Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
Количество часов в неделю – 1, за год – 35.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Учебно- исследовательская и проектная деятельность | Необходимое материально- техническое обеспечение | Формы контроля | Домашнее задание | Дата |
| | личностные | метопредметные | предметные | | | | | план | факт |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках | умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. | | 1) презентация «Объекты окружающего мира»; 2) плакат «Объекты»; 3) плакат «Техника безопасности». ПК | Беседа | §1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №2, №5, №6, №7, №11. Дополнительное задание: №13 в РТ. | | |
2 | Компьютерные объекты. Практическая работа №1 | представления о компьютерных объектах и их признаках; | ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки); | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. | | 1) презентация «Компьютерные объекты»; 2) плакат «Как хранят информацию в компьютере». | ФО ПР | §2(1,2) | | |
3 | Компьютерные объекты. Размер файла. Практическая работа №2 | представления о компьютерных объектах и их признаках; | ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки); | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. | исследование | ПК, проектор | Б ПР | §2, РТ: №17, №22, №24. Дополнительное задание: №27 в РТ. | | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 | представления об отношениях между объектами; | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. | | ПК презентация «Отношения объектов и их множеств». | Беседа ПР | § 3 (1, 2), задания 1–5 на стр. 26–27 учебника; РТ: №36, №38. Дополнительное задание: №39. | | |
5 | Разновидности объекта и их классификация. | представление об отношении «является разновидностью»; | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления | | презентация «Разновидности объектов и их классификация». | ФО | 4 (1, 2), задания 1–6 на стр. 31–32 учебника; РТ: №51(б), №53, №56. | | |
6 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 | подходы к классификации компьютерных объектов | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления. | | 1) презентация «Разновидности объектов и их классификация»; 2) файл-заготовка Ошибка.doc | ФО ПР | § 4 (1, 2, 3); РТ: №57, №58. | | |
7 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 | понятия системы, её состава и структуры | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. | | 1) презентация «Системы объектов»; 2) плакат «Системы» 3) файлы-заготовки | ФО ПР | §5 (1, 2); РТ: №59, №60, №61, №62. | | |
8 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 | понятия системы, черного ящика; | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. | Исследовательская работа | 1) презентация «Системы объектов»; 2) плакат «Системы»; 3) файл-заготовка | ФО | §5 (3, 4); РТ: №65(д–о), №66. Дополнительное задание: №67 (в тетради 2013 г.и.) или №68 (в тетради 2014 г.и.). | | |
9 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 | понятие интерфейса; представление о компьютере как системе; | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. | | презентация «Персональный компьютер как система». | ИК ПР | §6; РТ: №69, №70, №72. Дополнительное задание: №74. | | |
10 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 | представления о способах познания окружающего мира; | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | Исследование «Как мы познаем окружающий мир»; | 1) презентация «Как мы познаем окружающий мир»; 2) файлы-заготовки | ФО | §7, РТ: №77, №78, №79 №80 Дополнительные задания: №83, №85. | | |
11 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 | представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта; | владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека. | | 1) презентация «Понятие как форма мышления». | ТЕСТ | §8 (1, 2), РТ: №86, №89, №91. Дополнительное задание: №100. | | |
12 | Определение понятия. Практическая работа №7 | умение определять понятия | владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека. | | презентация «Понятие как форма мышления». | ИК | §8 (3), РТ: №93, №96, №97. Дополнительное задание: №99. | | |
13 | Контрольная работа по теме «Объекты и системы» | | | | | | КР | | | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 | представления о моделях и моделировании; | владение знаково-символическими действиями; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Учебный групповой проект по теме: «создаем графические модели» | 1) презентация «Информационное моделирование»; 2) плакат «Модели». | Б ПР | §9, РТ: №102, №105, №106, №110. Дополнительное задание: №112. | | |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 | представления о знаковых словесных информационных моделях; | владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | | 1) презентация «Информационное моделирование»; 2) плакат «Модели»; 3) файлы-заготовки | ФО ПР | §10 (1, 2, 3), РТ: одно из заданий №113, №114, №115 (по выбору); №116, №117. Дополнительное задание: №119. | | |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 | представления о математических моделях как разновидности информационных моделей; | владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | | 1) презентация «Информационное моделирование»; 2) файлы-заготовки Набора ЦОР к УМК. | Б ПР | §10(3), задание 4 на стр. 176; РТ: №120, №121 (один из пунктов по выбору). Дополнительное задание: №122. | | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 | представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | | 1) презентация «Табличные информационные модели»; 2) файлы-заготовки | ФО ПР | §11 (1, 2, 3), РТ: №123, №124, №125, №126. Дополнительное задание: №132. | | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 | представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах; | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информации | Учебный групповой проект по теме: «создаем табличные модели» | презентация «Табличные информационные модели» | Б | §11(4, 5), №13, №14 на стр. 78 учебника; задание 7 на стр. 184 (а или б – по выбору ученика), задание 2 на стр. 188; РТ: №130. Дополнительное задание: №133. | | |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 | представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей; | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» Разработка | 1) презентация «Графики и диаграммы»; 2) файл-заготовка | Б ПР | §12; РТ: одно из заданий №136, №137, №138. | | |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. | представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас». Защита. | презентация «Графики и диаграммы» | ФО ПР | §12; РТ: №139. | | |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 | представления о схемах как разновидностях информационных моделей; | умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | Выполнение мини-проекта «Сферы применения схем» | 1) презентация «Схемы»; 2) файлы-заготовки | Б | § 13 (1), вопросы 1–3 на стр. 99 учебника; РТ: №141, №143. Дополнительное задание: задание 7 на стр. 195–196 учебника. | | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 | представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы; | умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | | презентация «Схемы» | ФО ПР | § 13 (2, 3); РТ: №147, №150, №152, №156. Дополнительное задание: №148, №160. | | |
23 | Контрольная работа по теме: «Информационные модели» | | | | | | КР | | | |
24 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | представления об основном понятии информатике – алгоритме; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | | презентация «Что такое алгоритм» ЕКЦОР: 1) виртуальная лаборатория «Переправы» (154822); 2) интерактивное задание «Задачи о переправах» (195725). | Б ПР | §14; РТ: №161, №165. Дополнительное задание: №166. | | |
25 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | представления об исполнителе алгоритмов; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | | 1) презентация плакат «Алгоритмы и исполнители» ЕКЦОР: 1) виртуальная лаборатория «Переливания» 2) интерактивное задание «Задачи на переливание 3) интерактивное задание «Ханойские башни» | ИК | § 15, РТ: №169, №170, №171. Дополнительное задание: №178. | | |
26 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | представления о различных формах записи алгоритмов; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | | 1) презентация «Алгоритмы и исполнители»; 2) плакат «Алгоритмы и исполнители» ЕКЦОР: 1) виртуальная лаборатория «Переливания» 2) интерактивное задание «Задачи на переливание» 3) интерактивное задание «Ханойские башни» | Б | §16, РТ: №179, №180, №182. Дополнительное задание: №184. | | |
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 | представления о линейных алгоритмах; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | | 1) презентация «Типы алгоритмов»; 2) плакат «Алгоритмы и исполнители» | ТЕСТ | §17(1), РТ: №185 (б, в), №188. Дополнительное задание: задание 2 на стр. 200 учебника. | | |
28 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 | представления об алгоритмах с ветвлениями; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | Проектный модуль: Алгоритмы с ветвлением | 1) презентация «Типы алгоритмов»; 2) плакат «Алгоритмы и исполнители»; 3) образец выполнения задания — файл | Б | §17(2); РТ: №196, №198, №199. Дополнительное задание: №189. | | |
29 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 | представления об алгоритмах с повторениями; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций); | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | Проектный модуль: Алгоритмы с повторениями | 1) презентация «Типы алгоритмов»; 2) плакат «Алгоритмы и исполнители»; 3) образец выполнения задания — файл | ПР | §17(3); РТ: №203, №205. Дополнительное задание: №204. | | |
30 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | Проектный модуль: исполнитель чертежник | 1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»; 2) плакат «Исполнитель». | Б | §18(1, 2), РТ: №210, №211, №215. | | |
31 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение разбивать задачу на подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Проектный модуль: исполнитель чертежник. Работа над темой. | 1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»; 2) плакат «Исполнитель». | ТЕСТ | §18(3), №6 на стр. 128; №216. | | |
32 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | Проектный модуль: исполнитель чертежник. Защита. | 1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»; 2) плакат «Исполнитель». | Б | §18(4), №9 на стр. 129 (любой рисунок по выбору). Дополнительное задание: №10 на стр. 129. | | |
33 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика» | владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. | | 1) плакат «Алгоритмы и исполнители»; 2) плакат «Управление и исполнители»; 3) плакат «Исполнитель»; 4) интерактивные тесты. | КР | Выбор тематики и подготовка материалов для итогового проекта. | | |
34 | Итоговое повторение. Выполнение итогового проекта. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе | | | Учебный групповой проект по теме «Моя будущая профессия» | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | КР | Подготовка материалов итогового проекта | | |
35 | Защита итогового проекта. | | | | Учебный групповой проект по теме «Моя будущая профессия» Защита. | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | ИК | Подготовить защиту проекта | | |