№ | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |
1 | Художник и зритель. Золотые краски осени
| Урок вхождения в тему | Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера? | Изобразительное искусство, пейзаж, цвет, оттенки цветов. | Научатся изображать приметы осени и определять произведения живописи | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; Познавательные: понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре | Эстетическое восприятие окружающего мира, произведения искусств | |
2 | Жанр пейзажа. Какого цвета осень? | Урок освоения новых знаний и способов действия | Какого цвета осень? | Натюрморт, композиция. | Научатся определять специфику изобразительного искусства, выразительные возможности языка искусства; описывать красоту нарядной осени и богатство красок, цветов, форм даров природы, изображенных в живописных репродукциях и миниатюрах. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах | Стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка | |
3 | Щедра осенью земля – матушка. «Богатый урожай» Р.к. «Щедра осенью Костромская земля-матушка» Композиция на тему «Богатый урожай» | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать овощи? | Гуашь, композиция | Научатся определять специфику изобразительного искусства, выразительные возможности языка искусства | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах | Стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка | |
4 | Техника отдельного мазка. Рисование осеннего пейзажа по памяти. Р.к. «Осенний пейзаж» Рисунок по представлению в технике раздельного мазка: изображение костромской осенней природы. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как нарисовать осенний пейзаж? | Пейзаж | Научатся понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям изобразительного искусства | Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы Познавательные: анализ и сравнение произведений искусства Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности | Ориентация в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством | |
5 | Превращение точки и пятна в изображение рябины. Рисование с натуры ветки рябины. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как превратить в рябину точки и пятна? | Краски, палитра, размер, линия, пятно, штрих | Научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства | Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом Познавательные: овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, формулировать свое мнение | Самоопределение – оценивание произведения искусства и выражение собственного мнения о них при посещении выставок | |
6 | Понятие о симметричном изображении. «Нарисуй нарядную сечку» | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изобразить сечку? | Сечка, силуэт, акварель | Научатся определять сущность и особенности объектов и явлений действительности в соответствии с изучаемой темой, смысл понятия силуэт, симметричное изображение. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные: рассуждение о художественной культуре, о специфике изобразительного искусства, об образной природе искусства Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками, вести диалог | Осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности как гражданина России | |
7 | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Что такое хохлома? | Узоры хохломы | Научатся чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями | Эстетическое восприятие произведения искусства | |
8 | Повтор главных элементов травного орнамента. Рисование травного орнамента | Урок совершенствования способов действий. | Как изобразить травный орнамент? | Элементы травного орнамента | Научатся изображать элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»; рисовать орнамент гуашью | Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Познавательные: формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата) Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях | Эстетическое восприятие красоты элементов травного орнамента хохломы | |
9 | Повтор и вариация элементов орнамента хохломы. Р.к. «Расписные Костромы» Элементы расписных орнаментов Костромской области. | Урок совершенствования способов действий. | Какие существуют правила рисования орнамента гуашью? | Завитки, усики, ягодки | Научатся изображать элементы травного орнамента: «усики», «завитки», «кустики». | Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Познавательные: формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата) Коммуникативные: уметь строить коммуникативно-речевые действия (высказывания) | Эстетическое восприятие красоты элементов травного орнамента хохломы | |
10 | Рисование узоров золотой хохломы | | Как нарисовать узоры? | Хохлома, гуашь, альбом | Научатся передавать форму, ритм и композицию узора; импровизировать по мотивам хохломской росписи. | Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Познавательные: умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество | Эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусств | |
11 | Ансамбль русского народного костюма. Украшение наряда красавицы | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как исполнить орнамент в разной технике в украшении костюма? | Рубаха, сарафан, душегрейка. | Научатся определять народный костюм и его части (рубаха, сарафан, душегрея, венец). описывать красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента на частях ансамбля. | Регулятивные: принимать учебную задачу Познавательные: умение использовать элементы орнамента в разной технике Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Эстетическое восприятие окружающего мира | |
