Календарно-тематическое планирование по биологии в 11-б классе ( 102 часа) |
№п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведе-ния | Домаш-нее задание | Примеча- ние | по пла-ну | факти-че-ски | Часть 1 Учение об эволюции органического мира ( 49часов) |
Раздел 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение ( 26 часов) |
Тема 1.1. История представлений о развитии жизни на Земле ( 3 часа) |
Личностные результаты:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; |
Метапредметные результаты: приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях; |
1 | Концепции Античности: Пифагора, Эмпедокла, Демокрита, Гиппократа и др. Креационизм. | Урок изучения нового материала, закрепления знаний | Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесо-образности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории. | | | §1.1.1, инд. зад | |
2 | Великие географические открытия. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. | Урок изучения нового материала, закрепления знаний | | | §1.1.2, отв.на вопросы, вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
3 | Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты | Урок изучения нового материала, закрепления знаний | | | §1.1.3, инд. зад., вариант 2 из Решу ЕГЭ | |
Тема 1.2 Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина ( 2часа) |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. | Урок изучения нового материала, закрепления знаний | Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу, на эволюционные представления. | | | §1.2.1, инд. зад., | |
5 | Экспедиционный материал Ч. Дарвина на корабле «Бигль». | Урок открытий новых знаний | Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории.Изучают маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». | | | §1.2.2, отв. на вопросы, вариант 3,4 из Решу ЕГЭ | |
Тема 1.3 Эволюционная теория Ч Дарвина (8 часов) |
6 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | Урок открытий новых знаний | Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | | | §1.3.1стр.20-24 | |
7 | Формы искусственного отбора: методический и бессознательный отбор. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. | | | §1.3.1 стр.24-26, вариант 5 из Решу ЕГЭ | |
8 | Коррелятивная изменчивость. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Характеризуюткоррелятивную изменчивость и приводят примеры. | | | §1.3.1 стр.27, | |
9 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | Урок открытий новых знаний | Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора. | | | §1.3.2стр.27-28, вариант 6,7 из Решу ЕГЭ | |
10 | Всеобщая индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства и ограниченность ресурсов | Урок открытий новых знаний | Изучают всеобщую индивидуальную изменчивость,избыточную численность потомства и ограниченность ресурсов. Работа в малых группах по заданию учителя. | | | §1.3.2.1 стр.28-29, вариант 8 из Решу ЕГЭ | |
11 | Борьба за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с абиотическими факторами; естественный отбор. | Урок открытий новых знаний | Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора. | | | §1.3.2.2 стр.29-30, вариант 9,10 из Решу ЕГЭ | |
12 | Образование новых видов. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Составляют план параграфа. Характеризуют способы видообразования | | | §1.3.2.3 стр. 30-33 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина» | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения по заданию учителя | | | повт.§1.3.1-1.3.2.3 | |
Тема 1.4 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция (14 часов) |
14 | Вид — элементарная эволюционная единица; критерии и генетическая целостность. Лабораторная работа №1 Сравнение видов по морфологическому критерию. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Дают характеристику вида как элементарной эволюционной единицы. Характеризуют вид по критериям. | | | §1.4.1.1 стр.34-35, вариант 11 из Решу ЕГЭ | |
15 | Популяционная структура вида; географическая и экологическая изоляция, ограниченность радиуса индивидуальной активности. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. | | | §1.4.1.2 стр.35-36, вариант 12 из Решу ЕГЭ | |
16 | Генофонд популяций.Идеальные и реальные популяции(закон Харди — Вайнберга). | Урок открытий новых знаний | Работа с понятиями и решение задач по законуХарди — Вайнберга. | | | §1.4.1.2 стр.36-37 | |
17 | Формирование синтетической теории эволюции | Урок открытий новых знаний | Работа с понятиями в малых группах. | | | §1.4.1.2 стр.36 | |
18 | Генетика и эволюционная теория | Урок открытий новых знаний | Работа с понятиями в малых группах. Составление плана параграфа. | | | §1.4.1.2 стр.36 | |
