СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии. 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование подходит для учителей, работающих по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии. 9 класс.»

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Тип урока

Измерители

Средства обучения. Информационное сопровождение. Элементы доп. содержания.

Домашнее задание

Дата

по плану

факт.


  1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

1.

Биология - наука о живом мире.


Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Знать: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

Урок актуализации знаний и умений.

Вопросы после параграфа.

Таблица» Комплекс биологических наук».

Этапы научного исследования.

§1.



2.

Общие свойства живых организмов.


Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

Знать: основные свойства живых организмов.

Уметь: вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.

Комбинированный урок.

Вопросы после параграфа.

Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов»

§2, заполнить таблицу.



3.

Многообразие форм живых организмов.


Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Знать: взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность) уровней организации жизни.

Уметь: характеризовать различные уровни организации жизни.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Многообразие форм живых организмов».

§3, вопросы в конце параграфа.



  1. Основы учения о клетке (10 ч)


4.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.


Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

Знать: историю науки цитологии; особенности строения клеток растений, животных, бактерий, грибов; основные положения клеточной теории.

Уметь: характеризовать состав и строение клетки, описывать многообразие клеток различных организмов.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблицы «Строение клетки», «Разнообразие клеток». Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

§4, вопросы в конце параграфа.



5.

Химический состав клетки.


Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

Знать: основной химический состав клетки.

Уметь: различать типы органических соединений живых клеток.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Таблица-схема хим. состава клетки.

§5, заполнить таблицу.



6.

Белки и нуклеиновые кислоты.




Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация.

Давать определения основным понятиям. Называть продукты, богатые белками, нахождение молекулы ДНК и РНК в клетке, мономеры нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.


Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Модель ДНК, таблица «Строение белка».

§6, вопросы в конце параграфа.



7.

Строение клетки.


Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы - неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.


Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Строение клетки», «Вирусы». Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание.

§7, заполнить таблицу.



8.

Органоиды клетки и их функции.


Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот от прокариот.

Сравнивать:

- строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения;

- строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения.


Урок комплексного применения ЗУН.

Пр. раб. № 1 «Изучение клеток растений и животных».

Пр. раб. №2

«Изучение клеток прокариот».

Таблицы «Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток».

§8, заполнить таблицу.



9.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.


Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

Давать определения понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Называть:

-этапы обмена веществ в организме;

- роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Метаболизм». Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

§9.



10.

Биосинтез белков в живой клетке.


Понятие о биосинтезе. Ген - участок ДНК. Генетический код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

Давать определение терминам: ассимиляция, ген.

Называть:

- свойства генетического кода;

- роль и-РНК, т- РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание понятий: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:

-механизм транскрипции;

- механизм трансляции.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Биосинтез белка».

§10, выполнить задание в тетради.



11.

Биосинтез углеводов - фотосинтез.


Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Давать определения терминам: питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть:

-органы растения, где происходит фотосинтез;

- роль пигмента хлорофилла.

Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза.


Комбинированный урок.

Вопросы после параграфа.

Таблицы «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева.

Хемосинтез ка способ питания.

§11.



12.

Обеспечение клеток энергией.

Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз.

Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть:

-вещества- источники энергии;

-продукты реакций этапов обмена веществ;

-локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Комбинированный урок

В опросы после параграфа.

Таблица «Биологическое окисление».

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.


§12; повторить § 4-11 (подготовиться к зачёту).



13.

Зачет по теме «Основы учения о клетке».

Содержание всего раздела.

Урок контроля и оценки знаний.


Тестовые задания, биологические задачи.




  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)


14.

Типы размножения организмов.


Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

Давать определение понятию размножение.

Называть:

-основные формы размножения;

- виды полового и бесполого размножения;

- способы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Урок актуализации знаний и умений.

Текущий опрос.

Таблица «Типы размножения».

§13, вопросы в конце параграфа устно.



15.

Деление клетки. Митоз.


Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, а также азы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.

Анализировать содержание терминов.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Л. р. № 1 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения.

Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом.

§14, вопросы в конце параграфа устно.



16.

Образование половых клеток. Мейоз.






Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез).

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток, особенности бесполого и полового размножений.

Объяснять:

- биологическое значение полового размножения;

-сущность и биологическое значение оплодотворения;

- причины наследственности и изменчивости;

-эволюционное преимущество полового размножения.


Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Мейоз».


§15, выполнить задание в тетради.



17.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.



Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

Давать определение понятиям: оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, а также его виды.

Характеризовать:

-сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов;

- роста организма.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.


Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника).

Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Влияние факторов среды на онтогенез.


§16.



18.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Содержание всего раздела.


Урок контроля и оценки знаний.


Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест.





  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)


19.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Предъистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

-причины наследственности и изменчивости;

-роль генетики в формировании современной естественно- научной картины мира, в практической деятельности людей.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Текущий опрос.

Мультимедийная презентация «История развития генетики».

Краткий экскурс в историю генетики.

§17,18, выучить термины.



20.

Генетические опыты Г. Менделя.



Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания и неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

-схему моногибридного скрещивания;

-схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя.

§19, решить задачу.



21.

Дигибридное скрещивание.




Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать:

-содержание определений основных понятий;

-схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Дигибридное скрещивание».

§20, решить задачу в тетради.



22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.



Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер.

Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация.

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятиц сцепленные гены.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Портрет Т. Моргана.

§21, решить задачи в тетради.



23.

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

Давать определения терминам.

Приводить примеры:

-аллельного взаимодействия генов;

-неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Рисунки в учебнике.

§22,вопрсы в конце параграфа.



24.

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.


Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Давать определение термину аутосомы.

Зазывать типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять:

-причину соотношения полов 1:1;

-причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать простейшие генетические задачи.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Пр. р. № 3 «Решение генетических задач».

Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование; наследование признаков, сцепленных с полом.

Таблица «Генетика пола». Значение генетики в медицине и здравоохранении.

§23, решить задачи в тетради.



25.

Наследственная изменчивость.


Изменчивость - свойство организмов. Наследственная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

Давать определение термину изменчивость.

Называть вещество, обеспечивающее:

-явление наследственности;

-биологическую роль хромосом;

-основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть:

-виды наследственной изменчивости;

-уровни изменения генотипа, виды мутаций;

- свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия».

Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутаций в эволюционном процессе.

Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

§24, вопросы в конце параграфа.



26.

Типы изменчивости.


Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры:

- наследственной изменчивости (модификаций);

- нормы реакции признаков;

- зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модификационную изменчивость.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Комбинированный урок.

Пр. р. № 4 «Выявление изменчивости у организмов».

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки.

Онтогенетическая изменчивость.

§25, вопросы в конце параграфа.



27.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.


Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Знать вредное влияние алкоголизма, наркомании, курения, загрязнения среды мутагенами на потомство. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний.

Уметь характеризовать болезни, сцепленные с полом, механизм их наследования.

Комбинированный урок.


Мультимедийная презентация «Наследственные болезни».

§26, повторить §18-25 (подготовиться к зачёту).



28.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Содержание всей темы.


Урок контроля и оценки знаний.


Карточки - задания.





5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)


29.

Генетические основы селекции организмов.


Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Таблица – схема «Методы селекции».

§27, вопросы в конце параграфа.



30.

Особенности селекции растений.


Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

Давать определения понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции растений.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Характеризовать методы селекции растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Достижения селекции растений.

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области

§28, вопросы в конце параграфа.



31.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.


Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции.

Объяснять:

-причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;

-значение для селекционной работы закона гомологичных рядов.


Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.


Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений».

§29, заполнить таблицу.



32.

Особенности селекции животных.


Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

Давать определение понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород животных.

Характеризовать методы селекции животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Комбинированный урок.

Вопросы после параграфа.

Мультимедийная презентация «Селекция животных».

Достижения селекции животных.

§30.



33.

Основные направления селекции микроорганизмов.


Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

Давать определения понятиям: биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве».

§31, задание в тетради.



6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)


34.

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.



Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера.

Давать определение термину гипотеза.

Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Текущий опрос.

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32, вопросы в конце параграфа.



35.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.


Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Знать авторов современных гипотез происхождения жизни. Уметь описывать этапы биохимической гипотезы А.И. Опарина.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Портрет А.И. Опарина.

§33, задание в тетради.



36.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.



Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологический круговорот веществ. Автотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Комбинированный урок.

Текущий опрос. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки».

§34, вопросы в конце параграфа.



37.

Этапы развития жизни на Земле.


Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

-растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое;

- ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя;

-идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.


Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Эволюция растительного и животного мира».

§35, задание в тетради.



38.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.


Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Презентация «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных».

Подготовить сообщения о разработке идеи развития органического мира в биологии.



7.Учение об эволюции (10 ч)


39.

Идея развития органического мира в биологии.



Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Давать определение понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Портреты ученых.

Представления Карла Линнея.

Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции.

§36.



40.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.


Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть:

-основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

- движущие силы эволюции;

- формы борьбы за существование и приводить примеры их проявления.

Характеризовать сущность борьбы за существование и естественного отбора.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Портрет Ч. Дарвина.

§37.



41.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.


Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Комбинированный урок.

Пр. р. № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».


Записи в тетради.

Повторить §37.



42.

Современные представления об эволюции органического мира.


Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.


§38.



43.

Вид, его критерии и структура.


Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры:

-видов животных и растений;

-практического значения изучения популяций.

Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Гербарные экземпляры растений разных видов.

§39, вопросы в конце параграфа.



44.

Процесс образования новых видов в природе – видообразование.


Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать:

-сущность и этапы географического видообразования;

-сущность экологического видообразования.

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Видообразование».

§40.



45.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

Макроэволюция. Микроэволюция.

Давать определения понятиям: микроэволюция, макроэволюция.

Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Характеризовать результаты макро- и микроэволюционных процессов.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.


§41.



46.

Основные направления эволюции.


Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Называть основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Объяснять:

-роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира;

- сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.


Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Основные направления эволюции».

Формы эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция.

§42.



47.

Основные закономерности эволюции.


Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные).



Перечислять и характеризовать основные закономерности эволюции: необратимость, усложнение, непрограммированное развитие, относительность приспособленности видов.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Пр. р. № 6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире».

§43, повторить §36-42 (подготовиться к зачёту).



48.

Зачёт по теме «Учение об эволюции».

Содержание всей темы.


Урок контроля и оценки знаний.

Зачёт.

Тестовые задания.




8.Происхождение человека (антропогенез) (5ч)


49.

Место и особенности человека в системе органического мира.


Антропология, антропогенез.

Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Давать определение терминам: антропология, антропогенез.

Объяснять:

-место и роль человека в природе;

-родство человека с животными.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Урок комплексного применения ЗУН.

Текущий опрос.

Таблица «Человекообразные обезьяны».

§44, вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание в тетради.



50.

Доказательства эволюционного происхождения человека.


Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.

Объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими животными.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Доказательства происхождения человека».

§45, вопросы в конце параграфа.



51.

Этапы эволюции человека.



Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Называть признаки биологического объекта - человека.

Объяснять:

-место и роль человека в природе;

-родство человека с млекопитающими животными.

Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза.

Характеризовать стадии развития человека.


Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека».

§46,47, заполнить таблицу.



52.

Человеческие расы, их родство и происхождение.



Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Бюсты человеческих рас.

§48, вопросы в конце параграфа.

Самостоятельно изучить §49. Повторить §44-47 (подготовиться к зачёту).



53.

Зачёт по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

Содержание всей темы.


Урок контроля и оценки знаний.


Разноуровневые тестовые задания.




9.Основы экологии (13 ч)


54.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.


Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

Давать определения терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор.

Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Среды жизни».

§50, вопросы в конце параграфа.



55.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.


Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Экологические группы и жизненные формы организмов.

§51.



56.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.


Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблица «Приспособленность организмов».

Экологические группы и жизненные формы организмов.

§52, подготовить сообщения по теме урока.




57.

Биотические связи в природе.

Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры:

-разных типов взаимодействия организмов;

-организмов разных функциональных групп.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.

Анализировать содержание рисунков учебника.

Комбинированный урок.

Вопросы в конце параграфа.

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов».

§53, выполнить задание в тетради.



58.

Популяции как форма существования видов в природе.


Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вопросы в конце параграфа.


§54




59.

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.


§55, вопросы в конце параграфа.



60.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.



Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Называть компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать:

-структуру наземных и водных экосистем;

-роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

Комбинированный урок.

Текущий опрос.

Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе»

§56, вопросы в конце параграфа.



61.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.


Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать:

-биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;

-проявления физико- химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме, направление потока вещества в пищевой сети.

Составлять схемы пищевых цепей.

Характеризовать:

-сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

-роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Урок комплексного применения ЗУН.

Пр. р. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Видеофрагмент из фильма «Основы экологии».

§57, вопросы в конце параграфа.



62.

Развитие и смена биогеоценозов.



Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

Называть:

-признаки экосистем;

-типы сукцессионных изменений;

-факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий.

Описывать свойство сукцессий.

Объяснять сущность и причины сукцессий.

Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Вопросы в конце параграфа.

Таблица «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема».

§58.




63.

Изучение и описание экосистем своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.



Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

Изучать процессы, происходящие в экосистемах.

Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).

Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме.

Объяснять:

-взаимосвязи организмов и окружающей среды;

-типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Анализировать состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.


Урок комплексного применения ЗУН.


Пр. р. №8

« Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».



Повторить §57.



64.

Основные законы устойчивости живой природы.

Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

Называть и описывать основные законы устойчивости живой природы, давать им характеристику и указывать роль.

Объяснять значение биоразнообразия в экосистеме.


Комбинированный урок.

Текущий опрос.


§59, вопросы в конце параграфа.



65.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.


Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Давать характеристику биосфере, называть её структуру.

Перечислять основные экологические проблемы, причины их возникновения.

Называть мероприятия, обеспечивающие защиту окружающей среды.

Урок комплексного применения ЗУН.

Пр. р. №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме».

Видеофильм «Биосфера».

Записи в тетради.




66.

Зачёт по теме «Основы экологии».

Содержание всей темы.


Урок контроля и оценки знаний.

Зачёт.

Тестовые задания.




10.Заключение (2 ч)

67.

Повторение. Биологическое разнообразие, его значение и сохранение на планете.

Различные темы курса биологии за 9 класс.

.

Называть значение биологического разнообразия для жизни людей и всей планеты.

Уметь приводить примеры способов сохранения биологического разнообразия.

Урок комплексного применения ЗУН.

Тестовые задания, фронтальный опрос.

Таблицы к разным темам.

Повторить

изученный материал.



68.

Итоговый зачёт по курсу общей биологии.

Содержание курса биологии за 9 класс.


Урок контроля и оценки знаний.

Зачётная контрольная работа.

Тестовые задания.





39




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!