СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по Истории Отечества. Профильный уровень. 10-11 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс. История Отечества (1900-1939 гг.). Профильный уровень. (2,5 ч.)

11 класс. История Отечества. Новейшая и современная история (1939-нач. XXI в.).Профильный уровень (2,5 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по Истории Отечества. Профильный уровень. 10-11 класс.»

10 класс.

Профильный уровень. 82,5 ч. (2,5 ч.)

История Отечества (1900-1939 гг.).

Программа: История Отечества: 10-11 кл.: примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Безродная В.П. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 69 с.

Учебники:

1. Арсентьев Н.М. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 /[Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – М.:Просвещение, 2016. – 143 с.

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

урока

Тема урока

Содержательный компонента урока

Дата урока (план)

Дата урока (факт)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изменение содержат.. компонента урока, Другое

I семестр

Введение. /1

1

Введение.

Ознакомление учащихся с особенностями, задачами и структурой курса. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях курса. Понятия: новейшая и современная история, Донбасс, Отечество. Периодизация истории. «Великие потрясения» ХХ в. Донбасс как результат и продолжение развития российской государственности. Труд, семья и духовность как содержательные основы истории Донбасса.



Проработать записи.

Учебник 9кл./ч.2

Тема 1. Российская империя и Донецкий регион в начале ХХ в. /7

2

Территория и население России и Донецкого региона в начале ХХ вв./1

Мир в начале ХХ в. Территория и население России в начале ХХ в. Административное устройство и население Донецкого региона в начале ХХ века. Социальная структура российского общества. Социальные трансформации российского крестьянства.



Читать § 26 (п.1-2), отвечать на вопросы, Проработать записи.


3

Территория и население России и Донецкого региона в начале ХХ вв./2

Урбанизация Донецкого региона. Особенности формирования промышленного пролетариата в Донбассе. Социальный и национальный портрет населения Донбасса. Образ жизни населения в Российской империи. Положение донецких рабочих.



Проработать записи.


4

Монополистический капитализм в России./1

Российская экономика на рубеже столетий. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Особенности и этапы российской модернизации. Государственное регулирование экономики. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Реформы С. Ю. Витте. Российский монополистический капитализм и его особенности. Формирование финансовой олигархии в России.



Читать § 26 (п.3-6),27 (п.1-4) отвечать на вопросы, Проработать записи.


5

Монополистический капитализм в России./2

Практическое занятие.

Монополизация промышленности Донбасса в начале ХХ ст. «Продамет», «Продвагон», «Продуголь». Ведущие промышленные центры Донбасса и их развитие. Промышленный подъем 1910-х гг. Особенности аграрного развития России. Типы хозяйств в аграрном секторе России. Россия – мировой экспортер хлеба. Развитие сельского хозяйства в Донбассе. Формы землевладения в Донбассе. Основные занятия жителей региона. Роль Донбасса в экономике России.



Читать § 27 (п.5), отвечать на вопросы, Аргументируйте: Государственное вмешательство в экономику России не имело решающего значения для капиталистического развития страны.

Практическое занятие. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала ХХ в.

6

Политический кризис империи.

Политическое устройство России. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. «Банкетная кампания». Попытки либеральных реформ. Активизация общественных движений. Рабочее движение в России и Донбассе в начале века. «Полицейский социализм». Образование политических партий и либеральных организаций. Нарастание экономических и социальных противоречий в стране.



Читать § 28, отвечать на вопросы,

Проработать записи.


7

Россия в системе международных отношений.

Основные направления внешней политики России. Гаагская конференция. Политика на Дальнем Востоке. КВЖД. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. Итоги войны и ее влияние на российское общество. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.



Читать § 29, отвечать на вопросы Аргументируйте: Поражение России было обусловлено причинами, носившими внешний характер.


8

Обобщение и систематизация материала по теме 1

Обобщение и систематизация материала по теме «Российская империя и Донецкий регион в начале ХХ в.»



Повторить пройденный материал


Тема 2. Российская империя в годы первой русской революции и Первой мировой войны./13

9

Россия в годы революции (1905-1907 гг.)./1

Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер революции. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. «Булыгинская конституция». Массовое забастовочное движение. Советы и профсоюзы. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г.



Читать § 30 (п. 1-4), отвечать на вопросы, Проработать записи.


10

Россия в годы революции (1905-1907 гг.)./2

Донбасс в событиях первой русской революции. Декабрьское вооруженное восстание. Вооруженное восстание в Донбассе. Период спада революции. Итоги и последствия революции.



Читать §30 (п.7-11), Проработать записи. Аргументируйте: События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией.


11

Начало парламентаризма в России./1

Формирование многопартийной системы в России. Революционные партии социалистической ориентации, их программы и лидеры (РСДРП, ПСР). Либеральные партии (кадеты, октябристы). Консервативные и национальные партии. Политический терроризм.



Читать §30 (п.5-6), отвечать на вопросы Проработать записи.


12

Начало парламентаризма в России./2

Особенности процесса формирования отделений политических партий в Донбассе. Деятельность I и II Государственной Думы: итоги и уроки. Оформление «особенного» российского парламентаризма. «Основные законы Российской империи». Избирательный процесс (нормативные акты от 6 августа 1905 г., от 11 декабря 1905 г., от 8 марта 1906 г.). Избирательный закон 1907 г. III Государственная Дума. Выборы в Государственную Думу в Донбассе.



Читать §30 (п.8-10), отвечать на вопросы Проработать записи.


13

Россия в условиях режима Третьеиюньской монархии.

Практическое занятие.

Третьеиюньская монархия. П.А.Столыпин. Политическая программа П.А.Столыпина. Национальная политика правительства. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Особенности столыпинских реформ в Донбассе. Влияние преобразований на развитие сельского хозяйства Донбасса. Последствия и значение столыпинских реформ. «Великая Россия» П.А.Столыпина. IV Государственная дума. Политический кризис в России. Активизация общественного и социального движения.



Читать § 31-32,

Проработать записи. Аргументируйте: Столыпинская аграрная реформа воплощала в себе политику модернизации сельского хозяйства и экономики России в целом.

Практическое занятие. Политическая трансформация России.

14

«Серебряный век» русской культуры./1

Духовная жизнь российского общества на рубеже столетий. Просвещение (создание бессословной народной школы, открытие новых университетов, женское образование). Развитие системы образования в Донбассе (организация школьного дела, проблема ремесленного образования, просветительские кружки). Научные достижения российских ученых. (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев).



Читать с.111-112, Составить таб. Достидения науки


15

«Серебряный век» русской культуры./2

Идейные искания и новые явления в художественной литературе и искусстве. «Серебряный век» русской поэзии. Театр и драматургия (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко). Музыка (С.С. Прокофьев). «Русские сезоны» в Париже. Модерн в архитектуре и художественной культуре. «Мир искусства». Зарождение русского авангарда. Зарождение российского кинематографа. Формирование русской философской школы.



Читать с. 113-118, отвечать на вопросы


16

«Серебряный век» русской культуры./3

Качественные изменения в культурной жизни Донбасса в начале XX вв. Деятельность творческой интеллигенции (М.Петренко, И.Леонтович, В.Немирович-Данченко, В.Вересаев, К.Паустовский и др.). Спорт в Российской империи. Два направления в становлении донецкого спорта. Урбанизация и городская жизнь. Самодостаточный мир деревни. Формирование городской субкультуры в Донецком регионе.



