№ урока | Раздел / Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | по плану | по факту |
| 1. Общее знакомство с природой (3 ч) | | | |
1. | Неживая и живая природа. | 1 | | |
2. | Твердые тела, жидкости и газы. | 1 | | |
3. | Для чего изучают природу. | 1 | | |
| 2. Вода (17 ч) | | | |
4. | Вода в природе. | 1 | | |
5. | Вода - жидкость. П.Р. "Определение текучести воды". | 1 | | |
6. | Температура воды и ее измерение. | 1 | | |
7. | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Опыт 1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | | |
8. | Изменение состояния воды при замерзании. Опыт 2. Расширение воды при замерзании. | 1 | | |
9. | Лед - твердое тело. | 1 | | |
10. | Превращение воды в пар. | 1 | | |
11. | Кипение воды. | 1 | | |
12. | Три состояния воды в природе. | 1 | | |
13 | Вода - растворитель. Опыт 3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде. | 1 | | |
14. | Водные растворы и их использование. | 1 | | |
15. | Водные растворы в природе. | 1 | | |
16. | Нерастворимые в воде вещества. | 1 | | |
17. | Чистая и мутная вода. Опыт 4. Очистка мутной воды. | 1 | | |
18. | Питьевая вода. | 1 | | |
19. | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1 | | |
20. | Что мы узнали о воде. К.Р.1 (тест). | 1 | | |
| 3. Воздух (15 ч) | | | |
21. | Воздух в природе. П.Р. "Наблюдение за отклонением пламени свечи". Опыт 1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). | 1 | | |
22. | Воздух занимает место. Опыт 2. Объем воздуха в какой-либо емкости. | 1 | | |
23. | Воздух сжимаем и упруг. Опыт 3.Упругость воздуха. | 1 | | |
24. | Воздух - плохой проводник тепла. Опыт 4. Воздух - плохой проводник тепла. | 1 | | |
25. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Опыт 5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | | |
26. | Теплый воздух легче холодного. | 1 | | |
27. | Движение воздуха в природе. | 1 | | |
28. | Состав воздуха. | 1 | | |
29. | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | 1 | | |
30. | Углекислый газ. | 1 | | |
31. | Применение углекислого газа. | 1 | | |
32. | Значение воздуха. | 1 | | |
33. | Чистый и загрязненный воздух. | 1 | | |
34. | Охрана воздуха. | 1 | | |
35. | Что мы узнали о воздухе. К.Р.2. | 1 | | |
| 4. Полезные ископаемые (21 ч) | | | |
36. | Что такое полезные ископаемые. | 1 | | |
37. | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | 1 | | |
38. | Гранит. | 1 | | |
39. | Известняки. | 1 | | |
40. | Песок и глина. | 1 | | |
41. | Горючие полезные ископаемые. | 1 | | |
42. | Торф. | 1 | | |
43. | Каменный уголь. Опыт 1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. | 1 | | |
44. | Нефть. | 1 | | |
45. | Природный газ. | 1 | | |
46. | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1 | | |
47. | Калийная соль. | 1 | | |
48. | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Опыт 2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. | 1 | | |
49. | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 1 | | |
50. | Железные руды. | 1 | | |
51. | Черные металлы. Чугун. | 1 | | |
52. | Сталь. | 1 | | |
53. | Медная и алюминиевая руды. | 1 | | |
54. | Алюминий. Опыт 3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность). | 1 | | |
55. | Медь и олово. П.Р. Распознование черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. | 1 | | |
56. | Что мы узнали о полезных ископаемых. К.Р.3. | 1 | | |
| 5. Почва (12 ч) | | | |
57. | Что называют почвой. | 1 | | |
58. | Состав почвы. Опыт 1. Выделение воды и воздуха из почвы. | 1 | | |
59. | Перегной - органическая часть почвы. | 1 | | |
60. | Песок и глина - минеральная часть почвы. Опыт 2. Обнаружение в почве песка и глины. | 1 | | |
61. | Минеральные соли в почве. | 1 | | |
62. | Различие почв по их составу. | 1 | | |
