2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (2– 3мин.) | Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие». Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь: Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот тёмно-красная божья коровка, Спинку свою, разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сёстры Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять.
Правильно. О насекомых.
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые. Запишем тему урока в тетрадь. Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? (лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске) | Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Фронтальная. Учащиеся отвечают на вопросы. (Класс Насекомые). Запись в тетрадь. Индивидуальная деятельность учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы. (Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых). |
3. Проверка знаний. (4- 5 мин.) | Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3 Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест. У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком. Тест Общая характеристика членистоногих 1.Тело членистоногих покрыто А. Роговой кожей Б. Раковиной из углекислого кальция В. Хитиновым покровом 2. У всех членистоногих имеются А. Конечности в виде параподий Б. Членистые конечности В. Ножковидные выросты тела 3. Предками всего типа членистоногих были А. Водные животные Б. Сухопутные животные В. Как почвенные обитатели, так и водные 4. Членистоногие произошли от группы А. Плоских червей Б.Моллюсков В. Кольчатых червей 5. Полость тела у членистоногих А. Первичная Б. Смешанная В. Вторичная 6. Кровеносная система у членистоногих А. Незамкнутая Б. Замкнутая В. Отсутствует 7. Органы чувств членистоногих А. Развиты плохо Б. Развито только осязание и равновесие В. Развиты хорошо 8. Членистоногие А. Преимущественно водные формы Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели В. Освоили все среды обитания 9. Членистоногие А. Вымирающая группа организмов Б. Самый многочисленный тип В. Имеют небольшую численность 10. Для членистоногих характерно: А. Только половое размножение Б. Бесполое размножение В. Вегетативное размножение Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4). 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А. (критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5) | Классы: Ракообразные, Паукообразные. Индивидуальная. 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А. Работа в парах. |
4.Изучение нового материала (25 мин.) | Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности. Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6 Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым? В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов. Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др. 1. История названия класса Вопрос. За что они получили такое название? - Свое название они получили за характерные насечки на брюшке. 2. Условия жизни. Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые? Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.). Слайды № 7-9 -Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0С. 3. Типы ротового аппарата. – Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10 4.Образ жизни представителей класса. – Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11 -Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125. Строение тела насекомого. Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15 Лабораторная работа “ Изучение представителей отряда насекомых ”. Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих. Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих. Ход работы I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца. Зарисуйте майского жука. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Фронтальная Учащиеся отвечают на вопрос: К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Учащиеся отвечают на вопрос: -Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Рассматривание коллекций, таблиц, презентации. Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков. Анализ, сравнение, вывод. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Индивидуальная. Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65) Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа) Фронтальная. |