Проработать записи. Историческое сочинение1900 – 1913 гг.


17

Россия в событиях Первой мировой войны 1914-1918 гг./1

Международный кризис 1914 г. Милитаризация и модернизация военной отрасли. Начало и характер войны. Планы воюющих держав. Донбасс в планах воюющих сторон. Боевые действия на Восточном фронте. Действия российской армии в Восточной Пруссии и Галиции. «Великое отступление». Брусиловский прорыв и его значение.



Читать § 1, 2 (п.1-3), отвечать на вопросы, Проработать записи.

Учебник 10кл./ч.1

18

Россия в событиях Первой мировой войны 1914-1918 гг./2

Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Мужество и героизм русского солдата. Наши земляки – герои Первой мировой войны. Политизация и начало морального разложения армии.



Читать § 2 (п.4), Проработать записи.


19

Государство, власть и общество в годы войны./1

Мобилизация экономики России в годы Первой мировой войны. Донбасс в годы Первой мировой войны. Национальные районы России в годы войны. Процесс перехода экономики на военные стандарты. Формирование военно-промышленных комитетов.



Читать § 2 (п.5), отвечать на вопросы, Проработать записи.


20

Государство, власть и общество в годы войны./2

Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность «Оборонцы», «интернационалисты» и «пораженцы». «Прогрессивный блок» и его программа. «Министерская чехарда». «Распутинщина» и десакрализация власти. Общественно-политический кризис в России накануне 1917г.



Читать § 2 (п. 6), отвечать на вопросы, Проработать записи. Историческое сочинение1900 -1917


21

Обобщение и систематизация материала по теме 2.

Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «Российская империя в годы первой русской революции и Первой мировой войны»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. История в лицах.

Тема 3. Великая российская революция. Провозглашение Советской власти. /7

22

Падение самодержавия в России.|1

Назревание революционной ситуации в Российской империи в 1916-нач. 1917 гг. Причины, основные этапы и хронология Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. Двоевластие (программа Временного правительства и декреты Петроградского Совета). Г.Львов.



Читать § 3 (п.1-2), Проработать записи.


23

Падение самодержавия в России.|2

Кризисы Временного правительства. Основные политические партии в условиях революции. Политический курс большевиков. Донецкий регион в событиях Февральской революции (февраль – сентябрь 1917 г.).



Читать § 3 (п. 3-5), отвечать на вопросы, Проработать записи.


24

Падение самодержавия в России.|3

Политическое «троевластие» в Донбассе. Региональная конференция Советов в Бахмуте. Образование краевого исполкома Советов Донецкого и Криворожского бассейнов. Окончание «двоевластия». РПЦ в условиях революции.



Проработать записи.


25

Провозглашение Советской власти. Практическое занятие.

А. Керенский. Выступление генерала Л. Корнилова. Большевизация Советов. Вооруженное восстание в Петрограде. Провозглашение Советской власти в октябре 1917 г. Борьба за установление Советской власти в Донбассе.



Читать § 4, отвечать на вопросы, Проработать записи.


26

События Великой русской революции в национальных окраинах России./|1

Свержение власти Временного правительства в Киеве. Создание Центральной Рады. Универсалы УЦР. Попытки установления власти большевиков в Киеве в 1917-1918 гг. Начало военных действий между сторонниками Центральной Рады и большевиками в декабре 1917 – январе 1918 гг. Всеукраинский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (г. Харьков). Установление Советской власти в Киеве в 1918 г.



Проработать записи.

Практическое занятие. Политическая тактика большевиков.

27

События Великой русской революции в национальных окраинах России./2

Попытки создания национальных государств в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье. Советские республики. Начало формирования федерации. Окончательное установление Советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике.



Читать с. 70-75, Проработать записи. Аргументируйте: В октябре 1917 года большевики совершили государственный переворот.


28

Обобщение и систематизация материала по теме 3. Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «Великая российская революция. Провозглашение Советской власти».



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. Альтернативы общественно-политического развития России после февраля 1917 г.

Тема 4. Первые революционные преобразования большевиков./5

29

Организация власти.

Второй Всероссийский съезд Советов. Первые декреты большевиков. Совнарком. Слом старого и создание нового госаппарата. ВЦИК Советов. Становление советской системы. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах.



Читать § 5 (п.1-2), Проработать записи.


30

Революционные реформы новой власти.

«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. «Декларация прав народов России». Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ф. Э. Дзержинский. Создание Красной Армии.



Читать § 5 (п. 3-5), Проработать записи.


31

Провозглашение РСФСР.

Созыв и роспуск Учредительного собрания. Провозглашение РСФСР. Конституция 1918 г. Установление однопартийной диктатуры большевиков. Заключение Брестского мира и выход России из Первой мировой войны.



Читать § 5 (п. 6), отвечать на вопросы Проработать записи.


32

Донецко-Криворожская Советская республика. Практическое занятие.

Артем (Ф.А. Сергеев). Создание ДКСР. Территория ДКСР и организация власти в республике. Программа реформ СНК ДКСР. Красная Армия Донбасса и организация борьбы против оккупации Донбасса австро-германскими войсками. Историческая судьба ДКСР.



Проработать записи.

Практическое занятие. Реализация исторической преемственности идеи Донецко-Криворожской республики.

33

Обобщение и систематизация материала по темам 3 и 4

Обобщение и систематизация материала по темам «Великая российская революция. Провозглашение Советской власти» и «Первые революционные преобразования большевиков».



Повторить пройденный материал


Тема 5. Россия и Донбасс в период Гражданской войны./7

34

Гражданская война и иностранная интервенция./1

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Идеология «красных». Идеология Белого движения (Комуч, Директория, правительства А.В.Колчака, А.И.Деникина и П.Н.Врангеля).



Читать § 7 (п.1-3), Проработать записи.


35

Гражданская война и иностранная интервенция./2

«Зеленое» движение (Н.Махно, атаманщина). События гражданской войны 1918-1919 гг. Террор гражданской войны. Убийство царской семьи. Время решающих сражений (март 1919 – март 1920). Польско-советская война. Разгром Врангеля.



Читать § 7 (п.4-6), Проработать записи.


36

Гражданская война и иностранная интервенция./3

Завершающий этап гражданской войны (ноябрь 1920 -1922 гг.) Борьба с басмачеством. Итоги и последствия гражданской войны в России. Причины поражения Белого движения. Белая эмиграция и формирование Русского зарубежья.



Читать § 7 (п.6), с.75-76, отвечать на вопросы, Проработать записи.


37

Донбасс в событиях гражданской войны./1

Практическое занятие.

Положение в Донбассе в 1918 г. Эскалация гражданской войны в Донбассе в конце 1918 г Война «всех против всех» в Донбассе. Махновское движение в Донбассе и на юге Украины. Борьба большевиков с «атаманщиной» в крае. Военные действия в Донбассе в 1919 г. Деникинский режим на территории Донбасса. Боевые действия в Донбассе в 1920 г. Изгнание армии Врангеля с территории Донбасса. Окончание военных действий весной 1921 г. Восстановление Советской власти в Донецком регионе.



Проработать записи. Аргументируйте: Гражданская война «была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побежденных».

Практическое занятие. История в лицах.