19 | Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций | Урок открытий новых знаний | Объяснение закономерностей эволюционныхпроцессов с позиций учения Ч. Дарвина. Подготовка сообщений мультимедиа презентаций Работа с информацией в интернет-источнике | | | §1.4.2стр.40-41, вариант 13,14 из Решу ЕГЭ | |
20 | Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций | Урок открытий новых знаний | Подготовка сообще-ниймультимедиапрезентаций Работа с информацией в интернет-источнике | | | §1.4.3, отв. на вопросы | |
21 | Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и разрывающий. Половой отбор | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Составление плана характеристик форм естест-венного отбора. Работа в группах по заданию учителя Разработка экспериментов по изучению действия отбора как основа будущего учебно- исследовательского проекта. | | | §1.4.4, отв. на вопр., вариант 15 из Решу ЕГЭ | |
22 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Характеристика основных экологических факторов и условий среды. | | | §1.4.5, отв. на вопр., | |
23 | Приспособительные особен-ности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Относительный характер приспособленности организмов Лабораторная работа № 2 Описание приспособленности организма и ее относительного характера. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Изучение различных видов приспособленности организмов к среде обитания | | | §1.4.5.1, отв. на вопр., вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
24 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Характеристика механизмов географического видо-образования с использованием рисунка учебника. Выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования. | | | §1.4.6 , вариант 2,3 из Решу ЕГЭ | |
25 | Пути и скорость видообразования | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Работа с дополнительной литературой составление индивидуальных сообщений. | | | §1.4.6.1, инд.зад. | |
26 | Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Работа с дополнительной литературой составление индивидуальных сообщений. | | | §1.4.6.2, отв. на вопр.стр.69 | |
27 | Обобщающий урок по теме «Микроэволюция» | Урок обобщения и систематизации. | Работа в тетрадях с тренировочными тестами типа ЕГЭ | | | повт. §1.4.6 | |
Раздел 2 Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (23 часа) |
Тема 2.1 Главные направления биологической эволюции (7часов) |
Личностные результаты:- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и 8 технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры; |
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий |
28 | Главные направления эволюционного процесса | Урок открытий новых знаний | Характеристика главных направлений эволюции Обсуждение проблем макроэволюции с учителем | | | §2.1 стр.73-75, отв. на вопросы | |
29 | Биологический прогресс | Урок открытий новых знаний | Изучение биологического прогресса на конкретных примерах и составление характеристики. | | | §2.1 стр.74-75, отв. на вопросы | |
30 | Биологический регресс (А. Н. Северцов). | Урок открытий новых знаний | Изучение биологического регресса на конкретных примерах и составление характеристики | | | §2.1 стр.75, отв. на вопросы, вариант 4,5 из Решу ЕГЭ | |
31 | Пути достижения биологического прогресса | Урок беседа | Обсуждение путей достижения биологического прогресса. | | | §2.2 стр.75-76, отв. на вопросы | |
32 | Результаты эволюции: многообразие видов | Урок беседа | Обсуждение результатов эволюции и многообразия видов с одноклассниками и учителем. | | | §2.2, отв. на вопросы | |
33 | Результаты эволюции: органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | Урок беседа | Обсуждение результатов эволюции и постепенного усложнения организации с одноклассниками и учителем | | | §2.2, отв. на вопросы | |
34 | Обобщающий урок по теме «Главные направления биологической эволюции» | Урок обобщения и систематизации. | | | | повт.§2.1-§2.2 | |
Тема 2.2 Пути достижения биологического прогресса ( 9 часов ) |
35 | Макроэволюция. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. | Урок открытий новых знаний | Сравнение микро- и макроэволюции. Обсуждение проблем макроэволюции с одноклассниками и учителем | | | §2.2.1, инд. зад., вариант 6,7 из Решу ЕГЭ | |
36 | Возникновение крупных систематических групп живых организмов. | Урок открытий новых знаний | Работа в малых группах составление презентаций | | | §2.2.1, вариант 8 из Решу ЕГЭ | |
37 | Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существовании. Лабораторная работа № 3 Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания. | Урок открытий новых знаний | Работа в малых группах составление презентаций | | | §2.2.2стр.76-79, вариант 9,10 из Решу ЕГЭ | |
