ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для учащихся 7 класса составлена на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального Государственного Стандарта основного общегообразования;
примерной программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной,2016г.
Образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №7 г. Волгодонска;
Положения о рабочей программе МОУ СОШ №7 г. Волгодонска.
Рабочая программа опирается на УМК:
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян [и др.]. — М.: Просвещение,2018.
Мищенко, Т.М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. — М.: Просвещение,2018.
Актуальность программы определяется тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению геометрии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся продолжить и углубить изучение геометрии на данном этапе обучения, будет способствовать развитию пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место курса «Геометрия 7 класс» в учебном плане
Базисный учебный план на изучение геометрии в 7 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 70 уроков. По учебному плану МБОУ СШ №7 в 2020-2021 учебном году предусматривается в 7 классе 35 учебных недель, но в связи с праздником 23.02 будет проведено 69 часов. Учебный материал будет пройден весь засчет уроков повторения.Тематическое планирование курса геометрии составлено в соответствии с учебным планом школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия 7 класс
Ученик научится:
формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательныхинтересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики;
формированию коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;
критичности мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта;
креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении геометрическихзадач;
Ученик получит возможность научиться:
умению контролировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,рассуждений;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия 7 класс
Ученик научится:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач;
осуществлять контроль по результату и способудействия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности еерешения;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математическихпроблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия 7 класс
Ученик научится:
осознанному владению логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-
символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формированию первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
Ученик получит возможность научиться:
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия 7 класс
Ученик научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способыработы;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;
Ученик получит возможность научиться:
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения Ученик научится:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы иявления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математическихутверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальныхвычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрическихпостроений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практическихзадач;
умение измерять длины отрезков, величиныуглов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и техническиесредства.
Ученик получит возможность научиться:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающегомира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и ихотношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезкаи градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от 0 до с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и ихэлементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля илинейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и техническиесредства).
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом отпротивного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство иисследовани
Содержание учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ»
Содержание |
Начальные геометрические сведения -11ч. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. Треугольники – 18 ч. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых. Параллельные прямые – 13ч. Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 20ч. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам. |
Календарно - тематическое планирование 7 класс (ФГОС)
Количество часов: 69 часов; в неделю 2 часа (из расчета 35 недель)
| | Дата |
ТЕМА 1. Начальные геометрические сведения(11ч) |
1. | Прямая и отрезок | 1.09 |
2. | Луч и угол | 3.09 |
3. | Сравнение отрезков и углов | 8.09 |
4. | Измерение отрезков | 10.09 |
5. | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 15.09 |
6. | Измерение углов | 17.09 |
7. | Смежные и вертикальные углы | 22.09 |
8. | Перпендикулярные прямые | 24.09 |
9. | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 29.09 |
10. | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1.10 |
11. | Анализ контрольной работы | 6.10 |
Тема 2.Треугольник (18 ч) |
12. | Треугольники | 8.10 |
13. | Первый признак равенства треугольников | 13.10 |
14. | Решение задач. | 15.10 |
15. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 20.10 |
16. | Свойства равнобедренного треугольника | 22.10 |
17. | Решение задач. | 5.11 |
18. | Второй признак равенства треугольников | 10.11 |
19. | Решение задач. | 12.11 |
20. | Третий признак равенства треугольников | 17.11 |
21. | Решение задач. | 19.11 |
22. | Окружность | 24.11 |
23. | Примеры задач на построение | 26.11 |
24. | Решение задач на построение | 1.12 |
25. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 3.12 |
26. | Решение простейших задач. | 8.12 |
27. | Решение задач по теме «Треугольники» | 10.12 |
28. | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 15.12 |
29. | Анализ контрольной работы | 17.12 |
Тема 3. Параллельные прямые (13 ч) |
30. | Признаки параллельности прямых | 22.12 |
31. | Признаки параллельности прямых | 24.12 |
32. | Практические способы построения параллельных прямых | 29.12 |
33. | Решение задач. | 12.01 |
34. | Аксиома параллельных прямых | 14.01 |
35. | Свойства параллельных прямых. | 19.01 |
36. | Свойства параллельных прямых | 21.01 |
37. | Решение задач на свойства параллельных прямых | 26.01 |
38. | Решение задач на свойства параллельных прямых | 28.01 |
39. | Решение задач. | 2.02 |
40. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 4.02 |
41. | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 9.02 |
42. | Анализ контрольной работы | 11.02 |
ТЕМА 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника (20ч.) |
43. | Сумма углов треугольника | 16.02 |
44. | Решение задач | 18.02 |
45. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 25.02 |
46. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 2.03 |
47. | Неравенство треугольников | 4.03 |
48. | Решение задач | 9.03 |
49. | Решение задач | 11.03 |
50. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 16.03 |
51. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 18.03 |
52. | Решение задач | 30.03 |
53. | Решение задач | 1.04 |
54. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 6.04 |
55. | Решение задач | 8.04 |
56. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 13.04 |
57. | Построение треугольника по трем элементам. | 15.04 |
58. | Построение треугольника по трем элементам. | 20.04 |
59. | Решение задач | 22.04 |
60. | Решение задач | 27.04 |
61. | Решение задач | 29.04 |
62. | Контрольная работа №4 по теме « Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 4.05 |
Итоговое повторение (9ч ) | |
63. | Начальные геометрические сведения | 6.05 | 10.05 |
64. | Признаки равенства треугольников | 11.05 | 15.05 |
65. | Равнобедренный треугольник | 13.05 | 17.05 |
66. | Итоговая контрольная работа | 18.05 | 22.05 |
67. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20.05 | 24.05 |
68. | Прямоугольный треугольник и его свойства | 25.05 | 29.05 |
69. | Резерв | 27.05 | 30.05 |