38

Донбасс в событиях Гражданской войны./2

Национализация промышленности. Политика «военного коммунизма». Продразверстка. «Красные» продотряды и «белые» реквизиции. Деятельность комбедов. «Главкизм». Использование военспецов. Промышленность Донбасса в условиях «военного коммунизма». Особенности политики «военного коммунизма» в Донбассе. Создание и деятельность Донецкого губсовнархоза. Донецкая трудовая армия (ДОНТА). Изменения административно-территориального устройства Донбасса в 1919 г. План ГОЭЛРО.



Читать § 6 (п. 1-4), Проработать записи. Историческое сочинение 1917 - 1919 гг.


39

Экономическая политика большевиков в годы гражданской войны.

Политика большевиков в образовании. Наркомпрос. Ликвидация неграмотности Противоречивые позиции творческой интеллигенции. Пролеткульт, Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна РОСТА». Программа монументальной пропаганды. Церковная политика большевиков. Общество и повседневная жизнь.



Читать § 8, Проработать записи. отвечать на вопросы


40

Обобщение и систематизация материала по теме 5. Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «Россия и Донбасс в период гражданской войны»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. Революция и гражданская война в оценках современников и историков.

II семестр

Тема 6. Новая экономическая политика./14

41

Предпосылки НЭПа.

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х гг. Противостояние власти и церкви. Голод 1921 г. «Малая гражданская война». Кронштадтское восстание.



Читать § 9 (п.1-4), Проработать записи.


42

Новая экономическая политика./1

Х съезд РКП (б) и его решения. Сущность новой экономической политики. Реализация НЭПа в экономике. Использование рыночных механизмов. Продналог. Концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг.



Читать § 9 (п 5), 10, отвечать на вопросы, Проработать записи.


43

Новая экономическая политика./2

Особенности реализации НЭПа в Донбассе. Создание УГКП. Переход к системе трестов. Денежная реформа и развитие системы кооперации в Донбассе. Сельское хозяйство в условиях НЭПа. Материальное положение населения Донбасса в годы НЭПа. Безработица.



Проработать записи.


44

Новая экономическая политика./3

Практическое занятие.

Противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Переход к плановой экономике.



Аргументируйте: НЭП – была «мертворожденным ребенком» большевиков

Практическое занятие. НЭП – шаг вперед или назад?

45

Образование СССР./1

Причины и предпосылки объединения советских республик. Планы создания государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.



Читать § 11 (п.1-2), Проработать записи.


46

Образование СССР./2

Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Формирование системы власти. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков. Особенности политики украинизации в Донбассе. Изменения административно-территориального устройства Донбасса в 20-х гг.



Читать § 11 (п. 3-4), отвечать на вопросы, Проработать записи.


47

Борьба за власть в партии большевиков./1

Становление политической системы. Начало репрессивной политики: судебные процессы над лидерами меньшевиков и эсеров, процесс по делу Кадиевского рудоуправления, репрессии против деятелей интеллигенции и Русской Православной церкви. Попытки Ленина предотвратить раскол в партии. Смерть В.И. Ленина. Этапы и результаты внутрипартийной борьбы после смерти Ленина.



Читать § 12, отвечать на вопросы


48

Борьба за власть в партии большевиков./2

Практическое занятие

И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.



Проработать записи.

Практическое занятие. История в лицах.

49

РСФСР и СССР как субъект международных отношений./1

Особенности международного положения России после гражданской войны. Генуэзская конференция. Договор в Рапалло. Проблема «царских долгов». «Полоса признания» СССР.



Читать § 13 (п.1-3), Проработать записи.


50

РСФСР и СССР как субъект международных отношений./2

Западный и восточный векторы советской внешней политики. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Коминтерн. «Военная тревога» 1927 г.



Читать § 13 (п. 4-6), отвечать на вопросы Проработать записи.


51

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг./1

Культура и идеология. Партийный контроль над культурой. Формирование советской системы образования. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Академия наук и Коммунистическая академия. Институт красной профессуры. Сменовеховство. Начало «нового искусства». Литературно-художественные объединения 1920-х гг.



Читать § 14 (п.1-3), Проработать записи.


52

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг./2

Архитектура и зрелищные искусства. Национализация театров и кинематографа. Физкультура и спорт. Образование и культура в Донбассе в период НЭПа. Нэпманы. «Коммунистическое чванство». Ликвидация сословных привилегий. Рост социальной напряженности в деревне. Деревенский социум. Городской быт. Отношение к семье, браку, воспитанию детей.



Читать § 14 (п. 4), Проработать записи.


53

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг./3

Проблема массовой детской беспризорности. Борьба с беспризорностью и преступностью. Советские обряды и праздники. Общественные настроения. Повседневная жизнь. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.



Проработать записи.


54

Обобщение и систематизация материала по теме 5

Обобщение и систематизация материала по теме «Новая экономическая политика»



Повторить пройденный материал


Тема 7. СССР в период сталинской модернизации. Особенности модернизации в Донбассе./9

55

Сталинская индустриализация в СССР./1

Курс на индустриализацию. Партийные дискуссии о характере социалистической модернизации общества. Цели и источники индустриализации. Ход и особенности сталинской индустриализации.



Читать § 15 (п.1-3), Проработать записи.


56

Сталинская индустриализация в СССР./2

План первой пятилетки. Переход к «форсированной» индустриализации. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Итоги первой пятилетки.



Проработать записи.


57

Сталинская индустриализация в Донбассе.

Роль Донбасса в планах первых пятилеток. Решение кадровой проблемы. Промышленные «гиганты» Донбасса. Административные изменения. Итоги индустриализации в регионе.



Проработать записи.


58

Социалистическое соревнование.

Социалистическое соревнование. Движение ударников и рационализаторов. Изотовское движение. А.Стаханов. Стахановское движение (П. Ангелина, М. Мазай, П. Кривонос).



Проработать записи.


59

Результаты политики индустриализации в СССР./1

Вторая и третья пятилетки: планы и результаты. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках (Днепрогэс, Горьковский автозавод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб, Московский метрополитен). Цена и издержки индустриализации.



Читать § 15 (п. 4-5)


60

Результаты политики индустриализации в СССР./2

Создание новых отраслей промышленности. Создание военно - промышленного комплекса. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации Начало формирования репрессивно-карательного механизма.



Проработать записи.


61

Результаты политики индустриализации в СССР./3

Практическое занятие.

Судебные процессы 1928-1930 гг. («Шахтинский» процесс, дело Промпартии). Характер и итоги индустриализации в национальных образованиях. Итоги и достижения индустриального развития страны в 30-х гг. Мобилизационный характер советской экономики.



Проработать записи. Аргументируйте: Индустриальный прорыв (скачок), совершенный в годы правления И.В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил и принесенных жертв.

Практическое занятие. Противоречия процесса модернизации в СССР.

62

Политика сплошной коллективизации./1

Дискуссии о преодолении кризиса хлебозаготовок. Аграрная ситуация в Донбассе. Начало коллективизации. Цели, методы коллективизации. Политика «сплошной коллективизации». Раскулачивание, «перегибы», массовый голод 1932-1933 гг.



Читать § 16 (п.1-3), Проработать записи.


63

Политика сплошной коллективизации./2

Репрессивный характер коллективизации. Становление колхозной системы. Создание системы МТС. Особенности реализации политики «сплошной коллективизации» в Донбассе. Крестьянские протесты в Донбассе. Особенности голода 1932-1933 гг. в Донецком регионе. Итоги и последствия политики коллективизации в Донецком регионе и СССР.



Читать § 26 (п. 4-6), Проработать записи. Аргументируйте: Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стала причиной масштабного кризиса сельского хозяйства.