38 | Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. | Урок открытий новых знаний | Работа в малых группах составление презентаций | | | §2.2.3 стр.79-81 | |
39 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция | Урок открытий новых знаний | Работа в малых группах по изучению дивергенции составление презентаций | | | §2.3, 2.3.1 стр.81-85, инд.зад. | |
40 | Основные закономерности эволюции: параллелизм. | Урок открытий новых знаний | Работа в малых группах по изучению параллелизма составление презентаций | | | §2.3.1 стр.85, вариант 11 из Решу ЕГЭ | |
41 | Основные закономерности эволюции: правила эволюции групп организмов. | Урок открытий новых знаний | Обсуждение основных закономерностей эволюции. Составление тезисов правил эволюции групп организмов. | | | §2.3.2 стр.85-87, инд. зад. | |
42 | Значение работ А. Н. Северцева | Урок открытий новых знаний | Работа с дополнительной литературой составление тезисов по значению работ Северцева. | | | повт. §2.3.2, вариант 12,13 из Решу ЕГЭ | |
43 | Обобщающий урок по теме «Пути достижения био-логического прогресса» | Урок обобщения и систематизации | Работа с заданиями типа ЕГЭ | | | повт.§2.2-2.3 | |
Часть 2 Развитие органического мира ( 21 час) | | | | | | § |
Раздел 3 Развитие жизни на Земле. (11 часов) | | | | | | § |
Тема 3.1. Развитие жизни в архейской и протерозойской эре (3 часа) |
Личностные результаты:- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями |
Метапредметные результаты: понимание различий между альтернативными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; |
44 | Развитие жизни на Земле в архейской эре; первые следы жизни на Земле. Строматолиты | Урок лекция | Знакомство с геохронологической таблицей развития жизни на Земле. Характеристика Архейской эры | | | §3.1 стр.97-99, вариант 14,15 из Решу ЕГЭ | |
45 | Развитие жизни на Земле в протерозойской эре. Появление предков всех современных типов беспозвоночных животных. Гипотезы возникновения многоклеточных. Первые хордовые. | Урок лекция | Выявление основных ароморфозов в протерозойскую эру. Составление таблицы. | | | §3.1 стр. 99, вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
46 | Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений. Начало почвообразовательных процессов. | Урок открытий новых знаний | Изучение направлений эволюции животных и растений. Составление их характеристик и выявления приспособленности к среде обитания. | | | §3.1, отв. на вопросы, вариант 2 из Решу ЕГЭ | |
Тема 3.2 Развитие жизни в палеозойской эре (4 часа) | | | | | | § |
47 | Развитие жизни на Земле в палеозойской эре; периодизация палеозоя. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных ароморфозов в палеозойскую эру у животных. Составление таблицы( продолжение) | | | §3.2 стр.99-100 | |
48 | Эволюция растений; риниофиты, появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных ароморфозов в палеозойскую эру у растений. Составление таблицы( продолжение) | | | §3.2 стр.100, вариант 3,4 из Решу ЕГЭ | |
49 | Возникновение позвоночных: общая характеристика и ароморфозные черты классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных ароморфозных черт у животных.. Составление таблицы( продолжение) | | | §3.2 стр.101-104, вариант 5,6 из Решу ЕГЭ | |
50 | Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот. | Урок открытий новых знаний | Характеристика главных направлений эволюции позвоночных животных. | | | §3.2 стр.105-109 | |
Тема 3.3 Развитие жизни в мезозойской эре ( 4 часа) | | | | | | § |
51 | Развитие жизни на Земле в мезозойской эре. Появление и распространение покрытосеменных растений. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных ароморфозов в мезозойскую эру у животных и покрытосеменных растений. Составление таблицы( продолжение) | | | §3.3 стр.109 , вариант 7 из Решу ЕГЭ | |
52 | Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих; общая характеристика классов птиц и млекопитающих. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных этапов эволюции птиц и млекопитающих.. Составление таблицы( продолжение) | | | §3.3 стр.110, вариант 8,9 из Решу ЕГЭ | |
53 | Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных.. | Урок открытий новых знаний | Составление сравнительной характеристики вымерших и современных наземных животных. | | | §3.3 стр.111, вариант 10 из Решу ЕГЭ | |
54 | Вымирание голосеменных растений и пресмыкающихся | Урок открытий новых знаний | Выяснение причин вымирания голосеменных растений и пресмыкающихся. | | | §3.3 стр.112, отв. на вопросы | |
Тема 3.3. Развитие жизни в кайнозойскую эру ( 4 часа) | | | | | | § |
55 | Развитие жизни на Земле в кайнозойской эре. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых; параллельная эволюция. | Урок открытий новых знаний | Выявление основных ароморфозов в кайнозойскую эру у животных и покрытосеменных растений. Составление таблицы( продолжение). | | | §3.4 стр.113, инд. зад, вариант 11 из Решу ЕГЭ | |
56 | Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Дрейф материков, оледенения. | Урок открытий новых знаний | Выявление условий для развития плацентарных млекопитающих и приматов. Работа в малых группах по заданию учителя. | | | §3.4 стр.114, инд. зад., | |
57 | Основные этапы эволюции растений, животных. | Урок открытий новых знаний | Выявить основные этапы эволюции растений и животных. Составить индивидуальный план рассказа выявленных этапов эволюции | | | §3.4 стр.114-116, отв. на вопросы, инд. зад | |
58 | Обобщающий урок по теме « Развитие жизни на Земле» | Урок обобщения и систематизации | Работа по заданиям ЕГЭ | | | повт.§3.1-3.4 | |
Раздел 4 Происхождение человека (10 часов) | | | | | | § |
Тема 4.1.Положение человека в системе животного мира ( 2 часа) | | | | | | § |
Личностные результаты:-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; | | | | | | § |
Метапредметные результаты: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; |
59 | Мифологические и религиозные представления о происхождении человека. Представления К. Линнея о происхождении человека. | Изучение и первичное закрепление знаний | Работа с дополнительной литературой и составление характеристик мифологических и религиозных представлений о происхождении человека. | | | стр.119-121, вариант 12,13 из Решу ЕГЭ | |
60 | Систематическое положение вида Homosapiens в системе живого мира. | Изучение и первичное закрепление знаний | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение места человека в системе органического мира. Приведение доказательств(аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Определение черт сходства и различия человека и животных | | | §4.1стр.121-123, отв. на вопросы, вариант 14 из Решу ЕГЭ | |
Тема 4.2 Эволюция приматов (1 час) | | | | | | |
61 | Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. | Изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение современной концепции происхождения человека. Выделение основныхэтапов эволюции человека. | | | §4.2, вариант 15 из Решу ЕГЭ | |
Тема 4.3. Стадии эволюции человека (4 часа) | | | | | | § |
62 | Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | Изучение и первичное закрепление знаний | Изучение стадий эволюции человека. Презентации твор-ческих работ с использованием новых информационных технологий | | | §4.3, инд.зад., | |
63 | Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расобразование; единство происхождения рас. | Изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение возникновения рас. Доказательство несостоятельности расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими | | | §4.4, инд.зад. , вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
64 | Свойства человека как биосоциального существа. | Изучение и первичное закрепление знаний | Подготовка индивидуальных сообщений и работа с дополнительной литературой. | | | конспект, вариант 2,3 из Решу ЕГЭ | |
65 | Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека | Изучение и первичное закрепление знаний | Составление схемы о движущих силах антропогенеза. Работа по заданию учителя | | | стр.132-134, отв. на вопросы | |
Тема 4.4 Современный этап эволюции человека ( 3 часа) | | | | | | § |
66 | Современный этап эволюции человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма | Урок открытий новых знаний | Характеризуют современный этап эволюции человека; взаимоотношение социального и биологического в его эволюции. Обосновывают единство человеческих рас. Дают аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма» | | | стр.135-137, вариант 4 из Решу ЕГЭ | |
67 | Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. | Урок открытий новых знаний | Отмечают ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Составляют план параграфа. | | | конспект, вариант 5,6 из Решу ЕГЭ | |
68 | Обобщающий урок по теме « Происхождение человека» | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения по типу ЕГЭ | | | повт.§4.1-4.4 | |
Часть 3 Взаимоотношения организма и среды ( 31 час) | | | | | | |
Раздел 5 Биосфера, её структура и функции (5часов) | | | | | | § |
Тема 5.1.Структура биосферы (2 часа) | | | | | | § |
Личностные результаты: формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. | | | | | | § |
Метапредметные результаты: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение; | | | | | | § |
