СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс (3час) по программе В.В.Захарова

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные результаты:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Метапредметные  результаты: приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях;

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс (3час) по программе В.В.Захарова»















































Календарно-тематическое планирование по биологии в 11-б классе

( 102 часа)


п/п

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия


Характеристика основных видов деятельности ученика


Дата проведе-ния

Домаш-нее задание

Примеча-

ние

по пла-ну

факти-че-ски

Часть 1 Учение об эволюции органического мира ( 49часов)

Раздел 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение ( 26 часов)

Тема 1.1. История представлений о развитии жизни на Земле ( 3 часа)

Личностные результаты:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Метапредметные результаты: приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях;

1

Концепции Античности: Пифагора, Эмпедокла, Демокрита, Гиппократа и др. Креационизм.

Урок изучения нового материала, закрепления знаний

Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесо-образности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории.




§1.1.1, инд. зад


2

Великие географические открытия. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

Урок изучения нового материала, закрепления знаний



§1.1.2, отв.на вопросы, вариант 1 из Решу ЕГЭ


3

Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты

Урок изучения нового материала, закрепления знаний



§1.1.3, инд. зад., вариант 2 из Решу ЕГЭ


Тема 1.2 Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина ( 2часа)

4

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук.

Урок изучения нового материала, закрепления знаний

Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу, на эволюционные представления.



§1.2.1, инд. зад.,


5

Экспедиционный материал Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

Урок открытий новых знаний

Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории.Изучают маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия

на корабле «Бигль».



§1.2.2, отв. на вопросы,

вариант 3,4 из Решу ЕГЭ


Тема 1.3 Эволюционная теория Ч Дарвина (8 часов)

6

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Урок открытий новых знаний

Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.



§1.3.1стр.20-24


7

Формы искусственного отбора: методический и бессознательный отбор.


Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений.



§1.3.1 стр.24-26,

вариант 5 из Решу ЕГЭ


8

Коррелятивная изменчивость.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Характеризуюткоррелятивную изменчивость и приводят примеры.



§1.3.1 стр.27,


9

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Урок открытий новых знаний

Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора.



§1.3.2стр.27-28,

вариант 6,7 из Решу ЕГЭ


10

Всеобщая индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства и ограниченность ресурсов

Урок открытий новых знаний

Изучают всеобщую индивидуальную изменчивость,избыточную численность потомства и ограниченность ресурсов. Работа в малых группах по заданию учителя.



§1.3.2.1 стр.28-29,

вариант 8 из Решу ЕГЭ


11

Борьба за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с абиотическими факторами; естественный отбор.

Урок открытий новых знаний

Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора.



§1.3.2.2 стр.29-30,

вариант 9,10 из Решу ЕГЭ


12

Образование новых видов.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Составляют план параграфа. Характеризуют способы видообразования



§1.3.2.3

стр. 30-33


13

Обобщающий урок по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Урок обобщения и

систематизации

Выполняют упражнения по заданию учителя



повт.§1.3.1-1.3.2.3


Тема 1.4 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция (14 часов)

14

Вид — элементарная эволюционная единица; критерии и генетическая целостность.

Лабораторная работа №1 Сравнение видов по морфологическому критерию.



Урок совершенствования знаний умений и навыков


Дают характеристику вида как элементарной эволюционной единицы. Характеризуют вид по критериям.



§1.4.1.1 стр.34-35,

вариант 11 из Решу ЕГЭ


15

Популяционная структура вида; географическая и экологическая изоляция, ограниченность радиуса индивидуальной активности.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования.



§1.4.1.2 стр.35-36,

вариант 12 из Решу ЕГЭ


16

Генофонд популяций.Идеальные и реальные популяции(закон Харди — Вайнберга).

Урок открытий новых знаний

Работа с понятиями и решение задач по законуХарди — Вайнберга.



§1.4.1.2 стр.36-37


17

Формирование синтетической теории эволюции

Урок открытий новых знаний

Работа с понятиями в малых группах.



§1.4.1.2 стр.36


18

Генетика и эволюционная теория

Урок открытий новых знаний

Работа с понятиями в малых группах. Составление плана параграфа.



