А | Б |
Тема1. Общий обзор организма человека – 6 часов |
1 | 05.09 | | | Биологическая и социальная природа чело- века. Науки об организме человека | Изучение нового материала | Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями Знать органы и системы органов. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма Уметь применять полученные знания при решении практических заданий | Текущий |
2 | 07.09 | | | Структура тела. Место человека в живой природе | Комбинированный урок | Текущий |
3 | 12.09 | | | Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | Изучение нового материала | Тематический Л.р. |
4 | 14.09 | | | Ткани. Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | Комбинированный урок | Лабораторная работа |
5 | 19.09 | | | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» | Комбинированный урок | Текущий |
6 | 21.09 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 2.Опорно-двигательная система 8 часов |
7 | 26.09 | | | Скелет. Строение, состав и типы соединение костей Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа №4 «Состав костей» | Изучение нового материала | Знать особенности строения скелета. Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания первой помощи при травмах и в практической деятельности. Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни. | |
8 | 28.09 | | | Скелет головы и скелет туловища | Комбинированный урок | Текущий |
9 | 03.10 | | | Скелет конечностей . Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | Комбинированный урок | Текущий |
10 | 05.10 | | | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | Комбинированный урок | Текущий |
11 | 10.10 | | | Мышцы человека Практическая работа «Изучение расположения мышц головы» | Изучение нового материала | Текущий |
12 | 12.10 | | | Работа мышц | Комбинированный урок | Текущий |
13 | 17.10 | | | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы | Изучение нового материала | Текущий |
14 | 19.10 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма 9 часов |
15 | 24.10 | | | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Изучение нового материала | Знать признаки биологических объектов. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения Знать виды иммунитета, его проявления. Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Текущий |
16 | 26.10 | | | Иммунитет | Комбинированный урок | Текущий |
17 | 07.11 | | | Тканевая совместимость и переливание крови | Комбинированный урок | Текущий |
18 | 09.11 | | | Строение и работа сердца | Изучение нового материала | Текущий |
19 | 14.11 | | | Круги кровообращения | Комбинированный урок | Текущий |
20 | 16.11 | | | Движение лимфы Практическая работа №3 «Изучение явления кислородного голодания» | Комбинированный урок | Текущий |
21 | 21.11 | | | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | Изучение нового материала | Текущий |
22 | 23.11 | | | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | Комбинированный урок | Текущий |
23 | 28.11 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровь и кровообращение» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 4. Дыхательная система -5 часов |
24 | 30.11 | | | Значение дыхания. Органы дыхания | Изучение нового материала | Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды Уметь применять на практике полученные знания | Текущий |
25 | 05.12 | | | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Комбинированный урок | Текущий |
26 | 07.12 | | | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа №5 «Измерение обхвата грудной клетки» | Комбинированный урок | Текущий |
27 | 12.12 | | | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | Комбинированный урок | Текущий |
28 | 15.12 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхание» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 5 Пищеварительная система 8 часов |
29 | 19.12 | | | Значение и состав пищи. | Изучение нового материала | Знать о роли питательных веществ в организме. Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые продукты Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма Уметь применять на практике полученные знания | Текущий |
30 | 21.12 | | | Органы пищеварения. Практическая работа №4 «Определение места положения слюнных желез» | Изучение нового материала | Текущий |
31 | 26.12 | | | Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов на крахмал» | Комбинированный урок | |
32 | 11.01 | | | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения | Комбинированный урок | Текущий |
33 | 16.01 | | | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Комбинированный урок | Текущий |
34 | 18.01 | | | Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения. Профилактика | Комбинированный урок | Текущий |
35 | 23.01 | | | Обобщение и систематизация по теме «Пищеварение» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 6. Обмен веществ и энергии- 3 часа |
36 | 25.01 | | | Обменные процессы в организме | Изучение нового материала | Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме | Текущий |
37 | 30.01 | | | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов | Комбинированный урок | Текущий |
38 | 01.02 | | | Витамины | Комбинированный урок | Текущий |
Тема7 Мочевыделительная система-2 часа |
39 | 06.02 | | | Строение и функции почек | Изучение нового материала | Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек. Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | Текущий |
40 | 08.02 | | | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Комбинированный урок | Текущий |
Тема 8. Кожа- 4 часа |
41 | 13.02 | | | Кожа. Значение и строение кожи | Изучение нового материала | Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики Уметь применять на практике полученные знания | Текущий |
42 | 15.02 | | | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. | Комбинированный урок | Текущий |
43 | 20.02 | | | Оказание пер- вой помощи при тепловом и солнечном ударах | Комбинированный урок | Текущий |
44 | 22.02 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 9 . Эндокринная и нервная системы- 7 часов |
45 | 27.02 | | | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | Изучение нового материала | Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс». Уметь составлять схему рефлекторной дуги Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы Знать особенности строения и функции спинного мозга. Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма Знать особенности строения и функции головного мозга. Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма Уметь применять на практике полученные знания | Текущий |
46 | 01.03 | | | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Комбинированный урок | Текущий |
47 | 06.03 | | | Значение, строение и функционирование нервной системы | Изучение нового материала | Текущий |
48 | 08.03 | | | Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа № 5 «Штриховое раздражение кожи» | Комбинированный урок | Текущий |
49 | 12.03 | | | Строение и функции спинного мозга | Комбинированный урок | Текущий |
50 | 15.03 | | | Головной мозг: строение и функции Практическая работа №6 «Изучение функций отделов головного мозга» | Комбинированный урок | Текущий |
51 | 19.03 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Эндокринная и нервная система» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы 6 часов |
52 | 22.09 | | | Значение органов чувств и анализаторов | Изучение нового материала | Знать особенности строения органов чувств и анализаторов. Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений Знать заболевания органов зрения. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания | Текущий |
53 | 05.04 | | | Орган зрения и зрительный анализатор Практическая работа№7 «Исследование реакции зрачка на освещенность» Практическая работа № 8 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | Комбинированный урок | Текущий |
54 | 10.04 | | | Заболевания и повреждения глаз | Комбинированный урок | Текущий |
55 | 12.04 | | | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа №9 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | Изучение нового материала | |
56 | 17.04 | | | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Практическая работа № 10 «Исследование тактильных рецепторов» Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы» | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность- 6 часов |
57 | 19.04 | | | Врождённые и приобретённые формы поведения. | Изучение нового материала | Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма Знать основные виды биоритмов. Уметь объяснять значение сна для организма человека Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля». Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха | Текущий |
58 | 24.04 | | | Закономерности работы головного мозга | | Текущий |
59 | 26.04 | | | Биологические ритмы. Сон и его значение | Изучение нового материала | Текущий |
60 | 01.05 | | | Особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы | Изучение нового материала | Текущий |
61 | 03.05 | | | Воля и эмоции. Внимание | Комбинированный урок | Текущий |
62 | 08.05 | | | Работоспособность. Режим дня | Комбинированный урок | Текущий |
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма- 4 часа |
63 | 10.05 | | | Половая система человека | Изучение нового материала | Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение» Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека. Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Текущий |
64 | 15.05 | | | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | Комбинированный урок | Текущий |
65 | 17.05 | | | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | Комбинированный урок | Текущий |
66 | 22.05 | | | О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности | Комбинированный урок | Текущий |
67 | 24.05 | | | Итоговая проверочная работа по курсу биологии 8 класс | Комбинированный урок | |
68 | 28.05 | | | Подведение итогов. | Урок обобщения и систематизации знаний | |