69 | Биосфера — живая оболочка планеты. Учение о биосфере В. И. Вернадского. Границы биосферы. Структура биосферы. | Урок открытий новых знаний | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. | | | §5.1.1стр.142-146, инд.зад. | |
70 | Живые организмы (живое вещество), видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. | Урок открытий новых знаний | Характеризуют компоненты биосферы: косное и биогенное вещество, живое вещество, биокосное вещество биосферы. Составляют план параграфа. Выполняют упражнения в печатных тетрадях. | | | §5.1.2стр.146-147, вариант 7,8 из Решу ЕГЭ | |
Тема 5.2 Круговорот веществ в природе (3 часа) | | | | | | § |
71 | Главная функция биосферы — круговорот веществ в природе: круговорот воды, углерода | Урок открытий новых знаний | Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете.. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. | | | §5.2 стр.147 , вариант 9,10 из Решу ЕГЭ | |
72 | Главная функция биосферы — круговорот веществ в природе: круговорот азота, серы и фосфора. Значение круговоротов в преобразовании планеты | Урок открытий новых знаний | Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Работа в малых группах. | | | §5.2 стр.148-150, вариант 11 из Решу ЕГЭ | |
73 | Обобщающий урок по теме « Биосфера, её структура и функции » | Урок обобщения и систематизации | Работают в тетрадях, выполняя тренировочные упражнения типа ЕГЭ. | | | повт.§5.1-5.2 | |
Раздел 6 Жизнь в сообществах. Основы экологии( 11 часов) | | | | | | |
Тема 6.1 История формирования сообществ живых организмов ( 2 часа) | | | | | | § |
Личностные результаты:- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | | | | | | § |
Метапредметные результаты:- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем | | | | | | § |
74 | История формирования сообществ живых организмов | Урок открытий новых знаний | Изучают историю сообществ живых организмов. Составляют план параграфа. | | | §6.1 стр.154-155, отв.на вопр. | |
75 | Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. | Урок открытий новых знаний | Описывают геологическую историю материков, смену климата. Составляют план параграфа. | | | стр.156-157, инд.зад. | |
Тема 6.2 Биогеография. Основные биомы суши ( 2 часа) | | | | | | § |
76 | Биогеография. Биогеографические области. | Урок открытий новых знаний | Изучение основных понятий темы. Составляют план параграфа. | | | §6.2, инд.зад., вариант 12 из Решу ЕГЭ | |
77 | Основные биомы суши (и Мирового океана). Сходство биомов различных областей; происхождение и развитие биомов. | Урок открытий новых знаний | Характеризуют биомы различных биогеографиче-ских областей. | | | повт.§6.2, конспект | |
Тема 6.3.Взаимоотношения организма и среды (4 часа) | | | | | | § |
78 | Учение о биогеоценозах В. Н. Сукачева. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценоз: биоценоз и экотоп. | Урок открытий новых знаний | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | §6.3.1, вариант 13,14,15 из Решу ЕГЭ | |
79 | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ Лабораторная работа № 4 Выявление приспособлений организмов к влиянию раз-личных экологических факторов. | Урок открытий новых знаний | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим. | | | §6.3.2, 6.3.3 , вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
80 | Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Лабораторная работа № 5 Составление пищевых цепей | Урок открытий новых знаний | Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений. Знакомство с видами цепей питания и сети питания | | | §6.3.4, конспект, инд.зад., вариант 2,3 из Решу ЕГЭ | |
81 | Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Лабораторная работа № 6 Изучение экологических адаптаций человека | \Урок открытий новых знаний | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | cтр.187-189, §6.3.5, инд.зад. | |
Тема 6.4 Взаимоотношения между организмами (5 часов) | | | | | | § |
82 | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Запоминают формы взаимоотношений между организмами: позитивные отношения — симбиоз: антибиотические отношения и нейтральные отношения —нейтрализм. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений | | | §6.4, §6.4.1, вариант 4,5,6 из Решу ЕГЭ | |
83 | Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | §6.4.2 | |
84 | Происхождение и эволюция паразитизма | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | Стр.201-208, вариант 7 из Решу ЕГЭ | |
85 | Нейтральные отношения- нейтрализм | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | §6.4.3, | |
86 | Практическая работа №1. Изучение и описание экосистемы своей местности. | Урок обобщения и систематизации | Изучают и описывают экосистему своей местности, на примере дубравы. | | | §6.1-6.4 | |