§1.4.1.2 стр.36


19

Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций

Урок открытий новых знаний

Объяснение закономерностей эволюционныхпроцессов с позиций учения Ч. Дарвина. Подготовка сообщений мультимедиа презентаций Работа с информацией в интернет-источнике



§1.4.2стр.40-41,

вариант 13,14 из Решу ЕГЭ


20

Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций

Урок открытий новых знаний

Подготовка сообще-ниймультимедиапрезентаций Работа с информацией в интернет-источнике



§1.4.3, отв. на вопросы


21

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и разрывающий. Половой отбор

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Составление плана характеристик форм естест-венного отбора. Работа в группах по заданию учителя Разработка экспериментов по изучению действия отбора как основа будущего учебно- исследовательского проекта.




§1.4.4, отв. на вопр.,

вариант 15 из Решу ЕГЭ


22

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Характеристика основных экологических факторов и условий среды.



§1.4.5, отв. на вопр.,


23

Приспособительные особен-ности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Относительный характер приспособленности организмов Лабораторная работа № 2 Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Изучение различных видов приспособленности организмов к среде обитания



§1.4.5.1, отв. на вопр.,

вариант 1 из Решу ЕГЭ



24

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Характеристика механизмов географического видо-образования с использованием рисунка учебника.

Выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования.




§1.4.6 ,

вариант 2,3 из Решу ЕГЭ


25

Пути и скорость видообразования

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Работа с дополнительной литературой составление индивидуальных сообщений.



§1.4.6.1, инд.зад.


26

Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Работа с дополнительной литературой составление индивидуальных сообщений.



§1.4.6.2, отв. на вопр.стр.69


27

Обобщающий урок по теме «Микроэволюция»

Урок обобщения и систематизации.

Работа в тетрадях с тренировочными тестами типа ЕГЭ



повт.

§1.4.6


Раздел 2 Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (23 часа)

Тема 2.1 Главные направления биологической эволюции (7часов)

Личностные результаты:- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и 8 технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;

Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

28

Главные направления эволюционного процесса

Урок открытий новых знаний


Характеристика главных направлений эволюции Обсуждение проблем макроэволюции с учителем



§2.1 стр.73-75, отв. на вопросы


29

Биологический прогресс

Урок открытий новых знаний


Изучение биологического прогресса на конкретных примерах и составление характеристики.



§2.1

стр.74-75, отв. на вопросы


30

Биологический регресс (А. Н. Северцов).

Урок открытий новых знаний


Изучение биологического регресса на конкретных примерах и составление характеристики



§2.1

стр.75, отв. на вопросы,

вариант 4,5 из Решу ЕГЭ


31

Пути достижения биологического прогресса

Урок беседа

Обсуждение путей достижения биологического прогресса.



§2.2

стр.75-76, отв. на вопросы


32

Результаты эволюции: многообразие видов


Урок беседа

Обсуждение результатов эволюции и многообразия видов с одноклассниками и учителем.



§2.2, отв. на вопросы


33

Результаты эволюции: органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Урок беседа

Обсуждение результатов эволюции и постепенного усложнения организации с одноклассниками и учителем



§2.2, отв. на вопросы


34

Обобщающий урок по теме

«Главные направления биологической эволюции»

Урок обобщения и систематизации.




повт.§2.1-§2.2


Тема 2.2 Пути достижения биологического прогресса ( 9 часов )

35

Макроэволюция. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции.

Урок открытий новых знаний

Сравнение микро- и макроэволюции. Обсуждение проблем макроэволюции с одноклассниками и учителем



§2.2.1, инд. зад.,

вариант 6,7 из Решу ЕГЭ


36

Возникновение крупных систематических групп живых организмов.

Урок открытий новых знаний

Работа в малых группах составление презентаций



§2.2.1,

вариант 8 из Решу ЕГЭ


37

Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существовании. Лабораторная работа № 3

Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

Урок открытий новых знаний

Работа в малых группах составление презентаций



§2.2.2стр.76-79,

вариант 9,10 из Решу ЕГЭ


38

Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов.