Тема 8. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг./5

64

СССР в международных отношениях в 30-е гг./1

Внешнеполитическая доктрина СССР. Вступление СССР в Лигу Наций. Победы советской дипломатии в Европе. Участие СССР в гражданской войне в Испании.



Читать § 19 (п.1-2), Проработать записи.


65

СССР в международных отношениях в 30-е гг./2

Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин- Гол. Ось «Берлин–Рим–Токио». Попытки создания системы коллективной безопасности.



Читать § 19 (п.3-4), Проработать записи.


66

Внешняя политика СССР накануне войны./1

Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско - германские отношения в 1930-х гг. Англо-франко-советские переговоры.



Читать § 19 (п.5), отвечать на вопросыПроработать записи.


67

Внешняя политика СССР накануне войны./2

Практическое занятие.

Советско-германский пакт о ненападении (пакт “Молотова - Риббентропа”) и тайные протоколы к нему (23 августа 1939 г.).



Проработать записи. Аргументируйте: Подписание Договора о ненападении с Германией и секретного протокола к нему было дипломатической победой СССР.

Практическое занятие. Пакт Риббентропа-Молотова: кто кого переиграл?

68

Обобщение и систематизация материала по темам 7 и 8

Обобщение и систематизация материала по темам «СССР в период сталинской модернизации. Особенности модернизации в Донбассе» и «СССР в системе международных отношений в 1930-х гг.»



Повторить пройденный материал


Тема 9. Общественно-политическая жизнь и «культурная революция» в СССР./14(15)

69

Политическая система в СССР./1

Практическое занятие.

Формирование системы государственного управления. Приоритет линии партии в государственном управлении. Формирование культа личности И. В. Сталина.



Читать § 17 (п.1), Проработать записи.

Практическое занятие. Культ личности в истории.

70

Политическая система в СССР./2

Оформление централизованной (командной) системы управления экономикой. Утверждение системы власти партийно-государственного аппарата. Конституция 1936 г. Формирование новых республик и национально-государственное строительство в СССР в 30-е гг.



Читать § 17 (п.2-3), отвечать на вопросы Проработать записи.


71

Общественно-политическая жизнь советского общества./1

Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы.



Проработать записи.


72

Общественно-политическая жизнь советского общества./2

Активизация репрессивной политики в стране. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Массовые репрессии. Создание системы исправительно- трудовых лагерей. СЛОН, ГУЛАГ (социально-политические и национальные характеристики контингента).



Проработать записи.


73

Общественно-политическая жизнь советского общества./3

Поворот в национальной политике. Борьба с националистическим уклоном. «Национальные операции» НКВД. Особенности репрессивной политики в Донецком регионе. «Большая чистка» в Донбассе.



Проработать записи.


74

Общественно-политическая жизнь советского общества./4

Социальная структура общества в СССР. Изменения и деформации в социальном составе населения страны. Советская интеллигенция и номенклатура. Социально-политическое развитие в Донбассе в 30-е гг. Результаты переписи 1939 г. в Донбассе. Общественно-политические организации



Проработать записи. Историческое сочинение 1919 – 1939 гг.


75

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./1

Пропагандистская направленность официальной советской культуры «Новый человек» советского общества. Создание советской системы образования.



Читать § 18 (п. 1-2), Проработать записи.


76

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./2

Наука в 1930- е гг. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.



Читать § 18 (п. 3), Проработать записи.


77

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./3

Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Социалистический реализм как художественный метод. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Литература и кинематограф 1930- х годов. Рабселькоры. Искусство. Основные культурные изменения в Донбассе в 1930-х гг.



Читать § 18 (п.4), Проработать записи.


78

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./4

Повседневная жизнь советских людей в 30-е гг., ее противоречивый характер (деньги, карточки и очереди; жизнь в деревне; трудодни; единоличники; личные подсобные хозяйства колхозников; внутренние миграции населения;).



Читать § 18 (п. 5), Проработать записи.


79

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./5

Повседневная жизнь советских людей в 30-е гг., ее противоречивый характер (жилищная проблема; условия труда и быта на стройках пятилеток; коллективные формы быта; возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930- х гг.; досуг в городе; парки культуры и отдыха; ВСХВ в Москве; образцовые универмаги; Торгсины; материнство и детство в 1930- е годы).



Читать § 18 (п. 5-6), Проработать записи.


80

Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»./6

Практическое занятие.

Быт и повседневность населения Донецкого региона. Особенности политики Советской власти в отношении церкви. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.



Проработать записи.

Практическое занятие. Фотофакт: жизнь в СССР в 30-е гг.

81

Культура русского зарубежья. Практическое занятие.

Причины послеоктябрьской эмиграции, Белая эмиграция. Высланые ученые ( Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, Ю.А.Айхенвальд, многие другие). Основные центры российского зарубежья. Деятельность творческой интеллигенции в эмиграции, её судьба.



Читать § 18 (п. 7), отвечать на вопросы Проработать записи.

Практическое занятие. Творчество русского зарубежья.

82

Обобщение и систематизация материала по теме 9

Обобщение и систематизация материала по теме «Общественно-политическая жизнь и «культурная революция» в СССР»



Повторить пройденный материал


83

Резерв








11 класс.

Профильный уровень. 82,5 ч. (2,5 ч.)

История Отечества. Новейшая и современная история (1939-нач. XXI в.).

Программа: История Отечества: 10-11 кл.: примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Безродная В.П. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 69 с.

Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2-3 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.


урока

Тема урока

Содержательный компонента урока

Дата урока (план)

Дата урока (факт)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изменение содержат.. компонента урока, Другое

I семестр

Введение./ 1

1

Введение.

СССР в условиях начала Второй мировой войны: результаты экономического, социального и политического развития страны. Внешняя политика СССР накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении (пакт “Молотова - Риббентропа”) и тайные протоколы к нему (23 августа 1939 г.).



Проработать записи. Аргументируйте: Подписание договора о ненападении с Германией в августе 1939 года было дипломатической удачей СССР


Тема 1. СССР и Донбасс накануне и в годы Великой Отечественной войны./14

2

СССР в 1939 - 1-й половине 1941 гг.

Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. «Зимняя война». Мероприятия по укреплению обороноспособности СССР. Реорганизация РККА и обустройство границы. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.



Читать § 20, с. 11 – цитата Наумова - обоснуйте, составить сложный план. Аргументируйте: Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов имела агрессивный характер


3

Начало и первый период Великой Отечественной войны. /1

Ситуация накануне войны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Планы гитлеровского командования. Соотношение сил.



Читать § 21 (п.104), Проработать записи. Аргументируйте: СССР собирался нанести превентивный (упреждающий) удар по Германии летом 1941 года


4

Начало и первый период Великой Отечественной войны./2

Перестройка системы управления страной. Перевод советской экономики на военные рельсы. Мобилизационные и эвакуационные мероприятия. Мобилизация в Донбассе. Шахтерские дивизии. Перестройка экономики Донбасса на военный лад.



Проработать записи.


5

Начало и первый период Великой Отечественной войны.

Оборонительные сражения лета-осени 1941 г. Оборона Донбасса от фашистских захватчиков. Донбасско-Ростовская оборонительная операция. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Битва за Москву. Ленинградская блокада.



Читать § 21 (п. 5-7), отвечать на вопросы


6

Поражения и победы 1942 г.

