СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (1 час в неделю) 2020 г. Предметная линия Полярная звезда

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (1 час в неделю) 2020 г. Предметная линия Полярная звезда

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (1 час в неделю) 2020 г. Предметная линия Полярная звезда»

Календарно - тематическое планирование 5 класс

Предметная линия «Полярная звезда» 1 час в неделю (35 часов)


Дата

Коррекция

Тема урока

Домашнее задание

Основное содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Практическая работа

Введение. География – наука о планете Земля (1 ч)

1



Как география изучает Землю

§ 1

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Определить значение географических знаний в современной жизни. Определить главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

Организация фенологических наблюдений в природе

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 +1=7ч)

2



География в древности и в эпоху Средневековья

§ 2 Составление таблицы «Путешественники и учёные».

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле


3



Эпоха Великих географических открытий

§ 2 Составление таблицы «Путешественники»

Путешественники Марко Поло, Афанасий Никитин. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Васко да Гама. Христофор Колумб, Фернан Магеллан.


4



Эпоха Великих географических открытий

§ 3 Составление таблицы «Путешественники» С 15

Плавание Ф. Дрейка.

Герарл Меркатор

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле

Нанести на к.к. маршруты путешественников и мореплавателей, географических объектов

5



Географические открытия в 17 – 19 вв

§ 3 Составление таблицы «Путешественники» С 15

Плавание В.Баренца. Дальнейшее открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук. Покорение Северного полюса: Р. Амундсен, Р. Пери. Путешествия Т. Хеердала.


Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле

Нанести на к.к. маршруты путешественников и мореплавателей, географических объектов

6



Географические открытия в 17 – 19 вв

§ 4 Составление таблицы «Путешественники» с 19

Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Великая северная экспедиция. Х. Лаптев и Д. Лаптев. С Челюскин. Первая русская кругосветная экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. Первая Антарктическая экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Российские исследования в Арктике.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле

Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

7



Современные географические исследования

§ 5

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии


8



Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»





Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (5+1=6 ч)

9



Земля – планета Солнечной системы

§ 6

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней.

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.



10



Земля – планета Солнечной системы

§ 6

Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.


11



Движение Земли

§ 7

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли


12



Солнечный свет на Земле

§ 8, выучить табл

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости

Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

1. Хар-ка событий на экваторе, тропиках, пол кругах и полюсах в ДНИ.

13




Солнечный свет на Земле


§ 8 выучить табл

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости

Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

2. закономер-ность изменения продолжительности дня и высоты Солнца в течении года в своей местности

14



Обобщающее повторение по теме «Земля – планета Солнечной системы»






Тема 3. План и карта (11+1=12 ч)

15



Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности


§ 9

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

Ориентирование на местности при помощи компаса

16



Изображение земной поверхности на плане и топографической карте

§ 9

Условные знаки.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.

17



Изображение земной поверхности на плане и топографической карте

§ 10

Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.

18



Изображение земной поверхности на плане и топографической карте


§ 11

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

Читать простейший план местности


19



Изображение земной поверхности на плане и топографической карте


§ 12 Учимся с "Полярной звездой"

Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности.


Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

Проведение полярной съёмки и составление плана местности



20



Изображение земной поверхности на плане и топографической карте

§ 13

табл с 47

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

Топографический диктант

21



Градусная сетка

§ 14

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте

Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте

Определение направлений и расстояний по карте

22



Географические координаты

§ 15

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

Определять географические координаты объектов на карте

Определение географических координат точек на глобусе и карте

23



Географические координаты

§ 16

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

Определять географические координаты объектов на карте

Определение географических координат точек на глобусе и карте

24



Географические координаты


§ 16

Часовые пояса



Определять географические координаты объектов на карте


Определение географических координат точек на глобусе и карте

25



Решение практических задач по плану и карте


§ 17

Сравнение плана местности и географической карты. Составление описания маршрута по топографической карте. Определение расстояний на топографической карте. Выбор варианта освоения земельного участка.


Выявлять различия между планом местности и географической картой в таблице. Составлять описание маршрута по топографической карте. Определять направления и расстояния между географическими объектами на плане и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Выполнять проектное задание в сотрудничестве


26



Обобщающее повторение по теме

«План и карта»

С 60




Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (8+1=9 ч)

27



Земная кора и литосфера


Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Внешние и внутренние силы Земли. Литосферные плиты

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит


28



Горные породы, минералы, полезные ископаемые


Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Сравнение свойств горных пород и минералов

29



Движение земной коры


Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические пояса Земли. Сейсмоопасные районы мира и России

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

Нанесити на контурную карту районы размещения землетрясений и вулканизма

30



Движение земной коры


Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо


31



Рельеф Земли. Равнины


Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

Обозначение на контурной карте крупнейших равнин,

32



Рельеф Земли. Горы


Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

1. Обозначение на контурной карте высочайших гор


33



Решение практических задач по карте


Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой

Находить географические объекты на карте по координатам и с помощью основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

Описание по карте равнин или гор по плану

34



Человек и литосфера


Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности


35



Обобщающее повторение по теме «Литосфера»





































Тема 4. Человек на Земле – 3 ч



Как люди заселяли Землю


Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни




Расы и народы


Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле

Практическая работа №11 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.



Учимся с "Полярной звездой"(3)


Сравнение стран мира по политической карте

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

Практическая работа №12 Сравнение стран мира




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!