№/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домаш нее задание | Дата прове дения урока |
1. | Россия и мир накануне Первой мировой войны | 1 | комбинироавнный | Причины и повод к войне, планы сторон. Итоги революций и войны. Последствия для ныеческого развития России; | Предметные: Объяснять смысл понятий: причины и повод к войне, геополитические и военно-стратегические планы командования.. Метапредметные:Знать причины и факторы возникновения Первой мировой войны. Личностные:Иметь собственную позицию по планам различных сторон в ходе Первой мировой войны | Анализ документа | П.1 | |
2 | Российская империя в Первой мировой войне | 1 | комбинированный | Плпн Шлиффена, галицийская операция, сарыкамышская операция, экономика России в годы войны | Предметные: Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Кадровая чехарда в правительстве. Метапредметные знать Брусиловский прорыв и его значение, Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте Личностные: Иметь собственную позицию по результатам, итогам, значению Первой мировой войны | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.2 | |
3 | Великая российская революция: Февраль 1917 | 1 | лекция | Кризис режима. Нарастание социально-экономических и политических противоречий . Угроза национальной катастрофы. Временное правительство, Петросовет, основные политические партии. Кризисы Временного праительства | Предметные: объяснять объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Основные этапы и хронология революции 1917 г, корниловский мятеж Метапредметные:знать Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Кризисы Временного правительства Личностные: высказывать оценочные суждения о национальных и конфессиональных проблемыах. Незавершенность и противоречия модернизации. | Составление таблицы. | П.3 | |
4 | Великая российская революция: Октябрь 1917 | 1 | лекция | Причины революций начала века, сходство и отличия всех революционных событий Итоги революций, последствия для ныеческого развития | Предметные: знать понятия манифест, международный кризис, причины Метапредметные:: знать причины, ход, последствия революции октября 1917 г. Личностные:выделить особенности революции | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | П.4 | |
5 | Первые революционные преобразования большевиков | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Первые декреты новой власти,Учредительное собрание, Брестский мир, первая Конституция России | Предметные:знать понятия декреты, Учредительное собрание, Метапредметные:знать причины разгона Учредительного собрания, причины подписания Брестского мира Личностные: выделять особенности конституции России, знать различные взгляды на подписание Бресткого мира. | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.5 | |
6 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм | 1 | | Политика «Военного коммунизма». Национализация промышленности. План ГОЭЛРО. | Предметные: знать понятия продразверстка, план ГОЭЛРО, Программа партии Метапредметные:знать причины перехода к «военному коммунизму» Личностные:выделять особенности продразверстки, знать различные точки зрения на данную политику. | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | П.6 | |
7 | Гражданская война | 1 | лекция | Причины Гражданской Войны. Этапы войны. Противодействующие Силы. Планы, программы, мероприятия.Террор красный и белый. | Предметные:знать понятия гражданская война, террор Метапредметные:знать этапы войны, программы красных и белых Личностные: знать различные точки зрения на события Гражданской войны | Решение проблемных задач | П.7 | |
8 | Идеология и культура периода Гражданской войны | 1 | Урок-практическое занятие | Политика новой власти в области образования и науки.Отношение новой власти к русской православной церкви. | Предметные:знать понятия единая трудовая школа, декрет Метапредметные:знать особенности политики в области образования и науки Личностные: знать различные точки зрения на новую советскую школу | Анализ документа | П.8 | |
9 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Причины перехода к нэпу. Решения X съезда РКП(б).Власть и церковь. Крестьянские восстания | Предметные:знать понятия продналог, концессия, «антоновщина», «реквизия», «денационализация» Метапредметные:знать особенности экономического и политического кризисов начала 20-х гг. Личностные : знать различные точки зрения на «малую гражданскую войну» | Анализ документа | П.9 | |
10 | Экономика НЭПа | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Замена продразверстки продналогом. Иностранные концессии. Финансовая реформа Сокольникова. Итоги и противоречия нэпа | Предметные:знать понятия «кооперация», «плановове хозяйство» Метапредметные:знать особенности проведения нэпа, финансовой реформы, Личностные: уметь сравнивать политику военного коммунизма и нэпа, выделять положительные стороны развития страны | Решение проблемных задач | П.10 | |
11 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е годы. | 1 | леккция | Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы. Политика «коренизации» | Предметные:знать понятия «федерация», 2автономия» Метапредметные:знать основные тиоги нациоанльной политики. Личностные: знать различные оценки образования СССР | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | П.11 | |
12 | Политическое развитие в 1920-е годы | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Борьба за влать. Ликвидация оппозиции внутри ВККП(б) | Предметные: знать понятие «военная тревога» Метапредметные:называть основные этапы внутрипартийной борьбы Личностные:знать различные точки зрения на характер власти в стране | Составление таблицы. | П.12 | |
