Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Краеведческий компонент | Пр/р | Пров. раб. |
| Введение - 1ч. Раздел 1: «Атмосфера» - 11 ч. (8ч. +3) Итого: 9 часов. | | |
сентябрь | 1 | 1. 2.09.16 | Введение. | Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой | | | |
2 | 2. 9.09.16 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. | Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов | | | |
3 | 3. 16.09.16 | Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. | Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей | Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. Построение графика хода температур за месяц по данным дневника наблюдений, определение амплитуды температур, средней температуры за месяц | Пр/р №1 | |
4 | 4. 23.09.16 | Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах | | Пр/р №2 | 14.09.16 6а за Соловьёву |
октябрь | 5 | 5. 30.09.16 | Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака | Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой | Построение столбчатой диаграммы облачности по данным дневника наблюдений. | | 21.09.16 6а за Соловьёву |
6 | 6. 07.10.16 | Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки | Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах | | | 22.09.16 6а за Соловьёву |
7 | 7. 14.10.16 | Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления по поверхности Земли | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах | Построение столбчатой диаграммы изменения атмосферного давления в течении месяца по данным дневника наблюдений. Решение и составление задач на определение атмосферного давления на разной высоте в пределах Ярославской области. | Пр/р №3 | 28.09.16 6а за Соловьёву |
8 | 8. 21.10.16 | Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров. | Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров | Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. | Пр/р №4 | 29.09.16 6а за Соловьёву |
ноябрь | 9 | 9. 11.10.16 | Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. | Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем | Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах в пределах Ярославской области на основе анализа карт погоды. | Пр/р №5 | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Краеведческий компонент | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 1: «Атмосфера»- 11 ч. (8+3ч.) Раздел 2: «Гидросфера» - 12ч. (4 ч.+8) Итого: 7 часов. | | |
ноябрь | 10 | 1. 18.11.16 | Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов | Чтение климатических карт Ярославской области, характеристика основных климатических показателей. | | |
11 | 2. 25.11.16 | Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу | Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» | Сбор информации о неблагоприятных атмосферных явлениях нашей местности. Представление собранного материала в форме сообщения, презентации, буклета. | | |
12 | 3. 02.12.16 | Итоговый урок по разделу «Атмосфера». | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» в учебнике. Выполнение теста. | | | Тестовый контроль |
13 | 4. 09.12.16 | Вода на земле. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли. | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете | | | |
декабрь | 14 | 5. 16.12.16 | Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей | | Пр/р №6 | |
15 | 6. 23.12.16 | Свойства океанических вод: цвет и прозрачность, температура воды, соленость. | Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты | | Пр/р №7 | |
16 | 7. 13.01.17 | Движения воды в океане. Волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы) | Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами | | | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Краеведческий компонент | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 2: «Гидросфера» - 12ч. (4+8ч.) Раздел 3: «Биосфера» - 7ч. (2ч.+5) Итого: 10 часов. | | |
январь | 17 | 1. 20.01.17 | Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений. | Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений | | | |
18 | 2. 27.01.17 | Реки. Что такое речная система и речной бассейн. | Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов | | | |
19 | 3. 03.02.17 | Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам | Составление характеристики реки своей местности по плану. | | |
20 | 4. 10.02.17 | Озера и болота. Что такое озера. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий нашей местности. Сбор информации о значении озёр, болот в природе и хозяйстве нашего края. | | |
февраль | 21 | 5. 17.02.17 | Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды. | Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | Сбор информации о значении различных видов подземных и минеральных вод своей местности в природе и для человека. Представление собранного материала в форме сообщения, презентации, буклета. | | |
22 | 6. 03.03.17 | Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. | Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | | | |
23 | 7. 10.03.17 | Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | Сбор информации о значении Угличского и Рыбинского водохранилищ в природе и для человека. Представление собранного материала в форме сообщения, презентации, буклета. | | |
март | 24 | 8. 17.03.17 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера». | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» в учебнике. Выполнение тестовой работы. | | | Тестовый контроль |
25 | 9. 31.03.17 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Живое вещество планеты. Биологический круговорот. Биосферы и жизнь на Земле. Распределение живого вещества в биосфере. | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек | | | |
26 | 10. 07.04.17 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. | Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека | | | |
Месяцы | Недели | Часы и числа | Разделы и темы | Виды деятельности ученика | Краеведческий компонент | Пр/р | Пров. раб. |
| Раздел 3: «Биосфера» - 7ч. (2+5ч.) Раздел 4: «Географическая оболочка» - 3 ч. Итоговый урок – 1 ч. Итого: 9 часов. | | |
апрель | 27 | 1. 14.04.17 | Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов. | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. | Подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах своей местности, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью | | |
28 | 2. 21.04.17 | Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, полупустынь и пустынь, тундры. | Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью | | | |
29 | 3, 4. 28.04.17 | Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв. | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств | Определение состава (строения) почвы своей местности. Сравнение разных образцов почв, формулирование выводов. | Пр/р №8 | |
30 | Человек и биосферы. Воздействие человека на биосферу. | Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. | | |
май | 31 | 5. 05.05.17 | Итоговый урок по разделу «Биосфера» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории Угличского района) | Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории Угличского района) | | |
32 | 6. 12.05.17 | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Границы географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт | | | |
33 | 7. 19.05.17 | Территориальные комплексы. Разнообразие территориальных комплексов | Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека | Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности. Подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. | Пр/р №9 | |
34 | 8. 26.05.17 | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | | | |