Глава 1. Моделирование и формализация — 14 часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Повторение | Фундаментальные вопросы информатики. Техника безопасности при работе за компьютером. | Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Познавательные: планируют собственную деятельность, извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, осуществляют предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: задают нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, слушают других, пытаются принять другую точку зрения; готовы изменить свою точку зрения. Личностные: способность и готовность к принятию здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | Фронтальный опрос. Записи в тетради | Повторить конспект | | |
2 | Повторение темы «Алгоритмические конструкции» | Повторение | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление», «Повторение». Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. Уметь применять на практике знания, полученные за курс 8 класса. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Повторить конспект | | |
3 | Моделирование как метод познания | Урок изучения нового материала | Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей | Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования. Знать различия между натуральными и информационными моделями. Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.1, стр. 5-12 | | |
4 | Словесные модели | Комбинированный | Словесные модели, математические модели, компьютерные модели | Иметь представление о словесных, информационных, математических и имитационных моделях. | Фронтальный, индивидуальный опрос. | §1.2-1.2.1, стр. 13-14 | | |
5 | Математические модели | Комбинированный | Математические модели, компьютерные модели | Иметь представление о математических и имитационных моделях. Уметь моделировать ситуацию в системе массового обслуживания – магазине, полет снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных | промежуточный | §1.2.2, стр. 14-20 | | |
6 | Графические модели. Графы | Комбинированный | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). | Упражнения, практикум, работа с текстом | §1.3-1.3.2. стр. 21-24, №7 стр.30 | | |
7 | Использование графов при решении задач | Комбинированный | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). Уметь применять графы и таблицы для решения задач | Фронтальный опрос. Записи в тетради. | §1.3.3. стр. 25-31 №10 стр. 31 | | |
8 | Табличные модели | Комбинированный | Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» | Иметь представление о табличных моделях. Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» | Индивидуальный опрос | §1.4-1.4.1, стр. 32-34 №7 | | |
9 | Использование таблиц при решении задач | Урок контроля ЗУН | Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» | Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» | Тематический контроль | §1.4.2. стр.35-42 №8,9 | | |
10 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | Комбинированный урок | Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ | Иметь представление о базах данных. Знать основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный) | Познавательные: планируют собственную деятельность, извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, осуществляют предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: задают нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, слушают других, пытаются принять другую точку зрения; готовы изменить свою точку зрения Личностные: способность и готовность к принятию здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | Комбинированный опрос | §1.5. №43-48 | | |
11 | Система управления базами данных | Комбинированный урок | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о системе управления базами данных. Знать основные объекты СУБД | Фронтальный опрос. Записи в тетради | §1.6-1.6.2. стр.43-51 | | |
12 | Создание базы данных. | Комбинированный урок | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о СУБД. Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) | Составление сравнительных таблиц | §1.6.3, стр.51-53 № 11 | | |
13 | Запросы на выборку данных. | Комбинированный урок | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о СУБД. Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) | Фронтальный опрос. Записи в тетради | §1.6.4, стр.53-58 № 12 | | |
14 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | Комбинированный урок | Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная и информационная модель, классификация информационных моделей, таблица, СУБД, форма, запрос, отчет | Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, словесных, информационных, математических и имитационных моделях о системе управления базами данных (СУБД). Знать различия между натуральными и информационными моделями, графических инфор-ных моделях | Беседа. Практикум, промежуточный | Подго товить ся к п/рабо те | | |
15 | Контрольная работа по теме «Моделирова ние и формали зация». | Комбинированный урок | БД: таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). | Итоговый контроль | Повторить главу 1 | | |
Глава 2. Алгоритмизация и программирование — 17 часов |
16 | Анализ контрольной работы. Этапы решения задачи на компьютере | Урок контроля ЗУН учащихся | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов | Иметь представление о классах рассматриваемых задач, понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. | Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; соотносят свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально, определяют цель, проблему в деятельности; учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании) Коммуникативные: аргументируют свою позицию, координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формируют уважительно-доброжелательное отношение к людям, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Бнседа, тематический контроль | §2.1.-2.1.1. стр. 65-68 | | |
17 | Задача о пути торможения автомобиля | Комбинированный урок | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация. | Понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. | Фронтальный опрос. Записи в тетради | §2.1.2. стр.68-71 | | |
