СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии»



Календарно-тематическое планирование 5 класс

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды и форма контроля

План.

Факт.



Тема 1. Биология- наука о живом- 8 часов

1

04.09


Наука о живой природе.

Урок постановки учебной задачи

Личностные : формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

Метапредметные:

формирование умения видеть проблему, строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.

Предметные:

знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе Овладение правила-ми работы с биологическими прибора-ми; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.





Текущий

2

11.09


Свойства живого.

Урок решения учебной задачи

Текущий

3

18.09


Методы изучения природы.

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Текущий

4

25.09


Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


Урок-исследование.



Тематический

Л.р.

5

02.10


Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником


Тематический

Л.р.

6

09.10


Химический состав клетки.

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

Текущий

7

16.10


Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Текущий

8

23.10


Обобщающий урок по теме «Биология- наука о живом мире».

Великие естествоиспытатели.

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки


Тематический тест


Тема 2. Многообразие живых организмов 12 часов

9

06.11


Царства живой природы.

Урок постановки учебной задачи

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилак-тике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.




Текущий




10

13.11


Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Урок решения учебной задачи



Текущий

11

20.11


Значение бактерий в природе и жизни человека.

Урок формирования и первичного закрепления знаний.




Текущий

12

27.11


Царство Растений.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником



Текущий

13

04.12


Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растения»


Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-исследование.



Тематический

Л.р.

14

11.12


Царство Животных.

Урок формирования знаний.




Текущий


15

18.11


Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-исследование.

Тематический


Л.р.

16

25.12


Грибы.

Урок формирования знаний.

Текущий

17

15.01


Многообразие и значение грибов.

комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.




Текущий

18

22.01


Лишайники.

Урок формирования знаний.

Текущий

19

29.01


Значение живых организмов в природе и жизни человека.

комбинированный урок

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

Текущий

20

05.02


Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки

Тематический

Тест

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля-8 часов.

21

12.02


Среды жизни планеты Земля.

Урок постановки учебной задачи

комбинированный урок

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы

Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.

Умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).

Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.


22

19.02


Экологические факторы среды.

Урок решения учебной задачи

комбинированный урок

Урок формирования знаний.

23

26.02


Приспособления организмов к жизни в природе.

Комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


24

05.03


Природные сообщества.

Комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


25

12.03


Природные зоны России.

Урок формирования знаний.


26

19.03


Жизнь организмов на разных материках.

Урок формирования знаний.

Урок-игра

27

09.04


Жизнь организмов в морях и океанах.

Урок формирования знаний.

28

16.04


Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Урок контроля и оценки


Тема 4. Человек на планете Земля -6 часов

29

23.04


Как появился человек на Земле.

Урок формирования знаний.


Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

30

30.04


Как человек изменял природу.

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

31

07.05


Важность охраны живого мира планеты.

Урок формирования знаний

32

14.05


Сохраним богатство живого мира.


Урок формирования знаний.


33


21.05


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний.

34

28.05


Подведение итогов. Обсуждение заданий на лето.









Календарно- тематическое планирование по биологии 6 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

(на раздел)

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

Тема 1. Наука о растениях –ботаника- 4 часа

1

04.09


Введение. Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.



Урок открытия нового знания

Предметные:

Различать представителей царства растения

Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Различать и называть органоиды клеток растений, ткани.

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Текущий

2

11.09


Многообразие жизненных форм растений.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

3

18.09


Клеточное строение растений. Ткани растений

Урок общеметодологической направленности

Текущий

4

25.09


Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях- ботаника»

Урок общеметодологической направленности

Текущий


Тема 2. Органы растений -9 часов


5

02.10


Семя. Его строение, значение. Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли»

Урок- практикум

Предметные:

Различать и определять типы корневых систем, почек, простые и сложные листья.

Описывать строение семени, стебля, цветка, плодов

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения, процесс образования плода.

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Тематический.

Лабораторная работа

6

09.10


Условия прорастания семян.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

7

16.10


Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка»

Урок общеметодологической направленности

Текущий

8

23.10


Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Урок-практикум


9

06.11


Лист, его значение и строение

Урок общеметодологической направленности

Текущий

10

13.11


Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Урок-практикум


11

20.11


Цветок, его строение и значение

Урок общеметодологической направленности

Текущий

12

27.11


Плод, разнообразие и значение плодов.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

13

04.12


Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений»

Урок-рефлексии

Тематический.

Тест

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений -6 часов


14

11.12


Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений. Фотосинтез.