Положение на фронте в начале 1942 г. Немецкое наступление на юге летом 1942 г. Трагедия под Харьковом. Поражение советских войск в Крыму. Оккупация территории Донбасса. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Образование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз и его значение для СССР. Арктические конвои. Итоги первого этапа войны.



Читать § 22 (. 1-3), отвечать на вопросы Проработать записи.


7

Немецкий оккупационный режим.

Нацистский «Новый порядок». Генеральный план «Ост» и его реализация. Военные преступления нацистов. Концентрационные лагеря. Холокост. Остарбайтеры. Особенности «нового порядка» в Донбассе. Попытки оккупационных властей восстановить угледобывающее и металлургическое производство в Донбассе. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы (власовцы, бандеровцы и другие пособники гитлеровцев). Проблема коллаборационизма в Донбассе.



Читать § 22 (п.4-5), отвечать на вопросы Проработать записи.


8

Движение Сопротивления. Практическое занятие.

Развертывание массового партизанского движения (С. Ковпак, А. Федоров, А. Сабуров). Антифашистское подполье («Молодая гвардия»). Особенности и формы Движения Сопротивления в Донбассе. Героизм партизан и подпольщиков Донбасса (Авдотьино-Будённовское подполье, подпольные группы С.Г.Матёкина и В.Авдеева; «Каровский союз пионеров», партизанские отряды Н.Пасичного, И.Чаплина, М.Карнаухова). Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.



Читать § 22 (п.6-9), отвечать на вопросы Проработать записи.

Практическое занятие. История в лицах.

9

Единство фронта и тыла. /1

Жизнь и труд в тылу (милитаризация труда, массовое привлечение к труду женщин и подростков, карточная система снабжения, повседневная жизнь в тылу). Наращивание объемов военного производства, поставка в армию новых видов техники. Человек на войне: героизм воинов и тружеников тыла. Женщины на фронте.



Читать § 23, отвечать на вопросы Проработать записи.


10

Единство фронта и тыла. /2

«Все для фронта, все для победы!». Общественные инициативы военных лет (добровольные взносы в фонд обороны, движение за оказание помощи детям, донорство, помощь эвакуированным). Народы СССР в годы войны. Изменение политики советского руководства по отношению к церкви. Роль «тайной войны» в разгроме врага. Культурное пространство войны.



Читать с. 51-55, Проработать записи.


11

Коренной перелом в ходе войны./1

Разгром немецких войск под Сталинградом. Реформы в армии после Сталинградской битвы. Битва на Курской дуге. Создание «Восточного вала». Битва за Днепр, ее значение. Освобождение Киева.



Читать § 24, отвечать на вопросы Проработать записи.


12

Коренной перелом в ходе войны./2

Миусская и Донбасская наступательные операции. Освобождение населенных пунктов Донбасса. Потери армии в ходе освобождения края. Итоги второго периода войны. Тегеранская конференция. Решение проблемы второго фронта.



Проработать записи.


13

Окончание Второй мировой войны./1

Характер боевых действий в 1944-1945 гг. «Десять сталинских ударов». Завершение освобождения территории СССР. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Красной Армии. Открытие второго фронта. Крымская (Ялтинская) конференция. Встреча на Эльбе. Берлинская операция. Капитуляция Третьего рейха. Потсдамская конференция.



Читать § 25 (п.1-6), отвечать на вопросы Проработать записи.


14

Окончание Второй мировой войны./2

Разгром Квантунской армии Японии и завершение Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Основные причины и факторы Победы. Потери СССР в ходе войны. Экономические и демографические последствия. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Конференция в Сан-Франциско в 1945 г. Создание ООН. Изменения политической карты Европы.



Читать § 25 (п. 7-8), отвечать на вопросы Историческое сочинение 1941 – 1945 гг.


15

Обобщение и систематизация материала по теме 1.

Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «СССР и Донбасс накануне и в годы Великой Отечественной войны»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. Великая Отечественная война в человеческом измерении.

Тема 2. СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)./7

16

Восстановление экономики./1

Внутреннее положение СССР после войны. Масштаб разрушений Донбасса. Источники, методы и приоритеты восстановления советской экономики. Ужесточение экономической политики. Демилитаризация экономики.



Читать § 26 (п.5), 27 (п.1), Проработать записи.


17

Восстановление экономики./2

Четвертый пятилетний план (1946-1950 гг.): факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия восстановительных процессов в промышленности. Состояние сельского хозяйства. Голод 1946-1947 гг. Особенности восстановления Донбасса. Участие женщин в восстановлении угольной промышленности Донбасса.



Читать § 27 (до конца), отвечать на вопросы, Проработать записи.


18

Изменения в политической системе СССР.

Изменения в политической системе. Дебольшевизация страны. Структура высших органов власти и управления. И.В.Сталин и его окружение. Соперничество в верхних эшелонах власти. КПСС как основа советской политической системы. Госаппарат и методы работы. Вторая волна массовых репрессий в СССР («Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета). Характер послевоенного сталинского режима.



Читать § 28, отвечать на вопросы


19

Социальные аспекты послевоенного восстановления. Практическое занятие.

Возвращение к мирной жизни. Изменения менталитета народа. Социально-демографические проблемы (социальная адаптация фронтовиков, уличная преступность, проблемы послевоенного детства). Уровень жизни населения. Товарный дефицит. Жилищный кризис. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Положение выселенных народов. Особенности советской послевоенной повседневности. Восстановление социальной сферы Донбасса.



Читать с. 108-114, отвечать на вопросы Проработать записи.

Практическое занятие. Репрессивная и депортационная политика СССР после войны: причины и последствия.

20

Идеология и культура в послевоенное десятилетие.

Идеологические кампании конца 1940-х гг.: «Ждановщина», «Лысенковщина», борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки в СССР. Советский атомный проект и его значение. Основные тенденции в развитии искусства в послевоенный период. Особенности культурного развития Донецкого края в послевоенный период.



Читать § 29, отвечать на вопросы Проработать записи. Аргументируйте: В послевоенные годы в СССР произошла определенная демократизация политического режима


21

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны».

Рост влияния СССР на международной арене. Оформление границ СССР. СССР в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла». Причины и начало «холодной войны». Раскол Европы. Формирование «лагеря социализма». Коминформбюро. Формирование биполярного мира. СССР в системе военно-политических блоков. СССР в конфликтах первого этапа «холодной войны». Гонка вооружений.



Читать § 26, 30. отвечать на вопросы

Аргументируйте: СССР является основным виновником начала «холодной войны


22

Обобщение и систематизация материала по теме 2

Обобщение и систематизация материала по теме «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»



Повторить пройденный материал


Тема 3. СССР и Донецкий регион в период «оттепели»./9

23

Смена политического курса. /1

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве (Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев). ХХ съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. «Оттепель». Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Внутрипартийная демократизация и смягчение политической цензуры



Читать § 31, отвечать на вопросы.


24

Смена политического курса. /2

«Антипартийная группа». Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. Реформы в области партийно-государственного строительства. XXI и XXII съезды КПСС. Принятие новой программы КПСС. Вхождение Крымской области в состав УССР. Особенности процесса десталинизации в Донбассе. Административные изменения в Донбассе. «Тихий» переворот 1964 г.



Проработать записи. Аргументируйте: Доклад Н. С. Хрущева с разоблачением культа личности И. В. Сталина на XX съезде КПСС был предательским шагом по отношению к истории страны, к государственному деятелю, который имел много заслуг перед народом


25

Попытки экономических реформ.