63. | Как проходит вода в разные почвы. Опыт 3. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. | 1 | | |
64. | Испарение воды из почвы. | 1 | | |
65. | Охрана почв. | 1 | | |
66. | Что мы узнали о почве. К.Р.4. | 1 | | |
67. | П.Р. "Вскапывание и боронование лопатой и граблями". | 1 | | |
68. | П.Р. "Вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление почвы мотыгами". "Определение типа почвы на школьном участке". | 1 | | |
№ урока | Раздел / Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | по плану | по факту |
| Введение (3 ч) | | | |
1. | Разнообразие растений. | 1 | | |
2. | Значение растений. | 1 | | |
3. | Охрана растений. | 1 | | |
| Раздел 1. Общее знакомство с цветковыми растениями (21 ч) | | | |
4. | Строение цветкового растения. Л.Р.1 "Органы цветкового растения". Строение цветка. Л.Р.2 "Части цветка". | 1 | | |
5. | Виды соцветий. | 1 | | |
6. | Опыление цветков. | 1 | | |
7. | Разнообразие плодов. | 1 | | |
8. | Размножение семенами. Распространение плодов и семян. | 1 | | |
9. | Внешний вид и строение семени фасоли. Л.Р.3 "Строение семени фасоли". | 1 | | |
10. | Л.Р.4 Строение зерновки пшеницы. | 1 | | |
11. | Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. | 1 | | |
12. | Правила заделки семян в почву. | 1 | | |
13 | Виды корней. Корневые системы. | 1 | | |
14. | Значение корня. Видоизменения корней (корнеплоды, корнеклубни, втягивающие, дыхательные, ходульные). | 1 | | |
15. | Внешнее строение листа (виды по размеру, форме, способам прикрепления к стеблю, количеству л. пл. на общем черешке, жилкованию). | 1 | | |
16. | Из каких веществ состоит растение (органические и неорганические). | 1 | | |
17. | Образование органических веществ в растении. | 1 | | |
18. | Испарение воды листьями. | 1 | | |
19. | Дыхание растений. | 1 | | |
20. | Листопад и его значение. | 1 | | |
21. | Строение стебля. Значение стебля. | 1 | | |
22. | Разнообразие стеблей (укороченные, прямостоячие, вьющиеся, лианы, плети, усы, цепляющиеся, ползучие, корневища). | 1 | | |
23. | Растение - целостный организм (взаимосвязь частей растения, связь растения со средой обитания). | 1 | | |
24. | Обобщение по разделу 1. К.Р.1 . | 1 | | |
| Раздел 2. Многообразие цветковых растений (35 ч) | | | |
25. | Деление растений на группы. Мхи, общая характеристика (кукущкин лен, сфагнум). | 1 | | |
26. | Папоротники (внешнее строение, размножение, сходство и различие со мхами). | 1 | | |
27. | Голосеменные. Хвойные растения (ель, сосна) | 1 | | |
28. | П.Р.1 "Разнообразие хвойных растений" (лиственница, кипарис, кедр, пихта). | 1 | | |
29. | Покрытосеменные, или цветковые растения. Деление цветковых на классы. | 1 | | |
30. | Однодольные растения. Общие признаки злаковых. | 1 | | |
31-32. | Хлебные злаковые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). Выращивание зерновых: посев, уход, уборка. | 2 | | |
33. | Использование злаков в народном хозяйстве (зерновые культуры - зерно, мука, крупа, солома, силос; кормовые травы - тимофеевка, ежа, мятлик, овсюг; сорняки - пырей ползучий и др.). | 1 | | |
34. | Общие признаки лилейных (лилия, ландыш, гусиный лук, вороний глаз). Цветочно-декоративные лилейные (лилия, тюльпан, хлорофитум). | | | |
35. | Овощные лилейные (лук, чеснок). Л.Р. "Строение луковицы". Дикорастущие лилейные (ландыш). | 1 | | |
36. | К.Р. 2 по теме "Однодольные растения". | 1 | | |
37. | Двудольные растения. Общие признаки пасленовых. | 1 | | |
38. | Дикорастущие пасленовые (паслен). Овощные и технические пасленовые (картофель). Л.Р. 5"Строение клубня картофеля". | 1 | | |
39. | Выращивание картофеля. | 1 | | |
| Овощные пасленовые (томат, баклажан, перец). | 1 | | |
40. | Цветочно-декоративные пасленовые (петуния, душистый табак). Ядовитые (табак, белена). | 1 | | |
41. | Общие признаки бобовых. | 1 | | |
42. | Пищевые бобовые - бобы, горох. | 1 | | |
