СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1.  Тематическое и поурочное планирование  по теме школьного раздела «Животные»:

                                                               «Тип Членистоногие».

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса»

Календарно-тематическое планирование

по биологии для 7 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

  3. Учебный план МКОУ «Плосковская СОШ».

  4. Устав МКОУ «Плосковская СОШ».

  5. Основная образовательная программа МКОУ «Плосковская СОШ»основного общего образования.

  6. Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.

Авторы:

Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.


____________________________________________


«Биология. Животные»

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. – Дрофа, 2013г.




Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Животные»:

«Тип Членистоногие».

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

лабораторных

работ

контрольных работ


Тип Членистоногие




1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»

1

1


2

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

1



3

Класс Насекомые.

Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».

1

1


4


Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.

1



5

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1



6

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1



7

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

1



8

Контрольно-обобщающий урок по темам:

«Простейшие. Беспозвоночные»

1


1


Итого

8

2

1


№уро ка

Раздел

тема

Тип урока

Основные виды учебной деятельности. Виды контроля

Требования к результату обучения

Использование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения

Дата



1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»

КУ

Фронтальная,

индивидуальная работа.

Лабораторная работа

«Знакомство с

ракообразными».

Текущий контроль знаний

Вопрос 4 на с.62

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять особенности строения членистоногих.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Таблицы. Коллекции. Презентация.



2

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

КУ

Фронтальная работа

Рассматривание коллекции.

Упражнение 12-13 на с.32.


Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.

Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Коллекции.

Презентация.

Таблицы.


3

Класс Насекомые.

Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».

КУ

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Лабораторная работа

«Изучение представителей

отряда насекомых».

Текущий контроль знаний –

письменный.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

 Рисунки.

Таблицы.

Презентация.


4

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.

КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Текущий контроль знаний –

опрос.



Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.


Рисунки.

Таблицы.

Презентация.


5

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Текущий контроль знаний –

опрос.



Рисунки.

Таблицы.

Презентация.


6

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

 КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Сообщения.

Тест по теме «Членистоногие».


Рисунки.

Таблицы.

Презентация.

Тестовые задания.




7

Контрольно-обобщающий урок по теме:

«Беспозвоночные»

УКЗ

 

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

по теме: «Беспозвоночные»

Показать ЗУН по теме:

«Беспозвоночные»

Бланк К.Р.


Использованы следующие условные обозначения:

КУ - комбинированный урок;

УКЗ – урок контроля знаний.


Тема урока: «Класс Насекомые»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.

Цели урока:  расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2

Задачи:

Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).

Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.

Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.


Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.


Фронтальная

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(2– 3мин.)

Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 



 Правильно. О насекомых.



Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые. 

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? (лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)


   







Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

Фронтальная.







Учащиеся отвечают на вопросы.

(Класс Насекомые).















Запись в тетрадь.

Индивидуальная деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).

3. Проверка знаний.

(4- 5 мин.)

Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3

Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.

У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.


Тест Общая характеристика членистоногих

1.Тело членистоногих покрыто

А. Роговой кожей

Б. Раковиной из углекислого кальция

В. Хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А. Конечности в виде параподий

Б. Членистые конечности

В. Ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А. Водные животные

Б. Сухопутные животные

В. Как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А. Плоских червей

Б.Моллюсков

В. Кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А. Первичная

Б. Смешанная

В. Вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А. Незамкнутая

Б. Замкнутая

В. Отсутствует

7. Органы чувств членистоногих

А. Развиты плохо

Б. Развито только осязание и равновесие

В. Развиты хорошо

8. Членистоногие

А. Преимущественно водные формы

Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели

В. Освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А. Вымирающая группа организмов

Б. Самый многочисленный тип

В. Имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А. Только половое размножение

Б. Бесполое размножение

В. Вегетативное размножение


Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).

1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.

(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)

Классы: Ракообразные, Паукообразные.





Индивидуальная.














































1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.



Работа в парах.

4.Изучение нового материала

(25 мин.)


Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.

Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.

Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6

Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?

В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.

Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.

1. История названия класса

Вопрос. За что они получили такое название?

- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.

2. Условия жизни.

Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?

Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.). Слайды № 7-9

-Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0С.

3. Типы ротового аппарата.

– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10

4.Образ жизни представителей класса.

– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11

-Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125. 

Строение тела насекомого.

Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15

Лабораторная работа “ Изучение представителей

отряда насекомых ”.

Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.


Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.


Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

  1. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

  2. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.

  3. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

  4. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

  5. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо­щью лупы дыхальца.

  6. Зарисуйте майского жука.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.




Фронтальная






Учащиеся отвечают на вопрос:

К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев.







Проблемно – поисковая деятельность учащихся.



Учащиеся отвечают на вопрос:

-Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.



Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.















Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.








Анализ, сравнение, вывод.


Проблемно – поисковая деятельность учащихся.


Индивидуальная.


Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)








Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)



Фронтальная.


5.Закрепление

  1. мин.)

Задание 1. (Слайд №16)

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

Признак животного

Особенности класса насекомых

Биологическое значение признака.

1. Движение.

 

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.

2. Деление тела на отделы.

Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.

 

3.

Разнообразное строение ротовых органов.

Возможность использовать разнообразной пищи.

4. Ориентация в окружающей среде.

 

Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

5. Размеры тела.

Небольшие размеры.

 

6. Способ дыхания.

 

Потребление для дыхания атмосферного кислорода.

7.

Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.

Наличие более сложных рефлексов.


Задание 2. (Слайд №17)

Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.



Фронтальная.




Работа с таблицей.






















Ответы учеников:

  • разделение тела на голову, грудь и брюшко;

  • наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,

  • наличие ротового аппарата различного типа,

  • наличие крыльев, трех пар конечностей,

  • наличие трахейной системы.

  • наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.

6.Рефлексия

(1 мин.)


Подведение итогов урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

(методика цветопись Лутошкина):

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.

Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,

каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)

Фронтальная.








Анализ и оценка деятельности на уроке.


Индивидуальная.


7.Домашнее задание

(1 мин.)


Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.

Вот и всё. Благодарю вас за работу.

До свидания!


Индивидуальная.





Список используемой литературы.

  1. И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»

  2. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

  3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» М.: Дрофа, 2013г

  4. Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.

  5. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

  6. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!