13 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы. | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Международное положение после окончания гражданской войны. «Полоса признания» . Коминтерн. | Предметные:знать понятия Коминтерн, Рапалльский договор Метапредметные: знать принципы советской внешней политики, цель создания Коминтерна Личностные:знать различные точки зрения на советско-германское сотрудничество | Решение проблемных задач | П.13 | |
14 | Культурное пространство советского общества в 1920-е годы | 1 | Комбинированный урок | Партийный контроль над духовной жизнью. Начало «нового искусства» | Предметные:знать понятия «новое искусство», «сменовеховство» Метапредметные:знать черты «нового советского искусства» Личностные:понимать последствия разрушения, уничтожения храмов | Анализ документа | П.14 | |
15 | «Великий перелом» Индустриализация | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники индустриализации. Первые пятилетки. Методы индустриализации. Итоги. | Предметные: знать понятия индустриализация, модернизация Метапредметные:знать цели, источники, итоги индустриализации Личностные:понимать значение трудового героизма в достижении экономической независимости | Анализ документа | П.15 | |
16 | Коллективизация сельского хозяйства | 1 | Комбинированный урок | Цели, методы, результаты коллективизации. Раскулачивание. Становлении е колхозного строя. | Предметные: знать поняьия кулак, колхоз, разкулачивание Метапредметные:знать причины, ход, итоги коллективизации Личностные: знать различные точки зрения по проблемам развития сельского зозяйства в втране. | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.16 | |
17 | Политическая система СССР в 1930-е годы. | 1 | лекция | Конституции 1936 г.. Репрессивная политика. Массовые общественные организации. | Предметные:знать понятия Конституция, репрессивная политика Метапредметные:понимать ообенности формирования режима личной власти Личностные:знать различные точки зрения на особенности политической системы. | Составление таблицы. | П.17 | |
18 | Культурное пространство советского общества в 1930-е годы. | 1 | Комбинированный урок | Культурная революция. Советское искусство, наука. Культура русского зарубежья.. | Предметныезнать термины культурная революция, Метапредметные:знать вклад отечественной науки в развитие Советской страны Личностные: :знать различные точки зрения на развитее советской культуры в 30-е гг. | Работа в группах | П.18 | |
19. | СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. | 1 | Комбинированный урок | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Усиление угрозы мировой войны. | Предметные:знать термины систем а коллективной безопасности, «умиротворение» Германии Метапредметные:знать основные направления внешней политики, последствия секретного протокола от 23.08.39 Личностные:знать различные точки зрения на роль СССР в миром сообществе к концу 30-х гг. | Составление таблицы. | П.19 | |
20 | СССР накануне Великой Отечественной войны | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. | Предметны:знать термины сталинская стратегия победоносной наступательной войны Метапредметные:знать задачи, стоявшие перед страной в 1939-1941 гг. Личностные:занть различные точки зрения на готовность к войне СССР летом 1941 г. | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.20 | |
21 | Начало Великой Отечественной войны . Первый период войны ( 22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 | Комбинированный урок | Нападение Германии. Провал «Молниеносной войны». Битва за Москву. | Предметные:знать понятие блицкриг Метапредметные: знать силы и планы сторон накануне Великой Отечественной войны. Личностные:знать разные точки зрения почему же фашистам не удалось захватить Ленинград | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | П2.1 | |
22 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 | Комбинированный урок | Начало коренного перелома. Немецкий оккупационный режим. | Предметные: знать термин коренной перелом, приказ № 227, антигитлеровская коалиция Метапредметные:знать итог первого периода войны Личностные:знать разные точки зрения на роль партизанского движения на ход войны | Решение проблемных задач | П.22 | |
23 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 | лекция | Человек на войне. Церковь в годы войны. | Предметные: Метапредметные:знать основные достижения культуры, науки данного периода Личностные: знать различные точки зрения на роль православной церкви в годы войны | Составление таблицы. | П2.3 | |
24 | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943) | 1 | Комбинированный урок | Разгорм немцев под Сталинградом. Завершение перелома (Курск). Тегеранская конференция | Предметные: Метапредметные:знать награды Великой Отечственной войнгы Личностные: знать разные точки зрения на роль женщины, роль тылв в годы войны | Заполнение таблицы.Уметь работать с различными источниками исторической информации | П2.4 | |
25 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Военно-стратегическая обстановка к 1941 г. «10 сталинских» уда- ров по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии | Предметные:знать основные операции Красной Армии Метапредметные:знать итоги войны Личностные: знать источники Победы | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | П2.5 | |
26 | Уроки повторения по теме: Россия 1914-1945 гг. | 1 | Комбинированный урок | | | Решение проблемных задач | П2.5 | |
Раздел 1. Древнерусское государство в IX-XIII вв.