43. | Южные бобовые культуры - фасоль, соя. | 1 | | |
44. | Кормовые бобовые - клевер красный, люпин синий. | | | |
45. | Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1 | | |
46-47. | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша. | 2 | | |
48. | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня, малина. | 1 | | |
49. | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника, персик, абрикос. | | | |
50. | Общие признаки сложноцветных. | 1 | | |
51. | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | | |
52-53. | Цветочно-декоративные сложноцветные. Календула, бархатцы, маргаритка, георгин. | 2 | | |
54. | К.Р. 3 по теме "Двудольные покрытосеменные растения". | 1 | | |
55. | Уход за комнатными растениями. П.Р. 2 "Перевалка комнатных растений". П.Р. 3 "Пересадка комнатных ратений". | 1 | | |
56. | Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке (осенняя перекопка почвы, обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева). | 1 | | |
57. | Подготовка сада к зиме. | 1 | | |
58. | Венние работы в саду и на учебно-опытном участке (весенний уход за садом, весенняя обработка почвы). | 1 | | |
59. | Уход за посевами и посадками. | 1 | | |
| Раздел 3. Бактерии (2 ч) | | | |
60-61. | Бактерии. | 2 | | |
| Раздел 4. Грибы (3 ч) | | | |
62. | Строение грибов. | 1 | | |
63. | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1 | | |
64. | К.Р.4. по разделам "Бактерии", "Грибы". | 1 | | |
64-68. | Повторение. | 4 | | |
№ урока | Раздел / Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | по плану | по факту |
| Введение (2 ч). | | | |
1. | Многообразие животного мира. | 1 | | |
2. | Значение животных и их охрана. | 1 | | |
| Раздел 1. Беспозвоночные животные (10 ч). | | | |
3. | Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь. | 1 | | |
4. | Круглые черви - паразиты человека (аскарида). Значение червей. * Черви - санитары пресных водоемов (трубочник). * Черви-сосальщики (печеночный сосальщик). | 1 | | |
5. | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. | 1 | | |
6. | Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. | 1 | | |
7. | Майский жук. * Опасный пришелец из Колорадо (колорадский жук). | 1 | | |
8. | Комнатная муха. * Становятся ли к осени мухи злыми. | 1 | | |
9. | Медоносная пчела. * Пчелы-убийцы. | 1 | | |
10. | * Неутомимые санитары леса (рыжие лесные муравьи). Тутовый шелкопряд. | 1 | | |
11. | Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека. | 1 | | |
12. | К.Р.1 по теме "Беспозвоночные" (инд. работа по карточкам, тестирование) | 1 | | |
| Раздел 2. Позвоночные животные (56 ч). | | | |
13. | Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. | 1 | | |
14. | Внешнее строение и скелет рыб (окунь). | 1 | | |
15. | Внутреннее строение рыб: дыхание, кровообращение, нервная система. | 1 | | |
16. | Размножение рыб. | 1 | | |
17. | Речные рыбы (речной окунь, щука). | 1 | | |
18. | Морские рыбы (треска, сельдь). | 1 | | |
19. | Рыболовство (треска, сельдь). Рыбоводство (карп). | 1 | | |
20. | Рациональное использование и охрана рыб (лосось, осетр, севрюга, белуга, кефаль). | 1 | | |
21. | К.Р.2 по теме "Рыбы". * Живые электростанции (электрические угорь, сом, скат). * Золотая рыбка. * Рыба, которая любит быть на суше (илистый прыгун). * Рыбы-чистильщики. * Прожорливый ротан. * Морской дьявол (скат манта). | 1 | | |
22. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки (зеленая лягушка). | 1 | | |
23. | Внутреннее строение земноводных. | 1 | | |
24. | Размножение и развитие лягушки. | 1 | | |
25. | К.Р. 3 по теме "Земноводные". * Хвостатые родственники лягушки (обыкновенный и гребенчатый тритоны). * Самая крупная жаба (жаба ага). | 1 | | |
26. | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение (прыткая ящерица, обыкновенный уж, обыкновенная гадюка). | 1 | | |
