СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по информатике ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 10 класс Семакин. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по информатике ФГОС»

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

Класс: 10 класс

Количество часов за год всего 34 часов, в неделю 1 час.

Плановых практических работ 15, контрольных работ 2.

Планирование составлено на основе:

Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.

Учебник: Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 264 с: ил.

урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

План

Фактически

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

Введение. Структура информатики (1ч).

1



Введение. Структура информатики. Правила ТБ.

Знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса 10 класса; из каких разделов состоит предметная область информатики, ТБ

Познавательные: уметь работать с учебником и с электронным приложением к учебнику; анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки: свойства, действия, поведение, состояния.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: задавать нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Раздел 1. Информация (11 часов)

2



Понятие информации.

Знать: основные задачи теоретической информации, программные и технические средства информатизации. Три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

Уметь: приводить примеры использования ПК в профессии

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменить свое собственное мнение.

3



Представление информации, языки, кодирование.

Знать: что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятие кодирование и декодирование информации; примеры технических систем кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо; понятие шифрование и дешифрование

Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в

другую; определять длину кода, количество различных

комбинаций;

Познавательные: планировать собственную деятельность.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

4



Практическая работа №1.1.

Шифрование данных.

Знать: что такое криптография;

Уметь: пользоваться простейшими приемами шифрования и дешифрования.

Познавательные: планировать собственную деятельность; находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

5



Измерение информации. Алфавитный подход.

Знать: сущность алфавитного подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации

Уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет

количества информации в разные

единицы;

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывают собственную точку зрения.

6



Содержательный подход. 

Практическая работа №1.2.

Измерение информации.

Знать: сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания образования

уметь решать несложные

задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный

подход (в равновероятном приближении);

Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному плану; проявлять целеустремленность и настойчивость

в достижении целей.

Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

7



Представление чисел в компьютере (§5)

иметь представление об универсальности цифрового представления информации; определения понятий дискретного представления информации, двоичного представления информации.

Уметь: реализовывать способы двоичного представления информации в компьютере

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

8



Практическая работа №1.3.

Представление чисел

Знать: существенные характеристики двоичной системы счисления

Уметь: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;


9



Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6)

Знать: представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление

звука; подходы к представлению графической информации

Уметь: использовать кодовые таблицы при обработке информации; представлять текстовую информацию в компьютере; вычислять размер

цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

10



Практическая работа №1.4.

Представление текстов. Сжатие текстов

Уметь: кодировать и упаковывать текстовую информацию

Познавательные: планировать собственную деятельность.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

11



Практическая работа №1.5.

Представление изображения и звука

Уметь: кодировать и упаковывать графическую и звуковую информацию

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

12



Контрольная работа № 1 «Информация».

Уметь: демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний

о способах измерения информации;

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменять свое собственное мнение.

Раздел 2. Информационные процессы (5 часов)

13



Хранение и передача информации

Знать: носитель информации; историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные

характеристики каналов связи:

скорость передачи, пропускная

способность; понятие «шум» и

способы защиты от шума;

Уметь: сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения.

14



Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа №2.1. Управление алгоритмическим исполнителем

Знать: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;

Уметь: разрабатывать систему команд исполнителя для решения

несложной задачи на обработку информации;

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

15



Автоматическая обработка информации.

Знать: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для

управления машиной Поста;

Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному плану; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

16



Информационные процессы в компьютере. Практическая работа №2.2.

Автоматическая обработка данных

Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для

управления машиной Поста;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

17



Контрольная работа № 2 «Хранение, передача и обработка информации».

Уметь: демонстрировать

навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

Раздел 3. Программирование (17ч).

18



Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование 

Знать: этапы решения задачи на компьютере;

понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; возможности компьютера как исполнителя алгоритмов;

систему команд компьютера; основные принципы структурного программирования;

систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале

анализировать типы данных, логический тип данных, логические величины, логические операции;

правила записи и вычисления логических выражений;

различия между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

различия между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;



Знать: понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур; правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов; правила описания символьных величин и символьных строк,










Уметь: определять этапы решения задачи на компьютере;

определять понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; классифицировать структуры алгоритмов; понимать основные принципы структурного программирования; понимать правила записи и вычисления логических выражений; различать операторы: условный оператор if, оператор выбора select case; различать операторы: операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for

понимать порядок выполнения вложенных циклов;


Уметь: описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; составлять программы лин. вычислительных алгоритмов на Паскале; разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные; разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции;






Уметь: разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива;

программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;



























Знать: основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.