12 | Герои сказок в произведениях художников. Изображение героев зимних сказок. Р.к. «Дом Деда Мороза и Снегурочки» . Рисование по представлению изб и теремов. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изобразить героев сказки? | | Научатся различать виды произведений изобразительного искусства: живопись, книжную графику; сравнивать их. | Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Познавательные: обсуждение сюжетов картин; изображение героев зимних сказок Коммуникативные: владеть образной речью. | Эстетическое восприятие чудесного мира сказок | |
13 | Изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями. Р.к. «Костромская зима» . «Зимний пейзаж черно-белыми линиями». | Урок освоения новых знаний и способов действия | Что такое графика? | Графика | Научатся определять способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Познавательные: изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание | Эстетическое восприятие красоты зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире | |
14 | Линия и мазок в художественном изображении. Рисование снежных цветов на окне. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Что такое мазок? | Линия, мазок, акварель | Научатся различать элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей»; выполнять белой тушью на цветной бумаге кружевной узор | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество. | Восприятие красоты художественного изображения | |
15 | Знакомство с каргопольской игрушкой. Роспись силуэтов игрушек. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать каргопольский узор? | Цвета каргопольского узора | Научатся выполнять роспись силуэтов игрушек гуашью | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Познавательные: выделение основных черт каргопольской игрушки Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. | Эстетическое восприятие каргопольской игрушки | |
16 | Роспись глиняных игрушек . Р.к. «Глиняная игрушка» Рассказать в рисунке сказку о Петровской игрушке. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как расписывать глиняную игрушку? | Глиняная игрушка, роспись | Научатся изображать узоры каргопольской игрушки; выполнять роспись глиняной игрушки гуашью | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Познавательные: роспись глиняной игрушки Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание | Эстетическое восприятие каргопольской игрушки | |
17 | Украшение снаряжения русского богатыря | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как украсить снаряжение богатыря? | шлем, кольчуга, щит, меч | Научатся узнавать отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему и называть их авторов; высказывать свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин | Стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря) | |
18 | Образ богатыря в живописи и графике. Портрет русского богатыря. | Урок совершенствования способов действий. | Как украсить воинские доспехи? | Портрет, доспехи, гуашь | Научатся применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению); выражать собственное мнение при оценке произведений искусства; рисовать портрет | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осуществление анализа образа богатыря Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению | Стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка | |
19 | Изображение по воображению животных. Конь- огонь. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать коня? | Обычаи, предания, сказки, пословицы, поговорки | Научатся раскрывать образ коня в сказках, народной игрушке. Изображать по воображению животных; создавать декоративную композицию по представлению | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: изображение по воображению животных; осуществление анализа образа «коня-огня» Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве | Стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции | |
20 | Рисование первых весенних цветов по памяти. Р.к. «Красуйся, красота, по цветам лазоревым» Рисунок весенних цветов костромских садов и лесов. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как рисовать весенние цветы? | Пейзаж, натюрморт. | Научатся применять разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия), передавать оттенки цвета | Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями Познавательные: выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению | Адекватная мотивация: внутренняя позиция, самооценка | |
21 | Дымковская игрушка. Повтор дымковских узоров | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать дымковскую игрушку? | Юбка, кофта, передник, кокошник | Научатся устанавливать связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства; воспринимать образный строй народной игрушки; выполнять повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки | Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения Познавательные: грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях | Проявление самостоятельности, способности к художественно-творческой (изобразительной) деятельности | |
22 | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. Вариация дымковских узоров. Р.к. « Вариации на основе известных глиняных игрушек. Передача настроения Кустодиевской ярмарки в декоративной композиции. Коллективная работа. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать дымковскую игрушку? | Юбка, кофта, передник, кокошник | Научатся воспринимать образный строй народной игрушки; выполнять художественно-творческую задачу на импровизацию по мотивам дымковского орнамента | Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения Познавательные: грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях | Проявление самостоятельности, способности к художественно-творческой (изобразительной) деятельности | |