27. | Внутреннее строение пресмыкающихся (прыткая ящерица). | 1 | | |
28. | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | | |
29. | К.Р. 4 по теме "Пресмыкающиеся". * Серый варан. * Безногие ящерицы (желтопузик, веретеница). * На змеиной ферме (гюрза, песчаная эфа, степная гадюка, кобра). | 1 | | |
30. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц (серая ворона). | 1 | | |
31. | Особенности скелета птиц. | 1 | | |
32. | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | | |
33. | Размножение и развитие птиц. | 1 | | |
34. | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточки, стрижи). | 1 | | |
35. | Птицы леса (большой пестрый дятел, синицы). | 1 | | |
36. | Хищные птицы (серая сова, степной орел). | 1 | | |
37. | Птицы пресных водоемов и болот (утка-кряква, гоголь, серая утка, серая цапля). | 1 | | |
38. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека (сизый голубь, воробей, трясогузка). | 1 | | |
39. | Домашние куры. *Прародители домашних кур (дикие банкивские куры). | 1 | | |
40. | Домашние утки и гуси. Птицеводство. | 1 | | |
41. | К.Р. 5 по теме "Птицы". * Нелетающие птицы (африканский страус, пингвины). * Птенцы в зимнем лесу (клесты). * Птицы, не знающие своих детей (кукушка). | 1 | | |
42. | Общие признаки млекопитающих. | 1 | | |
43. | Внешнее строение млекопитающих. | 1 | | |
44. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих (кролик, собака). | 1 | | |
45. | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | | |
46. | Грызуны (полевые мыши, крысы, белки, речные бобры). | 1 | | |
47. | Значение грызунов в природе и жизни человека (полевки, мыши, суслики, белки, бобры, ондатры). | 1 | | |
48. | Зайцеобразные (заяц-русак, заяц-беляк, дикий кролик). | 1 | | |
49. | Разведение домашних кроликов. *Родственники длинноухих (пищуха, или сеноставка). *Нашествие длинноухих (кролики). | 1 | | |
50. | Хищные звери (волк, бурый медведь, рысь, тигр, лев). | 1 | | |
51. | Дикие пушные хищные звери (соболь, лесная куница, европейская норка, лисица). | 1 | | |
52. | Разведение норки на зверофермах. * Самый маленький хищный зверь (ласка). | 1 | | |
53. | Домашние хищные звери (кошка, собака). | 1 | | |
54. | Ластоногие (тюлени: гренландский, каспийский, морской котик; морж). | 1 | | |
55. | Китообразные (дельфины, синий кит). | 1 | | |
56. | Парнокопытные (лоси, олени, северные олени, овцы, козы, коровы, бараны; дикие свиньи, или кабаны). * Лесной великан (лось). * Свидетели великого оледенения (овцебык). | 1 | | |
57. | Непарнокопытные (лошадь Пржевальского, осел, зебра). * Лошадь, не лошадь, осел не осел (кулан). | 1 | | |
58. | Приматы (мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе, гориллы, орангутаны). * Двоюродная родня человека (орангутан, горилла, шимпанзе). | 1 | | |
59. | К.Р. 6 по теме "Млекопитающие". | 1 | | |
60. | Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. (Европейский и азиатский туры, породы коров.) | 1 | | |
61. | Содержание коров на фермах. Выращивание телят. | 1 | | |
62. | Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. (Дикий баран муфлон, породы овец.) | 1 | | |
63. | Верблюды. Северные олени. | 1 | | |
64. | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | 1 | | |
65. | Домашние лошади (породы лошадей). Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | | |
66-68. | Повторение. Что вы узнали о животных? Общие признаки изученных групп животных (выявление черт приспособленности организмов к среде обитания, нахождение причинно-следственных связей между строением и образом жизни). | 3 | | |
№ урока | Раздел / Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | по плану | по факту |
| Введение | | | |
1. | Место человека среди млекопитающих. | 1 | | |