18 | Решение задач на компьютере | Комбинированный урок | Программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов | Уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. | Фронтальный опрос. Записи в тетради | §2.1, работать над ошибками | | |
19 | Одномерные массивы целых чисел. Описа -ние массива. | Комбинированный урок | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива | Иметь представление об одномерных массивах и способах их описания | Практикум | §2.2.-2.2.1, стр.72-73 | | |
20 | Различные способы заполнения и вывода массива. | Комбинированный | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения и вывода одномерных массивов | Тематический контроль | §2.2.2. – 2.2.3. стр.73-74 | | |
21 | Вычисление суммы элементов массива | Комбинированный урок | Массив, заполнение массива, вычисление суммы элементов массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов | Записи в тетради | §2.2.4. стр. 75-76 | | |
22 | Последовательный поиск в массиве | Комбинированный | Массив, заполнение массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов | Практикум | §2.2.5. стр. 77-80 | | |
23 | Сортировка массива | Комбинированный | Массив, сортировка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов | Практикум | §2.2.6. стр. 80-82 | | |
24 | Решение задач с использованием массивов | Комбинированный урок | Массив, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов | Практикум, промежуточный | стр.85 №8 | | |
25 | Проверочная работа «Одномерные массивы» | Комбинир. урок | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов | Тестирование Практикум | Повторить термины | | |
26 | Последовательное построение алгоритма | Комбинированный урок | Вспомогательный алгоритм, формальные и фактические параметры, | Иметь представление о методе пошаговой детализации | Инд., фронтальный опрос. Пр. | §2.3-2.3.1, стр.87-88 | | |
27 | Разработка алгоритма для исполни теля Робот | Комбинированный урок | формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм | Иметь представление о методе пошаговой детализации | Фронтальный опрос. Записи в тетради | §2.3.2. стр. 88-92 | | |
28 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | Комбинированный урок | Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица | Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Практикум, проверочный | Подготовиться к п/работе | | |
29 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | Урок контроля ЗУН учащихся | Массивы, процедуры, функции | Уметь обрабатывать массивы | Тематический контроль, итоговый | Повторить главу 2 | | |
30 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | Комбинированный урок | Вспомогательный алгоритм, формальные, фактические параметры | Иметь представление о методе пошаговой детализации | | Практикум, промежуточный | §2.3.3. стр.92-100 | | |
31 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры и Функции | Урок контроля ЗУН учащихся | Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция | Иметь представление о подпрограммах, процедурах. | Тематический контроль | §2.4 стр.101-107 | | |
Итого по плану за I полугодие 9 «А» классе – 29 часов, фактически - Итого по плану за I полугодие 9 «Б» классе – 31 час, фактически - |
32 | Алгоритмы управления | Комбинированный | Управление, алгоритм управления, обратная связь | Иметь представление об алгоритме управления, обратной связи | | индивидуальные карточки, | §2.5, стр.108-112 | | |
Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах — 11 часов. |
33 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | Урок контроля ЗУН учащихся | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга | Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, основных режимах работы электронных работ | Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; соотносят свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формируют уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя; идут на взаимные уступки в разных ситуациях. | Беседа. Практикум | §3.1-3.1.2, стр.116-120 | | |
34 | Основные режимы работы ЭТ | повторения и обобщения | ЭТ, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга | Иметь представление об основных режимах работы электронных работ | Фронтальный, индив. опрос, | §3.1.3. стр. 121-125, №11 | | |
35 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках | Практикум, проверочный | §3.2-3.2.1, стр.116-130, №5-10 | | |
36 | Встроенные функции. | | Встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках | Практикум, проверочный | §3.2.2. стр.131-132, №15-16 | | |
37 | Логические функции. | | Встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках | Практикум, проверочный | §3.2.3. стр.132-135, № 17-18 | | |
38 | Организация вычислений в ЭТ. | | Смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках | Фронталь ный, индивидуаль ный опрос, | Повторить конспект | | |
39 | Сортировка и поиск данных. | | Сортировка, поиск и фильтрация | Иметь представление о способах сортировки и поиска данных | Практикум, проверочный | §3.3, стр. 138-140. №1-10 стр. 146 | | |
40 | Диаграмма как средство визуализации данных | | Диаграмма, график, ряды данных, категории | Иметь представление о видах диаграмм | Практикум, проверочный | §3.3.2. стр. 140-145 | | |
41 | Построение диаграмм. | | Диаграмма, график, ряды данных, категории | Иметь представление о видах диаграмм | Практикум, проверочный | стр. 147, №11-12 | | |
42 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Комбинированный урок | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Фронталь ный, промежуточный | Повторить конспект | | |
43 | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | Урок контроля ЗУН учащихся | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляю щиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Итоговый контроль | Повторить главу 3 | | |
Глава 4. Коммуникационные технологии — 11 часов |
44 | Локальные и глобальные компьютерные сети | Комбинированный урок | Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная и глобальная сеть | Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях | Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; соотносят свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: формируют уважительно-доброжелатель ное отношение к людям, непохожим на себя; идут на взаимные уступки в разных ситуациях. | Фронталь ный, индивидуаль ный опрос, | §4.1. стр. 160-166 №11 | | |