Урок общеметодологической направленности

Предметные:

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Называть основные черты, характеризующие роль растений.

Объяснять биологическую сущность полового и бесполого размножения

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Текущий

15

18.12


Дыхание и обмен веществ у растений.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

16

25.12


Размножение и оплодотворение у растений

Урок общеметодологической направленности

Текущий

17

15.01


Вегетативное размножение у растений. Лабораторная работа №4 «Черенкование комнатных растений»

Урок-практикум


18

22.01


Рост и развитие растений

Урок общеметодологической направленности

Текущий

19

29.02


Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Урок-рефлексии

Тематический.

Тест



Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира- 11 часов







20

05.02


Систематика растений, ее значение для ботаники.

Урок общеметодологической направленности

Предметные:

Приводить примеры названий различных растений

Выделять основные признаки класса Двудольные и однодольные

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Текущий

21

12.02


Водоросли, их разнообразие и значение в природе

Лабораторная работа №5 «Изучение строения водорослей»

Урок общеметодологической направленности

Текущий

22

19.02


Отдел Моховидные, общая характеристика и значение. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Урок-практикум


23

26.02


Плауны, хвощи, папоротники. Лабораторная работа №7 «Изучение строения папоротников»

Урок общеметодологической направленности

Текущий

24

05.03


Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 8 «Изучение строения голосеменных»

Урок-практикум


25

12.03


Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №9 «Изучение строения покрытосеменных»

Урок общеметодологической направленности

Текущий

26

19.03


Семейства класса Двудольные

Урок общеметодологической направленности

Текущий

27

09.04


Семейства класса Однодольные

Урок общеметодологической направленности

Текущий

28

16.04


Историческое развитие растительного мира.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

29

23.04


Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света



30

30.04


Обобщение и систематизация знаний по теме « Многообразие и развитие растительного мира»

Урок-рефлексии

Тематический.

Тест

Тема 5. Природные сообщества –2 часа

30

7.05


Понятие о природном сообществе Совместная жизнь организмов в сообществе

Урок общеметодологической направленности

Предметные:

Наблюдать природные явления

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество», причины смены природных сообществ

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Текущий

31

14.05


Смена природных сообществ. Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества»

Урок общеметодологической направленности

Текущий

Подведение итогов


32

21.05


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класс.

Урок рефлексии

Тематический.

Тест

33

28.05


Подведение итогов. Обсуждение заданий на лето.

Урок рефлексии























Календарно-тематическое планирование ,7 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

(на раздел)

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

Глава 1. Общие сведения о мире животных - 2 часа

1

05.09


Введение. Зоология- наука о животных. Животные и окружающая среда

Урок открытия нового знания

Предметные

Выявлять признаки и различия животных и растений

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов

Описывать формы влияния человека на животных

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,.

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; формировать преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Текущий

2

12.05


Классификация животных и основные систематические группы Влияние человека на животных.

Урок общеметодологической направленности

Текущий


Глава 2. Строение тела животных – 2 часа

3

19.09


Клетка. Ткани, органы, системы органов.

Урок общеметодологической направленности

Называть клеточные структуры животной клетки, называть типы тканей.

Текущий

4

26.09


Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест


Глава 3.Подцарство Простейшие- 2часа

5

03.10


Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы.

Урок общеметодологической направленности

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие,

Текущий

6

10.10


Тип Инфузории

Значение простейших

Обобщение и систематизация знаний по теме Подцарство Простейшие»


Урок-рефлексии

Тематический.

тест

Глава 4. Тип Кишечнополостные- 2 часа

7

17.10


Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

Урок общеметодологической направленности

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Выделять общие черты строения кишечнополостных, называть их представителей.

Текущий

8

24.10


Разнообразие кишечнополостных.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Кишечнополостные»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест

Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви- 4 часа

9

07.11


Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей

Урок общеметодологической направленности

Описывать основные признаки типа Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Называть представителей

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения.

Текущий

10

14.11


Тип Круглые черви. Общая характеристика, строение и размножение.


Урок общеметодологической направленности

Текущий

11

21.11


Тип Кольчатые черви Общая характеристика, строение и размножение.

Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»


Урок-практикум

Тематический.

Л.р.

12

28.11


Обобщение и систематизация знаний по теме « Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест


Глава 6 Тип Моллюски-3 часа

13

05.12


Общая характеристика моллюсков Класс Брюхоногие моллюски Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»


Урок-практикум

Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.

Тематический.

