СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование (Литературное чтение 3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит пояснительную записку и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование (Литературное чтение 3 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3»

муниципального образования « город Десногорск» Смоленской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ № 3»

____________Р.И.Сотник

Приказ № ­­____ от _______2017 г.




Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 класса на 2017-2018 учебный год

Куртенковой Юлии Семеновны,

учителя начальных классов


Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано

Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н.Криворотова

учителей начальных классов Принято педсоветом

__________ С.А.Басаримова Протокол № ______ от ___.08.2017 г.

Протокол № _____ от ___ .08.2017 г.





Десногорск

2017















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для   3   класса составлена на основе ФГОС   НОО, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы   начального общего образования по литературному чтению и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной   «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2017)

Программу обеспечивают:

  1. Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4. М.: Просвещение. 2011.

  2. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2017.

  3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс (к учебнику Л.Ф. Климановой). М.:ВАКО. 2017 г.

Программа рассчитана на 119 часов учебного времени (из расчёта 3,5 учебных часа в неделю).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно­стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен­ной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к дру­гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания.


У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обу­чения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действ в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и зада ми, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.


У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлении о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематиче­ски чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поиско­вое): умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться спра­вочными источниками;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарем

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина.

Поэтическая тетрадь 1

Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие русские писатели

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1

Саша Черный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2

С.Я.Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л.Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Еще мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р.Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.


Основные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Основные виды деятельности учащихся


  • Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

  • Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

  • Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

  • Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока


Кол-во часов

Дата

Самое великое чудо на свете (5 ч).

1

Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела.

1


2

Рукописные книги Древней Руси.

1


3

Первопечатник Иван Федоров.

1


4

Урок – путешествие в прошлое.

1


5

Входная комплексная проверочная работа



Устное народное творчество (14 ч).

7

Знакомство с названием раздела.

Русские народные песни.

1



8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1


9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1


10

Русская народная сказка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2


11-12

Русская народная сказка

«Иван – царевич и Серый Волк».

2


13-14

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

2



15

Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин

1

16

КВН. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

1


17

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество».

1


Поэтическая тетрадь 1 (11 ч).

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1


19

Знакомство с названием раздела. Как научиться читать стихи.

1


20

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1


21

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1


22

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

«Зреет рожь над жаркой нивой…».

1


23

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

1


24

И. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1


25

Путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1




Великие русские писатели (24 ч).

26

Знакомство с названием раздела.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1



27

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1


28

А. Пушкин «Зимнее утро».

1


29

А. Пушкин «Зимний вечер».

1


30-31

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

2


32

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1


33

И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1


34

И. Крылов «Мартышка и Очки».

1


35

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1


36

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1


37

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1


38

М. Лермонтов «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…».

1


39

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

1


40

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1


41


Л. Толстой «Акула», «Прыжок».

1



42

Л. Толстой «Лев и собачка».

1


43

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря? Сравнение текстов.

1


44

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1


45

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

1


Поэтическая тетрадь 2 (6 ч).

46

Знакомство с названием раздела.

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

1



47

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1


48

К. Бальмонт «Золотое слово».

1


49

Стихи И. Бунина.

1


50

Урок – обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1


Литературные сказки (8 ч).

51

Знакомство с названием раздела.

Д. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).



52

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий хвост»

1


53-54

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

2



55

В. Одоевский «Мороз Иванович».

2



56

Контрольная работа за 1 полугодие.

1


Были – небылицы (10 ч)

57

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1


58

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2



59-60

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

2



61

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Обобщение.

1


62

А. Куприн «Слон».

2



63

А. Куприн «Слон». Обобщение

1


64

Оценка достижений. Обобщение по разделу.

1


65

Урок – путешествие по разделу «Были – небылицы».

1


Поэтическая тетрадь 1 (6 ч).

66

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

1


67

С. Черный «Воробей», «Слон».

1


68

А. Блок «Ветхая избушка».

1


69

А. Блок «Сны», «Ворона».

1


70

С. Есенин «Черемуха».

1


71

Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1


Люби живое (16 ч).

72

Знакомство с названием раздела.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

1

1


73-74

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

2



75

В. Белов «Малька провинилась».

1


76

В. Белов «Еще раз про Мальку».

1


77-78

В. Бианки «Мышонок Пик».

2



79-80

Б. Житков «Про обезьянку».

2



81

В. Дуров «Наша Жучка».

1


82

В. Астафьева «Капалуха».

1


83

В. Драгунский «Он живой и светится…».

1


84

Урок – конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

1


85

Проверочная работа по разделу «Люби живое».

1


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч).

86

Знакомство с названием раздела.

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».


1


87

А. Барто «Разлука».

1


88

А. Барто «В театре».

1


89

С. Михалков «Если», «Рисунок».

1


90

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1


91

«Крестики – нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1


92

Оценка достижений.

1


Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч).

93

Знакомство с названием раздела.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1


94-95


А. Платонов «Цветок на земле».

2


96-97

А. Платонов «Еще мама».

2


98

М. Зощенко «Золотые слова».

1


99

М. Зощенко «Великие путешественники».

1


100

Н. Носов «Федина задача».

1


101

Н. Носов «Телефон».

1


102

В. Драгунский «Друг детства».

1


103

Урок - конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1


По страницам детских журналов (8 ч).

104

Знакомство с названием раздела.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1



105

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1


106

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1


107

Г. Остер «Вредные советы».

1


108

Г. Остер «Как получаются легенды».

1


109

Р. Сеф «Веселые стихи».

1


110

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Обобщающий урок.

1


Зарубежная литература (8 ч).

111

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1


112, 113

Мифы Древней Греции.

1


114

Итоговая контрольная работа

1


115-117

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок».

2


118

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

1


119

«Брейн – ринг». Обобщающий урок за курс 3 класса.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!