Урок открытий новых знаний

Работа в малых группах составление презентаций



§2.2.3 стр.79-81


39

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция

Урок открытий новых знаний

Работа в малых группах по изучению дивергенции составление презентаций



§2.3, 2.3.1

стр.81-85, инд.зад.


40

Основные закономерности эволюции: параллелизм.

Урок открытий новых знаний

Работа в малых группах по изучению параллелизма составление презентаций



§2.3.1 стр.85,

вариант 11 из Решу ЕГЭ


41

Основные закономерности эволюции: правила эволюции групп организмов.

Урок открытий новых знаний

Обсуждение основных закономерностей эволюции. Составление тезисов правил эволюции групп организмов.



§2.3.2

стр.85-87, инд. зад.


42

Значение работ А. Н. Северцева

Урок открытий новых знаний

Работа с дополнительной литературой составление тезисов по значению работ Северцева.



повт.

§2.3.2,

вариант 12,13 из Решу ЕГЭ


43

Обобщающий урок по теме

«Пути достижения био-логического прогресса»

Урок обобщения и систематизации

Работа с заданиями типа ЕГЭ



повт.§2.2-2.3


Часть 2 Развитие органического мира ( 21 час)






§

Раздел 3 Развитие жизни на Земле. (11 часов)






§

Тема 3.1. Развитие жизни в архейской и протерозойской эре (3 часа)

Личностные результаты:- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями

Метапредметные результаты: понимание различий между альтернативными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

44

Развитие жизни на Земле в архейской эре; первые следы жизни на Земле. Строматолиты

Урок лекция

Знакомство с геохронологической таблицей развития жизни на Земле. Характеристика Архейской эры



§3.1 стр.97-99,

вариант 14,15 из Решу ЕГЭ


45

Развитие жизни на Земле в протерозойской эре. Появление предков всех современных типов беспозвоночных животных. Гипотезы возникновения многоклеточных. Первые хордовые.

Урок лекция

Выявление основных ароморфозов в протерозойскую эру. Составление таблицы.



§3.1 стр. 99,

вариант 1 из Решу ЕГЭ


46

Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений. Начало почвообразовательных процессов.


Урок открытий новых знаний

Изучение направлений эволюции животных и растений. Составление их характеристик и выявления приспособленности к среде обитания.



§3.1, отв. на вопросы,

вариант 2 из Решу ЕГЭ



Тема 3.2 Развитие жизни в палеозойской эре (4 часа)






§

47

Развитие жизни на Земле в палеозойской эре; периодизация палеозоя.

Урок открытий новых знаний

Выявление основных ароморфозов в палеозойскую эру у животных. Составление таблицы( продолжение)



§3.2 стр.99-100


48

Эволюция растений; риниофиты, появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.

Урок открытий новых знаний

Выявление основных ароморфозов в палеозойскую эру у растений. Составление таблицы( продолжение)



§3.2 стр.100,

вариант 3,4 из Решу ЕГЭ


49

Возникновение позвоночных: общая характеристика и ароморфозные черты классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Урок открытий новых знаний

Выявление основных ароморфозных черт у животных.. Составление таблицы( продолжение)



§3.2

стр.101-104,

вариант 5,6 из Решу ЕГЭ


50

Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.


Урок открытий новых знаний

Характеристика главных направлений эволюции позвоночных животных.



§3.2

стр.105-109


Тема 3.3 Развитие жизни в мезозойской эре ( 4 часа)






§

51

Развитие жизни на Земле в мезозойской эре. Появление и распространение покрытосеменных растений.


Урок открытий новых знаний

Выявление основных ароморфозов в мезозойскую эру у животных и покрытосеменных растений. Составление таблицы( продолжение)



§3.3 стр.109 ,

вариант 7 из Решу ЕГЭ


52

Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих; общая характеристика классов птиц и млекопитающих.

Урок открытий новых знаний

Выявление основных этапов эволюции птиц и млекопитающих.. Составление таблицы( продолжение)



§3.3

стр.110,

вариант 8,9 из Решу ЕГЭ


53

Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных..

Урок открытий новых знаний

Составление сравнительной характеристики вымерших и современных наземных животных.



