№ | Дата | Коррекция | Тема урока | Домашнее задание | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая работа |
Введение. География – наука о планете Земля (1 ч) |
1 | | | Как география изучает Землю | § 1 | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. | Определить значение географических знаний в современной жизни. Определить главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | Организация фенологических наблюдений в природе |
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 +1=7ч) |
2 | | | География в древности и в эпоху Средневековья | § 2 Составление таблицы «Путешественники и учёные». | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле | |
3 | | | Эпоха Великих географических открытий | § 2 Составление таблицы «Путешественники» | Путешественники Марко Поло, Афанасий Никитин. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Васко да Гама. Христофор Колумб, Фернан Магеллан. | |
4 | | | Эпоха Великих географических открытий | § 3 Составление таблицы «Путешественники» С 15 | Плавание Ф. Дрейка. Герарл Меркатор | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле | Нанести на к.к. маршруты путешественников и мореплавателей, географических объектов |
5 | | | Географические открытия в 17 – 19 вв | § 3 Составление таблицы «Путешественники» С 15 | Плавание В.Баренца. Дальнейшее открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук. Покорение Северного полюса: Р. Амундсен, Р. Пери. Путешествия Т. Хеердала. | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле | Нанести на к.к. маршруты путешественников и мореплавателей, географических объектов |
6 | | | Географические открытия в 17 – 19 вв | § 4 Составление таблицы «Путешественники» с 19 | Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Великая северная экспедиция. Х. Лаптев и Д. Лаптев. С Челюскин. Первая русская кругосветная экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. Первая Антарктическая экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Российские исследования в Арктике. | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию о развитии географических знаниях о Земле | Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» |
7 | | | Современные географические исследования | § 5 | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии | |
8 | | | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | | | | |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (5+1=6 ч) |
9 | | | Земля – планета Солнечной системы | § 6 | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | |
10 | | | Земля – планета Солнечной системы | § 6 | Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | |
11 | | | Движение Земли | § 7 | Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги | Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли | |
12 | | | Солнечный свет на Земле | § 8, выучить табл | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости | Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | 1. Хар-ка событий на экваторе, тропиках, пол кругах и полюсах в ДНИ. |
13 | | | Солнечный свет на Земле | § 8 выучить табл | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости | Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | 2. закономер-ность изменения продолжительности дня и высоты Солнца в течении года в своей местности |
14 | | | Обобщающее повторение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | | | | |
| Тема 3. План и карта (11+1=12 ч) |
15 | | | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности | § 9 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности | Ориентирование на местности при помощи компаса |
16 | | | Изображение земной поверхности на плане и топографической карте | § 9 | Условные знаки. | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. |
17 | | | Изображение земной поверхности на плане и топографической карте | § 10 | Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. |
18 | | | Изображение земной поверхности на плане и топографической карте | § 11 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности | Читать простейший план местности |
19 | | | Изображение земной поверхности на плане и топографической карте | § 12 Учимся с "Полярной звездой" | Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности. | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности | Проведение полярной съёмки и составление плана местности |
20 | | | Изображение земной поверхности на плане и топографической карте | § 13 табл с 47 | Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию | Топографический диктант |
21 | | | Градусная сетка | § 14 | Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте | Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте | Определение направлений и расстояний по карте |
22 | | | Географические координаты | § 15 | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов | Определять географические координаты объектов на карте | Определение географических координат точек на глобусе и карте |
23 | | | Географические координаты | § 16 | Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. | Определять географические координаты объектов на карте | Определение географических координат точек на глобусе и карте |
24 | | | Географические координаты | § 16 | Часовые пояса | Определять географические координаты объектов на карте | Определение географических координат точек на глобусе и карте |
25 | | | Решение практических задач по плану и карте | § 17 | Сравнение плана местности и географической карты. Составление описания маршрута по топографической карте. Определение расстояний на топографической карте. Выбор варианта освоения земельного участка. | Выявлять различия между планом местности и географической картой в таблице. Составлять описание маршрута по топографической карте. Определять направления и расстояния между географическими объектами на плане и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | |
26 | | | Обобщающее повторение по теме «План и карта» | С 60 | | | |
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (8+1=9 ч) |
27 | | | Земная кора и литосфера | | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Внешние и внутренние силы Земли. Литосферные плиты | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит | |
28 | | | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | Сравнение свойств горных пород и минералов |
29 | | | Движение земной коры | | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические пояса Земли. Сейсмоопасные районы мира и России | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма | Нанесити на контурную карту районы размещения землетрясений и вулканизма |
30 | | | Движение земной коры | | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо | |
31 | | | Рельеф Земли. Равнины | | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта | Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, |
32 | | | Рельеф Земли. Горы | | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности | 1. Обозначение на контурной карте высочайших гор |
33 | | | Решение практических задач по карте | | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой | Находить географические объекты на карте по координатам и с помощью основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | Описание по карте равнин или гор по плану |
34 | | | Человек и литосфера | | Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности | |
35 | | | Обобщающее повторение по теме «Литосфера» | | | | |
|
| | Тема 4. Человек на Земле – 3 ч |
| | Как люди заселяли Землю | | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | |
| | Расы и народы | | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле | Практическая работа №11 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков. |
| | Учимся с "Полярной звездой"(3) | | Сравнение стран мира по политической карте | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию | Практическая работа №12 Сравнение стран мира |