Л.р.

14

12.12


Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

Урок-рефлексии


Тематический.

тест


Глава 7 Тип Членистоногие- 4 часа

15

19.12


Тип Членистоногие Класс Ракообразные

Урок общеметодологической направленности

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

Текущий

16

26.12


Класс Паукообразные

Урок общеметодологической направленности

Текущий

17

16.01


Класс Насекомые. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение насекомого» Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Охрана насекомых


Урок-практикум

Тематический.

Л.р.

18

23.01


Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест


Глава 8.Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы- 3часа

19

30.01


Общая характеристика хордовых. Бесчерепные

Урок общеметодологической направленности

Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Характеризовать черты усложнения организации животных. Устанавливать систематическую принадлежность. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих.


Текущий

20

06.02


Черепные или позвоночные. Внешнее и внутреннее строение рыб. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Урок-практикум

Тематический.

Л.р.

21

13.02


Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб


Урок общеметодологической направленности

Текущий



Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибий-3 часа


22

20.02


Общая характеристика, среда обитания и строение тела земноводных

Урок общеметодологической направленности

Текущий

23

27.02


Разнообразие и значение земноводных

Урок общеметодологической направленности

Текущий

24

06.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «НадклассРыбы,КлассЗемноводные»


Урок-рефлексии

Тематический.

тест

Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии- 2 часа


25

13.03


Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся

Урок общеметодологической направленности

Текущий

26

20.03


Значение и происхождение пресмыкающихся

Урок общеметодологической направленности

Текущий

Глава 11. Класс Птицы-3 часа


27

03.04


Внешнее строение птиц. Опорно- двигательная система. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение птици. Строение перьев», №6 «Строение скелета птицы»

Урок-практикум

Тематический.

Л.р.

28

10.04


Внутреннее строение птиц.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

29

17.04


Разнообразие птиц. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест

Глава 12. Класс Млекопитающие- 3 часа


30

24.04


Внешнее и внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №7 «Строение скелета млекопитающих»

Урок-практикум

Тематический.

Л.р.

31

01.05


Размножение и развитие млекопитающих Основные группы млекопитающих

Урок общеметодологической направленности

Текущий

32

08.05


Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие»

Урок-рефлексии

Тематический.

тест

Глава 13. Развитие животного мира на Земле-1 час


33

15.05


Развитие животного мира на Земле

Урок общеметодологической направленности

Текущий

34

22.05


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса

Урок-рефлексии

Тематический.

тест








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ,8 КЛАСС



Дата

Тема

урока

Тип

урока

Планируемые

результаты

Формы

контроля

План

Факт

А

Б


Тема1. Общий обзор организма человека – 6 часов

1

05.09



Биологическая

и социальная

природа чело-

века. Науки об организме человека

Изучение нового материала


Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека

Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

Знать органы и системы органов.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Уметь применять полученные знания при решении практических заданий

Текущий

2

07.09



Структура тела. Место человека в живой природе

Комбинированный урок


Текущий

3

12.09



Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

Изучение нового материала


Тематический

Л.р.

4

14.09



Ткани. Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом»


Комбинированный урок


Лабораторная работа

5

19.09



Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»

Комбинированный урок


Текущий

6

21.09



Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека»

Урок обобщения и систематизации знаний



Тема 2.Опорно-двигательная система 8 часов

7

26.09



Скелет. Строение, состав и типы соединение костей

Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани»

Лабораторная работа №4 «Состав костей»


Изучение нового материала


Знать особенности строения скелета.

Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь

строения и функций костей

Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания

первой помощи при травмах и в практической деятельности.

Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни.




8

28.09



Скелет головы

и скелет туловища



Комбинированный урок


Текущий

9

03.10



Скелет конечностей .

Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Комбинированный урок


Текущий

10

05.10



Первая помощь

при травмах:

растяжении связок, вывихах суставов

и переломах костей

Комбинированный урок


Текущий

11

10.10



Мышцы человека

Практическая работа «Изучение расположения мышц головы»

Изучение нового материала


Текущий

12

12.10



Работа мышц


Комбинированный урок


Текущий

13

17.10



Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Изучение нового материала


Текущий

14

19.10



Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система»

Урок обобщения и

систематизации знаний


Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма 9 часов

15

24.10



Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Изучение нового материала


Знать признаки биологических объектов.

Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения

Знать виды иммунитета, его проявления.

Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний

Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье

Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца).

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца

Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ

Знать сущность биологического процесса лимфообразования.

Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Текущий

16

26.10



Иммунитет

Комбинированный урок


Текущий

17

07.11



Тканевая совместимость и переливание крови

Комбинированный урок


Текущий

18

09.11



Строение и работа сердца

Изучение нового материала


Текущий

19

14.11



Круги кровообращения

Комбинированный урок



Текущий

20

16.11



Движение лимфы

Практическая работа №3 «Изучение явления кислородного голодания»

Комбинированный урок


Текущий

21

21.11



Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Изучение нового материала


Текущий

22

23.11



Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

Комбинированный урок


Текущий

23

28.11



Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровь и кровообращение»

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема 4. Дыхательная система -5 часов

24

30.11



Значение дыхания. Органы дыхания


Изучение нового материала


Знать особенности строения дыхательной системы.

Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания

Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения

Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха,

его значение для жизни человека

Знать: меры профилактики

инфекционных и простудных заболеваний органов

дыхания; вредные привычки;

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Уметь применять на практике полученные знания

Текущий

25

05.12



Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Комбинированный урок


Текущий

26

07.12



Дыхательные

движения. Регуляция дыхания.

Практическая работа №5 «Измерение обхвата грудной клетки»

Комбинированный урок


Текущий

27

12.12



Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Комбинированный урок



Текущий

28

15.12



Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхание»

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема 5 Пищеварительная система 8 часов

29

19.12



Значение и состав пищи.

Изучение нового материала


Знать о роли питательных

веществ в организме.

Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые

продукты

Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения

Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике

Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Уметь применять на практике полученные знания

Текущий

30

21.12



Органы пищеварения. Практическая работа №4 «Определение места положения слюнных желез»

Изучение нового материала


Текущий

31

26.12



Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа №7 «Действие ферментов на крахмал»

Комбинированный урок



32

11.01



Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения


Комбинированный урок


Текущий

33

16.01



Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ


Комбинированный урок


Текущий

34

18.01



Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения. Профилактика

Комбинированный урок


Текущий

35

23.01



Обобщение и систематизация по теме

«Пищеварение»

Урок обобщения и систематизации знаний


Тема 6. Обмен веществ и энергии- 3 часа

36

25.01



Обменные процессы в организме

Изучение нового материала


Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии

Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

Знать: основные группы

витаминов и продукты, их

содержащие; роль витаминов в организме

Текущий

37

30.01



Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов


Комбинированный урок


Текущий

38


01.02



Витамины

Комбинированный урок


Текущий

Тема7 Мочевыделительная система-2 часа

39

06.02



Строение и функции почек

Изучение нового материала


Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме.

Образование первичной и вторичной мочи

Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек.

Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать

и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

Текущий

40

08.02



Предупреждение заболеваний почек.

Питьевой режим.

Комбинированный урок


Текущий

Тема 8. Кожа- 4 часа

41

13.02



Кожа. Значение и строение кожи

Изучение нового материала


Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

Уметь использовать приобретенные знания для

оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики

Уметь применять на практике полученные знания

Текущий

42

15.02



Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Роль кожи в теплорегуляции.

Комбинированный урок


Текущий

43

20.02



Оказание пер-

вой помощи при тепловом и солнечном ударах

Комбинированный урок


Текущий

44

22.02



Обобщение и систематизация знаний по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа»

Урок обобщения и систематизации знаний


Тема 9 . Эндокринная и нервная системы- 7 часов

45

27.02



Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Изучение нового материала


Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении

Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс».

Уметь составлять схему рефлекторной дуги

Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной

системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы

Знать особенности строения и функции спинного мозга.

Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма

Уметь применять на практике полученные знания

Текущий

46

01.03



Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Комбинированный урок


Текущий

47

06.03



Значение, строение и функционирование нервной системы


Изучение нового материала


Текущий

48

08.03



Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная регуляция

Практическая работа № 5 «Штриховое раздражение кожи»

Комбинированный урок


Текущий

49

12.03



Строение и функции спинного мозга


Комбинированный урок


Текущий

50

15.03



Головной мозг: строение и функции Практическая работа №6 «Изучение функций отделов головного мозга»


Комбинированный урок


Текущий

51

19.03



Обобщение и систематизация знаний по теме «Эндокринная и нервная система»

Урок обобщения и систематизации знаний


Тема 10. Органы чувств. Анализаторы 6 часов

52

22.09



Значение органов чувств и анализаторов

Изучение нового материала


Знать особенности строения органов чувств и анализаторов.

Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений

Знать заболевания органов зрения.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных

поступков на здоровье

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания

Текущий

53

05.04



Орган зрения и зрительный анализатор

Практическая работа№7 «Исследование реакции зрачка на освещенность»

Практическая работа № 8 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

Комбинированный урок


Текущий

54

10.04



Заболевания и повреждения глаз


Комбинированный урок



Текущий

55

12.04



Органы слуха

и равновесия. Их анализаторы

Практическая работа №9 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

Изучение нового материала



56

17.04



Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Практическая работа № 10 «Исследование тактильных рецепторов»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы»

Урок обобщения и систематизации знаний


Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность- 6 часов

57

19.04



Врождённые и приобретённые формы поведения.

Изучение нового материала


Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Знать основные виды биоритмов.

Уметь объяснять значение сна для организма человека

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы.

Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека

Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха

Текущий

58

24.04



Закономерности работы головного мозга


Текущий


59

26.04



Биологические ритмы. Сон и его значение

Изучение нового материала


Текущий


60

01.05



Особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы


Изучение нового материала


Текущий

61

03.05



Воля и эмоции. Внимание

Комбинированный урок


Текущий

62

08.05



Работоспособность. Режим дня


Комбинированный урок


Текущий

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма- 4 часа

63

10.05



Половая система человека

Изучение нового материала


Знать особенности строения женской и мужской половых систем.

Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу

Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний.

Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение»

Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам

Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека.

Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Текущий

64

15.05



Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

Комбинированный урок


Текущий

65

17.05



Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Комбинированный урок


Текущий

66

22.05



О вреде наркогенных веществ.

Психологические особенности личности

Комбинированный урок


Текущий

67

24.05



Итоговая проверочная работа по курсу биологии 8 класс


Комбинированный урок



68

28.05



Подведение итогов.

Урок обобщения и систематизации знаний


Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)


№ пп

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока


Тип урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля


Глава 1. Общие закономерности жизни-5 часов

1.

05.09.


Биология – наука о живом мире.


Урок открытия нового знания

Предметные:

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Выделять отличительные признаки живых организмов

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы



Текущий

УО

2.

07.09


Методы биологических исследований

Урок общеметодологической направленности

Текущий

УО

3.

11.09.


Общие свойства живых организмов.



Урок общеметодологической направленности

Текущий УО

СР №1

4

14.09


Многообразие форм живых организмов.


Урок общеметодологической направленности

Текущий УО

5

18.09


Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

Урок рефлексии

Входной Тест №1





Глава 2 .Явления и закономерности жизни на клеточном уровне-10часов


6

21.09.


Многообразие клеток. П.Р. №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»



Тип урока: открытия нового знания


Предметные

Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток)

Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы




Тематический п.р.

7

25.09.


Химические вещества в клетке.


урок общеметодологической направленности

Текущий УО

8.

28.09.


Строение клетки.



открытия нового знания

Тест


9.

02.10.


Органоиды клетки и их функции.

Лабораторная работа №1.

«Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»


урок-практикум


Тематический ЛР №1

10

05.10.


Обмен веществ- основа существования клетки.


открытия нового знания

Текущий

11

09.10.


Биосинтез белка в клетке.



урок общеметодологической направленности


Текущий УО

12

12.10.


Биосинтез углеводов - фотосинтез.



урок общеметодологической направленности

Текущий

13

16.10.


Обеспечение клеток энергией.



урок общеметодологической направленности

Текущий СР №2

14

19.10


Размножение клетки и ее жизненный цикл.


Л.Р.№2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

урок общеметодологической направленности

Тематический ЛР №2

15.


23.10


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»



урок рефлексии

Тематический тест

Глава 3.Закономерности жизни на организменном уровне-17 часов

16.

26.10.


Организм – открытая живая система



открытия нового знания


Предметные:

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов)

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий,растений, животных

.


Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)














Текущий УО

17.

06.11


Примитивные организмы.




урок общеметодологической направленности

Текущий УО

18.

09.11


Растительный организм и его особенности.




урок общеметодологической направленности

Текущий УО

19.

13.11


Многообразие растений и их значение в природе.



урок общеметодологической направленности

Текущий

20.

16.11


Организмы царства грибов и лишайников

урок общеметодологической направленности

Текущий

21.

17.11


Животный организм и его особенности




урок общеметодологической направленности

Текущий УО

22.

20.11


Разнообразие животных.



урок общеметодологической направленности

Текущий УО

23.