§3.3 стр.111,

вариант 10 из Решу ЕГЭ


54

Вымирание голосеменных растений и пресмыкающихся

Урок открытий новых знаний

Выяснение причин вымирания голосеменных растений и пресмыкающихся.



§3.3 стр.112, отв. на вопросы


Тема 3.3. Развитие жизни в кайнозойскую эру ( 4 часа)






§

55

Развитие жизни на Земле в кайнозойской эре. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых; параллельная эволюция.

Урок открытий новых знаний

Выявление основных ароморфозов в кайнозойскую эру у животных и покрытосеменных растений. Составление таблицы( продолжение).



§3.4

стр.113, инд. зад,

вариант 11 из Решу ЕГЭ


56

Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Дрейф материков, оледенения.

Урок открытий новых знаний

Выявление условий для развития плацентарных млекопитающих и приматов. Работа в малых группах по заданию учителя.



§3.4

стр.114, инд. зад.,


57

Основные этапы эволюции растений, животных.

Урок открытий новых знаний

Выявить основные этапы эволюции растений и животных. Составить индивидуальный план рассказа выявленных этапов эволюции



§3.4

стр.114-116, отв. на вопросы, инд. зад


58

Обобщающий урок по теме

« Развитие жизни на Земле»

Урок обобщения и систематизации

Работа по заданиям ЕГЭ



повт.§3.1-3.4


Раздел 4 Происхождение человека (10 часов)






§

Тема 4.1.Положение человека в системе животного мира ( 2 часа)






§

Личностные результаты:-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;






§

Метапредметные результаты: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

59

Мифологические и религиозные представления о происхождении человека. Представления К. Линнея о происхождении человека.

Изучение и первичное закрепление знаний

Работа с дополнительной литературой и составление характеристик мифологических и религиозных представлений о происхождении человека.



стр.119-121,

вариант 12,13 из Решу ЕГЭ


60

Систематическое положение вида Homosapiens в системе живого мира.

Изучение и первичное закрепление знаний

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение места человека в системе органического мира. Приведение доказательств(аргументация) родства человека с млекопитающими животными.

Определение черт сходства и различия человека и животных



§4.1стр.121-123, отв. на вопросы,

вариант 14 из Решу ЕГЭ


Тема 4.2 Эволюция приматов (1 час)







61

Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Изучение и первичное закрепление знаний

Объяснение современной концепции происхождения человека. Выделение основныхэтапов эволюции человека.




§4.2,

вариант 15 из Решу ЕГЭ


Тема 4.3. Стадии эволюции человека (4 часа)






§

62

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Изучение и первичное закрепление знаний

Изучение стадий эволюции человека. Презентации твор-ческих работ с использованием новых информационных технологий



§4.3, инд.зад.,


63

Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расобразование; единство происхождения рас.

Изучение и первичное закрепление знаний

Объяснение возникновения рас. Доказательство несостоятельности расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими



§4.4, инд.зад. ,

вариант 1 из Решу ЕГЭ


64

Свойства человека как биосоциального существа.

Изучение и первичное закрепление знаний

Подготовка индивидуальных сообщений и работа с дополнительной литературой.



конспект,

вариант 2,3 из Решу ЕГЭ


65

Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека


Изучение и первичное закрепление знаний

Составление схемы о движущих силах антропогенеза. Работа по заданию учителя



стр.132-134, отв. на вопросы


Тема 4.4 Современный этап эволюции человека ( 3 часа)






§

66

Современный этап эволюции человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма

Урок открытий новых знаний

Характеризуют современный этап эволюции человека; взаимоотношение социального и биологического в его эволюции. Обосновывают единство человеческих рас. Дают аргументированную

критику расизма и «социального дарвинизма»



стр.135-137,

вариант 4 из Решу ЕГЭ


67

Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Урок открытий новых знаний

Отмечают ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Составляют план параграфа.



конспект,

вариант 5,6 из Решу ЕГЭ


68

Обобщающий урок по теме

« Происхождение человека»

Урок обобщения и систематизации

Выполняют упражнения по типу ЕГЭ



повт.§4.1-4.4


Часть 3 Взаимоотношения организма и среды ( 31 час)







Раздел 5 Биосфера, её структура и функции (5часов)






§

Тема 5.1.Структура биосферы (2 часа)






§

Личностные результаты: формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.