Уметь: описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам; тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль.


Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять анализ исходных данных для решения алгоритмических

задач.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

19



Программирование линейных алгоритмов

Познавательные: оформляют алгоритм, предложенный в задаче в виде блок-схемы; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

20



Практическая работа №3.1. Программирование линейных алгоритмов

21



Логические величины и выражения, программирование ветвлений 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическое рассуждение; подбирают алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации.

Регулятивные: проявляют

познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

22



Практическая работа №3.2. Программирование логических выражений

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

23



Практическая работа №3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов

24



Программирование циклов.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью компьютера; анализируют объекты с целью выделения признаков.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; различают способ и результат действия.

Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь; владеют диалогической формой речи

25



Практическая работа №3.4. Программирование циклических алгоритмов

26



Подпрограммы

Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; составляют алгоритмы и блок-схемы на основе анализа текста задачи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

27



Практическая работа №3.5. Программирование с использованием подпрограмм

28



Работа с массивами

Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выполняют операции со знаками и символами; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; определяют последовательность промежуточных

целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

29



Практическая работа №3.6. Программирование обработки одномерных массивов

30



Практическая работа №3.7. Программирование обработки двумерных массивов

31



Работа с символьной информацией.

Познавательные: создают и преобразуют алгоритмы для решения задач; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

32



Практическая работа № 3.8. Программирование обработки строк символов

33



Повторение, решение задач

Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выбирают знаково-символические средства для построения модели; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

34



Итоговый урок

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения.

Контрольная работа№1

«Информация»

1. Научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы – это …

А) теоретическая информатика;

Б) социальная информатика;

В) прикладная информатика.

2. Согласно функциональной концепции информация и информационные процессы присущи …

А) только живой природе;

Б) только человеку;

В) всем материальным объектам мира.

3. Термин "информатизация общества" обозначает …

  1. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;

  2. массовое использование информационных и коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности;

  3. массовое использование компьютеров;

  4. введение изучения информатики во все учебные заведения.

4. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?

5. Процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и передачи – это …

  1. кодирование; В) декодирование;

  2. шифрование; Г) преобразование.

6. Первый в истории техники способ двоичного кодирования информации предложил …

  1. Ж. Бодо; Б) С. Морзе; В) Н. Винер; Г) К. Шеннон.

7. Знаковая система представления и передачи информации – это …

А) язык; Б) код; В) рисунок; Г) шифр.

8. Сколько Мбайт информации содержит сообщение объемом 227 бит?


9. Сколько битов информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик»?


10. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква такого алфавита?


11. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передает один из трех сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре секунды можно передать при помощи этого устройства?


В заданиях №12 и №13 напишите решение

12. Из 128 имевшихся в корзине яблок взяли некоторое количество. Сколько яблок взяли, если сообщение о том, сколько яблок взяли, содержит 91 бит информации.


13. Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайт информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность использованного алфавита?




Контрольная работа№2

«Хранение, передача и обработка информации»

  1. Под носителем информации обычно понимают:

а) линию связи;

б) устройство для хранения данных в персональном компьютере;

в) компьютер;

г) материальную среду для хранения и записи информации.


2. Информационным процессом является:

а) процесс строительства зданий и сооружений;

б) процесс расследования преступлений;

в) процесс производства электроэнергии;

г) процесс извлечения полезных ископаемых.


3. Что такое система?


4. Выделите подсистемы системы «КОСТЮМ».


5.Приведите примеры естественных систем.


6. Как называется преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц не имеющих на это права?

а) утечка информации;

б) несанкционированное воздействие;

в) непреднамеренное воздействие.


7. Витя пригласил своего друга Сергея в гости, но не сказал ему код от цифрового замка своего подъезда, а послал следующее SMS-сообщение: “в последовательности чисел 3, 1, 8, 2, 6 все числа больше 5 разделить на 2, а затем удалить из полученной последовательности все четные числа”. Выполнив указанные в сообщении действия, Сергей получил следующий код для цифрового замка:

а) 3, 1; б) 1, 1, 3; в) 3, 1, 3; г) 3, 3, 1.


8. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 200 Кбайт.


9. «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слово ЧЕЛОВЕК.


10. «Шифр Виженера». Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 3 1 9 1 3 1 9 1 и т. д. Используя в качестве ключевого слова ВАГОН, закодируйте слово ПРАВИЛА.


11. Слово ТЙЩПЁ получено с помощью шифра Виженера с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!