Проект экономической реформы Г.Маленкова. Реорганизация системы управления экономикой. Развитие промышленности. Хрущевские реформы и «сверхпрограммы» в сельском хозяйстве. «Семилетка» 1959-1965 гг., возрождение легкой промышленности. Промышленное развитие Донбасса в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг. Сталинский (Донецкий) совнархоз. Формирование Донецкого экономического района. Специфика развития сельского хозяйства в Донецком регионе.



Читать § 32 (п.1-5), отвечать на вопросы,


26

Социальная политика в СССР периода «оттепели».

Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Денежная реформа 1961 г. Рост доходов населения. СССР как социальное государство. Дефицит товаров народного потребления. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Хрущевская антицерковная кампания. Изменения социально-бытового комплекса в Донецком регионе. Массовое жилищное строительство в Донбассе. Особенности ускоренной урбанизации Донецкого региона.



Читать § 32 (п.6), Проработать записи. Историческое сочинение 1956 – 1966 гг.


27

Повседневная жизнь в СССР периода «оттепели».

Повседневная жизнь в СССР периода «оттепели». Приоткрытие «железного занавеса». Фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Влияние технологических открытий на повседневный быт. Телевидение. Зарождение новых форм общественной жизни. Популярные формы досуга. Стиляги.



Читать § 33 (п. 7), Проработать записи.


28

Культурное пространство СССР периода «оттепели». /1

Изменения в культурной жизни страны. Поколение романтиков. «Шестидесятники». Реформы в системе образования. Развитие системы образования в Донбассе. Научно-техническая революция в СССР. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика и самолетостроение. И.В.Курчатов, А.Н.Туполев, О.К.Антонов, С.П.Королев, М.В.Келдыш, М.К.Янгель. Первые ЭВМ. Деятельность институтов Академии наук в Сталино.



Читать § 33 (п. 3-5), отвечать на вопросы Проработать записи.


29

Культурное пространство СССР периода «оттепели». /2

Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Поэтические вечера в Политехническом музее. Достижения советского спорта. Развитие массовой физической культуры и спорта в Донецком регионе.



Читать § 33 (п. 1-2, 6), отвечать на вопросы, Прораб. записи.


30

Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.

Курс на мирное сосуществование государств. Отношения СССР с западными странами. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Создание ОВД. Изменения военной доктрины СССР. Международные военно-политические кризисы и позиция СССР (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С.Хрущева.



Читать § 34. Аргументируйте: В 1954-1964 годах значительно обострились отношения СССР с ведущими капиталистическими странами


31

Обобщение и систематизация материала по теме 3.

Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «СССР и Донецкий регион в период «оттепели»»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. «Великое десятилетие» Хрущева. Парадоксы “ оттепели”.

Тема 4. СССР и Донбасс в эпоху «застоя»./9

32

Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Л.И.Брежнев и смена политического курса. Перестройка партийно-государственного управления. Утверждение системы коллективного руководства и новых принципов управления страной: (стабильность кадров, бюрократизация, номенклатура, партийный контроль, «генеральная линия», ресталинизация и «неосталинизм»). Попытки пересмотра курса ХХ съезда. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. «Советский народ». Национальная политика и национальные движения. Скрытые причины межэтнических конфликтов.



Читать § 35, отвечать на вопросы. Аргументируйте: Отстранение от власти Н. С. Хрущева - победа консервативных сил, сопротивлявшихся курсу реформ


33

Социально-экономическое развитие СССР в эпоху «застоя».

Новые ориентиры аграрной политики и состояние сельского хозяйства. Проблема «неперспективных деревень». Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Специализация и экономическая интеграция союзных республик. Индустриальное строительство в 1960-1970-х гг. Агропромышленные комплексы. Создание топливно-энергетического комплекса. Экспорт нефти и газа. Рост масштабов и роли ВПК. Формирование «теневой экономики», усиление коррупции. Замедление научно-технического прогресса в СССР. «Лунная гонка» с США. «Застой» в экономике. Нарастание угрозы стадиального отставания советской экономики. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.



Читать §36 (п.1-3), отвечать на вопросы.


34

Советское общество в середине 1960-х–начале 1980-х гг.

Социальная политика в эпоху «застоя». Социальная структура советского общества. Рост социальной мобильности. Привилегированное положение партийно-советской номенклатуры. Рост проблем в социальной сфере. Демографические проблемы. Складывание модели советского общества потребления. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Уровень жизни. Дефициты и очереди. Общественные, профсоюзные, ветеранские, детские и юношеские организации. Общественные настроения. Развитие диссидентского движения. Борьба власти с инакомыслием. Цензура и самиздат. Повседневность в городе и деревне.



Читать §36 (п.4), отвечать на вопросы Проработать записи.


35

Культурное пространство СССР в эпоху «застоя». /1

Неосталинизм в культуре. Эмиграция из СССР деятелей культуры. Основные тенденции в развитии образования. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Высшее образование. Развитие науки и техники в СССР.



Проработать записи. Историческое сочинение 1975 – 1985 гг.


36

Культурное пространство СССР в эпоху «застоя». /2

Литература и искусство: поиски новых путей. Альтернативная культура. Массовая культура. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.



Читать § 37, отвечать на вопросы. Аргументируйте: Период правления Л. И. Брежнева ошибочно называют «застоем», поскольку в это время СССР совершил большой шаг в развитии экономики, социальной сферы, культуры


37

Донбасс в эпоху «застоя». /1

Роль Донбасса в экономике СССР. Особенности косыгинской реформы в Донбассе. Особенности экономического развития Донецкого региона в середине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в. Создание Донецкого агропромышленного комплекса. Место Донбасса в Продовольственной программе ЦК КПСС.



Проработать записи.


38

Донбасс в эпоху «застоя». /2

Особенности урбанизации Донбасса. Этно-социальная динамика в Донбассе по итогам переписи 1970, 1979, 1989 гг. Обострение экологической и демографической ситуации в Донбассе. Развитие системы образования и науки в Донбассе. Развитие литературы, искусства, кино и телевидения. Спортивные достижения донбассовцев. Региональная специфика Донбасса.



Проработать записи. Аргументируйте: Застойные явления в советской экономике в 1970-х годах были вызваны сознательным отказом от проведения реформ».


39

Внешняя политика СССР.

«Доктрина Брежнева». Новые вызовы внешнего мира. Участие СССР в региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Отношения СССР со странами Запада. Достижение военно-стратегического паритета с США. Сотрудничество с США в области освоения космоса. СССР и политика разрядки международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Конфликт с Китаем. СССР и страны социализма («Пражская весна», кризис в Польше). Ввод советских войск в Афганистан. Обострение «холодной войны».



Читать § 38, отвечать на вопросы. Аргументируйте: В 1970-х годах значительно обострились отношения СССР с ведущими капиталистическими странами


40

Обобщение и систематизация материала по теме 4.

Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «СССР и Донбасс в эпоху «застоя»»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. «Золотой век» СССР?! А был ли «застой»?

II семестр

Тема 5. СССР и Донецкий регион в период перестройки./12

41

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Падение мировых цен на нефть. Обострение ситуации на потребительском рынке. Отношение к войне в Афганистане. Социально-экономическая политика и общественно-политическая жизнь в СССР в 1983-1985 гг. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. Дискуссии о путях «обновления социализма». К.У. Черненко. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.