§

Метапредметные результаты: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение;






§

69

Биосфера — живая оболочка планеты. Учение о биосфере В. И. Вернадского. Границы биосферы. Структура биосферы.

Урок открытий новых знаний

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования

жизни за границами биосферы.



§5.1.1стр.142-146, инд.зад.


70

Живые организмы (живое вещество), видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу.

Урок открытий новых знаний

Характеризуют компоненты биосферы: косное и биогенное вещество, живое вещество, биокосное вещество биосферы. Составляют план параграфа. Выполняют упражнения в печатных тетрадях.



§5.1.2стр.146-147,

вариант 7,8 из Решу ЕГЭ


Тема 5.2 Круговорот веществ в природе (3 часа)






§

71

Главная функция биосферы — круговорот веществ в природе: круговорот воды, углерода

Урок открытий новых знаний

Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете.. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле.



§5.2 стр.147 ,

вариант 9,10 из Решу ЕГЭ


72

Главная функция биосферы — круговорот веществ в природе: круговорот азота, серы и фосфора. Значение круговоротов в преобразовании планеты

Урок открытий новых знаний

Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Работа в малых группах.



§5.2 стр.148-150,

вариант 11 из Решу ЕГЭ


73

Обобщающий урок по теме

« Биосфера, её структура и функции »

Урок обобщения и систематизации

Работают в тетрадях, выполняя тренировочные упражнения типа ЕГЭ.



повт.§5.1-5.2


Раздел 6 Жизнь в сообществах. Основы экологии( 11 часов)







Тема 6.1 История формирования сообществ живых организмов ( 2 часа)






§

Личностные результаты:- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;






§

Метапредметные результаты:- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем






§

74

История формирования сообществ живых организмов

Урок открытий новых знаний

Изучают историю сообществ живых организмов. Составляют план параграфа.



§6.1 стр.154-155, отв.на вопр.


75

Геологическая история материков; изоляция, климатические условия.


Урок открытий новых знаний

Описывают геологическую историю материков, смену климата. Составляют план параграфа.



стр.156-157, инд.зад.


Тема 6.2 Биогеография. Основные биомы суши ( 2 часа)






§

76

Биогеография. Биогеографические области.

Урок открытий новых знаний

Изучение основных понятий темы. Составляют план параграфа.



§6.2, инд.зад.,

вариант 12 из Решу ЕГЭ


77

Основные биомы суши (и Мирового океана). Сходство биомов различных областей; происхождение и развитие биомов.

Урок открытий новых знаний

Характеризуют биомы различных биогеографиче-ских областей.



повт.§6.2,

конспект


Тема 6.3.Взаимоотношения организма и среды (4 часа)






§

78

Учение о биогеоценозах В. Н. Сукачева. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценоз: биоценоз и экотоп.

Урок открытий новых знаний

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



§6.3.1,

вариант 13,14,15 из Решу ЕГЭ


79

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ

Лабораторная работа № 4

Выявление приспособлений организмов к влиянию раз-личных экологических факторов.


Урок открытий новых знаний


Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим.



§6.3.2, 6.3.3 ,

вариант 1 из Решу ЕГЭ


80

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания.

Лабораторная работа № 5

Составление пищевых цепей

Урок открытий новых знаний

Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений. Знакомство с видами цепей питания и сети питания



§6.3.4,

конспект, инд.зад.,

вариант 2,3 из Решу ЕГЭ


81

Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Лабораторная работа № 6

Изучение экологических адаптаций человека


\Урок открытий новых знаний

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



cтр.187-189, §6.3.5, инд.зад.


Тема 6.4 Взаимоотношения между организмами (5 часов)






§

82

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Запоминают формы взаимоотношений между организмами: позитивные отношения — симбиоз: антибиотические отношения и нейтральные отношения —нейтрализм. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений



§6.4, §6.4.1,

вариант 4,5,6 из Решу ЕГЭ


83

Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



§6.4.2


84

Происхождение и эволюция паразитизма

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



Стр.201-208,

вариант 7 из Решу ЕГЭ


85

Нейтральные отношения- нейтрализм

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



§6.4.3,


86

Практическая работа №1.