|
27 | Восточные славяне в VI-IX вв. Древнерусское государство | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян, имущественное расслоение. Складывание государства у восточных славян | Предметные: Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы Метапредметные:Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Личностные:Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства | Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты | §1 | |
28 | Киевская Русь | 2 | Комбинированный урок | Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки. Вечевые порядки. Категории населения. Развитие норм права на Руси | Предметные: Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Метапредметные:Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать её оценку.Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности Личностные: Иметь собственную позицию по вопросам изучения | Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (с. 42).Решение исторических задач | §2-3 | |
29 | Культура Киевской Руси | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии | Предметные: Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать её достижения Метапредметные: Умение работать с первоисточниками, их анализ . Личностные: уважать и ценить достижения культуры наших предков | Обсуждение вопросов, проблем. Подготовка и рецензирование докладов самими обучающимися | §4 | |
30 | Русские земли в XII-начале XIII вв. Наследники Киевской Руси | 1 | Урок-практическое занятие | Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынскоекняжество, господинВеликий Новгород. Северо-Восточная Русь | Предметные: Знать, в чем причины распада Древнерусского государства и усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Метапредметные: Умение работать с первоисточниками, их аналию. Личностные: | Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи. Написать исторический портрет. | §5-6 | |
31 | Культура Руси XII-началаXIII вв. | 1 | Семинарское занятие | Культура Галицко-Волынского, Владимиро-Суздапьского княжества, Новгородской земли. Особенности архитектуры, живописи, летописания |
Предметные: Знать сущность и своеобразие культуры Руси, на конкретных примерах показывать её достижения Метапредметные: Умение работать с первоисточниками, их анализ . Личностные: уважать и ценить достижения культуры наших предков
Умение работать с первоисточниками, их анализ | Написать эссе на одну из предложенных тем: «Загадки и уроки:«Слова о полку Иго –реве», «Слова Даниила Заточника»», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском» | §7 | |
32 | Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды | 1 | Комбинированный урок | Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Экспансия с Запада, борьба с крестоносной агрессией | Предметные: Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. - проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель. - Метапредметные: выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев.. - характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада. -определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества. - выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории. - Личностные: высказывать оценочные суждения овлиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации.
| Составить таблицу «Завоевание монголо-татар с 1206-1255 гг.» | §8 | |
Раздел 2. Образование единого русского государства в XIV-XV вв. |
33 | Усиление Москов- ского княжества в XIV– первой по- ловине XVвв. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Политические, социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель | Личностные: Понимать причиныподъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV –начала XV вв. Метапредметные:Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой. Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Освещать причины и последствия Куликовской битвы. Характеризовать Ивана IIIкак первого «великого князя Всея Руси». Знать сущность и особенности нового централизованного государства; Метапредметные: объяснять причины судебной реформы Ивана III в свете изменений социально-экономических отношений в русском обществе | Написать эссе на одну из тем «Возвышение Москвы-сочетание закономерности и случайности», «Иван Калита-князь добрый или «подлый сердцем»?» | §9-10 | |
34 | Завершающий этап создания единого русского государства (вторая половина XV- начало XVI вв.) | 1 | Комбиниро- ванный урок | Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Начало распада Золотой Орды | Личностные: Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Знать о зарождении национального самосознания. Обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию. Предметные: Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны)и о преодолены внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III | Обсуждение вопросов и заданий, работа по карточкам | §11-12 | |
35 | Культура Руси в XIV-XV вв. | 1 | Урок-семинар | Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература | Предметные:Знать: - особенности культурного развития русских земель и княжеств. - влияние внешних факторов на развитие русской культуры. - достижения русской культуры XIV-XV веков. Уметь: -выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры. - Метапредметные: характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры XIV-XV веков. - Личностные: участвовать в разработке группового проекта по теме. | Мини-тестирование Подготовить выступление о жизни и творчестве Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия | §13 | |
Раздел 3. Россия в XVI-XVII вв. |
36 | Россия в XVI в. | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Территория и население России в XVI веке. Правление Василия III. Формирование Московской идеологии. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного | Предметные: Знать: - особенности установления царской власти. - реформы середины XVI в. - создание органов сословно-представительной монархии. - опричнина: причины, последствия. - основные направления внешней политики Ивана Грозного Метапредметные:Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады. - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия). - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны - характеризовать личность Ивана Грозного, Личностные: определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова. | Дискуссия, тестирование | §14-15 | |