Раздел 7 Биосфера и человек. Ноосфера ( 9 часов) | | | | | | § |
Тема 7.1 Воздействие человека на природу в процессе становления общества( 2 часа) |
Личностные результаты: уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры; |
Метапредметные результаты: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. |
87 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Роль палеолитического человека в исчезновении крупных травоядных и хищников. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе) на разных этапах развития человеческого общества. | | | §7.1, инд.зад., вариант 8 из Решу ЕГЭ | |
88 | Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Антропоценозы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Изучают в дополнительной литературе начало эпохи производства пищи в неолите. Подсечное земледелие и выпас скота. Знакомятся с основными положениями учения В. И. Вернадского о ноосфере. | | | конспект, вариант 9,10 из Решу ЕГЭ | |
Тема 7.2 Природные ресурсы и их использование ( 3 часа) | | | | | | § |
89 | Минеральные, энергетические и пищевые ресурсы | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Характеризуют мине-ральные, энергетические и пищевые ресурсы работают в группах с дополнительной литературой. | | | §7.2, инд.зад. | |
90 | Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические и водные ресурсы. Относительность неисчерпаемости ресурсов. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Описывают неисчерпаемые ресурсы, подчеркивая относительность неисчер-паемости ресурсов | | | §7.2.1, инд.зад. , вариант 11 из Решу ЕГЭ | |
91 | Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Описывают исчерпаемые ресурсы, подчеркивая значимость их для человечества. | | | §7.2.2, инд.зад., | |
Тема 7.3 Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды( 2 часа) | | | | | | § |
92 | Загрязнение воздуха. Причины загрязнения воздуха и их последствия . Загрязнение пресных вод и Мирового океана. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека. Составляют план параграфа. Выясняя причины загрязнения воздуха и Мирового океана. | | | §7.3 стр.217-221, вариант 12,13 из Решу ЕГЭ | |
93 | Влияние человека на расти-тельный и животный мир; сокращение видового разно-образия . Радиоактивное загрязнение Практическая работа № 2 Оценка антропогенных изме-нений в природе | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир. Составляют план параграфа. Выясняя причины сокращения видового разнообразия. Изучают последствия радиоактивного загрязнения. | | | §7.3.5стр.221-223, вариант 14,15 из Решу ЕГЭ | |
Тема 7.4 Охрана природы и перспективы рационального природопользования( 3часа) | | | | | | § |
94 | Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Раскрывают проблемы рационального природо-пользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Готовят презентации. | | | §7.4, инд. зад. , вариант 1 из Решу ЕГЭ | |
95 | Очистка выбросов и стоков. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. | Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности | Изучают материалы и выполняют задания на мультимедийном CD-приложении к учебнику | | | конспект, вариант 2,3 из Решу ЕГЭ | |
96 | Обобщающий урок по теме«Биосфера и человек. Ноосфера » | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ. | | | повт.§7.1-§7.4 | |
Раздел 8 Бионика ( 6часов) | | | | | | § |
Личностные результаты:-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; | | | | | | § |
Метапредметные результаты: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами | | | | | | § |
97 | Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. | Урок открытий новых знаний | Описывают примеры использования человеком принципов организации биологических систем. | | | стр.229-231, инд.зад. | |
98 | Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины) | Урок открытий новых знаний | Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.) | | | стр.231-233, инд.зад., вариант 4,5 из Решу ЕГЭ | |
99 | Формы живого в природе и их промышленные аналоги (механизмы и приборы) | Урок открытий новых знаний | Обсуждение примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника). | | | стр.233-235, инд.зад., вариант 6,7,8 из Решу ЕГЭ | |
100 | Обобщающий урок по теме «Бионика» | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ. | | | повт.стр.229-235, вариант 9-11 из Решу ЕГЭ | |
101 | Обобщение курса «Общая биология» | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ. | | | вариант 12-14 из Решу ЕГЭ | |
102 | Обобщение курса «Общая биология» | Урок обобщения и систематизации | Выполняют упражнения в тетрадях по подготовке к ЕГЭ. | | | | |