Изучение и описание экосистемы своей местности.


Урок обобщения и систематизации

Изучают и описывают экосистему своей местности, на примере дубравы.




§6.1-6.4


Раздел 7 Биосфера и человек. Ноосфера ( 9 часов)






§

Тема 7.1 Воздействие человека на природу в процессе становления общества( 2 часа)

Личностные результаты: уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;

Метапредметные результаты: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

87

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Роль палеолитического человека в исчезновении крупных травоядных и хищников.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе) на разных этапах развития человеческого общества.



§7.1, инд.зад.,

вариант 8 из Решу ЕГЭ


88

Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

Антропоценозы.


Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Изучают в дополнительной литературе начало эпохи производства пищи в неолите. Подсечное земледелие и выпас скота. Знакомятся с основными положениями учения В. И. Вернадского о ноосфере.



конспект,

вариант 9,10 из Решу ЕГЭ


Тема 7.2 Природные ресурсы и их использование ( 3 часа)






§

89

Минеральные, энергетические и пищевые ресурсы

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Характеризуют мине-ральные, энергетические и пищевые ресурсы работают в группах с дополнительной литературой.



§7.2, инд.зад.


90

Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические и водные ресурсы.

Относительность неисчерпаемости ресурсов.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Описывают неисчерпаемые ресурсы, подчеркивая относительность неисчер-паемости ресурсов



§7.2.1, инд.зад. ,

вариант 11 из Решу ЕГЭ


91

Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.


Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Описывают исчерпаемые ресурсы, подчеркивая значимость их для человечества.



§7.2.2, инд.зад.,


Тема 7.3 Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды( 2 часа)






§

92

Загрязнение воздуха. Причины загрязнения воздуха и их последствия . Загрязнение пресных вод и Мирового океана.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека. Составляют план параграфа. Выясняя причины загрязнения воздуха и Мирового океана.



§7.3

стр.217-221,

вариант 12,13 из Решу ЕГЭ


93

Влияние человека на расти-тельный и животный мир; сокращение видового разно-образия . Радиоактивное загрязнение

Практическая работа № 2

Оценка антропогенных изме-нений в природе

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир. Составляют план параграфа. Выясняя причины сокращения видового разнообразия. Изучают последствия радиоактивного загрязнения.



§7.3.5стр.221-223,

вариант 14,15 из Решу ЕГЭ


Тема 7.4 Охрана природы и перспективы рационального природопользования( 3часа)






§

94

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Раскрывают проблемы рационального природо-пользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Готовят презентации.



§7.4, инд. зад. ,

вариант 1 из Решу ЕГЭ


95

Очистка выбросов и стоков. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику



конспект,

вариант 2,3 из Решу ЕГЭ


96

Обобщающий урок по теме«Биосфера и человек. Ноосфера »

Урок обобщения и систематизации

Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ.



повт.§7.1-§7.4


Раздел 8 Бионика ( 6часов)






§

Личностные результаты:-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;







§

Метапредметные результаты: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами






§

97

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

Урок открытий новых знаний

Описывают примеры использования человеком принципов организации биологических систем.



стр.229-231, инд.зад.


98

Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины)

Урок открытий новых знаний

Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.)



стр.231-233, инд.зад.,

вариант 4,5 из Решу ЕГЭ


99

Формы живого в природе и их промышленные аналоги (механизмы и приборы)

Урок открытий новых знаний

Обсуждение примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).



стр.233-235, инд.зад.,

вариант 6,7,8 из Решу ЕГЭ


100

Обобщающий урок по теме «Бионика»

Урок обобщения и систематизации

Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ.



повт.стр.229-235,

вариант 9-11 из Решу ЕГЭ


101

Обобщение курса «Общая биология»

Урок обобщения и систематизации

Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ.



вариант 12-14 из Решу ЕГЭ


102

Обобщение курса «Общая биология»

Урок обобщения и систематизации

Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ.


















Лист корректировки



Домашние задания в календарно-тематическом планировании и электро,нном журнале могут варьировать.






















1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!