37 | Русская культура в XVI в. | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Культура народов Российского государства. Особенности культурного развития в условиях централизованного государства и утверждения самодержавия. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет фресковой живописи. Развитие книжного дела на Руси | Предметные: Знать: - особенности развития культуры народов России в ХV-ХVI вв. Метапредметные:Уметь: - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры ХV-ХVI веков. - Личностные: участвовать в разработке и представлении презентации по теме. | Подготовить выступления темы: «Книгопеча-танье в России», «Эпоха Ивана Грозного в описаниях современников», «Выдающиеся архитектурные сооружения в XVI в.» | §16 | |
38 | Смутное время | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических ныеворечий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции | Предметные:Характеризовать политику Бориса Годунова, определять причины Смуты. Метапредметные: Характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II. – сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы. -определять последствия и историческое значение Смуты. | Дискуссия Решение ныеески проблем по теме урока | §17-18, схема | |
39 | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых | 1 | Урок изучения новых знаний с элементами беседы | Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г. И восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Социальные движения в XVII в. | Метапредметные:Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий. Предметные: Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России.Личностные: Понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли. | Тестирование. Составить таблицу «Выступление социальных низов в XVIв.» | §19, таблица | |
40 | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Расширение территории государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. | Предметные: Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в. Метапредметные:Оценивать значение присоединения Украины к России. | Анализ карты. Подготовить сообщение на тему «Развитие военного искусства в XVII в.» | §20 | |
41 | Культура России в XVII в. | 1 | Урок-семинар | Особенности русской традиционной культуры. Формирование национально- го самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление прин- ципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. | Предметные:Знать основные факты истории культуры России XVII в. Метапредметные: Определять общие черты и особенности ее развития | Заполнение таблицы | §21 | |
42 | Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Достоинства и недостатки евразийского положения России | Метапредметные:Обобщать и структурировать пройденный материал | Фронтальный опрос | §14-20 эссе «Почему европейская система ценностей не могла укрепить ся в России» | |
Раздел 4. Россия в эпоху Петра Великого |
43 | Начало правления Петра I.Петровские преобразования | 1 | Урок прак-тического применения знаний, умений. Работа в парах | Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Превращение дворянства в господствующее сословие | Метапредметные:Характеризовать международную политику, понимать и превращение России в европейскую державу. Предметные:Знать: - экономическое развитие России. Особенности российской промышленности, изменения в социальной сфере. Политика государства в отношены дворянства, «крестьянская» политика. Реформа системы государственного управления Уметь: - излагать содержание реформ Петра I, выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционизма, меркантилизма, харак-теризовать реформы Петра I(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма. Личностные: Участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?» | Подготовить сообщение на одну из тем. «Изменения в жизни ныеных сословий в царствование Петра I» «Кто защищал отечество во время Петра I» «Сословия в Петровскую эпоху» | §1,2 | |
44 | Внешняя политика Петра I | 1 | Урок – практикум | Реформы армии и флота.Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. И превращение России в мировую державу.Победа в Северной войне. Провозглашение империи | Предметные:Знать: - Северная война. Борьба с Османской империей. Каспийский поход. Метапредметные: Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов. Определять основные направления и задачи внешней политики Петра I;характеризовать события внешней политики по плану: причины, подготовка, этапы, итоги, причины победы/поражения, последствия. Личностные: Определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями | Мини-тестирование, анализ карты, индивидуальные развёрнутые ответы у доски. Подготовить сообщение о сподвижниках Петрa I. | §3 | |
45 | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | 1 | Урок-диалог | Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы.Основание Академии наук | Предметные Знать основные достиные и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества Метапредметные: . Уметь высказывать свое мнение. Высказать свое отношение к характеристике Петра I, данной В.О.Кпючевским, «Подвижной хозяин –чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой » | Дать оценку реформаторской деятельности Петра I. | §4, эссе «Петр I и его время» | |
Раздел 5. Россия в середине и во второй половине XVIII в. |
46 | Россия после Петра I .Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещённый абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя | Метапредметные: Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. ПредметныеЗнать насущные общественные проблемы. Личностные: Сравнивать характер правления Петра I и его преемников | А.С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: «Ничтожные наследники северного исполина». Обоснуйте мнение поэта | §5 | |
47 | Просвещенный абсолютизм Екатерины II | 1 | Урок-лекция | Просвещенный абсолютизм | Предметные Знать особенности внутренней политики Екатерины. Объяснять смысл понятий: просвещённый абсолютизм в России, «золотой век» русского дворянства. Метапредметные:Уметь делать обобщение и вывод | Сравнить Земские соборы XVI-XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно | §6 | |
