№ п/п | Тема урока | Коли чество часов | Тип урока | Элементы содержания | Внутрипредметные и межпредметные связи | Виды и формы контроля | Сроки проведения |
План | Факт | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч) |
1 | Предмет астрономии. | 1 | Усвоение нового материала. | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной | География: знание о строении Вселенной | Вводный. Фронтальный опрос. | | | |
2 | Наблюдения — основа астрономии | | Усвоение нового материала. | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия | География: знание о строении Вселенной | Текущий. Фронтальный опрос. | | | |
Практические основы астрономии (5 ч) |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени | География: знание о строении Вселенной | Вводный. Фронтальный опрос. | | | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации | | Текущий. Взаимопроверка | | | |
5 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Эклиптика и зодиакальные созвездия. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах | | Текущий. Фронтальный опрос. | | | |
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Предвычисление будущих затмений | | Тематический. Самостоятельная работа. | | | |
7 | Время и календарь. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль | | Текущий. Развёрнутый ответ. | | | |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
8 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | Усвоение нового материала. | Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира | География: знание о строении Вселенной | Вводный. Фронтальный опрос. | | | |
9 | Конфигурации планет. Синодический период. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет | | Текущий. Индивидуальный опрос. | | | |
10 | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Три закона Кеплера. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. | | Текущий. Развёрнутый ответ. | | | |
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы | | Тематический. Самостоятельная работа. | | | |
12 | Практическая работа с планом Солнечной системы. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год | | Текущий. Взаимопроверка. | | | |
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы | | Текущий. Физический диктант. | | | |
14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. | Литература: проведение информационно-смыслового анализа текста | Текущий. Развёрнутый ответ. | | | |
Природа тел Солнечной системы (3 ч) |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | Усвоение нового материала. | Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы | Литература: проведение информационно-смыслового анализа текста | Вводный. Взаимопроверка. | | | |
16 | Земля и Луна - двойная планета. | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны | История: знакомство с историей изучения космоса | Текущий. Фронтальный опрос. | | | |
17 | Природа планет земной группы | 1 | Повторение. Усвоение нового материала | Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе | Литература: умение грамотно отвечать на поставленный вопрос | Текущий. Индивидуальный опрос. | | | |