Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная школа №53»
ОБСУЖДЕНА: на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от « 28 » августа 2017 г. | РЕКОМЕНДОВАНА: педагогическим советом школы Протокол № 1 от « 29 » августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы МКОУ «Специальная школа №53» __________ Рычкова Г.А. « 1 » сентября 2017 г. |
Рабочая учебная программа
по предмету
«Изобразительная деятельность»
для ученицы 1 класса Морозовой Л.Ю.
составлена на основе программы
обученния глубоко умственно отсталых детей под редакцией
А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Научно-исследовательский институт
Дефектологии АПН СССР – М., 1983 г.
Авторы: Маллер А.Р., Цикото Г.В.
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, "Просвещение", 2011 года
Составитель программы:
Грюмова С.С.
учитель надомного обучения
Новокузнецк, 2017 г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе требований к возможным личностным и предметным результатам освоения АООП МКОУ «Специальная школа № 53»,программы формировании базовых учебных действий с учетом программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией Маллер А.Р., Цикото Г.В./Научно – исследовательский институт Дефектологии АПН СССР – М., 1983г.;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
социальная адаптация обучающихся, развитие умения пользоваться практическими навыками в повседневной жизни.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
обучать умению соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями, а так же приемам и средствам рисования; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
корригировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
Структура программы представлена следующими разделами:
Выявление навыков рисования
Лепка
Аппликация
Декоративное рисование
Рисование с натуры
Рисование на тему
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает знакомство с элементарными знаниями о рисовании, лепке и аппликации. Развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, дает возможность в дальнейшем использовать приобретенные навыки в разных видах продуктивной деятельности: в предметах школьного курса (письмо, математика), а так же в повседневной жизни.
Практическая направленность реализуется через привитие специальных умений и навыков изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни;
интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.
Коррекционная направленность обеспечивается через совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, обогащение и уточнения представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» является начальным звеном в формировании представлений о материалах, цвете, форме и так далее (из содержания) пропедевтическим этапом формированиикоррекционно развивающей и воспитательной работе, в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простого к сложному, когда ранее пройденный материал постоянно включается в новые виды работ, закрепляется и вводился в самостоятельную деятельность обучающихся на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.
В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: практические занятия.
3. Описаниеместа учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа №53» общий объем учебного времени в 1 классе составляет 66 часов, 2 часа в неделю.
4. Возможные личностные и предметные результаты учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Учебный предмет «изобразительная деятельность» ориентирован:
на обучение умению соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями, а так же приемам и средствам рисования;
на развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
на воспитание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
на корригированные недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
на совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета «изобразительная деятельность»:
социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование эстетических потребностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво-некрасиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
использование различных изобразительных технологий;
развитие способности к совместной и самостоятельной деятельности;
накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Содержание учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
Выявление навыков рисования:
Понятия «вверх» и «низ» бумаги; основные цвета; прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; прямые линии различной толщины (тропинка, шнурки, ветка);
графический след:
пальцем
карандашом
кистью;
последовательность действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, опускание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду; работа в контуре.
Лепка:
Яблоко, гриб; большой и маленький мяч; буквы: а, о, у; чашки и блюдце; неваляшка (пластилин).
Аппликация:
Работа с бумагой: закладки из цветной бумаги; геометрические фигуры из цветной бумаги квадрат, круг; изделия из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей; аппликация из цветной бумаги: дом, солнышко; аппликация из трафаретных форм: «овощи», «грибок», «дом с крышей», «окошко», «машина-грузовик».
Декоративное рисование:
Рисование по точкам и закрашивание; прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (лесенка, шарфик, узор); круг по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам; «узор из кругов»; рисование по трафарету: огурец, помидор; вадрат и круг; прямоугольник и треугольник; дом.
Рисование с натуры:
Рисование по точкам моркови; рисование букв: а, о, у; рисование по точкам букв; рисование цифр: 1, 2, 3; рисование по замыслу; рисование геометрических фигур; рисование домика (высокий и низкий); рисование по трафарету и опорным точкам; рисование разноцветных флажков: большой и маленький; узор из треугольников в полосе; рисование по опорным точкам: ёлочка, морковь.
Рисование на тему:
Узор из растительных элементов карандашом; рисование с натуры : связка шаров; рисование на тему: «салют», «цветы», «разноцветные флажки: большие и маленькие»; рисование по замыслу; рисование: «что бывает круглым»; рисование: листья деревьев, ярко светит солнышко.