48 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война | 1 | Урок изучения новых знаний | Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е. Пугачёва | Метапредметные: Уметь анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской имные в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов. Предметные Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в. Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации | Обсуждение вопросов и заданий к §7 | §7 | |
49 | Внешняя политика России в XVIII в. Царствование Павла I | 1 | Урок комбинированный | Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Черному морю. Изменения внешней политики в период правления Павла I. Разделы Речи Посполитой | Предметные Знать: - основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой. Метапредметные: Уметь: - выделять основные итоги внешней политики Екатерины II - прослеживать превращение России в мировую державу | Заполнить таблицу «Внешняя политика России в середине, нырой половине XVIII в.» | §8-9 | |
50 | Русская культура в XVIII в. | 1 | Урок практического применения знаний, умений. Лабораторная работа | Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Московского университета. Создание системы народного образования. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра | Предметные Знать основные достиные и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Метапредметные: Уметь работать с различными источниками исторической информации | Заполнение таблицы. Подготовить сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй половины XVIII в. Показать его творчество на фоне европейских нытижений | §10 | |
51 | Россия в XVIII в. | 1 | Урок повторительно-обобщающий | Систематизировать знания по изученному периоду, дать оценку модернизационным процессам XVIII в. | | Тестирование | повторить §1-10 | |
Раздел 6. Россия в первой половине XIXвека |
52 | Экономическое развитие в конце XVIII-первой половине XIXвв. | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономики России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота | Метапредметные:Понимать особенности правления Александра I. Давать оценку его деятельности. Характеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX в. | Решение исторических задач | §11, вопросы к семинару | |
53 | Реформы Александра I | 1 | Урок-семинар | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства | Метапредметные:Характеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX в. | Сравнить планы Александра I в реформировании России в начале царствования и к концу | §12 | |
54 | Борьба с Наполеоном | 1 | Урок изучения новых знаний | Россия в системе международных отношений первой половины XIXв. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период антинаполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. И заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений | Предметные Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в. И способы их достижения, знать причины Отечественной войны 1812 г., её ход и значение. Метапредметные:Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. | Мини-тестирование, сообщения | §13, сообще- ния | |
55 | Период реакции. Декабристы | 1 | Урок-исследование | Влияние Отечественной войны на общественное сознание в России | Метапредметные:Уметь участвовать в групповой исследовательской работе. Личностные: Формулировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы | Альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г. (В.О. Ключевский, А.И. Герцен). Высказать свое отношение к ней | §14 | |
56 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление российской консервативной идеологии.Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники | Предметные Характеризовать личность Николая I. Метапредметные:Уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический, историко-политический | Сопоставьте идеи С.С. Уварова и Л.В. Дубельта (см. документ). Согласны ли вы с мнением царских чиновников. Свое мнение аргументируйте | §15 | |
57 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война | 1 | Комбинированный урок | Причины и повод Крымской войны, ее ход, итоги. | Метапредметные:Уметь анализировать ход войны. Предметные Знать предпосылки, причины и последствия поражения России | Найти дополнительную информацию и подготовить сообщение о судьбе участников Кавказской войны, Шамиля и генерала, АЛ. Ермолова | §16 | |
58 | Общественное движение в годы царствования Николая I | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники | Метапредметные: Уметь анализировать ход войны, знать предпосылки, причины и последствия поражения России. Предметные Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы | Индивидуальные развёрнутые ответы у доски. Заполнить таблицу на с.154.Сравнительный анализ взглядов западников и славянофилов | §17 | |
59 | Русская культура первой половины XIXв. | 1 | Урок-конференция | Культура России в первой половине XIX в. Учёные общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Формирование литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве | Предметные: Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIXстолетия. Метапредметные: Работать с различными источниками исторической информации при подготовке дополнительного материала к уроку по отраслям знаний, культуры и персоналиям | Эссе «Вклад российской науки в развитие мирового научного знания» | §18 | |
60 | Россия в первой половине XIX в. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | | Метапредметные:Обобщать и системати зировать знания. Личностные: Использовать их для понимания и критического осмысления | Зачёт | Повторить §11-18 | |
Раздел 7. Россия во второй половине XIX века. |
61 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа | 1 | Урок изучения новых знаний. Диалог | Отмена крепостного права | Предметные:Знать причины отмены крепостного права. Метапредметные:Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анализировать основные положения реформы, определять её характер, значение | Анализ полоные реформы. Уметь работать с различными источниками исторической информации | §19 | |