Читать § 39, отвечать на вопросы


42

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг./1

Начало политики перестройки. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения и методы ее осуществления. Антиалкогольная кампания. Чернобыльская катастрофа. «Кадровая революция» Горбачева. Второй этап экономических реформ. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета. Разрешение частного предпринимательства (индивидуальной трудовой деятельности). Создание кооперативов.



Читать § 40 (п. 1-3), отвечать на вопросы Проработать записи.


43

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг./2

Реформирование сельского хозяйства. Конверсия оборонных предприятий. Разработка программ перехода к «социалистическому рынку». Программа Рыжкова-Абалкина. Программа «500 дней». Ухудшение экономической ситуации. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, повышение государственных цен.



Читать § 40 (п. 4), отвечать на вопросы Проработать записи.


44

Политика «гласности». «Перестройка» в духовной сфере./1

Гласность и плюрализм мнений. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Либерализация цензуры. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации.



Читать § 41 (п.1-3), Проработать записи.


45

Политика «гласности». «Перестройка» в духовной сфере./2

Переоценка исторического прошлого. Политика реабилитации. Радикализация общественных настроений. Изменения в общественном сознании. Изменения в культуре. Литература и публицистика. Особенности развития искусства в условиях политики гласности. Культура русского зарубежья. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политики гласности.



Читать § 41 (п.4-6), отвечать на вопросы Проработать записи.


46

Реформа политической системы страны

Начало демократизации советской политической системы. XIX партконференция и этапы конституционной реформы 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Отмена 6-й статьи Конституции СССР и учреждение поста Президента СССР (март 1990). Формирование многопартийности. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Возникновение политической оппозиции КПСС. Раскол в КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина, его избрание Президентом РСФСР. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти.



Читать § 42, отвечать на вопросы


47

Особенности политики перестройки в Донбассе.

«Перестроечные новации» в Донбассе. Проблемы и противоречия социально-экономических процессов в Донбассе во второй половине 80-х гг. ХХ в. Особенности кооперативного движения в Донбассе. Нарастание кризиса в экономике Донецкого региона (развал угольной отрасли Донбасса, трудности в сельском хозяйстве, расширение сферы частного сектора, рост безработицы, падение уровня жизни, демографические проблемы). Шахтерская забастовка 1989 г. Масштабы, результаты и последствия шахтерской забастовки. Рост общественной активности в Донбассе. Донбасс в условиях формирования многопартийной системы. Дальнейшее развертывание и политизация забастовочного движения. Создание «Интернационального Движения Донбасса».



Проработать записи. Аргументируйте: Демократизация общественной жизни в СССР в период «перестройки» значительно отличалась от аналогичных процессов в период хрущевской «оттепели»


48

Новое политическое мышление./1

«Новое мышление» и смена курса советской дипломатии. Э.А.Шеварнадзе. СССР и Запад. Начало разоружения. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Разблокирование региональных конфликтов. Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты. Вывод войск из Афганистана.



Читать § 43 (п.1-3), Проработать записи.


49

Новое политическое мышление./2

Нормализация отношений с Китаем. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Объединение Германии. Односторонний роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны». Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С.Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире.



Читать § 43 (п.4-6), отвечать на вопросы Проработать записи.


50

Распад СССР./1

Кризис межнациональных отношений и подъем национальных движений. Противостояние между союзным центром и республиками. Начало распада советской государственности. «Парад суверенитетов». Декларации о государственном суверенитете РСФСР и УССР. Разработка нового союзного договора. Всесоюзный референдум 17 марта 1991 г. Ново-Огаревский процесс.



Читать § 44 (п.1-6), Проработать записи. Аргументируйте: Перестройка в СССР имела исключительно положительные последствия


51

Распад СССР./2

Августовский политический кризис 1991 г. ГКЧП. Референдум в Украине 1 декабря 1991 г. и его результаты. Распад СССР и создание СНГ (Беловежские и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене.



Читать § 44 (п.7), отвечать на вопросы Историческое сочинение 1985-1991 гг.


52

Обобщение и систематизация материала по теме 5.

Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «СССР и Донецкий регион в период перестройки»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. Оценка Горбачева и его политики.

Тема 6. Россия в 1990-х гг./9

53

Экономика России: на пути к рынку. Практическое занятие.

Начало радикальных экономических преобразований. Правительство реформаторов Е.Т. Гайдара. Либерализация цен и торговли. «Шоковая терапия». Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Ваучерная приватизация. Формирование правительства В.С. Черномырдина. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Место и роль России в мировой экономике.



Читать § 45, отвечать на вопросы. Аргументируйте: Экономические реформы начала 1990-х годов («шоковая терапия») в России имели положительные результаты»

Практическое занятие. «Шоковая терапия» в экономике России.

54

Политическое развитие российской Федерации в 1990-е гг. /1

Разработка новой Конституции России. Строительство новой федерации. Федеративный договор, его особенности и значение. Политико-конституционный кризис 1993 г. Апрельский референдум 1993 г. Феномен Б.Н.Ельцина. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Закрепление принципа федеративного устройства России. Меры по укреплению вертикали власти. Реорганизация силовых ведомств. Реформа Вооруженных сил.



Читать § 46 (п.1-3), отвечать на вопросы Проработать записи.


55

Политическое развитие российской Федерации в 1990-е гг. /2

Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. Политические процессы в 1996-1999 гг. Второй срок пребывания Б.Н. Ельцина на президентском посту. Результаты политического развития в 1990-е гг. Формирование региональных элит. Проблема стабилизации отношений Центра с регионами.



Читать § 46 (п.4-7), отвечать на вопросы Проработать записи. Аргументируйте: Правление Б. Н. Ельцина в целом было успешным, поскольку он сделал много полезного для страны


56

Политическое развитие российской Федерации в 1990-е гг. /3

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Опасность исламского фундаментализма. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Чеченская война: причины, основные этапы, экономические и морально-политические последствия.



Читать с. 55-60, отвечать на вопросы Аргументируйте: Реализация национальных проектов, призванных обеспечить комплексное решение социально-экономических и демографических проблем, дала положительные результаты


57

Духовная жизнь страны в 1990-х гг.

Рыночная мораль. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. «Новые русские» и их образ жизни. Олигархический капитализм. Настроения населения в 1990-е гг. Безработица и детская беспризорность. Решение проблем социально незащищенных слоев населения. Возрождение религиозных традиций в российском обществе. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.



Читать § 47, отвечать на вопросы


58

Культура 90-х гг./1

Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Противоречивые тенденции в развитии культуры в 1990-х гг. Развитие образования и науки. «Утечка умов».



Проработать записи.


59

Культура 90-х гг./2

Новые течения в литературе. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Изменение роли средств массовой информации в обществе. Российский спорт. Обращение к историко-культурному наследию.



Проработать записи.


60

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг.

Новое место России в мире. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Приоритеты внешней политики Российской Федерации в 1990-х гг. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.



Читать § 48, отвечать на вопросы Проработать записи. Аргументируйте: В 1990-х годах внешняя политика России имела положительные результаты»


61

Обобщение и систематизация материала по теме 6

Обобщение и систематизация материала по теме «Россия в 1990-х гг.»



Повторить пройденный материал


Тема 7. Новый курс «новой» России./9

62

Курс на укрепление государственности в начале ХХI в. /1

Отставка Президента Б.Н.Ельцина. Президентские выборы. Президент В.В.Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Этапы государственных реформ (2000-2014). Судебная реформа. Выборы 2003-2004 гг. Реформа управления.



Читать § 49, отвечать на вопросы Историческое сочинение 1991 – 1999 гг.