| 1. Общий обзор организма человека (2 ч) | | | |
2. | Строение клеток и тканей организма | 1 | | |
3. | Органы и системы органов человека | 1 | | |
| 2. Опорно-двигательная система (14 ч) | | | |
4. | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 1 | | |
5. | Состав и строение костей. Л.Р. 1 "Состав костей". | 1 | | |
6. | Соединение костей. | 1 | | |
7. | Череп. | 1 | | |
8. | Скелет туловища. | 1 | | |
9. | Скелет верхних конечностей. | 1 | | |
10. | Скелет нижних конечностей. | 1 | | |
11. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | | |
12 | Значение и строение мышц. | 1 | | |
13. | Основные группы мышц человека. | 1 | | |
14. | Работа мышц. | 1 | | |
15. | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 | | |
16. | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании. | 1 | | |
17. | Повторение. К.Р.1 (тест) по темам 1, 2. | 1 | | |
| 3. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система (8 ч) | | | |
18. | Значение крови и кровообращения | 1 | | |
19. | Состав крови | | | |
20. | Органы кровообращения. Сосуды | 1 | | |
21. | Органы кровообращения. Сердце и его работа | 1 | | |
22. | Л.Р.2 "Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений". | 1 | | |
23. | Большой и малый круги кровообращения | 1 | | |
24. | Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение | 1 | | |
25. | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | | |
| 4. Дыхательная система (5 ч) | | | |
26. | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | | |
27. | Газообмен в легких и тканях. | 1 | | |
28. | Гигиена дыхания. | 1 | | |
29. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | | |
30. | Повторение. К.Р. 2 (тест) по темам 3, 4. | 1 | | |
| 5. Пищеварительная система (12 ч) | | | |
31. | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | | |
32. | Питательные вещества. | 1 | | |
33. | Витамины. | 1 | | |
34. | Органы пищеварения. | 1 | | |
35. | Ротовая полость. Зубы. Л.Р.3. "Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал". | 1 | | |
36. | Изменение пищи в желудке. | 1 | | |
37. | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | | |
38. | Гигиена питания. | 1 | | |
39. | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 | | |
40. | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | | |
41. | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 1 | | |
42. | Пищевые отравления. | 1 | | |
| 6. Мочевыделительная система (3 ч) | | | |
43. | Почки - органы выделения. | 1 | | |
44. | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | | |
45. | Повторение. К.Р. 3 (тест) по темам 5, 6. | 1 | | |
| 7. Кожа (7 ч) | | | |
46. | Кожа и ее роль в жизни человека. | 1 | | |
47. | Уход за кожей. | 1 | | |
48. | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 1 | | |
49. | Закаливание организма. | 1 | | |
50. | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 | | |
51. | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | | |
52. | П.Р. " Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи". | | | |
| 8. Нервная система (7 ч) | | | |
53. | Головной и спинной мозг. | 1 | | |
54. | Нервы. | 1 | | |
55. | Значение нервной системы. | 1 | | |
56. | Режим дня, гигиена труда. | 1 | | |
57. | Сон и его значение. | 1 | | |
58. | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 | | |
59. | Повторение. К.Р. 4 (тест) по темам 7, 8. | 1 | | |
| 9. Органы чувств (7 ч) | | | |
60. | Орган зрения. | 1 | | |
61. | Гигиена зрения. | 1 | | |
62. | Орган слуха. | 1 | | |
63. | Гигиена слуха. | 1 | | |
64. | Орган обоняния. | 1 | | |
65. | Орган вкуса. | 1 | | |
66. | Повторение. К.Р. 5 (тест) по теме 9. | 1 | | |
| Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 ч) | | | |
67. | Орана здоровья человека. | 1 | | |
68. | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | 1 | | |