62 | Социально-экономическое развитие пореформенной России | 1 | Комбинированный урок | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота | Предметные:Знать динамику развития пореформенной экононые страны. Метапредметные:Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса | Заполнить таблицу «Общественная сторона промышленного переворота» | §20 | |
63 | Либеральные реформы 1860-70-х гг. | 1 | Урок-практикум | Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. | Личностные: Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами. Метапредметные:Раскрывать содержание структурных реформ, их последствия и значение. Осуществлять критику источника | Анализ исторического источника | §21 | |
64 | Общественные двиные в 50-60-е гг. XIX в. | 1 | Урок-лабораторная работа | Общественные движения в конце XIX в. Идеология и практика народничества. Зарождение рабочего движения | Предметные:Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности. Метапредметные:Уметь делать выводы | Обсуждение заданий | §22 | |
65 | Противостояние власти и революционеров в 70 –начале 80-х гг. XIX в. | 1 | Урок-исследование | Политический террор | Предметные:Понимать причины убийства царя-освободителя. Выражать отношение к террору. Определять его последствия для дальнейшего развития России, её модернизации. Метапредметные:Уметь формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей работы, определение способов решения исторических задач. Личностные: Прогнозировать результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями | Заполнить таблицу «Революционные организации 1860-70 гг.» Дать социально психологическую характеристику разночинцу, как историческому деятелю | §23 | |
66 | Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III | 1 | Урок -лекция | Политика контрреформ Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями | Метапредметные:Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III. Предметные:Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России | Заполнить таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.» | §24 | |
67 | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 1 | Комбинированный урок | «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в. | Предметные:Выделять основные направления и задачи внешней политики России, способы их реализации. Метапредметные:Оценивать результаты | Мини-тестирование | §25 | |
68 | Культура России во второй половине XIX в. | 1 | Урок-конференция | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские традиции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских учёных | Предметные: Знать основные достиные культуры России в обозначенный период. Метапредметные:Уметь работать с различными источниками исторической информации для подготовки к уроку-семинару | Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств | §26 | |
69 | Россия во второй половине XIX в. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний, умений. Семинар | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. | Метапредметные:Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа Личностные: Обосновывать свою точку зрения. Систематизировать её | | Повто- рить §19-26 | |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требование к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, измерители |
Домашнее задание |
Дата проведения |
1-2 | Древний Восток. Индия и Китай в древности |
2 | Школьная лекция | Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека | Метапредметные:Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций | Решение проблемных задач |
§2-3 | |
3-4 | Древняя Греция. От первых государств до эллинистического мира | 2 | Комбиниро- ванный урок | Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры | Предметные: Определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Метапредметные:Характеризовать полисную политико-правовую организацию | Работа с документами. Работа с картой, с иллюстративным материалом. Решение проблемных задач |
§4-5 | |
5-6 | Древний Рим. От возникновения города до падения империи | 2 | Групповая работа с использованием текста учебника | Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь | Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права.Выявлять причины появления и особенности христианства | Работа в группе с текстом. Тестирование | §6-7 | |
7 | Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы | 1 | Урок с элементами практической работы | «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов. | Предметные: Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Метапредметные: Характеризовать сословно-корпоративный строй | Работа с картой, схемами, документами | §8 | |
8 | Расцвет западноевропейского христианского мира | 1 | Школьная лекция | Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстания, демографический спад | Предметные:Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Метапредметные:Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право | Решение проблемных задач | §9 | |
9 | Византийское средневековье | 1 | Групповая работа с использованием текста учебника | Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях | Предметные: определять роль ныения Византии. Личностные: Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия | Работа в группах. Выполнение заданий на выявление характерных черт | §10 | |
10 | Исламский мир в Средние века | 1 | Комбинированный урок | Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания | Метапредметные:Анализировать особенности исламской цивилизации | Индивидуальные задания. Тестирование | §11 | |
11-12 | Индия, Китай и Япония в Средние века | 2 | Урок с элементами ролевой игры | Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья | Предметные:Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке Метапредметные:. Выявлять причины отличий | Работа по группам. Решение познавательных задач | §12,13, вопросы 1,2 с. 157, вопросы 1,3,4 с. 170 | |
13-14 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний мир и Средневековье» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары) Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества | Предметные: Сравнивать цивилизации Древнего мира, выявляя общее и отличия. Метапредметные:Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья | Решение проблемных заданий. Тестирование. Работа в группах | Повторить §2-13 | |