23.11


Сравнение свойств организма человека и животных.



урок общеметодологической направленности

Текущий СР №4

24.

27.11


Размножение живых организмов.



урок общеметодологической направленности

Текущий УО

25.

30.11


Индивидуальное развитие организмов



26.

04.12


Образование половых клеток. Мейоз.





открытия нового знания

Текущий УО

27.

07.12.


Изучение механизма наследственности.



открытия нового знания

Текущий УО

28.

11.12.


Основные закономерности наследования признаков у организмов.


открытия нового знания

Текущий УО


14.12


Закономерности изменчивости Л.Р.№3»Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений»


открытия нового знания

Текущий УО

29.

18.12.


Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа №4 «Выявление изменчивости у организмов»




урок-практикум

Тематический ЛР№2

30.

21.12.


Основы селекции организмов



открытия нового знания

Текущий УО

31.

25.12.


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»


урок рефлексии


Тематический тест


32

11.01.


Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.




урок общеметодологической направленности

Предметные:

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)



Текущий УО

33

15.01


Современные представления о возникновении жизни на Земле.






урок общеметодологической направленности


Текущий УО

34

18.01.


Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни.




урок общеметодологической направленности

Текущий УО

35

22.01.


Этапы развития жизни на Земле.





урок общеметодологической направленности


Текущий УО

36

25.01


Идеи развития органического мира в биологии.



урок общеметодологической направленности

Текущий УО

37

29.01


Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.


урок общеметодологической направленности

Текущий УО

38

01.02


Современные представления об эволюции органического мира.



урок общеметодологической направленности

Текущий УО

39

05.02


Вид, его критерии и структура.



урок открытия новых знаний

Текущий УО

40

08.02


Процессы образования видов


урок открытия новых знаний


Текущий ПРОЗ

41

12.02


Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.



урок открытия новых знаний

Текущий УО


42

15.02


Основные направления эволюции.



урок открытия новых знаний

Текущий

43

19.02


Примеры эволюционных преобразований живых организмов.



урок открытия новых знаний

Текущий

44

22.02


Основные закономерности эволюции

Лабораторная работа №5

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»



урок -практикум


Тематический Л.р.№5

45

26.02


Человек-представитель животного мира.



урок открытия новых знаний


Текущий УО

46

01.03


Эволюционное происхождение человека.



урок открытия новых знаний

Текущий УО

47

05.03


Ранние этапы эволюции человека.


урок общеметодологической направленности

Текущий УО

48

08.03


Поздние этапы эволюции человека.




49

12.03


Человеческие расы, их родство и происхождение.


: урок общеметодологической направленности

Текущий СР

50

15.03


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.



урок общеметодологической направленности

СР Текущий

51

19.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»



урок рефлексии

Тематический тест


Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды-17 часов


52

22.03


Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.



урок открытия новых знаний

Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды

Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)


Текущий УО

53

05.04


Общие законы действия факторов среды.



урок открытия новых знаний

Текущий УО

54

09.04


Приспособленность организмов к действию факторов среды



урок общеметодологической направленности

Текущий ПРОЗ

55

12.04.


Биотические связи в природе.




урок общеметодологической направленности

Текущий СР №7

56

16.04.


Взаимодействие организмов в популяции

урок открытия новых знаний

Текущий УО

57

19.04.


Функционирование популяции в природе.



урок открытия новых знаний

Текущий

58


23.04.




Природное сообщество - биогеоценоз

урок общеметодологической направленности

Текущий УО

59

26.04.


Биоценозы, экосистемы и биосфера.


Развитие и смена биогеоценозов.


урок общеметодологической направленности

Текущий УО

60

30.04.


Основные законы устойчивости живой природы.





урок общеметодологической направленности

Текущий УО

61

03.05.



Практическая работа №2

«Изучение и описание экосистемы своей местности»




урок -практикум


Тематический ПР №1

62

07.05.


Экологические проблемы в биосфере.

Охрана природы Л.Р.№6 Оценка качества окружающей среды



урок общеметодологической направленности


Текущий УО

63

10.05.


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»




урок рефлексии

Тематический тест

64

14.05.


Повторение и обобщение знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»



урок рефлексии

Текущий УО

65

17.05


Повторение и обобщение знаний по теме «Явления и закономерности жизни на организменном уровне», «закономерности взаимоотношений организмов и среды.

урок рефлексии

Текущий УО

66

21.05


Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса




67-68

24.05


Подведение итогов

Урок рефлексии

Текущий УО





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!