45 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | Комбинированный урок | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, | Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера | Фронталь ный, индивидуаль ный опрос | §4.2-4.2.2, стр.167-170, №1-7 стр.174 | | |
46 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | Комбинированный урок | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР | Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных | Беседа, фронналь ный опрос, ПР | §4.2.3 стр.170-174, №8 стр.175 | | |
47 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | Комбинированный урок | Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы | Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины | Фронталь ный, индивидуаль ный опрос | §4.3-4.3.2, стр.176-180, №8 стр.189 | | |
48 | Электронная почта. Безопасность в Интернете | Комбинированный урок | электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль | Иметь представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете. Уметь работать с эл-ной почтой | Беседа, фронтальный опрос, ПР | §4.3.3-4.3.7. стр. 180-188 | | |
49 | Технологии создания сайта. | Комбинированный | Структура сайта, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Иметь представление о технологии создания сайта | фронтальный опрос Беседа, ПР | §4.4-4.4.1, стр.191 | | |
50 | Содержание и структура сайта. | Комбинированный | Структура сайта, навигация, оформление сайта, сайта, хостинг | Знать содержание и структуру сайта | Беседа, ПР | §4.4.2, стр.192 | | |
51 | Оформление сайта. | Комбинированный | Структура сайта, оформление сайта, шаблон страницы сайта | Уметь оформлять сайт | Беседа, индивидуальный опрос, ПР | §4.4.3, стр.193 | | |
52 | Размещение сайта в Интернете. | Комбинированный | Оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Уметь размещать сайт в Интернет | Беседа, ПР | §4.4.4, стр.195-196 | | |
53 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | Комбинированный урок | Компьютерная сеть, скорость передачи информации, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, ТСР, Всемирная паутина, протокол НТТР, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат | Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях, структуре Всемирной паутины, представления об эл.почте, социальных сетях и сетевом этикете, о технологии создания сайта. Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера, содержание и структуру сайта. Уметь работать с эл-ной почтой, оформлять сайт, размещать сайт в Интернет | Беседа, промежуточный контроль | Подготовиться к к/работе | | |
54 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | контроля ЗУН учащихся | Итоговый контроль | Повторить главу 4 | | |
Итоговое повторение — 13 часов |
55 | Информация и информационные процессы | Комбинированный урок | Информация и информационные процессы, кодирование, единицы измерения, | Иметь представление о кодировании информации, единицах измерения, количестве информации | Личностные: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ. Регулятивные: формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебный и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. | Промежуточный | Решение задач ОГЭ № 1, 2 | | |
56 | Файловая система персонального компьютера | Комбинированный урок | Файловая система персонального компьютера, размеры файлов | Иметь представление об иерархической файловой системе персонального компьютера, размере файлов | Промежуточный | Решение задач ОГЭ № 7, 12 | | |
57 | Системы счисления и логика | Комбинированный урок | Системы счисления. Перевод из 10 сс в 2 сс. Логика, высказывания и логич. операции | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 3, 10 | | |
58 | Таблицы и графы | Комбинированный урок | Табличная и графическая формы представления информации | Уметь преобразовывать информацию из табличной в графическую форму. Уметь вычислять кратчайшее расстояние по графу и количество дорог | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 4, 9 | | |
59 | Передача информации и информационный поиск. | Комбинированный урок | Расчет количества информации при передаче, поиск информации | Уметь определять размер файла, уметь осуществлять поиск информации по заданным условиям | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 8, 11 | | |
60 | Создание презентации и текстового документа | Комбинированный урок | Слайды, оформление слайдов, вставка рисунков.. Редактирование и форматирование текста, вставка таблиц, диаграмм | Уметь создавать презентации на основе шаблонов; уметь создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 13 | | |
61 | Вычисления с помощью электронных таблиц. | Комбинированный урок | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки, диаграммы. Анализ данных ЭТ | Уметь осуществлять поиск, отбор и анализ данных | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 14 | | |
62 | Алгоритмы и исполнители | Комбинированный | Алгоритмы и исполнители (чертежник, делитель, и т. д.) | Уметь анализировать алгоритмы | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 5, 6 | | |
63 | Итоговая контрольная работа | Комбинированный | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль | Итоговый контроль | Решение задач ОГЭ № 15.1 | | |
64 | Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители | Комбинированный урок | Алгоритмы и исполнители | Уметь анализировать алгоритмы | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 15.2 | | |
65 | Программирование | Комбинированный урок | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль | промежуточный | Решение задач ОГЭ № 15 | | |
66 | Итоговое занятие. | Комбинированный | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | промежуточный | Работать над ошибками | | |
67 | Резерв учебного времени. | Комбинированный урок | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль | промежуточный | Работать над ошибками | | |
Итого по плану за II полугодие в 9 «А» – , фактически – Итого по плану за II полугодие в 9 «Б» – , фактически – Всего по плану за год в 9 «А» – , фактически – Всего по плану за год в 9 «Б» – , фактически – |