15-16 | Возникновение мирового рынка. Общество и экономика старого порядка | 2 | Школьная лекция | Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. | Предметные: Знать принципы периодизации истории. Метапредметные: Выявлять причины и признаки модернизации. Сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира/ Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма | Фронтальный опрос. Работа с понятиями. Работа со схемами и диаграммами. Выполнение заданий на установление причинно-следственных связей | §15.16 | |
17 | Промышленная революция | 1 | Урок с элементами практической работы | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции Циклический характер развития рыночной экономики. Внутренняя колонизация | Личностные: Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развитии рыночной экономики | Работа с таблицами. Работа со схемами | §17, вопросы 1,2,3 с.221 | |
18-19 | Индустриальное общество | 2 | Урок с элементами практической работы | Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов | Предметные:Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Х Метапредметные: арактеризовать социальную структуру общества в XIX в. | Работа с историческими текстами по группам | §18, вопрос 5 с.233 | |
20 | Религия и церковь в начале Нового времени | 1 | Урок с элементами ролевой игры | Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации. | Предметные:Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Метапредметные:Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации | Выполнение в группе познавательных заданий | §19, вопросы 1,2 с. 245 | |
21-22 | Наука и общественно-политическая мысль. Художественная культура | 2 | Комбинированный урок | Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира bXVII-XIXbb. Культурное и философское наследие Нового времени | Предметные:Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Метапредметные: Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени | Составление таблицы | §20, 21 вопрос 2 с.258 | |
23-24 | Государство на Западе и Востоке | 2 | Групповая работа с использованием текста учебника | От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей | Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Личностные: Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета | Работа в группах на выявление причин и характерных черт. | §22, вопросы 3,4 с.281 | |
25-26 | Политические революции XVII-XVII! Вв. | 2 | Школьная лекция | Буржуазные революции XVII—XIX вв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания | Предметные:Характеризовать исторические предпосылки, значение революций X Метапредметные:VII-XIX вв. Анализировать идеологии социальных и политических движений | Решение проблемных задач | §23-24, вопрос 6 с. 297 | |
27-29 | Становление либеральной демократии | 3 | Лабораторное занятие | Становление гражданского общества. Философско –мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение | Предметные: Знать признаки гражданского общества. Метапредметные:Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм | Составление таблицы, схемы. Работа с понятиями | §25, вопросы 1,4 с.311 Опережающее задание к ученической конференции «Итоги развития человечества к середине XIX в.» | |
30-31 | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время | 2 | Комбинированный урок | Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традициные общества Востока. «Периферия» евроатлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах | Предметные:Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Метапредметные:Сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма | Выполнение заданий для установления причинно-следственных связей | §26, вопрос 3 с.322 (письменно) | |
32-33 | «Европейское равновесие». XVII—XVIII вв. конфликты и противоречия XIX в. | 2 | Урок с элементами практической работы | Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира | Предметные:Знать особенности системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Метапредметные: Определять последствия решений Венского конгресса | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | §27, вопрос 3 с.335, §28, вопрос 4 с.348 | |
34-36 | Резерв | | | | | | | |
№/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домаш нее задание | Дата прове дения урока |
| Раздел. Аполей и кризис советской системы 1945-1991 гг. | | | | | | |
1-2 | Место и роль СССР в послевоенном мире | 2 | Урок лекция | Сущность «холодной войны», причины роста влияния коммунистического движения | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.26 | |
3-4 | Востановление и развитие экономики | 2 | Комбинированный урок | Особенности проведения денежной реформы в СССР в 1947 г., положение советской деревни в послевоенные годы | Составление таблицы | П.27 | |
5-6 | Изменения в политической системе в послевоенные годы | 2 | Урок-практическое занятие | Репрессии в послевоенное время, методы для поддержания социальной стабильности в стране | Составление таблицы | П.28 | |
7-8 | Идеология, наука и культура в послевоенные годы | 2 | Урок с элементами ролевой игры | Космополитизм, изменения в системе образования, тенденции развития советского искусства | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.29 | |
9-10 | Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Методы национальной политики в послевоенные годы, положение выселенных, репрессированных народов | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | Материал для самостоятельной работы | |
11-12 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Послевоенная повседневность | 2 | Комбинированный урок | Особенности советско-китайских отношений в послевоенный период, корейская война, военный паритет с США | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.30 | |
13-14 | Смена политического курса | 2 | Урок-практическое занятие | Внутрипартийная борьба за власть в 1953-1957 гг., процесс реабилитации | Составление таблицы | П.31 | |
