитании |
33 | 29.12 | | А.К. Толстой «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Главные герои, композиция, художественные особенности |
34 | 10.01 | | Н.А. Некрасов. О поэме «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда» |
35 | 12.01 | | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Главные герои, композиция, художественные особенности |
36 | 17.01 | | Л.Н. Толстой «Детство». Главные герои повести «Детство». Композиция, художественные особенности |
37 | 19.01 | | Главы «Классы», «Детство» из повести Л.Н. Толстого. Мотивы и причины поступков героев |
38 | 24.01 | | А.П. Чехов «Хамелеон». Краткость, простота, точность авторского языка «Злоумышленник». Психологизм рассказа |
39 | 26.01 | | Внеклассное чтение №4. Рассказы А.П. Чехова («Тоска», «Хирургия») |
40 | 31.01 | | Контрольное сочинение (классное) №2 Творчество А.П. Чехова |
41 | 02.02 | | «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе |
42 | 07.02 | | Произведения русских писателей 20 века (19 ч) И.А. Бунин «Цифры». Влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя |
43 | 09.02 | | М. Горький. Повесть «Детство». Главные герои повести, художественные особенности |
44 | 14.02 | | Характеристика героев повести, портретные характеристики |
45 | 16.02 | | Роль деталей в описании героев |
46 | 21.02 | | Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Главный герой, художественные особенности |
47 | 28.02 | | Подготовка к домашнему сочинению по образу Данко Домашнее сочинение №2 |
48 | 02.02 | | Л.Н. Андреев «Кусака». Главные герои, композиция, художественные особенности |
49 | 03.03 | | В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…» Творчество поэта, художественные особенности стихотворения |
50 | 07.03 | | Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Тема и идея произведения, точность и образность языка |
51 | 14.03 | | А.П. Платонов «Юшка». Художественные особенности произведения |
52 | 16.03 | | А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа |
53 | 21.03 | | «В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека |
54 | 23.03 | | Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль». Знакомство с произведениями Б.Л. Пастернака |
55 | 04.04 | | А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…» |
56 | 06.04 | | Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади». Художественные особенности, знакомство с произведением |
57 | 11.04 | | Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Заботливое отношение к природе |
58 | 13.04 | | Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Психологические портреты персонажей |
59 | 18.04 | | Д.С. Лихачёв «Земля родная». Художественные особенности произведения |
60 | 20.04 | | М.М. Зощенко. Рассказ «Беда». Сатирическая направленность рассказа |
61 | 25.04 | | «Тихая моя Родина…»(2ч) Стихотворения русских поэтов о природе. В.Брюсов, Ф. Сологуб. Художественные средства и приёмы поэтов - пейзажистов |
62 | 27.04 | | С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Художественные средства и приёмы поэтов - пейзажистов |
63 | 04.05 | | Песни на стихи русских поэтов 20 века(1 ч) И. А. Гофф, Б. Окуджава, А. Вертинский |
64 | 11.05 | | Контрольная работа№1 (творчество поэтов и писателей 20 века) |
65 | 16.05 | | Из литературы народов России (1 ч) Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...». Знакомство с лирикой дагестанского поэта |
66 | 18.05 | | Зарубежная литература(3 ч) Р. Бернс «Честная бедность», Дж. Гордон Байрон, |
67 | 23.05 | | Японские трёхстишия (Хокку) |
68 | 25.05 | | О, Генри «Дары волхвов». Р. Брэдбери «Каникулы» |