23 | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. Рисование с натуры весенней веточки. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как рисовать весеннюю веточку? | Пейзаж, пятно, мазок, цветная линия | Научатся применять разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия); определять пейзаж, натюрморт | Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение. | Способность к творческой деятельности | |
24 | Рисование бегущего ручья по представлению. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий изобразить ручей? | Пейзаж, пятно, мазок, цветная линия, акварель | Научатся владеть приемами сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью; использовать художественные материалы; применять средства художественной выразительности | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. | Способность к творческой деятельности | |
25 | Рисование героев сказок Пушкина по представлению. Р.к. «Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров» . Изображение Костромской Снегурочки. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как создать образ любимого персонажа? | Гуашь | Научатся передавать свое отношение к любимому герою с помощью цвета, формы, орнаментального украшения; создавать рисунок по представлению гуашью | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в литературных произведениях Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. | Адекватная мотивация: осознание ответственности, самостоятельная и личная ответственность | |
26 | Пропорции и форма различных садовых цветов. Рисование с натуры весенних цветов. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как рисовать весенние цветы? | Пропорция, форма, образ | Научатся создавать образ цветка на основе увиденного; рисовать с натуры; владеть техническими приемами (пятно, мазок, линия, штрих) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Познавательные: составление описания весенних цветов; умение пользоваться техническими приемами Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию | Эмоциональное и эстетическое восприятие разнообразных по форме и цвету весенних садовых, полевых и лесных цветов | |
27 | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как превращать раздельные мазки, цветные пятна в изображение пейзажа. | Мазок, пятно, линия, штрих | Научатся подбирать оттенки теплых и холодных цветов на палитрах и в композиции; владеть техникой использования в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Познавательные: видение и ведение поиска решения проблемы, прогнозирующей получение живописного изображения Коммуникативные: уметь намечать перспективы | Восприятие себя как активного субъекта саморазвития | |
28 | Понятие о теплых и холодных цветах. Превращение красочного пятна в дерево. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как превратить красочное пятно в изображение дерева | Пятно, акварель | Научатся подбирать оттенки теплых и холодных цветов на палитрах и в композиции; создавать сближение цвета; превращать красочное пятно в изображение. | Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Познавательные: создание творческой работы по представлению Коммуникативные: уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя | Умение передавать свое отношение к изображению | |
29 | Рисование природы по представлению. Р.к. «Какого цвета земля родная» Проект « Какую красоту родной земли мы увидели, шагая за солнышком осенью, зимой, весной, летом?» Творческая работа | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как рисовать природу по представлению? | Графика, живопись | Научатся определять некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства | Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Познавательные: выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. | Понимание значения красоты природы | |
30 | Особенности художественного творчества. Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как использовать в рисунках точки, линии, мазки, пятна? | Художник, пейзаж, точки, линии, мазки, пятна | Научатся использовать в своей композиции красочное пятно и цветную линию; применять основные средства художественной выразительности | Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о рисунке. Познавательные: осуществление анализа изображаемой природы с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы | Понимание значения красоты природы | |
31 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры из овощей и фруктов. | Урок освоения новых знаний и способов действия | Как изображать овощи, фрукты? | Натюрморт | Научатся применять средства художественной выразительности в рисунке с натуры и по представлению. | Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке (какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?) и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса Познавательные: осуществление поиска необходимой информации о натюрморте, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве. | Обладание способностью к творческому развитию | |
32 | Основы изобразительного языка живописи. Какого цвета страна родная | Урок освоения новых знаний и способов действия | Какого цвета страна родная? | Акварель | Научатся выбирать художественные материалы для создания своего замысла | Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию | Обладание способностью к творческому развитию | |
33 | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Выставка работ. | Комбинированный | Какие правила соблюдали при выполнении практических работ? | Диагностические карты | Научатся обобщать и систематизировать знания по всем темам курса, проверят степень усвоения знаний, выделив то, что подлежит усвоению. | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: проведение анализа изделия с выделением существенных признаков. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слышат сверстников во время обсуждения. | Адекватное оценивание собственных учебных достижений на основе выделенных критериев. | |