- Тематическое планирование учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во ч. в разд. | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Выявление навыков рисования | 13 | Выявление навыков рисования. Развитие умения правильно держать карандаш. Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте. Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый). Развивать умение проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам. Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге ( тропинка, шнурки, ветки). Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур. |
2 | Лепка | 8 | |
3 | Аппликация | 13 | |
4 | Декоративное рисование | 11 | Содействовать выработки у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый. |
5 | Рисование с натуры | 11 | Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры. |
6 | Рисование на тему | 10 | Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов ( наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «изобразительная деятельность»
Наборы карандашей
Мелки для рисования
Альбом для рисования
Цветная бумага
Цветной картон
Пластилин
Дощечка
Влажные салфетки
Клей карандаш
Краски акварельные, гуашевые
Баночка (непроливайка)
Кисточки (щетинка, белка, пони)
Выставочные образцы
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
1 класс 66 часов
№ п/п | № п/п | Название раздела | Кол-во ч. | Дата | Примеч |
Выявление навыков рисования |
1 | 1 | Понятия «вверх» и «низ» бумаги | 1 | | |
2 | 2 | Основные цвета | 1 | | |
3 | 3 | Прямые линии | 1 | | |
4 | 4 | Вертикальные линии | 1 | | |
5 | 5 | Горизонтальные линии | 1 | | |
6 | 6 | Наклонные линии | 1 | | |
7 | 7 | Прямые линии различной толщины: тропинка | 1 | | |
8 | 8 | Прямые линии различной толщины: шнурки | 1 | | |
9 | 9 | Прямые линии различной толщины: ветка | 1 | | |
10 | 10 | Графический след: пальцем | 1 | | |
11 | 11 | Графический след: карандашом | 1 | | |
12 | 12 | Графический след: кистью | 1 | | |
13 | 13 | Последовательность действий при работе с красками | 1 | | |
Лепка (пластилин) |
14 | 1 | Яблоко | 1 | | |
15 | 2 | Гриб | 1 | | |
16 | 3 | Большой и маленький мяч | 1 | | |
17 | 4 | Буква: а | 1 | | |
18 | 5 | Буква: о | 1 | | |
19 | 6 | Буква: у | 1 | | |
20 | 7 | Чашки и блюдце | 1 | | |
21 | 8 | Неваляшка | 1 | | |
Аппликация |
22 23 | 1 2 | Закладка из цветной бумаги | 2 | | |
24 | 3 | Геометрическая фигура – круг | 1 | | |
25 | 4 | Геометрическая фигура – квадрат | 1 | | |
26 | 5 | Изделия из двух готовых деталей: грибок | 1 | | |
27 | 6 | Изделия из двух готовых деталей: дом с крышей | 1 | | |
28 | 7 | Аппликация из цветной бумаги – дом | 1 | | |
29 | 8 | Аппликация из цветной бумаги – солнышко | 1 | | |
30 | 9 | Аппликация из трафаретных форм: овощи | 1 | | |
31 | 10 | Аппликация из трафаретных форм: грибок | 1 | | |
32 | 11 | Аппликация из трафаретных форм: дом с крышей | 1 | | |
33 | 12 | Аппликация из трафаретных форм: окошко | 1 | | |
34 | 13 | Аппликация из трафаретных форм: машина-грузовик | 1 | | |
Декоративное рисование |
35 | 1 | Рисование и закрашивание по точкам | 1 | | |
36 | 2 | Рисование прямых линий (лесенка) | 1 | | |
37 | 3 | Рисование вертикальных линий (шарфик) | 1 | | |
38 | 4 | Рисование наклонных линий (узор) | 1 | | |
39 | 5 | Рисование круга по трафарету | 1 | | |
40 | 6 | Узор из кругов | 1 | | |
41 | 7 | Рисование по трафарету «огурец» | 1 | | |
42 | 8 | Рисование по трафарету «помидор» | 1 | | |
43 | 9 | Рисование по трафарету «круг, квадрат» | 1 | | |
44 | 10 | Рисование по трафарету «прямоугольник, треугольник» | 1 | | |
45 | 11 | Рисование по трафарету «дом» | 1 | | |
Рисование с натуры |
46 | 1 | Рисование по точкам моркови | 1 | | |
47 | 2 | Рисование букв: а, о, у | 1 | | |
48 | 3 | Рисование цифр: 1, 2, 3 | 1 | | |
49 | 4 | Рисование по замыслу | 1 | | |
50 | 5 | Рисование геометрических фигур | 1 | | |
51 | 6 | Рисование домика (высокий, низкий) | 1 | | |
52 | 7 | Рисование разноцветных флажков: большой, маленький | 1 | | |
53 | 8 | Узор из треугольников в полосе | 1 | | |
54 | 9 | Рисование по опорным точкам: ёлочка | 1 | | |
55 | 10 | Рисование по опорным точкам: морковь | 1 | | |
56 | 11 | Рисование по замыслу | 1 | | |
Рисование на тему |
57 | 1 | Ярко светит солнышко | 1 | | |
58 | 2 | Мячик (большой, маленький) | 1 | | |
59 | 3 | Грибок (большой, маленький) | 1 | | |
60 | 4 | Салют | 1 | | |
61 | 5 | Цветы | 1 | | |
62 | 6 | Разноцветные флажки (большие, маленькие) | 1 | | |
63 | 7 | Что бывает круглым | 1 | | |
64 | 8 | Что бывает квадратным | 1 | | |
65 | 9 | Фрукты | 1 | | |
66 | 10 | Овощи | 1 | | |