15-16 | Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х- середине 1960-х гг. | 2 | Урок с элементами ролевой игры | Развитие промышленности, сельского хозяйства, успехи социальной политики | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.32 | |
17-18 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х-середине 1960-х гг. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Реформа образования в СССР, ужесточение государственного курса по отношению к церкви | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.33 | |
19-20 | Политика мирного сосуществования в 1950-х первой половине 1960-х гг. | 2 | Урок-практическое занятие | Кульминация гонки вооружений, политика по отношению к странам «третьего мира» | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.35 | |
21-22 | Политическое развитие в 1960-х-середине 1980-х гг. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Особенности Конституции 1977 г., ресталинизация, идеологические новации Ю.В, Андропова | Составление таблицы | П.36 | |
23-24 | Социально-экономическое развитие страны в 1960-хсередине 1980-х гг. | 2 | Комбинированный урок | Экономическая реформа 1965 г., причины отрыва экономики СССР от экономики западных стран | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | | |
25-26 | Национальная политика и национальные движения в 1960-х-середине 1980-х гг. | 2 | Урок-практическое занятие | Национальная политика, активизация национальных движений, итоги развития советского федеративного государства | Проектная деятельность | Материал для самостоятельной работы | |
27-28 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х-первой половине 1980-х гг. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Движение дисседентов, особенности повседневной жизни | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.37 | |
29-30 | Политика разрядки международной напряженности | 2 | Комбинированный урок | Региональные конфликты, «доктрина Брежнева» | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.38 | |
31 | Урок повторения по теме: Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. | 1 | Урок проверки знаний | | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.26-П.38 | |
| Раздел. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.( продолжение ) | | | | | | |
32-33 | СССР и мир в начале 1980-хредпосылки реформ | 2 | Комбинированный урок | Явления в развитии мирового сообщества, социально-экономическое положение СССР, чехословацко-венгерская модель модернизации | Работа в группах на выявление причин и характерных черт | П.39 | |
34-35 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985-19991 гг. | 2 | лекция | Ускорение, госприемка, хозрасчет, кооператив, этапы перестройки, «500 дней», итоги развития | Составление таблицы | П.40 | |
36-37 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки | 2 | Урок с элементами ролевой игры | «гласность», роль СМИ, культурная жизнь в эпоху перестройки | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.41 | |
38-39 | Реформы политической системы | 2 | Комбинированный урок | Конституционная реформа , 1 съезд народных депутатов, многопартийность, реформирование экономики | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.42 | |
40-41 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике | 2 | Урок-практическое занятие | Основные направления, разоружение, однополярный мир, итоги реализации | Составление таблицы | П.43 | |
42-43 | Национальная политика и подъем национальных движений. распад СССР | 2 | Урок с элементами ролевой игры | Противостояние между союзным Центром и республиками, новый союзный договор, отставка Горбачева | Анализ документа | П.44 | |
44 | Урок повторения по теме: Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. | 1 | Урок проверки знаний | Две-три исторические личности изучаемого периода, наиболее яркие явления для периода 1945-1991 гг. | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.39-П.44 | |
| Раздел Российская Федерация | | | | | | |
45-46 | Российская экономика на пути к рынку | 2 | Комбинированный урок | «шоковая терапия», экономические мероприятия правительства, финансовый кризис, результаты реформ | Работа в группах на выявление причин и характерных черт | П.45 | |
47-48 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е годы | 2 | Урок-практическое занятие | Многопартийность, Конституция РФ, политическая борьба, | Работа с историческими источниками | П.46 | |
49-50 | Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Новые принципы федеративного устройства, чеченская проблема | Уметь работать с различными источниками исторической информации | Стр.55-60 | |
51-52 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 2 | Комбинированный урок | Перемены в духовной жизни, коммерциализация культуры, развитие отечественной науки | Составление таблицы | П.47 | |
53-54 | Геополитическое положение и внешняя политика в 190-е гг. | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Внешнеполитическая концепция России, НАТО, СНГ,ГУУАМ, АТЭС, ОБСЕ | Работа в группах на выявление причин и характерных черт | П.48 | |
55-56 | Политическая жизнь России в начале 21 века | 2 | Комбинированный урок с элементами беседы | Государственная символика, урегулирование военно-политического кризиса в Чечне | Работа с картой. Работа с историческими текстами. Работа с понятиями | П.49 | |
57-58 | Экономика России в начале 21 века | 2 | Комбинированный урок | Приоритетные направления экономической политики, демографическая политика | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.50 | |
59-60 | Повседневная и духовная жизнь | 2 | лекция | Изменения в повседневной жизни, возрождение религиозной жизни | Уметь работать с различными источниками исторической информации | П.51 | |
61-62 | Внешняя политика России в начале 21 века. | 2 | Комбинированный урок | Новая внешнеполитическая стратегия, укрепление позиций России | Работа с таблицами | П.52 | |
63-64 | Россия в 2008-2014 | 2 | Урок с элементами ролевой игры | Программа развития России, социальная политика | Работа в группах на выявление причин и характерных черт | П.53 | |
65 | Урок повторения по теме Российская Федерация | 1 | Урок проверки знаний | «Знакомые личности России конца 20- начала 21 века» | П.45-П.53 | | |
66-68 | Резерв | 3 | | | | | |