63

Курс на укрепление государственности в начале ХХI в. /2

Государственная социальная политика в конце XX–начале XXI вв. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Государственные программы демографического возрождения России. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Президент Д.А.Медведев и его программа. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией.



Читать § 53 (п.1-3), отвечать на вопросы Проработать записи. Составьте сложный план по теме: Русская весна


64

Экономика России в начале ХХI в.

Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Россия и мировой экономический кризис. Ориентиры инновационного развития. Экономика России в условиях санкций Запада. Россия в системе мировой рыночной экономики. Итоги социально-экономического развития России.



Читать § 50, 53 (до конца), отвечать на вопросы Проработать записи.


65

Культурное пространство России в новом тысячелетии./1

Становление гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Новый уровень отношений государства и церкви.



Читать § 51 (п. 3-5), отвечать на вопросы Проработать записи.


66

Культурное пространство России в новом тысячелетии./2

Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Массовая культура. Особенности современной молодежной культуры. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство.



Читать § 51 (п.1-2), отвечать на вопросы Проработать записи.


67

Внешняя политика России в начале XXI в. /1

Разработка новой внешнеполитической стратегии. Участие России в борьбе с международным терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Программы по поддержке соотечественников. Русский мир. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки.



Читать § 52, отвечать на вопросы Проработать записи.


68

Внешняя политика России в начале XXI в. /2

Укрепление международных позиций России на современном этапе. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах (ШОС, БРИКС). Изменения в характере отношений России с НАТО и ЕС. Военный конфликт в Закавказье (2008 г.): роль России. Отношения с «новыми республиками» (Абхазия, Южная Осетия).



Читать § 53 (п.7), отвечать на вопросы Проработать записи. Историческое сочинение 1991 – 2010 гг.


69

Внешняя политика России в начале XXI в. /3

Крымский кризис 2014 г. «Русская весна» и ее влияние на международные отношения.



Читать § 53 (п.11), Проработать записи.


70

Обобщение и систематизация материала по темам 7. Практическое занятие.

Обобщение и систематизация материала по теме «Новый курс «новой» России»



Повторить пройденный материал

Практическое занятие. Россия сегодня.

Тема 8. Донбасс в 1991 – 2013 гг. Провозглашение и развитие Донецкой Народной Республики./12(13)

71

Роль Донбасса в экономике Украины. /1

Последствия украинской независимости для Донбасса. Углубляющийся социально-экономический кризис. Реструктуризация угольной промышленности. Приватизация металлургических предприятий края. Особенности формирования донецкой финансово-промышленной элиты (А.Брагин, Е.Щербань, Р.Ахметов, Б.Колесников). Формирование промышленных корпораций и крупных бизнес-групп (Индустриальный союз Донбасса, СКМ, Метинвест и др.).



Проработать записи.


72

Роль Донбасса в экономике Украины./2

Состояние сельского хозяйства Донецкого региона. Социальные последствия рыночных реформ (демография, безработица, уровень жизни, экология). Массовые шахтерские выступления 1993 г.



Проработать записи. Подготовить сообщение «Развитие культуры в Донбассе в 1991-2013 гг


73

Донецкий регион в общественно-политической жизни Украины в 1991-2013 гг.

Роль Донецкого региона в общественно-политической жизни Украины в 1991-2013 гг. Референдум 1994 г. в Донбассе: вопрос автономии региона. Особенности парламентских выборов 1994 г. Электорально-территориальный раскол Украины. Дальнейшая поляризация политических сил. Донбасс в событиях «Оранжевой революции». I и II съезды депутатов Советов всех уровней в Северодонецке. Закрепление политико-территориального размежевания Украины. Политические партии, общественные организации и движения в Донбассе.



Проработать записи.


74

Национальная политика в Донбассе.

Вопрос о статусе русского языка. «Осторожная» украинизация школы и делопроизводства. Противостояние в Донбассе нарастанию украинизации и национализации. Закон Кивалова-Колесниченко.



Проработать записи.


75

Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.

Проблемы и достижения в развитии науки Донбасса в 1991–2013 гг. Новый этап реформирования образования. Развитие литературы и искусства. Рождение независимой прессы. Возрождение культуры в 2000-х гг. Развитие и успехи спорта в Донбассе. Возрождение православия в Донбассе (митрополит Илларион, отец Зосима). Религиозная «палитра» Донбасса.



Проработать записи.


76

События «Русской весны» в Донбассе./1

Государственный переворот в Киеве (февраль 2014 г.): причины и социально-политические последствия. Соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине. Процесс стихийного противостояния в Донбассе государственному перевороту в Киеве. Съезд депутатов всех уровней в Харькове (2014 г.).



Проработать записи.


77

События «Русской весны» в Донбассе./2

Начало «Русской весны» в Донбассе. Причины и предпосылки «Русской весны». Перманентные митинги в Донбассе. Ультиматум «Народного ополчения Донбасса». Деятельность Координационного совета Донецкой области (КСДО). Провозглашение ДНР и ЛНР. Создание Союза народных республик (СНР) Новороссии.



Проработать записи.


78

Война народных республик Новороссии за независимость./1

Начало Антитеррористической операции в Донбассе. Разрастание военного конфликта. Народное ополчение Донбасса. Тактика мобильных групп. Карательные батальоны И. Коломойского. Основные этапы и ключевые события гражданской войны в Донбассе (оборона Славянска, борьба за Мариуполь, бои за Шахтерск, Южный (Изваринский) «котёл», Донецкий аэропорт, Саур-могила, Амвросиевский «котёл», Иловайский и Еленовский «котлы», Дебальцевский «котел»). Вооруженное противостояние на территории ЛНР.



Проработать записи.


79

Война народных республик Новороссии за независимость./2 Практическое занятие.

Минские договоренности и цена «перемирий» в Донбассе. Блокада Донбасса. Политика киевского правительства на оккупированных территориях ДНР и ЛНР. Русофобия и неонацизм как элементы общественно-политической жизни современной Украины (Одесская «Хатынь»).



Проработать записи.

Практическое занятие. Донбасс: исторические параллели 1918, 1941–1943, 2014–2017.

80

ДНР на пути строительства государства и гражданского общества./1

Референдум 11 мая 2014 г. Этапы формирования государственности. Становление системы власти в ДНР. Конституция и формирование нормативно-правовой базы Республики. Меморандум об основах государственного строительства. Праймериз.



Проработать записи.


81

ДНР на пути строительства государства и гражданского общества./2

Особенности и перспективы социально-экономического развития ДНР. Этапы формирования Вооруженных Сил Республики. ВПК ДНР. Общественно-политическая жизнь в ДНР



Проработать записи.


82

ДНР на пути строительства государства и гражданского общества./3

Развитие науки, образования и здравоохранения. Развитие культуры и спорта. Религия и церковь в ДНР. Социальная и молодежная политика. Основы внешней политики ДНР. Интеграционный комитет «Россия – Донбасс». Программа по воссоединению народа Донбасса. Повседневная жизнь в Республике в условиях войны и строительства государственности. Донбасс как часть Русского мира. Закономерности рождения республик Донбасса.



Проработать записи. историческое сочинение «Донбасс 2014-2016»


83

Обобщение и систематизация материала по теме 8.

Обобщение и систематизация материала по теме «Донбасс в 1991 – 2013 гг. Провозглашение и развитие Донецкой Народной Республики»



Повторить пройденный материал


84

Резерв










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!